Виктор Гаврилин читает свои стихи

         http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin

               
                Звучит чуть слышно музыка прекрасная, как фон,
                И слово в вечность голос трепетно роняет,
                Как будто сердца светлого — чудесный перезвон
                И речи русской родниковой — вязь живая.

                Когда душа к ним призовёт, я слушаю стихи,
                Они уносят грусть, хотя порой печальны,
                Является мне снова глубина твоей строки
                И голос тихий с интонацией прощальной...



               

     Виктор Гаврилин записал на Стихофоне двенадцать своих стихотворений, которые сам и читает. Это уникальная запись, потому что она доносит до нас голос уже ушедшего Поэта. Автор читает свои стихи неторопливо, раздумчиво и очень проникновенно. Его негромкий голос — мягкий, глубокий, трепетный — прекрасно ложится на музыку, которая подчёркивает задушевность интонаций Поэта.

     Запись начинается стихотворением "ПОКАЯННОЕ". Это — живая, честная и искренняя молитва, с сердечными и горькими словами которой автор обращается к Богу. На вопрос читателя, почему это стихотворение помещено в рубрику "философская лирика", а не "религиозная", Виктор Гаврилин отвечает: "Это не канонически религиозное стихотворение", поясняя, что "Тут примешивается грех, что я слишком возлюбил земное". Говоря о том, что "колдунью-жизнь до смертной корчи" он "превознёс в краю родном" и был, наверно, "Твоим плохим рабом", он пишет, что делал это ради тех, кто дорог.
                И если рвался я сквозь морок
                к Тебе с молитвой на устах,
                то это страх за тех, кто дорог,
                прости мне, Отче, только страх.
Покаяние слышится и в интонацих голоса, смиренных и трепетных.

    "ПРИ СУМЕРЕЧНОЙ МУЗЫКЕ ЗВУЧАНЬЕ" - это философское стихотворение отличает какая-то возвышенная, почти космическая красота и глубина.
                В мирах туманных смутно мысль бродила,
                объятая немотным полусном,
                пока на звук не накопилась Сила,
                и прозвучало Имя, точно гром.
Мне представляется, что это попытка истолковать библейскую историю, которая повествует о сотворении мира. Когда в нечто что-то зарождается, идёт как по лезвию ножа, свет со тьмою расходятся и тогда вспыхивает добро звездою. И начинает осуществляться дифференциация между Добром и Злом.

     Очень близко по возвышенному настрою стихотворение"ОКУТАН СНАМИ, КАК ТУМАНОМ РЕКИ". Оно очень красивое, и мне кажется одним из лучших стихов Виктора Гаврилина. Автор признаётся в любви к своему бытию, к чарам, которые над ним довлеют.
                Окутан снами, как туманом реки,
                пронизан явью, я опять пойму,—
                о, Господи, как я любил навеки,
                кого я возлюбил, и жизнь саму!
Голос Поэта становится то громким, то затихает, и музыка удивительно подчёркивает  его слова. Когда звучит:
                Теченье лет, чреда разубеждений —
                всё поверху пройдётся, как волна - в музыке, действительно, звучит лёгкий всплеск, как будто светлая волна проходит по памяти. Последние слова просто гениальны по мудрости и своей какой-то совершенной простоте.
                Там всё сплелось желания помимо —
                отрада и томительная боль...
                И это всё навек неразделимо,
                как в смертности бессмертная любовь.

     Очень сильное и пронзительное стихотворение, которое относится к гражданской лирике — "ОЖИВЁТ, ПОЗОВЁТ И НАХЛЫНЕТ", проникнутое любовью к Родине. Любовь к ней вылилась во многие стихотворения Поэта. По словам одного из рецензентов:"Это стихотворение - сыновья трепетно-бережная любовь к Родине. Лирика светлая, завораживающая".
                Оживёт, позовёт и нахлынет
                то, что память спустила до дна,
                что поднять не сумела доныне
                даже музыки тихой волна.
И каким-то затаённым вздохом звучат слова, обращённые к Родине:
"Где ж ты Родина наша большая,
где до неба хватало нам сил!"

      Трогательностью подкупают  три стихотворения, посвящённые супруге Поэта, его Музе — Нине Гаврилиной. Одно из них — "СОЛНЕЧНЫЙ АВГУСТ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ"
Строки этого стихотворения проникнуты светлым обликом любимой женщины, которая бродит "тропинкою фетровой":
                Вот ты идёшь босоногою,
                стопы лаская пыльцой...
                Сам себе сердце растрогаю,
                как ты ни хмурься лицом.
С глубочайшей нежностью Поэт называет свою любимую "Тихая радость моя".
Картина этого светлого дня полна очарования и прелести.

     Ещё одна ипостась любовной лирики в стихотворении"БУЖУ ПОЧТИ БЕЗУМНОЙ ПЕСНЕЙ".
                Не голосом с оставшеюся силой,
                готовым оборваться, словно нить...
                Я говорить хочу тебе красиво,
                но страшно мне красиво гсворить.
                Теперь душой хочу быть равным слову
                и этим словом прирасти к судьбе.
В этом стихотворении любовная лирика пронизана философскими мыслями, что делает его ещё глубже. И желание "душой быть равным слову" так понятно, ибо слово — есть тайна души, её отзвук, а, значит, душа и слово — едины. Но не всегда душа равна слову, а только тогда, когда исповедуется в нём. Здесь личное как бы соединено с глубоко человеческим:
                Пусть замолчат написанные книги.
                Я в хриплых песнях буду тем, кто есть,
                и сброшу сладкогласия вериги,
                неподменим, как праведная весть.

      В прекрасном стихотворении любовной лирики"ТАК МНОГО НОЧИ, ЧТО НЕ СЛАДИТ С НЕЮ" —трогательно и нежно повествуется о любви:
                Так много ночи, что ещё виднее
                свет негасимый твоего лица!
И, словно тонким штрихом, автор подчёркивает бесконечность времени:
                оно стоит недвижимо в сосуде,
                лишь зыбится видений глубина.
Последние строки — это красивый пейзаж ночи:
                А ночь несётся белыми конями
И  вслед за ночью уносится любовь:
                Дорогой ночи, вьюгами пыля,
                уже тебя навеки обгоняет
                моя любовь, бессонница моя.
Это стихотворение просто волшебной красоты.

      Мыслью о недолговечности жизни пронизано стихотворение"ЦВЕТЕНЬЕ ОСЕНИ...ЧЕГО ОТЫЩЕШЬ КРАШЕ". В этом небольшом философском стихотворении в образной форме выражена мысль о бренности человеческого бытия. Жизнь человека, старость сравниваются с  цветеньем осени.
                Слететь все рощею, чтоб только даль осталась,
                и там, в дали, зари вечерней — смерть...
                Должна быть яркою и быть красивой старость —
                о, где такую осень мне узреть!
Один из рецензентов пишет: "Осень - казалось бы, надо об увядании, а у Виктора — "цветенье осени", какое неожиданное сочетание слов, если вдуматься — "цветенье осени". И в этом, априори печальном времени года, Виктор находит яркие краски, и утверждает, что и старость должна быть красивой. Какая жажда жизни! Вот о печальном, а грусти нет, удивительной силы оптимизм и вера даже в строках сожаления о несбыточном."

     Необыкновенной красотой и светлой печалью наполнено стихотворение "КАК ЭТА МУЗЫКА БЕЗМЕРНО ВЫСОКА". Здесь автор говорит о красоте музыки, которая очень возвышенна, а потому печальна.
                Как эта музыка безмерно высока,
                и потому пронизана печалью!
                За горизонт уходят облака
Вообще, гаврилинская поэзия — так глубока и непостижима, что с первого прочтения невозможно понять, с какой стороны подходить к ней...Невозможно сразу понять суть её. Надо жить жизнью Поэта, болеть его болью, страдать его страданием, умирать с ним каждый день, и, каждый день возрождаясь, смотреть в звёздное небо, постигая его тайны...Бродить в пышном осеннем лесу, всей душой, всем сердцем предаваясь красоте этой прекрасной поры...Природа — это всегда гармония. Гармония осенней поры настолька хрупка, настолько скоротечна! Осень связана с обнажением, разрушением красоты и вообще исчезновением её...отсюда у Поэта появляется изумительная по красоте и по какой-то глубинной сути чисто гаврилинская строка:
                Гармония влекома к окончанью. — такая точная, такая образная, такая эмоционально-наполненная. Поэту гораздо важнее не внешняя сторона, а то, что скрыто от глаз...Замечательно музыкальное сопровождение этого стихотворения, в котором использована музыка романса Франца Шуберта — " Вечерняя серенада".

      Сокровенным и очень личным наполнено стихотворение "МНЕ НА ЗЕМЛЕ НЕ ПРАЗДНОВАТЬ ПОБЕДУ"
                Мне на земле не праздновать победу...
                В круженье жизни, в призрачном лесу
                я вдруг пошёл по собственному следу,
                и, павшего, я сам себя несу. — какая предельная искренность!
Для кого-то на земле жизнь проходит, как мгновение, а для кого-то она становится тайной, дарованной Богом. И нужно ценить эту жизнь.
                Я услыхал себя на этом свете,
                в бредовом мире вЫходил свой мир.
И этот мир Поэт дарит нам, но говорит при этом:
                И в эту скудость невесёлой доли
                не захотят ни пройды, ни враги,
                а кто сойдёт в глухие мои долы,
                боготворю и след его ноги.

Очень сильным я считаю стихотворение" СОСТРАДАЛЬЦЫ, СОВЕРЦЫ, НЕ ВЫНЕСТИ!". Здесь красной нитью проходит скорбная тема ухода.
                Сострадальцы, соверцы, не вынести!
                Из последних усилий держу
                под ветшающим кровом бытийности
                ваши жизни, что в сердце ношу.
Это как бы ответственность за деяния других.
Прекрасны и волнующи строки:
                Я люблю эту бренную медленность —
                трудный шаг...а не горний полёт...
                Нам прощаться под музыку медную,
                да не ясно, когда чей черёд.
Голос Поэта звучит здесь торжественно и светлопечально.
                А воскреснем  — так разве что в памяти.
                Не помощники нам небеса.
                Пусть не Бог я, но вы исчезаете,
                если я не открою глаза!

      И последнее стихотворение — духовное завешание автора "НЕ ВЫБИРАТЬ МНЕ, ЧТО ТАМ БУДЕТ".
                Не выбирать мне, что там будет:
                и не стоять у трёх дорог,
                когда я сам себе — распутье
                и мне на сердце камень лёг.
                Я прожил сердцем все дороги — действительно, они прожиты сердцем.
В стихотворении звучит благодарность Богу за "подаянье всяких дней".
И в конце — вещие слова:
                Я стану нищим и свободным,
                до сердца плоть свою сносив,
                и лягу камнем путеводным
                для тех, кто безоглядно жив!

      Прекрасные стихи, прочитанные самим Поэтом, ложатся светом в сердце навсегда. И спасибо ему за этот свет.

Чтение Виктором Гаврилиным своих стихотворений можно послушать на его странице
Ссылка внизу страницы http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin


Рецензии
Часто читаю Гаврилина.
Можно задохнуться его строками, полными глубины,
очарования и грусти.
Спасибо, Эмма. Душа Ваша великолепна.

Роза Исеева   16.07.2012 06:33     Заявить о нарушении
Рада, Роза, что разделяете мою любовь к поэзии Виктора Гаврилина. Спасибо.

Элла Гоник   16.07.2012 13:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.