Кое-что об истоках пятидесятничества
Михаил: Ни в коем случае. Наше движение не возникло на пустом месте, как это иногда пытаются представить. Учение о дарах Святого Духа, которые могут проявляться в каждом христианине, ведет свое начало от апостолов, когда духовный огонь пламенел в любом верующем сердце. Впоследствии этот огонь, конечно, ослабевал, но среди христиан всегда находились люди, указывающие на истинное учение. Напр., в конце 2 века появляется течение монтанистов, желавшее возобновить действие даров остыв¬шей церкви (это течение не было свободно от крайностей). Оно, однако, было подавлено господствовавшей церковью, которая ограничивала чудеса отдельными "святыми", а их экстатические переживания - апостольс¬ким веком. Происходит искажение первоначального состояния церкви, т.к. она переживает небиблейское разделение на дающих спасение священников и получающую спасение "паству" (вместо библейского учения о всеобщем священстве). Личная вера уступает место дающему спасение таинству: вместо личного решения к покаянию и следующего затем рождения свыше приходит таинство крещения, вместо крещения Святым Духом - таинство миропомазания . Несмотря на это, даже в средние века Иоахим Флорский учил об эре Святого Духа, когда вернутся Его дары, бывшие в апостольские времена. Но только во времена Реформации, истинное учение начинает освобождаться из-под власти лжи. Впрочем, Лютер, как и католики, считал, что видимое ниспослание Святого Духа осталось в апостольских временах.
В какой-то степени, нашими предшественниками были и анабаптисты с учением о сознательном крещении и о непосредственном общении с Духом, хотя их практическая деятельность порой была ужасна. В 17 веке в среде лютеранства появляется пиетизм (Ф. Шпенер), учивший о личном переживании возрождения. Но гораздо ближе к пятидесятничеству был основатель мето¬дизма Джон Уэсли, переживания которого (и учение о рождении свыше) уди¬вительно созвучны нашим. Он, в частности, так говорит о своем пережи¬вании в январе 1739 года: "Примерно в 3 часа утра ... сила Божия могучим образом сошла на нас, так что многие из нас громко кричали от изобильной радости, а также падали на пол. Как только мы немного пришли в себя, мы в один голос произнесли: Мы славим тебя, о Боже, мы исповедуем, что Ты - Господь." . Еще раньше, в середине 17 в. Джордж Фокс, основатель движения квакеров учил о внутреннем свете, озаряющем душу верующего. При этом отвергались таинства и обряды. Во время собраний мужчины или женщины, чувствовавшие присутствие внутреннего духовного света, выступали с проповедью (у квакеров были случаи "говорения на языках"). Спустя столетие реформатский проповедник Джонатан Эдвардс развивал сходное учение о "внутреннем озарении", которое непосредственно посылается душе Богом. В 19 столетии о переживании духовного крещения свидетельствовали Чарлз Финней и Дуайт Л. Муди. Последний писал: "Я пос¬тоянно воздыхал, чтобы Бог исполнил меня Своим Духом. И тут однажды ... я имел такое переживание Его святой любви, что мне пришлось попросить Его приостановить .. я теперь ни за что на свете не хочу возвращаться назад, туда, где я находился до этого благословенного переживания" . Упомяну также о "движении святости" (перфекционизме), которое своим учением о христианском совершенстве оказало серьезное влияние на пятидесятничество. Таким образом, в основании нашего движения лежит, начиная с апостольского века, глубокая традиция, гласящая, что Дары Святого Духа всегда и во веки с нами!
Иоанн: Если позволите, сделаю несколько замечаний. О служениях под руководством В. Сеймора в 1906 году Вы рассказали так (цитируя чье-то свидетельство), будто это полное возвращение к служению первых христиан. Однако на этих собраниях, по многим сообщениям, царил не только дух любви. Люди истерически смеялись, рыдали, тряслись, производили неконтролируемые движения .
Михаил: Что же здесь особенного? Это было проявление ниспослания даров Духа Святого.
Иоанн: Об этих дарах мы еще поговорим. А пока стоит обсудить предшественников вашего исповедания. Eсли говорить о монтанистах, то они сами свои пророчества приравнивали к Библии, и по-видимому, были против брака. Квакеры тоже считали, что при озарении светом книги уже не нужны. Что касается пиетистов, то их концентрация на религиозных чувствах до¬вольно быстро привела к нарушениям в догматике. А у находившегося под сильным влиянием пиетизма лютеранского теолога Шлейермахера само поня¬тие о Боге размывается (как и многие другие понятия христианства) . Кстати, для многих перечисленных вами движений характерно полубезразличное, пренебрежительное отношение к христианским догматам, размышления о которых осуждается как нечто "стесняющее полноту переживаний".
Видимо, придется коснуться и истории возникновения пятидесятничества в России. Репутация ваших миссионеров подчас оставляет желать лучшего. Напр., ваши проповедники, приез¬жая в баптистские общины, выдавали себя за баптистов или евангельских христиан (эти исповедания существовали тогда раздельно), имея на руках удостоверения проповедников за подписью руководителей данных исповеданий (в частности И.С. Проханова - главы российских евангельских христиан), которых они, по-видимому, также вводили в заблуждение . Другой проповедник, И.Е. Воронаев, тоже святостью не блистал. Пресвитер пятидесятнической общины в Сан-Франциско А. Николаус писал: "Воронаев в Сан-Франциско был проповедником, но был исключен за обман. Он обманул и русских братьев, и американских; желая продвинуться вперед, он подыскал себе подобных и вместе с ними написал, как будто от имени общины, прошение в Американский комитет, что община просит комитет рукоположить Воронаева в пресвитеры! После обман открылся и Воронаев был исключен" .
Михаил. Зачем Вы все это рассказываете? Я тоже могу много отрицательного сказать о православных священниках, ну и что? Везде есть недостойные люди.
Иоанн: Простите, пожалуйста, но я привел эти примеры не с целью произвести дешевый эффект по принципу: раз кто-то из пятидесятников согрешил, значит, все они такие. Речь идет о людях, которые стояли у истоков вашего движения в России, т.е. об основателях. Если мы знаем, что основатель данного движения был, мягко говоря, не очень праведен, то это кладет тень на все движение. Кроме того, ведь и сейчас представи¬тели протестантских исповеданий в России часто соблюдают принцип кон-фессиональной анонимности и, призывая людей придти на соответствующее собрание, не сообщают о том, к какому именно исповеданию они принадлежат.
Михаил: Мы называем себя христианами - это самое главное. К тому же в России вокруг нашего исповедания создан образ зловещей секты, поэтому постоянное использование названия "пятидесятники" породило бы серьезные затруднения проповеди Евангелия.
Иоанн: Позвольте, но разве христианин может лгать? Вы называете себя христианами, но это только часть правды, ведь христианских испове¬даний очень много. И потом, в России "христианин" очень часто ассоциируется со словом "православный", следовательно, вероятность введения человека в заблуждение довольно велика. Любопытно было бы узнать, знакомы ли Вы с тем, какую реакцию вызвала проповедь пятидесятников в России?
Михаил: Поначалу наше движение вызвало ропот почти во всех хрис¬тианских кругах. Понадобилось время, чтобы узреть свет Божий. Если же Вы подразумеваете реакцию русского православия, то она предсказуема.
Иоанн: Да, реакция православных очевидна. Но я говорю сейчас не о ней, а о реакции гораздо более близких к вам баптистов (и евангельских христиан). Они реагировали еще резче православных, называя вас (простите, но это не мои слова) "трясунами", утверждая, что "две опас¬ности стоят на пути верующих - это жизнь без Духа Святого .. и другая, не менее опасная - ТРЯСУНСТВО" . Такое яростное неприятие пятидесятничества было вызвано не только вероучительными разногласиями, но и тем, что часто многие верующие из бап¬тистских и евангельско-христианских общин стали переходить к вам. В жур¬нале евангельских христиан "Христианин" один проповедник писал, что в его районе, в общине, состоявшей из 50 человек, остался верным "еван-гельской истине" только один, в другой общине из 130 человек осталось 45, во многих общинах - по несколько человек. Далее этот проповедник сообщил: "Насколько хватает сил, боремся с трясунством. Надеемся, что после регистрации общин Господь поможет нам разбить полчища врага" .
Ваши единоверцы отвечали своим критикам из числа протестантов вза¬имностью: "Баптисты недаром боятся и опасаются трясунов, ибо, действительно, когда эти трясуны в силе Духа Святого, проникают в общины баптистов или евангельских христиан, то до основания растрясают их общины и оставляют им только щепки да осколки" . Мне кажется, такая полемика не очень украшает обе стороны конфлик¬та. Хотелось бы спросить: Вас не удивляет, что такие разные исповедания, как православие и баптизм, тем не менее, реагировали очень похоже на пятидесятничество?
Михаил: Истина Христова всегда неприемлема, а ее проповедь всег¬да наталкивается на злобу. Я думаю, что конфликты пятидесятников с бап¬тистами остались в прошлом. Сейчас наша задача в России - обращать к Христу новых верующих.
Иоанн: Да, времена меняются. Если позволите, еще один ВОПРОС ка¬сательно предшественников пятидесятничества. Вы говорили о немецких пиетистах, английских квакерах и методистах, американских перфекционистах, а нет ли среди ваших предтеч русских религиозных движений?
Михаил: Почему же нет, в известном смысле и молокане, и штундисты - наши предшественники, хотя далеко не во всем.
Иоанн: А как вы относитесь к хлыстам?
Михаил: Я не очень хорошо знаком с этим течением; приходилось только слышать о нем что-то очень отрицательное.
Иоанн: Постараюсь рассказать Вам о нем. Секта хлыстов (к которой, вполне возможно, принадлежал Распутин) появляется в России в середине 17 века. Я не буду сейчас подробно излагать их вероучение. Скажу лишь, что оно, конечно, не было протестантским. Хлысты допускали воззрения, весьма отличавшиеся от традиционно-христианских. Например, они отри¬цали, что Христос был Богом, что Он воскрес, признавали переселение душ и т.д. Само название "хлысты" возможно, произошло обряда, во время которого они хлестали себя по телу жгутами и прутьями; как и в некоторых других русских сектах, у хлыстов были люди, отождествлявшие себя с Христом, причем в данном случае это вытекало из их вероучения, признававшего, что Бог может воплощаться в человеке много раз, поэтому были сектанты, в которых, как считалось, воплотился Бог-Отец, Сын Божий, Святой Дух. В связи с этим сектанты, в которых воплотился Сын Божий, считались "христами". Также было много "богородиц".
Все это, возможно не вызывает у Вас ощущения близости хлыстовства и пятидесятничества. Но один пункт их вероучения вызывает интерес. Они учили, что Библия теперь не имеет обязательного значения, так как они получают непосредственное озарение от Святого Духа. По их мнению, Святой Дух сообщает им дары: кому-то дается дар пророчества, кому-то исцеления, кому-то дар языков и т.п. Во время своих собраний (радений) они кружились и бегали, ссылаясь на пример пророка Давида, который скакал перед ковчегом. Происходило это по-разному: напр., составлялся круг, каждый член которого прыгал в такт, махая руками, или бегали друг за другом ОТ передней к задней стене. Все это делалось для привлечения благодати Святого Духа. А дальше "святой дух" сходил.
Весьма интересны описания этих событий. Например, отмечалось, что во время хлыстовских собраний часто наблюдается судорожный плач, всхлипывание, хохот, крик, икота, различные формы судорог . Сами хлысты так описывали свои переживания: "Сперва читают, потом поют стихи, и поют так, что невольно плачешь, слезы катят¬ся градом, делаешься словно пьяная .. Я на что держала при себе ум и не поддавалась, как другие плачут, но и то приходила в умиление, делалась сама не своя" . Другой сектант рассказывает, что он просил у братий и сестер прощения ... и когда меня прощали, на меня нападал такой смех и такая становилась на душе легкость и радость, что прыгал до изнеможения .
Многие во время молений видят блистания и огни, А ТАКЖЕ нечто вроде благоухавшего облака. Часть людей становились "ясновидящими" и "чудотворцами". Во время "схождения Святого Духа" многие участники собраний начинали втягивать воздух, или, по их словам, "ловить ртом Святого Духа". Одни сектанты дули другим в рот, считая, что этим сообщают «Святого Духа». Многие ощущали "аромат" Святого Духа. После коллективной исповеди у хлыстов возникал прилив нежности и любвеобилия: люди, которые только что с криком, воплем и слезами говорили о своих грехах, нисколько не стесняясь, теперь начинали обниматься, целоваться, называть друг друга ласкательными именами, вытирать другому слезы, оправлять одежду, волосы и т.д.
Одна из сектанток-хлыстовок рассказывает: "Когда я приходила на радения к Мокшину ... сперва начинали читать, потом петь стихи "Плачь, душа моя", и все начинают плакать .. просто навзрыд, и где слезы берутся. Затем Мокшин говорит: "Буде плакать" - и все перестают, потом начинают петь "Пришла дева без порока рай, рай". Все начинают радоваться, пля¬сать, биться о землю и Бог знает, что делать, так что волосы дыбом становятся от того, что творится: кричат, свищут, попадают все на землю и это, как объяснил мне Мокшин, от того, что Дух Святой входит в них" . Любопытны ана¬логии, проводимые сектантами: "Благодать Святого Духа напояет нас как бы пивом; от сего благодатного пива сердца наши исполняются веселием Духа Святого, и мы, будучи упоены Святым Духом, как пьяные, приходим в ра¬достное святое исступление" . После подобных экстазов сектанты чувствовали, что становилось как-то легко, радостно, светло, но в то же время иногда чувствовалось, что все тело болит, как будто "тебя изрубили или ты иссякаешь духом, причем в таких случаях стоило придти кому-либо, одаренному духом, и дохнуть на тебя, как снова чувствуется легче, как точно исцелили тебя" . Все это весьма напоминает описание харизматических собраний..
Интересно, что в состоянии Экстаза хлысты приходили Довольно легко: достаточно было завести с ними беседу о схождении Святого Духа на апостолов, и они начинали трястись, говорить и писать на разных языках. Особенно быстро их экзальтировало пение духовных стихов. Естественно, что наблюдатели таких собраний, где все участники поражались судорогами всевозможного вида и форм, говорили о демоническом характере этих радений. Известно, что радения могли превращаться в оргии. Один из бывших сектантов говорит, что после собраний "мы ложились все попарно, как бы не замечая в этом ничего преступного" . Один из хлыстовских пророков, Радаев жил в связи с 13-ю женщинами и девушками секты, причем делал это, по его словам под воздействием "духа Божьего": "Сила во мне действую¬щая так с ними (женщинами) поступать сильно нудила, что я никак не мог противиться ей (...). Я сознаю в себе дух Божий, поэтому и покоряюсь так поступать насчет девушек; боюсь свою правду ставить больше правды Божьей" .
Наверно, этот рассказ о хлыстах получился несколько хаотичным. Он необходим потому, что пятидесятничество, распространявшееся в 20-е годы в России, многие наблюдатели отождествляли с хлыстовством. В этом были едины и православные, и протестанты (баптисты и евангельские христиане). Журнал "Баптист" предлагал своим читателям такой взгляд на новое испове¬дание: Трясуны именуют себя пятидесятниками, но мы умышленно не употреб¬ляем это наименование ... ибо это чистое хлыстовство" . Возникает очевидный вопрос: почему пятидесятников принима¬ли за хлыстов многие, кто с ними сталкивался?
Свидетельство о публикации №212042200904
Инквизитор Эйзенхорн 2 05.06.2014 15:35 Заявить о нарушении
Константин Матаков 05.06.2014 16:02 Заявить о нарушении