Определительные местоимения

                ВЕСЬ день  твержу, что ВСЯКИЙ   с малых лет
                САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
                ЛЮБОЙ  ДРУГОЙ забудешь ты совет,
                но помни САМЫЙ  главный: «Не лениться!»
                ИНОЙ,  читая  это наставление,
                определительные выучит местоимения.


    Иногда я  заглядываю  в список  читателей  своей странички на Проза.ру.  Интересно посмотреть, что читают.  Улыбаюсь,  когда вижу,  что самыми популярными произведениями на моей  страничке являются  мои филологические «наработки».  Например, упражнялки-запоминалки «Весёлая орфография»,  лингвистическая сказка о глаголе,  статьи  о духовно-нравственном  воспитании,   литературоведческие статьи о творчестве мурманского поэта Николая  Колычева.  Если даже мои  поэтическо-прозаические опыты  никого  не интересуют,  то на страничке  каждый день  появляются учителя, которые  ищут   материал  для  уроков. Поэтому я  давно  уже думаю  о  том, что подсказки к урокам,  остающиеся  в  моём   архиве, надо как-то оформить и   показать, чтобы  была возможность  их  использовать.
   Проблему запоминания   учебного  материала можно  решать самыми  разными способами, в  том  числе – игровыми. Одно дело  – записывать в тетрадку  слова речевого этикета «здравствуйте», «пожалуйста»,  «будьте добры» и т.д., и совсем другое – разыграть сценку посещения    кабинета  доктора, который  лечит  от очень  опасной  болезни  «ошшибенцита» или «ошиблянки». Учитель надевает халат доктора, раздаёт всем  «компрессы» ( упражнения)  и «пилюли» (орфографические правила),  «медсёстры» бегают по классу  – не  уйти от  «скорой помощи» тем,  кто никак не может усвоить  важное правило. Как говорит  Маша из  мультфильма, «будем  лечиться». Я  это вовсе не сейчас выдумала. Когда-то,   в начале своей  деятельности в роли  учителя  русского языка, частенько проводила я   именно такие    уроки-игры: с  настоящим вхождением в образы. Детям пришлось  побывать и в  роли пациентов, которым выписывали  рецепты, и в роли работников   издательства, выпускающего книгу «Весёлая компания знаков препинания», и в роли  «спасателей», отвоёвывавших у пиратов  нерадивых учеников, что  допустили в диктанте   много ошибок.  Путешествовали с  господином Мягким Знаком,   отправлялись за соединительными гласными О и Е  на Чернильную речку в поисках сложных слов… Чего только не выдумывалось! И карта  была составлена,  на которой  материк Русский Язык омывался океаном Знаний и океаном Умений, а в городах  Существительск, Прилагательнинск  и Глагольск  жили весёлые  человечки, которые  разбегались по городам  Подлежащенск , Сказуемск, по сёлам  Дополнение, Определение, Обстоятельство. Ну,  теперь легче, есть Интернет, можно всё  найти в Интернете, а лет  ещё  этак  двадцать назад приходилось учителям самим проявлять свою «креативность» изобретением всяких подсказок для запоминания разного учебного материала.
        Так вот,  я понимала,  что уроками-«спектаклями» перегружать учеников нельзя,   ибо  только  и  будут в этом случае ждать «интересненького»,  разучившись  выполнять иногда совершенно простую, но очень нужную, зато не всегда  увлекательную работу  над   традиционными упражнениями.  Да и некоторые мои коллеги шушукались за спиной, дескать,   «спектакли устраивает, а чему учит?»  (Ну, мир не без добрых людей,  такое «мнение» обязательно находило дорогу к адресату, однако с пути правильного не сбивало:  делу  – время, потехе –  час).  От грандиозных уроков-игр, которые требовали немыслимой затраты времени,  я   стала переходить  всё  чаще к  разнообразным  игровым моментам на уроке.  Вот  так и  стали появляться разные рифмованные  строчки  для   «упражнялок» и «запоминалок».
         «Пятачки»  и «шестачки»  всегда откликались  на  предложение скандировать  какое-нибудь правило. Вот вместе ( учитель тоже ведь большой ребёнок, и  ему  покричать  вроде  хочется)  громко  твердим:
– У кратких прилагательных порядок очень строг:
мягкий знак не пустят  даже на порог!
Могуч, линюч, блестящ, пригож –
ты мягкий  знак здесь не найдёшь!
    Ну,  и  так далее...  Весело, радостно, почти отдых. Настроение  повышается, уже от погоды  и не зависит.
    Когда к  празднику  Восьмого марта дети  писали сочинения о мамах и учителях, Лиля Кравченко  так  и написала в своей тетрадке: «Валентина Витальевна с нами играет».  Ага, такое  с учителями бывает, иногда  очень хочется поиграть…)))
       А  вот  теперь  самое интересное.  С  изучением местоимений хлопот много –  извините-подвиньтесь, а  девять разрядов запомнить надо? Надо. Вот  хотя  бы для  того,  чтобы  выполнить на экзамене  такое задание: «В предложениях 4-9 найдите определительные местоимения». Кому  они нужны? А вот нужны, раз  серьёзные КИМовцы ( составители  КИМов, то есть контрольно-измерительных материалов) спрашивают. Неужто, думаете, пустяками  будут  детские головы забивать?
       Ну,  это я немного иронизирую, кроме  этих  определительных местоимений, надо  ещё  ого-го сколько  всего знать-уметь! Ой-ой! Мало не покажется… Но  эти-то, определительные,  как запомнить?  Личные    указывают  на лицо,  притяжательные –  на принадлежность, вопросительные – это  те же самые  простые вопросительные слова… И  так далее… Объяснение всему находится, опознавательные признаки есть. А вот  когда  доходит  дело  до  «определительных» – пиши пропало. Любой,  иной, сам,  самый, всякий, каждый, другой… «Обобщённо определяют предмет»?  Занудная взрослая абстракция.  А серое вещество  в голове  ученика  уже  и  так переполнено всякими, самыми, любыми ( и нелюбимыми)  правилами. Что делать? Каждый   учитель по-своему выкручивается  ( сюда  и слово  «изощряется» подойдёт, а  также пригодится  и слово «ухитряется»).
       И вот тут  кульминация!  ( Вообще можно  было  бы    такому читателю, как  учитель-словесник,  только конец   этого опуса и прочитать  – остальное  лишнее). И вот тут  самое парадоксальное! «Запоминалку» о пользе  труда, в которую включены   все «определительные местоимения» придумывает  кто?  Учитель, у которого  любимым  литературным героем  является  знаменитый Обломов!  Ну,  это   знаете, помните:  диван, халат,  тапочки…
       Вот она, запоминалка для «определительных местоимений». Может,  кому пригодится…
        ВЕСЬ день  твержу, что ВСЯКИЙ   с малых лет
        САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
        ЛЮБОЙ  ДРУГОЙ забудешь ты совет,
        но  САМЫЙ  главный  помни: «Не лениться!»
        ИНОЙ,  читая  это наставление,
        определительные выучит местоимения.

        Тут всё проще пареной репы и  даже проще,  чем «дважды два – четыре». Выделенные заглавными буквами слова и  являются   теми пресловутыми определительными местоимениями, которые «обобщённо определяют предмет». В такой  «боевой связке»  слова  в памяти не рассыпаются, если стишок заучить.  Сама на себе испытала,  ибо склероз с годами стал многое в памяти съедать, а   про  ТРУД  помню!  И ничего  полезнее  и бесспорнее я за свою жизнь и не написала, наверное,  хоть   стишок на первый взгляд бесхитростный и простенький.  Кто  будет спорить, что   надо трудиться? Хоть над  упражнением по русскому  языку, хоть над диссертацией  по  зимнему  триатлону  (winter triathlon)…  Для  непосвящённых справка: это когда  бег, велокросс, лыжная гонка ( бывают же  такие  ужасы для   испытания  возможностей человеческого духа!)
       Кто миниатюру прочитал,  местоимения  может забыть, а вот наставление пригодится: трудитесь!!!
       :))))))


Рецензии
Спасибо огромное и за наставления, и за местоимения!
Я не педагог, но воспитатель своего любимого, способного, но жутко безграмотного внука. Думаю, что теперь, используя Ваши веселые уроки, сможем исправить единственную годовую тройку в дневнике - по русскому языку.
Стихи - великая сила для запоминания правил. Я, например, до сих пор, чтобы вспомнить, сколько дней в каком месяце, читаю про себя стихотворение из учебника немецкого языка. А когда надо было выучить законы Гей-Люссака и Бойля-Мариотта, написала про эти законы стихотворение. И на экзамене получила за них пятёрку!
Вот на правила русского языка стихи писать не приходилось. У меня природный слух, правила я не учила, но оценки были только "отлично". У внука же такого слуха нет, ему без правил никуда...
Да и нам проще было: страшный зверь под именем ЕГЭ еще не родился. И правила так не требовали, главное - чтоб писали грамотно...

Наталья Чистякова 2   19.11.2012 18:16     Заявить о нарушении
Наташа, в образовании всё перевёрнуто с ног на голову, а хочется одного: чтобы у детей было счастливое детство и не пропала любовь к родному языку. Успехов тебе с любимым внуком в овадении высотами "великого, могучего, правдивого и свободного" русского языка.
С теплом, Валя.

Валентина Яроцкая   20.11.2012 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.