Ответы на замечания к статье О том, кто всегда скр

Ответы на замечания к статье «О том, кто всегда скрывается во тьме…»
I). О парадигмальной интерпретации науки.
Один верующий интеллектуал, обративший внимание на эту статью, заметил: «Складывается такое впечатление, что автор застрял в XVII веке – его взгляд на науку тождественен взгляду того времени. Похоже, автор ничего не знает о парадигмальной интерпретации науки».
Действительно, я не упоминаю в статье эту интерпретацию. Но не упоминать не значит не знать. Эта интерпретация фактически составляет отдельную тему для статьи или даже книги. Естественно, что я обошел этот вопрос, не желая выходить за узкие рамки, навязываемые жанром статьи.
Говоря о парадигмальной интерпретации науки, прежде всего, вспоминают работы Томаса Куна. Согласно этому автору развитие науки – это всего лишь смена парадигм, способов видения реальности. Парадигмы эпистемологически несоизмеримы. Говоря образно, наука в одну эпоху смотрит на мир через «зеленые очки», а в другую – через «красные». И тот, и другой взгляд равноправны и являются по сути лишь способом упорядочивания наших представлений о реальности.
Вполне предсказуемо, что мой ученый оппонент тотчас помянул именно эту интерпретацию сущности научного знания. Эта интерпретация фактически отдает науку во власть религии или идеологии. И именно поэтому я проигнорировал в своей статье эту концепцию.
Концепция Томаса Куна есть одна из многих разновидностей феноменализма. Феноменалистическая интерпретация научного знания покоится на непреодолимом убеждении, что характер и природа познающего субъекта являются решающим фактором в научном познании. Феноменализм склонен либо отрицать, либо минимизировать факт получения нами реального знания о мире. И он склонен воспринимать научное знание как конструкцию, создаваемую субъектом на основе его (субъекта) внутренних структур и доминант.
Я не склонен полностью обесценивать эвристический вклад феноменализма в понимание природы и обстоятельств человеческого познания. Этот вклад достаточно велик. За последние три столетия феноменалистические изыскания серьезно обогатили философию науки. Но я убежден, что научный вклад феноменалистов можно использовать лишь в том случае, если их теории будут интегрированы в реалистскую интерпретации сущности науки.
Позиция эпистемологического реализма альтернативна феноменализму. Если феноменализм полагает, что наше познание есть конструирование реальности, то реализм полагает, что наше познание есть отражение реальности. Часто реализм именуют «наивным», поскольку он якобы игнорирует активную роль субъекта в познании и не замечает трудностей и сложностей, создаваемых этой активностью. Но это обвинение несправедливо. Представители реалистской позиции таких ошибок не совершают. Здесь мы видим, что их противники просто ненамеренно примитивизируют позицию реализма – так легче с ней сражаться. Подобный прием, кстати, тотчас дезавуирует убежденность феноменалистов в том, что их концепция по своей сущности неизмеримо сложнее и интеллектуальнее, чем концепция реализма. Если это было бы так, то феноменалисту было бы несложно адекватно понять и оценить позицию реализма. Но в действительности мы видим, что он может ее воспроизвести, лишь чудовищно упрощая.
Интеграция феноменалистических теорий в концепцию эпистемологического реализма необходима и полезна. Мы признаем, что наше познание есть отражение реальности. Но это отражение не зеркальное. Мы создаем множество интеллектуальных конструкций, долженствующих уловить и объяснить эту реальность. Поскольку эти конструкции есть всего лишь приспособления, они вносят в знание свой искажающий элемент. И они же испытывают на себе чудовищное давление субъективных факторов и доминант. Феноменализм «съел на этом деле не одну собаку». Разумно использовать феноменалистическое знание. Но использовать его необходимо не с тем, чтобы заявить, что познание реального мира невозможно, а с тем, чтобы сделать это познание более глубоким и точным. Тот, кто предупрежден – тот вооружен. Зная механизмы искажения объективного знания субъективными структурами, мы получаем возможность нейтрализовать эти механизмы.
Таким образом, я не считаю феноменализм вздорной философией. Но если мы будем опираться лишь на один феноменализм, то именно такую философию мы получим. Здесь дело обстоит также как с лекарством. В концентрированном и большом объеме оно способно убить человека, но употребленное в разумной пропорции оно принесет благо.
Официально феноменализм является одной из позиций философии науки. Иными словами, феноменалист – это ученый, который ставит для себя задачу понять какова природа научного познания. Но с позиции феноменализма наука ничем не отличается от религии или идеологии. Ученый, который заявляет, что наука не дает объективной истины, упраздняет самого себя как ученого.
Неудивительно, что феноменализм столь любим апологетами религии. Наука с точки зрения феноменализма есть лишь интерпретация, интеллектуальная конструкция. В этом отношении, она ничем не отличается от религии или идеологии. Уже одного этого вполне достаточно апологету религии: «коготок увяз – всей птичке пропасть». Если и наука, и религия есть всего лишь интерпретации, то не лучше ли выбрать ту интерпретацию, которая дает человеку смысл, надежду, нравственные ориентиры? Конечно, лучше. И если мы делаем подобный выбор, то тогда необходимо пренебречь интеллектуальной конструкцией, которая покушается на то, что дает нам смысл, надежду и нравственные ориентиры. Вот мы уже и получили примат религии. А уж отбросить «строительные леса» (феноменалистские конструкции) и представить религию абсолютным знанием, гарантированным самим Богом, - дело несложное.
Таким образом, намеренно или ненамеренно феноменалисты своей позицией просто убивают науку. Учитывая это, неудивительно, что я проигнорировал феноменалистскую интерпретацию науки в своей статье. Неразумно затевать сражение, когда начальник вашего штаба – агент противника.
Феноменалисты в прямом смысле являются «агентами» вненаучных форм познания. Это легко доказать, обратившись к истории возникновения и развития феноменализма. Первый последовательный и сознательный феноменалист – Джордж Беркли - открыто заявлял, что его философия имеет задачей защиту религии. Да и сам Беркли был священнослужителем. Другой титан феноменализма – Иманнуил Кант, истово верующий философ, который так сформулировал цель своих философских изысканий: ограничить знание, чтобы дать место вере. В этой плеяде великих феноменалистов XVIII века, пожалуй, особняком стоит лишь Дэвид Юм. Он использовал свой феноменализм в качестве мягкого средства отрицания Бога. Но пример Юма демонстрирует лишь то, что феноменализм обоюдоострое оружие. Впрочем, от феноменализма больше страдает наука, нежели религия – верующему легче игнорировать измышления каких-то там философов.
Таково начало феноменалистской философии. Продолжение ее под стать началу. Мы видим, что на протяжении XIX – XX вв. к феноменализму приходят те, кто недоволен безжалостным разрушением наукой всевозможных человеческих иллюзий. Страшась претензий науки, они выставляют феноменалистскую позицию как главное средство сдерживания этих претензий.
Судя по всему, сам Томас Кун не стремился «потрафить» религии. Но его интерпретация науки объективно выгодна апологетам религии. Именно поэтому, в свете всего вышесказанного и развивая приведенный мною образ, я говорю: «Когда меня спрашивают: «Почему Вы не используете феноменалистскую (парадигмальную) интерпретацию научного познания?», - то для меня это равносильно тому, как если бы вражеский полководец, с которым я собираюсь вести сражение, спрашивал меня, почему я не пользуюсь услугами своего начальника штаба – его агента. Потому и не использую».
Подводя итог, считаю необходимым отметить. Прогресс научного знания налицо. Он представлен, как минимум, таким сверхочевидным фактом, как научно-технический прогресс. Самый ярый противник науки, пользуясь современными техническими средствами, фактически капитулирует перед ней. Не понимая этого, он просто демонстрирует слабость собственных рефлексивных способностей. Но это проблема его, а не моя и не науки. Томас Кун прав в том пункте, когда он фиксирует наличие в различные исторические эпохи различных парадигм, структурирующих научное познание. Но он не прав, говоря о их несоизмеримости и феноменальности. Образно говоря, науку можно сравнить с путешественником, чей путь бесконечно долог. Сообразно обстоятельствам этот путешественник облачается в различные одежды, но это не означает, что он перестает идти. Наоборот, удачно выбранная одежда лишь помогает ему в его путешествии.


Рецензии
Уважаемый С.Н., у меня сломался принтер поэтому пишу здесь.
Критика критической критики.
КритикИ - это текст К в отношении текста Ч. Критическая - это критика Ч в отношении текста К. КритикА это моя критика в отношении критической критики Ч в отношении критики К.
Сразу резюме: "дурью" интеллектуальной "маетесь", господа ! Религия и наука - "вещи несовместные", не сопоставимые, не соотносимые. Поэтому весь Ваш спор - дело бесполезное и бессмысленное.
И в этом свете позиция К более адекватная, чем позиция Ч. Он просто написал свои религиозно мотивированные ВПЕЧАТЛЕНИЯ о тексте Ч, пренебрегая оттенками и частностями ("благо" цивилизация у Ч или "по преимуществу благо"; не вдаваясь в подробности ПОЧЕМУ Осипов в популяризации "снижает планку") И вообще вывод о работе Ч делает не в конце, а в начале чтения его работы. То есть К просто "отмахивается" от научного подхода Ч как от комара. И он прав. Ибо он владеет религиозной истиной, данной ему по вере. А это и начало, и конец, и "Альфа", и "Омега".
А Ч не прав, выстраивая систему начно обоснованных аргументов по поводу бытия и небытия Бога, и ожидая таких же аргументов от К. И то, и другое неадекватно, и по отношению к предмету, и по отношению к оппоненту.
Теперь по формальным критериям. Здесь я согласен с критикой Ч в адрес К. 1. согласен, что "главный тезис статьи" - "постулирование верующими проявлений Бога ... был проигнорирован". 2. Что Ч, вопреки К, не утверждал, что наука "единственный" способ познания истины. 3. Что нельзя во введению судить о целом работы.
Но на мой взгляд, это не следствие злонамеренной фальсификации, а результат небрежности, Просто К не придавал серьезного значения тексту Ч как не относщегося к сути дела веры.
С уважением, И.В.

Игорь Малышев Эстетика   01.03.2013 19:02     Заявить о нарушении
Комментарии на «Критику к. к.» Малышева
В данный момент я не имею возможности и большого желания вступать в полемику по вопросам религии с еще одним оппонентом – прежде надо завершить уже начатое. Но поскольку Вы решили сделать несколько теоретических суждений на этот счет, я считаю своим долгом их кратко прокомментировать.
Вы пишите: «Сразу резюме: "дурью" интеллектуальной "маетесь", господа ! Религия и наука - "вещи несовместные", не сопоставимые, не соотносимые. Поэтому весь Ваш спор - дело бесполезное и бессмысленное».
Здесь в действительности содержится три различные проблемы.
Первая. Возможно ли достижение когнитивного консенсуса между нами (мною и К.) на предмет истины? Скорее всего, нет! И здесь Вы абсолютно правы.
Вторая. В праве ли наука делать суждения о существовании Бога? Я уверен – да! И доказательству этого тезиса посвящена моя статья.
Третья. Должна ли наука полемизировать с религией? Безусловно, должна!
Эта статья была инициирована очередным спором с верующим, в который раз настаивающим на том, что в этом пункте наука должна занимать позицию полного агностицизма. Но это невозможно и неприемлемо.
Во-первых, религия охотно прибегает к авторитету науки, если ей кажется, что наука свидетельствует в ее пользу. Во-вторых, религия постоянно вмешивается в науку, пытаясь утвердить выгодные ей теории. Характерный пример: всемирно известный биолог Докинз был вынужден написать две фундаментальных книги в защиту атеизма, поскольку он понял, что если не защищаться от интервенции религии в науку, то однажды наука просто исчезнет.
Согласен, верующему ничего нельзя доказать! Но отказываться от полемики тоже нельзя. Эта полемика – трудный и тягостный долг ученого. Каждая социальная форма жизни борется за выживание и пытается экспансировать. Если ученые замолчат и предоставят слово лишь верующим, то однажды они обнаружат, что университеты и академии заполнены попами и для науки не осталось места. И без того религия очень сильна. В книжном магазине Вы обнаружите множество полок с книгами религиозного содержания, но с трудом найдете (если найдете) книгу в защиту атеизма.
Свой нынешний статус, свою современную социальную позицию наука завоевала в тяжелейшей борьбе. Столетиями ученые «маялись дурью», полемизируя с религией. Эта полемика позволила науке завоевать умы миллионов людей и преобразовать мир. Если мы сейчас от этой полемики откажемся, то предадим предыдущие поколения ученых и предоставим религии возможность вновь завоевать мир. Как представитель науки я не хочу, чтобы моя социальная форма жизни была побеждена и уничтожена. Я пытаюсь бороться. И я не считаю, что просветители, Маркс, Гексли или Докинз «маялись дурью».
Вы пишете: «А Ч не прав, выстраивая систему начно обоснованных аргументов по поводу бытия и небытия Бога, и ожидая таких же аргументов от К. И то, и другое неадекватно, и по отношению к предмету, и по отношению к оппоненту».
Моя статья как раз и доказывает – прав, «выстраивая систему начно обоснованных аргументов по поводу бытия и небытия Бога, и ожидая таких же аргументов от К.»; адекватно «и по отношению к предмету, и по отношению к оппоненту». Но это не единственный мой метод – в иных случаях я «принимаю» аксиомы верующих (по принципу – «как если бы», «допустим») и дискутирую с ними с позиции их аксиом: там то же есть масса проблем, разрушающих традиционную религию. Так что я использую все способы полемики.
Вы пишите: «Но на мой взгляд, это не следствие злонамеренной фальсификации, а результат небрежности». В своем отзыве я тоже отклоняю предположение о злонамеренности. Но вне зависимости от мотивов К. - результат один.
С уважением.
Чухлеб С. Н.

Сергей Белхов   26.03.2013 23:06   Заявить о нарушении