Днепрогресс

Одним из пунктов программы приключений, запланированных на это лето, было выведение в пространство осязаемой реальности ещё одного давнего и хорошего интернетного знакомства. В Днепропетровске – всего в какой-то сотне с небольшим километров от Никополя готова была меня принять ещё одна чудесная женщина. Опять-таки, общаясь с человеком в сети, близко узнаёшь его, становишься в курсе его жизненных коллизий со всеми подробностями, да и, рано или поздно, просто-напросто начинаешь чувствовать. И здесь я тоже хорошо представляла, в чьи объятия еду. В этой замечательной женщине с блеском сочетались самые лучшие черты, которые она вобрала в себя как уроженка севера, но жительница юга с большим стажем. Интеллект и обаяние, чувство юмора и выдержка, деловитость и гостеприимство – и всё это целый длинный, прекрасный летний день было для одной меня!
Маруся – очень чёткий человек, строго воспитанный работой, – не привыкла терять времени попусту. Для начала она точно рассчитала предполагаемое время моего прибытия (которое, впрочем, я нарушила по причине незнания местных особенностей), а, сняв меня со второй по счёту маршрутки, деловито отвела в кассу и сразу купила для меня обратный билет, не забыв точно выяснить время отправления трёх (на всякий случай) последних рейсов на Никополь. После чего изложила мне два (на выбор) варианта культурной программы и повела гулять.
Чуден Днепр при тихой погоде! И прекрасен величественный Днепропетровск с его узкими старыми улочками, подъёмами-спусками, тенистыми парками и живописными аллеями, нарядными зданиями и удивительными памятниками. Набережная великой реки с «плавучими» ресторанчиками над самой водой, слегка эклектичная, как водится, архитектура старого города, тишина пешеходных улиц, контрастирующая с оживлённым и весьма загазованным, пыльным проспектом… Я фотографировала скульптуры и фонтаны, памятники истории и градостроительства – все местные достопримечательности, которые, как заправский гид, мне показывала Маруся. Под её живые, колоритные рассказы мы обошли, кажется, полгорода, по ходу дела обнаружив в городе, где она живёт много лет, и то, мимо чего она пробегала чуть что не каждый день, не обращая внимания. Известное дело – пророков нет в своём отечестве. Камень некому бросить…

В середине дня мы дошли вдоль реки до моста, соединяющего городскую набережную с Монастырским островом. На круче которого, прямо против городской смотровой площадки, горел на солнце золотой купол красивейшей Николаевской церкви, что был заметен среди живописных зелёных кущ ещё за несколько километров. Мост, тоже достаточно старое сооружение, представлял собой симпатичную ажурную конструкцию, на вид очень «лёгкую». Впервые я поднималась по такому «кружеву» из деревянных ступеней, все металлические опоры которой на несколько пролётов были густо обвешены замками. Сколько же молодожёнов, и просто влюблённых пар отметилось тут с горячим запросом о вечной любви! Глупенькие… ДА кто же запирает счастье на замок? Это всё равно, что ветер в комнате запереть. Разве будет огонь гореть без притока свежего воздуха? Разве сможет живое расти и развиваться, как оно окрепнет и зацветёт, чтобы принести свои волшебные плоды, если законсервировать его без естественного света и живительной влаги? В одиночестве, в замкнутой ограниченности горшка, банки или ящика, в искусственной почве, оторванное от собратьев, лишённое естественных преград и защит? А то ведь рухнет под тяжестью навешанных ожиданий, не справившись, не вынеся, как крепкие на вид опоры этого самого моста, который, кажется, уже скрипит и угрожающе проседает под многотонной тяжестью замкового бремени! Я стояла на мосту, задумчиво глядя в малахитовые узоры, выписанные на воде величественного Днепра цветущей ряской…

Мы гуляли до самого вечера. Маруся водила меня по городу как хозяйка хорошего дома, впервые принимающая гостей, не отходит от них и заботится, предупреждая любые желания. Мы пообедали вкуснейшей рыбой в уютном речном  ресторанчике, прошлись мимо проектного института, которому она преданно служит уже долгие годы, обошли самые знаменитые парки города, заглядывали в разные кафешки, поднимались на смотровую площадку, бродили по бульвару… И говорили, говорили. Рассказывала, в основном она: я-то любитель послушать на халявку, а рассказчицкий дар – одно из многочисленных Марусиных достоинств – слишком ценная вещь, чтобы пренебречь таким удовольствием. Истории из сегодняшней её жизни перемежались яркими воспоминаниями юности – и не могу сказать, что было для меня интереснее. Рассказы о недавних встречах с нашими общими интернетовскими подругами сменялись дискуссиями о психологии. Маруся оказалась буквально кладом, нет, сейфом, доверху набитым любопытнейшими материалами: перебирать бы их и читать, читать до ночи, до утра… Но, увы. Всему в этой жизни, даже самому лучшему, рано или поздно приходит конец, как известно из сказок. И вечер, который мы, как могли, оттягивали, всё же наступил. Расставаться было очень жаль, но на закате солнца я последний раз вдохнула гостеприимный воздух Днепропетровска, слегка подкрашенный ароматом Марусиной сигаретки, и села в маршрутку.

Южная ночь настала быстро, и дорога, которую я и без того не знала, стала и вовсе неразличимой для меня. Устав, я несколько раз проваливалась в дрёму, но не могла позволить себе выключиться. Дело в том, что непроницаемый хохол за рулём, не шибко хорошо воспринимавший русскую речь (или же просто оказавшийся неразговорчивым), вёл машину явно на автопилоте. В принципе, оно и понятно, когда и впереди, и по обеим сторонам – хоть глаз коли, а в потёмках, не подсвеченных и парой звёздочек из-за натянувшихся облаков, вдоль дороги тянутся бесконечные ровные поля, лишь местами перемежаемые редким леском. А мне-то надо было сойти, не доезжая до никопольского автовокзала. Моя остановка, где в эдаких потёмках встречала меня Анна, была в двадцати километрах от города. И, если я промахнусь, то обратно в деревню из Никополя поеду на такси. Которое ещё надо где-то поймать… И  хрен с ним, что так гораздо дороже и дольше, а просто уж больно хлопотно. И спать охота – поздно уже, и мои там изводятся, за целый-то день, что не виделись. Да и деревня большая, я же нужного дома впотьмах нипочём не найду! В общем, то Аня мне, то я звонила ей с дороги раз пятнадцать, всякий раз пытаясь отчитаться, где именно я нахожусь. К середине дороги уже вся маршрутка хором подсказывала мне, где мы едем сейчас, а пьяный дядечка, клевавший носом с самого Днепропетровска, вдруг вскинулся и пообещал, что самолично высадит меня на нужном повороте.  Наконец, уже часа через два, дорога сначала замелькала светоотражателями, а потом и вспыхнула огнями. Ярко освещённый придорожный магазинчик возле остановки, сама старая будка, стела на ответвлении шоссе… Приехали! С самого краю дорожного полотна, в запылённом бурьяне стояли двое: детёныш, по уши перепачканный шоколадом, и моя Анечка – в домашнем фартуке и с телефоном в руке. Они подхватили меня с обеих сторон и повели по незаметной тропке прямиком через кукурузное поле. Сияющим в ночном небе флажком молодой месяц указывал нам дорогу домой…


Рецензии