Соленья молодости нашей

REХ LUPUS DEUS

(Из неоконченного)


Моему другу Саше Таланову


Рыжики были один к одному, трехкопеечного размера, чистенькие, словно сейчас
из леса. Однако удивило нас то, что  в засол не  положено ни чеснока, ни укропа,
ни листьев смородины, ни листьев хрена, ни самого хрена, ни листьев дуба, ни
листьев  вишенья  -  одним  словом,  ничего,  что,  казалось  бы, непременно
полагается класть в грибы во время засолки. Здесь были только рыжики и соль.
Эти рыжики сначала  нам не понравились - не пахнут обыкновенным соленым
грибом (то есть чесноком или укропом).

Владимир Солоухин. Третья охота.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Если верить ливонскому средневековому хронисту Бальтазару Рюссову, то "русский сызмальства привык поститься и обходиться постной пищей". А какой пост может быть без солений?

Соленья молодости нашей отличались удивительным разнообразием. Речь идет о соленых грибах (тогда еще не корейских древесных, а обычных, российских, лесных), огурцах, помидорах (зеленых и красных), арбузах (друзья и родственники привозили из Ростова и вообще с Дона), баклажанах, черемше (или успешно выдаваемой торговцами с колхозных рынков легковерным москвичам за черемшу чесночной стрелке - но под водочку и эта закуска шла за милую душу!). О соленой рыбе (как и о кислой, или, точнее, квашеной, да, впрочем, и о маринованной капусте) мы в данном контексте умолчим - и та, и другая закуска достойна отдельного разговора.

Начнем, естественно, с грибов, как самого вкусного из солений, известных Вашему покорному слуге, уважаемые читатели. Сразу оговоримся, что будем стараться проводить как можно более четкую границу между солеными, квашеными и маринованными закусками.

В отличие от глубоко уважаемого мной Владимира Алексеевича Солоухина, к сожалению, слишком рано ушедшего от нас, я не имел знакомых вятичей, соливших в стеклянных бутылках, без листьев, специй и кореньев, рыжики ровно такого размера, чтобы каждый грибок с трудом, но проходил в горлышко бутылки.


Рецензии