Толерантность в виртуальном пространстве Интернет

Толерантность – неотъемлемая составляющая часть  межличностного  общения.

         Наряду с реальным миром, существует мир виртуальный, виртуальное пространство, где также происходит межличностное общение.
         Виртуальным пространством можно считать как внутренний, фантазийный мир человека, так и мир, созданный при помощи информационных технологий. В последние годы значительную роль в жизни человека приобрело виртуальное пространство - Интернет. Об особенностях межличностного общения, толерантности, интолерантности  в нём  и  пойдёт речь.

         В отличие от реального мира, где общение между людьми изучено довольно хорошо, общение в виртаульном пространстве изучено мало и имеет свои особенности.

       Особенности межличностного общения в ВИП (виртуальном пространстве):
   
• Физическая дистанция субъектов общения
• Отсутствие кинестетического и частичное отсутствие визуального, аудиального способов получения информации
• Сокращение периода перехода к более тесному личному общению
• Скорость  общения может быть контролируемой
• Стираются границы между государствами, национальностями
• Изначальное равенство собеседников, без учёта социальных статусных рангов

     Рассмотрим каждое из них подробнее.

1. Из-за неизвестной физической дистанции между собеседниками, у людей появляются следующие иллюзии:

• Иллюзия вседозволенности. Повышается эмоциональность, раскрепощённость. Причём, для интровертов, это имеет особое значение.  И может с ними сыграть плохую шутку. Замечено, что по сравнению с экстравертами, отсутствие достаточного опыта эмоционального общения, общения на публике, дискуссионного опыта в реальной жизни, становится для интровертов «камнем преткновения» при виртуальном общении. С одной стороны, они, наконец-то, могут свободно, расслабленно общаться. Чувствуя свою защищённость из-за того, что все собеседники далеко или неизвестно где и можно в любую минуту «спрятаться» - прекратить общение. С другой стороны, они могут потерять меру  в проявлении. Очень часто это влечёт за собой снижение порога толерантности. Иногда –  интолерантность.
Безусловно, экстравертов это также касается, но по сравнению с интровертами, в меньшей степени, т.к. они более привычны к эмоциональным всплесками и, как правило, научились «держать удар» в межличностном общении.
Однако следует отметить, что люди, не привыкшие контролировать свои эмоции по жизни, также не будут сдерживать их при виртуальном общении. Более того, именно здесь они будут стремиться излить как можно больше эмоциональных всплесков, выраженных в нетерпимости к собеседнику, не умении слушать и адекватно отвечать.
Также, существует категория людей, которая намеренно входит в виртуальное пространство, с целью излить накопившуюся агрессию. Посылом для этого могут быть неудачи в жизни,  депрессия, отсутствие толерантного поведения по жизни, отсутствие возможности излить свои эмоции в реальном мире.
Например, тихая женщина, испытывающая давление, как в семейной жизни, так и в рабочем коллективе, здесь может оказаться агрессивной личностью, употребляющей ненормативную лексику, выпускающую тем самым пар на ни в чём не повинных собеседников.
Почему так происходит? Ведь в  реальном мире, чтобы в общении дойти до интолерантности, как правило, нужен и большой промежуток времени, и продолжительный  период диалога как такового.

• Всё очень просто, в виртуальном пространстве рождается иллюзия безнаказанности и иллюзия нереальности собеседников. Делай, что хочешь, говори, что хочешь. Не ударят же! Физическая дистанция играет решающую роль.
Значит одним из сдерживающих факторов, проявление толерантности в межличностном общении является – реальное физическое присутствие собеседников в реальном пространстве.

• Также, виртуальность с одной стороны рождает иллюзию, искажение реального образа каждого собеседника. Что влечёт за собой неправильное восприятие и, как следствие, общение не соответствующее реальному образу человека. (Например, неправильное представление о  возрасте, образовании, половой принадлежности собеседника). Однако, с другой стороны, виртуальное пространство    позволяет воспринимать информацию, переданную собеседником мысль без лишней «шелухи», отвлекающей от сути.
Проблема создаваемого и принимаемого образа в виртуальном пространстве требует отдельного более глубокого изучения.

2. Отсутствие кинестетического способа получения информации в виртуальном пространстве способно как дезориентировать людей, так и обострить другие пути получения информации, замещая ими отсутствующее. Визуальный, аудиальный способ получения информации ущемлены частично. Непосредственный визуальный контакт между собеседниками, как правило, отсутствует. Его компенсация видео изображениями не достаточна и далеко не всегда имеет мест. Тоже и с аудиальным способом получения информации.
А вот с дигитальным способом восприятия информации дело обстоит куда лучше. Как правило, оно не ущемляется в виртуальном пространстве. Даже можно сказать, что интернет – рай для дигиталов. Такие люди чувствуют себя здесь, словно рыба в воде.
Итак, в результате  вышеизложенного, в виртуальном пространстве человек вынужден запускать в себе внутренние механизмы, которые в обычной, реальной жизни могут  использоваться им в меньшей степени, не быть доминантными. Ведь здесь ему приходится осмысливать «голую текстовую информацию», «не обогащённую» визуальным, аудио, кинестетическим способом. Получается своеобразный эффект, когда пословица – «Встречают по одёжке, а провожают по уму», -  в виртуальном пространстве не работает. Здесь сразу встречают по уму. Идёт восприятие одной только мысли другого человека. Единственное,  чем можно обогатить мысль – это эмоции. Именно поэтому они так обострены и гипертрофированы. Ведь они замещают отсутствующие способы передачи информации.

3. В результате сокращается временной промежуток перехода на более близкий контакт между людьми. Иногда период обращений на «Вы» намеренно опускается и собеседники переходят к периоду дружеско-приятельского общения с обращением на «ты». А дружеское общение заведомо предполагает в себе большую открытость, чем общение с малознакомыми людьми. И, как следствие, снижает не нужный в дружеском общении порог - сдержанности и тщательной продуманности высказываний. Именно здесь и кроется несоответствие. По сути, чужие люди, не успевшие достаточным образом узнать друг друга, понять  характер, логику  мышления, мотивацию высказываний собеседника, неправильно оценивают оппонента. В реальной жизни они были бы ещё на стадии ознакомления друг с другом и проявили бы толерантность. А в виртуальном прострнстве они перепрыгнули на стадию «друзья», поэтому совершенно не сомневаясь в своих действиях, могут открыто высказать собеседнику, всё что думают. Порой в поучительной манере, свысока, считая возможным вмешиваться в личное внутренне пространство другого человека. Что в итоге, порождает дискомфорт в общении, непонимание, потому как подсознательно люди всё ещё находятся на первой стадии знакомства – по сути, они чужие люди. Как результат – интолерантность в общении.
Как же этого избежать? Учиться правильно воспринимать особенности межличностного общения в виртуальном пространстве. Не переносить в него  под копирку опыт  общения, полученный в реальной жизни. Необходимо осознавать разницу между реальным миром и виртуальным пространством, формировать и изучать культуру и этику  межличностного общения в нём. Развивать в себе сверхчувствительность, которая, безусловно, поможет общению в виртуальном пространстве.

4. Ещё одной отличительной особенностью в виртуальном пространстве является - контролируемая скорость общения.
В реальном пространстве, при непосредственном межличностном общении, как правило, нет возможности сделать тайм-аут в беседе. В виртуальном пространстве такая возможность есть всегда. Любое сообщение можно отложить, продумать в деталях, изменить своё мнение, изменять высказывания в процессе написания сообщения. Более того, можно отстраниться от беседы, пережить эмоции и ответить много позже продуманным и взвешенным текстом. При правильном использовании, это позволяет проявить максимум толерантности при межличностном общении.
К сожалению, далеко не все, кто общается в Интернете, используют эту возможность. Они предпочитают действовать так же, как в реальном мире – отвечать сразу, со всеми эмоциями, порой, не продумывая до конца сказанное. Совершенно не учитывая особенности восприятия информации в виртуальном пространстве. В результате, возникает интолерантность на ровном месте.
Необходимо развитие культуры и этики общения в виртуальном пространстве.

5. В виртуальном пространстве складывается уникальное взаимоотношение между людьми из разных государств, между людьми различных национальностей. Как правило, оно совершенно отлично, от общения в реальном мире между людьми разных народов, национальностей и государств.
       В виртуальном пространстве люди разных национальностей более склонны находить общий язык и общаться в дружеской манере, быть толерантными.
• Во-первых, в связи с быстрым переходом на более личную, дружескую стадию общения.
• Во-вторых, из-за отсутствия визуальной, аудиальной  информации в достаточной степени, собеседники ориентируются не на внешние национальные признаки друг друга, не на речь, а на напечатанную мысль, т.е. вникают в суть сообщения. Возможные раздражающие факторы (речевой акцент, национальные черты внешности собеседника, местопроживание собеседника) в ВИП становятся несущественными.
• В-третьих, каждый из собеседников чувствует свою защищённость, потому как находится на своей территории. Следовательно, все собеседники равны в условиях. Здесь фактор удалённости играет положительную роль.

6. В виртуальном пространстве все люди равны. Т.е. у каждого изначально равные условия общения. Учёные степени, правительственные награды, другие социальные регалии здесь не имеют того веса и значения, не играют той роли, какую имеют в реальном мире. Более значимым и главным при межличностном общении в виртуальном пространстве являются мысли собеседника. Диплом о высшем образовании теряет свою силу, если у собеседника нет ни одной содержательной мысли. Условности реального мира уходят на второй план, становится важна личность человека, его интеллект, уровень его личностного развития. Интерес, который эта личность представляет для других людей как собеседников. Умение дискутировать, умение быть толерантным, умение чётко выражать свои мысли правильным грамотным языком. Вот, на что, прежде всего, обращают внимание. А профессор ты или студент, 20 лет тебе или 60, это становится не принципиальным. Крайне комично выглядит какой-нибудь заслуженный научный деятель, которые вместо содержательного аргумента в дискуссии в виртуальном пространстве использует свой возраст и профессиональные достижения. Тем самым, требуя уважения и пытаясь поставить своего оппонента «на место», возвысится над собеседником. Во-первых, это бессмысленно, т.к., повторяю, в виртуальном пространстве все собеседники равны. А во-вторых, это выглядит смешно и свидетельствует о его беспомощности при общении в виртуальном пространстве. Здесь авторитет все зарабатывают с нуля за высказанные мысли, без учёта авторитета в реальном мире.
Зачастую, эти условия сбивает с толку многих собеседников в виртуальном пространстве, из-за чего порог толерантности заметно снижается, доходя до интолерантности, до конфликта «на ровном месте».

       И в заключении. Хотим мы этого или не хотим, но виртуальное пространство существует. Оно плотно вошло в жизнь каждого человека. Не знание и не понимание особенностей межличностного общения в нём приводит к дезориентации собеседников и снижения их толерантности, зачастую переходящую в интолерантность. Культуру и этику общения в ВИП должно и нужно прививать с раннего возраста.  Необходимо учить этому и воспитывать также, как учат жить и общаться в реальном мире.
       Умение правильно и адекватно воспринимать зафиксированные в тексте мысли,  принимать мнение другого человека, умение дискутировать – вот, чему всем необходимо учиться в виртуальном пространстве.    

 


Рецензии