Турнир

   Студенческую жизнь нельзя сравнить ни с чем. Свобода от родительского присмотра и мелочной опеки, новые знакомства и ощущения, совсем иной ритм жизни и даже восприятия этой жизни. Нет, понять все это может лишь тот, кто сам однажды все это испытал и прочувствовал!
       Студентом я был в то, теперь уже далекое, советское время, когда никакого ближнего зарубежья не было, не было СНГ, а люди, населявшие СССР, были по- настоящему дружны и радушны.
 Институт наш - ХАИ располагался в лесопарковой зоне города Харькова. Это была окраина города, здесь же размещались и три крупных авиационных завода, один из которых работал и на космос.  А общежитие, в котором я жил – почти в центре города, на улице Инженерной. Одним концом она выходила на Павлово Поле, а другим – упиралась в парк культуры и отдыха им. А.М.Горького, каковым он в действительности и был: кинотеатр, парашютная вышка, теннисные корты, различные спортивные площадки, аттракционы, ресторан, кафе, павильончики…
      Дорога наша в институт проходила как раз через этот парк. Нет, денег на ресторан у нас не было, поэтому мимо него мы проходили спокойно. Но вот дальше, дальше нас поджидал кинотеатр! И очень часто вместо лекций мы просиживали именно там. Да вы сами посудите – билет на дневной сеанс стоил 25 копеек! Многие с ностальгией вспоминают те цены: трамвай – 3 копейки, троллейбус -4, автобус -5!!! Бутылка любимого студентами портвейна стоила 92 копейки, а если сдать пустую тару, то -80 копеек! Месячный проездной на трамвай обходился в 1рубль 80 копеек. Стипендия моя составляла 35 рублей, так что жить было можно!
    В тот день я не смог пройти мимо кинотеатра, уж больно афиша была завлекающей, поэтому в институт попал лишь к концу второй пары. В вестибюле главного корпуса одна стена полностью отводилась под объявления - от официальных и серьезных до типа «Маша, жду там же». Возле этой стенки всегда было людно, но в этот раз я оказался там один. С деланным интересом принялся читать все подряд,  и очень обрадовался, кода кто-то назвал меня по имени. Оглянувшись,  увидел знакомую физиономию. Парень был с другого факультета, но кто-то когда-то и где-то нас познакомил, и мы с ним при встрече всегда приветствовали друг друга.
-Что делаешь? – спросил он меня, энергично встряхнув протянутую мною руку.
-Да вот, на пару опоздал, жду звонка.
- Слушай, помоги мне отнести шахматы и часы в 302 аудиторию, там будет проходить первенство института. Да успеешь ты на свою пару – добавил он, узрев мою нерешительность  и, подхватив меня под руку, устремился вместе со мной на кафедру физвоспитания, где и находились, как оказалось, шахматы и часы.
 Через 10 минут мы уже входили в 302, нагруженные шахматными досками и часами. Расставили доски, часы, началась жеребьевка. И тут оказалось, что одному игроку нет пары. Судья, указывая на меня, спросил – а ты? Играешь в шахматы? – Да, я..- начал я неуверенно. – Играет! –уверено произнес мой сотоварищ по переноске шахматного инвентаря. – Какой разряд? – спросил судья, заполняя турнирную таблицу, - Третий – мгновенно ответил за меня мой сотоварищ.
   И вот я сижу за шахматной доской, напротив - щупловатый юноша интеллигентного вида с длинным хрящеватым носом. Ему достались белые, он сделал ход, запустил часы и записал ход. От происходящего мир показался мне каким-то нереальным. Нет, я умел играть в шахматы, но часы! Запись ходов! Да и разряда у меня, конечно, никакого не было! До поступления в институт мне пришлось два года работать учителем в одном селе на Дону. Там я пристрастился долгими зимними вечерами решать шахматные задачи,  которые печатала областная «Учительская правда». И мне очень льстило, когда я видел свою фамилию среди тех, кто правильно решал.
   После нескольких ходов мой визави поинтересовался, почему я не записываю хода? – Да я потом – ответил я. Тут у него, очевидно, возникли кое  - какие сомненья и он спросил: какой же у меня разряд? Пришлось сознаться, что никакого. Чтобы не быть невежливым, я тоже поинтересовался его разрядом.- Первый – сказал он, и мне показалось, что в его глазах мелькнула искорка насмешки. Внутренне я обозлился: »Ах, ты хмырь, – подумал почему то я – встретился бы ты мне на ковре, тогда  и посмотрели бы , кто улыбался, а кто плакал» .Тут следует сказать , что незадолго перед этим я стал чемпионом области по борьбе самбо.
И  я твердо решил – не проиграть хотя бы сразу, чтобы было не так позорно! Начал думать подолгу над каждым ходом. Мой партнер стал скучать: сделает ход, встанет и пойдет смотреть другие доски. Подойдет, посмотрит, улыбнется и дальше -  к следующей. Походит, походит, подойдет ко мне -  видит, что ход мною еще не сделан, и опять идет гулять.
Меня это еще больше разозлило, думаю из последних сил, но думаю! А тут еще смотрю – его конь под боем. У меня уже рука потянулась, чтобы его с доски убрать, да что-то в последнюю секунду заставило ее одернуться! ЖЕРТВУЕТ! – молнией пронеслось в мозгу. Вижу: если возьму, то через ход мне мат. А коня взять хочется, ой, как хочется! А мат получать – не хочется!
   Противник мой встал с улыбкой и пошел по аудитории прогуливаться.
Думал я, думал и уж не знаю, как это получилось, но додумался! Подходит мой партнер, я его коня с доски хвать! Он быстро делает ответный ход, именно тот, который мне и был нужен! Я тут же ему отвечаю, его рука, дернувшись,  повисла в воздухе, потом он сел и долго смотрел в недоумении на доску – его ферзь был под боем! И спасенья не было! У него на лбу появилась испарина, которая собиралась в капельки пота. Он подпер голову руками, капелька пота скатилась по его длинному хрящеватому носу и упала на доску.
 А я встал,  скрестил руки на груди и пошел по аудитории прогуливаться.
Скажу честно – партию я ту не выиграл, он ее свел вничью. Добавлю, это была единственная его ничья в турнире, остальные встречи он все выиграл и стал чемпионом. Я же больше на тот турнир не пошел, но шахматы не бросил, играю до сих пор. 


Рецензии
Я сам из Харькова и мне было очень приятно ваше описание знакомых мне мест. А что до рассказа - правильно, что вы не сдались и показали этому бахвалу.

Руслан Лютенко   09.08.2013 19:38     Заявить о нарушении
Руслан, спасибо за прочтение и за отзыв. Планирую в мае будущего года быть в Харькове. Как ни как 45 лет после окончания ХАИ.

Торвик   16.08.2013 01:28   Заявить о нарушении
Харьков изменился, но, надеюсь, в лучшую сторону.

Руслан Лютенко   16.08.2013 16:12   Заявить о нарушении