Мои дети. Так они говорили

МОИ ДЕТИ
Светлана, Наташа и Володя, вам я посвящая свой труд. Во многом я виноват перед вами, не всегда я был с вами, не всегда смог передать  вам свою душу. Я надеюсь, что вы мне сможете простить, потому что должны знать, что , пока я жив, я буду с вами, что у вас есть отец, который любит вас, тревожится за вас, мечтает, чтобы у вас в жизни всё получилось. Сейчас вы уже достаточно взрослые, но для меня вы такие же маленькие, как и раньше, когда только начинали лепетать и произносить первые “афоризмы”. Возможно, что вы с улыбкой прочтёте  свои высказывания, но это ваше детство, это ваша жизнь.
Я верю, что  то хорошее, что есть в нас, Альтовых, вы передадите своим детям, а потом и внукам. И наш след на земле будет достойным. Учитесь на ошибках взрослых, чтобы их никогда не повторить. Будьте добрыми, отзывчивыми, терпимыми к людям, помните, что добро всегда возвращается добром, хоть иногда этого приходится ждать всю жизнь.

Ваш папа.

Светлана Альтова

Света родилась 18 декабря 1971 года. Утром (был выходной день) моя мать позвонила в родильный дом  на ул. 8 Марта и узнала, что у неё родилась внучка. Я ещё спал, как все кинулись меня поздравлять, и на радостях упал с кровати. В окно ярко светило солнце после нескольких пасмурных дней, поэтому имя родилось сразу – Светлана, хоть и родилась она с чёрными волосами.


Январь 1974 года. Свете три года. Жили мы в щитовом домике в Степном посёлке.
1974
–– Света, ты полетишь в космос?
–– Да, полечу. Когда у меня будет лакета.
*******
–– Надо посмотреть налево, потом наплаво, а не нестись как мая угорелая моя.
********
–– Почему мама ходит на лаботу, ведь тёти не ходят на лаботу. Пусть ходит один папа.

Света раскрыла маленькую книжечку “Устав КПСС” и делает вид, что читает.
–– Света, что ты читаешь?
–– Детефтиф.

У Светы подозревали косоглазие. Но врачи сказали, что у неё такой разрез глаз. Я говорю ей, чтобы она посмотрела на меня. Но она, отведя глаза в сторону, говорит:
–– Это лазлез глаз.
*******
–– Папа, у тебя на лаботе нету чёлных клысов? (Имеется в виду крысы).
–– Нет.
–– А у мамы?
–– Есть.
–– Я их палькой вигоню!
*******
–– Какие-то дулаки сломали клышку люка. И теперь человек будет идти и упадёт, и его не будет, о весь дом будет плакать.
*******
–– Анюту забрала милиция, потому что она плохо себя вела.
–– Милиция – гадкая, невоспитанная, её надо в угол поставить.
*******
Вера закричала на Свету. Та сделала обиженные глаза и говорит:
–– Мамочка! Не кличи. Скажи тихим нежным голосом и я послушаюсь.
*******
Света надела мамину сорочку.
–– Света, ты что?
–– Мама, я – Мавликивна.
(Маврикивна – персонаж эстрадных и телевизионных юмористических миниатюр – мужчина, изображающий старуху).
*******
Света всю ночь просыпалась. То воды, то на горшочек просилась, то молочка. Когда она в очередной раз проснулась, то Вера не выдержала и закричала:
–– Ну что тебе ещё?
–– Потанцевать хочу!
*******(
Папочка, тебя мама не любит, а я люблю.

1975
Света в гостях у бабы Томы.
–– Баба Тома, а где на ёлке колокольчик?
–– Баба Поля позвонила и разбила его.
–– А мы так высоко повесили колокольчик, что ваша баба Полина Ванна не достанет.
*******
Свете купили новое красивое платье.
–– Мама, мне надо шить только такие платья, раз я ваша девочка.
*******
–– Мама, зачем ты накладываешь себе так много, папе не останется.
*******
–– Кошку надо привязать. Она на ёлку прыгает, иголки так и сыпятся.
*******
–– И зачем папу положили в больницу? Ведь нам не дадут другого папу.
********
–– Когда мой папа болел, пришла соседка, тётя Нина, говорит, возьмите нашего папу, а мне не надо другого папу, у меня есть мой папа.
*******
–– У моей  кошечки и моего заиньки папу тоже положили в больницу.
********
–– Папа, купи мне танк, не живой танк, а игрушечный.
*******
Света читает стихи, разученные в садике:
И светлей горит звезда
В этот день осенний,
Будем жить с тобой всегда,
Как учил нас Ленин.
–– Света, а кто такой Ленин?
–– Это,  который звезду включает.
*******
–– Так чем же, Света, зебра отличается от обыкновенной лошадки?
–– Это – лошадка. Зовут – зебра, а фамилия – лошадка.
*******
–– Папа такой невоспитанный. Его воспитывать надо.
*******
–– В садике нет папы и мамы, поэтому мы и спим там. А дома же папа и мама, разве заснёшь?!
*******
–– По трубе не надо лазить, можно в дым упасть.
*******
–– Света, ты почему папе не дала шоколадку?
–– Она очень сладкая.
*******
–– Папа наш чудесный. Мама, люби его.
*******
–– Света, это – “Джоконда” – лучшая картина в мире.
–– В мире животных, что ли?
*******
–– Мама разделась, и у ней спинка голопузая...
*******
–– Если ты так любишь свою дочь, то пора дочке почитать, папа.
*******
–– Баба, не ругай папу, у него давно уже лысина на голове.
*******
–– Света, это было так давно, когда тебя ещё не было даже в проекте...
–– И это тебя не огорчало, мама?
*******
Дядя Дима:
–– Света, пойдём кататься на коньках?
–– Ты что сдурел? На коньках по снегу катаются.
*******
–– Мама, а у бабы Яги дети есть?
––Да.
–– Они называются бабы-ягятки?
*******
–– Света, зачем ты включила громко радио?
–– Пусть кот Васька слушает последние известия.
*******
Звонок папе  на работу:
–– Папа, не пей на работе и за углом, а возьми бутылку, приди домой и выпей.
*******
–– Мама, а почему нельзя смотреть, когда мужчины моются?
*******
–– Мы сегодня вместе с мамой шли и в неё снегом попали, хорошо, что не в меня.
*******
–– Мама меня воспитывает по-плохому. Сама говорит, что не балует, а сама балует.
*******
Спел Свете песню: “Я не папина, я не мамина, я на улице росла, меня курица снесла”. На что Света спросила: “А разве яйцо может говорить?”

1976

–– А в большой омархаянной книге нарисованы лошадки.
(Имеет в виду книгу из Всемирной литературы “Ирано-таджикская поэзия”, где есть Омар Хайям, когда я купил маленький сборник Омара Хайяма без иллюстраций).
*******
–– Папа! Ты когда-нибудь меня наденешь Дедом Морозом? 
*******
Во дворе на улице Тимирязева.

–– Папа! Показывали такой хороший фильм, а Оренбург на него напал. (Тогда в первую программу телевидения врезались передачи Оренбургского ТВ).
******
–– Как сладко пахнет книга. (Рассматривает новый альбом).
*******
–– Я скоро вырасту больше мамы, и уже я буду её бить.
(Судя по этому высказыванию, мама иногда шлёпала Свету, я же – никогда).
*******
–– Уже весна придвигается...
*******
–– Мурка смотрит глазками в окно, а сама думает свои кисьи думы...
*******
Едем в машине, Света разводит руками:
–– Ни черта этот Оренбург не чистят.
*******
–– Почему вы меня не купили тогда, когда баба Тома была девочкой, мы бы с ней играли и я бы её возила на плечах.
*******   
–– Я сяду рядом и буду рассказывать книги.
–– Только про себя.
–– Это же, мама, книги не про меня.
*******
В споре:
–– Я слышала, как ты кричал, когда был маленьким.
––  Когда я был маленьким, тебя на свете не было.
–– Я была в магазине и слышала, как ты кричал.
*******
Ночью у Светы запутались ноги в простыне. Будит мать:
–– Ой, мама, где мои ноги.
*******
–– Мне не холодно под этим одеялом. Я соберусь в кучку и мне – жарко.
*******
Берёт книгу о Пугачёве:
–– Этот дядя любит лошадей. (В книге много рисунков с конями).
*******
–– Света, у тебя выпадут молочные зубы.
–– Может, ещё и руки выпадут?!

1977

–– Мама, ты никогда не будешь старенькой. Бабушки ведь не бывают худыми.
*******
–– Кино? Это такой большой телевизор на всю стену.
*******
–– Мама! У папы под одеялом секс.
*******
–– Мама, тебе тётя Люба купила перстень. Теперь ты будешь щёлкать перстами. Только надо, чтобы тётя Люба тебе два прислала.
*******
Свете ставят клизму, она кричит:
–– Отец, отец, не смотри! Ради бога, не проткните меня насквозь!
****(***
–– Я не буду учиться читать. Потому что не буду деткам своим читать книжки. Мамы ведь всегда заняты.
*******
–– Если папа сойдёт с ума, мы его не будем возвращать назад.

1978

–– Приличный человек не пойдёт кататься на коньках, особенно когда его жена болеет.
*******
–– В книгах могут чёрте что писать, а ты их повторяешь.
*******
8 марта.
–– Неужели в этой семье мне не подарят подарка.
–– Мама, папа сделал нам подарок – помыл посуду. Такого сроду не бывало.
*******
–– Трактирщик – который работает на тракторе.
*******
–– Света, какие города ты знаешь?
–– Оренбург, Москва, Пермь, Юг, Калуга, Франция.
*******
О Евгении Леонове:
–– Бедный дядя! В двух фильмах играет!
*******
–– Папа, а это что за балет?
–– “Спартак”.
–– А что у него в руке?
–– Меч.
–– Зачем меч? Ведь должна быть клюшка, если “Спартак”.
*******
–– Папа, смотри: пол-луны за небо засунулось.
*****8*
–– Ещё рано: ещё “салют неоглушимый” (так она интерпретировала слова гимна “Союз нерушимый”) не играли.
 *******
–– У меня сегодня второй день рождения, потому что баба Тома мне не дала подарка.


1979

–– Мне явно не те родители попались.
*******
–– Мама, порядочные люди не обманывают!
–– А он разве порядочный?
–– Если бросил курить, то порядочный.
*******
–– А игрушки живые. Я ночью видела, как жирафка головой качала, и лошадка...
*******
–– Мама! В какой передаче говорят о том, что человека положили в больницу, лечили и вылечили? В “Очевидное – невероятное”?
*******
–– У меня из-за тебя в нервах ухудшение.
*******
–– За уши надо таскать непослушаемых отцов.
*******
–– Папа опять записывает (Свету раздражало, когда я записывал её изречения”), лучше бы я ничего не говорила.
*******
–– У меня все ноги изуродованные, а она мне – ходи, ходи!
*******
–– С этого момента вы меня не любите.
*******
Света взяла из открытого ящика газеты, чтобы отнести их соседям. Я у неё взял, чтобы просто просмотреть, она же стала ругаться: “Нельзя читать чужие газеты!”
*******
–– Мама меня бережёт. Она о Настеньке и слышать не хочет. (Мы надумали завести второго ребёнка, и если девочка, то назвать решили Настенька – Анастасия Андреевна Альтова).
*******
–– Света, а какие города ты знаешь теперь?
––  Ленинград, Новотроицк, Чёрное море...
*******
–– Я люблю неварённое варенье.( Имеются в виду свежие ягоды).
*******
–– Света, почему ты нам не помогаешь?
–– Хочу баром жить.
*******
–– Я вся хочу быть в маму, в её национальность – в грузинку.
*******
–– Пока мама соберётся рожать, я уже чебурашку родила.
********
–– Ты думаешь, мне сердцу не больно, когда ты меня записываешь?!
********
–– Аппетит своим блокнотом испортил. (Речь идёт о моих записях её высказываний в блокноте).
*******
–– Завтра, баба Тома, вставай в 8. Будешь нас  подчевать.
********
–– Я тебя предупреждаю, что с ним больше не разговариваю.
*******
––  С тобою нервов не наберёшься.
*******
–– Мама, ты заметила, что папа стал как базарная баба.
*******
–– Пропал наш Карпов, он уже не чемпион. (По телевидению шла передача о Спасском как 10 чемпионе мира по шахматам).
*******
7.11.79.
Из разорванной сигареты сыпется пепел, а Света кричит, “ой, положите, из неё прах сыпется!”
*******
–– Если мама не родит Настеньку, тогда я рожу.
*******
1.12.79.
–– Был бы у нас папа такой хороший, тогда бы играл в ансамбле. Ему дали бы такую блестящую рубашку и гитару.
*******
–– Если б маленький знал, какие ему родители достались, он бы ни за что не родился.
*******
–– Если бы я знала, что у меня такой папа, я бы не родилась.
*******



–– Мамочка, у тебя такой пупочек, словно второй животик.

1980

–– Мама, не ложись рядом с папой. У него не все дома, и у тебя будет тоже самое.
*******
–– Какие все дураки были во время войны – богу молились.
*******
–– Мама, дай папе по губам, я тебе буду очень благодарна.
*******
–– Второго нам не надо. Мама этого-то, скрепя сердце, рожает.
*******
–– Если ты меня назовёшь Настенькой, меня Евгения Юдовна не пустит в класс, скажет: уходи в колхозную школу.
*******
–– Папу одурачили. (Коротко подстригли).
*******
–– Когда я вырасту, я напишу три поэмы. Одну посвящу птицам, другую – Ленину, третью – Пушкину.
*******
–– Какая я несчастная, папа у меня дежурит (по газете). Лучше пусть он был торговым работником.
*******
–– У меня очень плохо работает нос, папины ноги даже не чувствую.
*******
–– И зачем мы такого крикуна купили, лучше бы купили лошадь. (Это уже про Вову!)

Ноябрь или декабрь 1980 года.
–– У нас папа пардонится: второй раз в туалет пошёл.
*******
–– Папа! В кого ты меня превратил?!
*******
–– Это, когда война была, люди в подвалах жили.
*******
–– У нас сыночка будет порядочным, не то что папа.
******
–– Это всё от недостаточной половой жизни.
–– Ну и иди, стели пол.
******
–– Ничего я не рыдаю, это просто слёзы у меня льются.

1981

–– Мама, на отца римского покушались.
*******
–– Я раны отмакиваю.
*******
–– Раньше все в бога верили, хоть русские, хоть нерусские.

1982

–– Что-то морозит... Голова раскалывается... Надо написать записку, чтобы меня на физкультуру не взяли.
*******
–– Ну, никогда не думала, что “Но-шпа” так пишется: “но” чёрточка “шпа”.
*******
Мама:
––  Вы мне ребёнка заикой сделаете!
–– Такого ребёнка не сделаешь.

1883

–– Света, ты спишь?
–– Нет, я думаю, почему у папы такое маленькое одеяло. (Одеяло было свёрнуто вчетверо).
******
–– У врачей не всё в порядке, через каждый час приходят и щупают живот.
******
––  Пусть шведы выиграют, пусть шведы выиграют: я глазливая, у меня глаза карие.

07.83.
–– Выходить надо по любви, а то потом всю жизнь мучаться.

–– У тебя, папа, все воруют, всех лечить надо, один ты – чистенький!

Продолжение следует. Света, Наташа и Вова


Рецензии
Андрей, это ты всё вспоминал или у тебя были записи? У меня мама за Денисом записывала. Он этими афоризмами просто сыпал. А вот Надежда говорила просто по делу. Всегда приятно и интересно читать, что лопочут дети. Иногда обнаруживаешь такую глубину, что жутко становится.

Валентина Абакумова   20.05.2012 13:21     Заявить о нарушении
ВалечКа! Да записывал, там же даты стоят. А дальше следующик дети. Где Элеонора? Она обиджедась чт я её барлонессой не взял в Монархи

Андрей Альтов   20.05.2012 14:34   Заявить о нарушении