Анатолий Кторов

Грани и кадры

24 апреля 1898 года - 30 сентября 1980

Настоящая фамилия Викторов.
Народный артист СССР (1963). Лауреат Сталинской премии СССР (1952 - за театральную работу). Кавалер ордена Ленина (1967), 2 орденов Трудового Красного Знамени (1973, 1978) и медалей.

«Сурьезный» напарник «несурьезного» Ильинского. В этой ипостаси я впервые зафиксировал фамилию бесподобного кудесника, чьим профилем был  канонический образ-портрет. Было время - баловали праздного «совка» шикарными гроздьями творений Великого Немого. И не только от Чарли Чаплина или Макса Линдера. Отечественным товаром тоже, и, заметьте, штучным, где искрометные «опилки» притворяющегося безмозглым Страшилой И. Ильинского уравновешивались интеллектуальными гирями красавца А. Кторова. В итоге, с чаш слетали классически упакованные шедевры: «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах» и, куда ж без него? – «Праздник Святого Йоргена». То-то был ДУЭТ!!!

Позже я понял, что визуально знаю Кторова «из раньшего времени» - годков этак с пяти. Именно на сию зрелую пору пришелся первый мой «кинотеатровый» просмотр «Посла Советского Союза», где Анатолия Петровича почему-то зовут Густав V. Он король Швеции. Настоящий король! И Болконский-старший, разумеется ("Война и мир" С. Бондарчука)! Ненастоящих пусть считают не тут.
 
Что касается Паратова, - да, молодых с лёту околдовывает усатый шмель, куражист-купчина Никита Михалкова. Но это что теперь называется, в легкую. С годами-то опыт «тяжелеет» и властно переставляет не только акценты, но и фигуры. Тут-то и видишь (говорю только за себя), что кторовский Паратов и выше, и глубже, и увесистей. Это аристократ, случайно приблудившийся к купцам. Он не мил и не щедр, он безжалостен и расчетлив. А душа нараспашку, да под цыганочку, только для личного, как нонче ругаются, бренда. Для любимых (или все-таки любящих его) он тиражирует разлуки. Порой, и с жизнью.

Что касается, изменения восприятия Паратова михалковского и кторовского, то здесь я ссылаюсь на собственный опыт. Именно так в 20 лет я «видел» Паратова после премьеры «Жестокого романса». Такая уж была ступень умственного развития…

Вообще, практически до середины 1990-х Никита Михалков вызывал у меня восторг, был едва ли не любимым режиссером. Теперь я понимаю, что дело не только в таланте и, тем паче, в его картинах. Просто при старом порядке он мог себе позволить этакую фривольность штатного инакомысла и даже ядовито-оппозиционные шпильки в адрес цеховой номенклатуры, превозносимые и гиперболизированные уже нами, почитателями, до уровня памфлетной критики как бы всей партийной иерархии.

Видя его сегодняшние «антибюрократизм и вольнодумие», со вздохом понимаешь: кумиры 1980-х были не безоговорочными революционерами, а умышленно фрондирующим элементом. Чей критический пафос был вдумчиво просчитан до допустимых (неопасных) масштабов. Но вот дело сделано, и ступай теперича хоть в бояре, хоть в повара. Так вот, в случае с михалковским Паратовым подобные выкрутасы и перерождения вполне предвидимы. Кторовский – целен, консервативен, но постоянен, пусть даже в чванстве, чем вызывает большее уважение – классовое, сословное, человеческое.

Потрясающий Артист совсем не хотел дружить со звуковым кино (на театре сделал  девяносто девять образов, в кино — всего двенадцать), и это во времена С. Герасимова, С. Бондарчука, Г. Чухрая… А с современными б, как думаете? Были ж Люди, Аристократы, Короли.

К вопросу о псевдониме. Есть мнение, что свою фамилию актер Викторов намеренно укоротил по причине некоторого заикания, из-за коего на старте карьеры он едва не расстался со сценой.

Само собой, псевдонимы для актеров – дело привычное. Но в случае с Кторовым-Викторовым мне кажется, проблема не в заикании. Скорее всего, «Кторов» звучит более своеобразно и резко, что в театральной среде всегда очень ценилось. Плюс ко всему, мода на урезание фамильных слогов давняя, уходит в 18 век, если не глубже. Особенно, эта практика была популярна в высшем свете среди «незаконнорожденных» отпрысков родовитого дворянства. Бецкой – от Трубецкой, Агин – от Елагин, Пнин – от Репнин… и так далее вплоть до Путин от Распутин (шутка, слух ли версия – на личное усмотрение каждого).

Очень красиво – лучше, чем по телевизору - читается резюме Виталия Вульфа. С одним я не то что бы не согласен, - просто обидно, если это, действительно, так. Вот этот фрагмент: «Кторов был символом великолепия и мужской особой красоты. Дистанция между ним и теми, кто испытывал обывательское томление, была велика».

Такая прямолинейность подхода грешит, на мой взгляд, уже самовлюбленностью и высокомерием не только перед обывателями, но перед всеми, кто преклонялся перед кино, как жанром искусства. А среди них были гении иных направлений. Одно дело играть недоступного аристократа, ослепительного светского льва, и совсем другое – начать себя им ощущать, потом идентифицироваться, ставя себя выше публики. А ведь голый аристократизм – не самоцель и уж точно не главенствующий признак вида.

Скорее всего, такой умный человек как Кторов намеренно подпускал немалую иронию и самоиронию (!), усвоенную со времен немого кино, и тем самым высмеивал тип надменного, лощеного фата, буквально упивающегося собственными магнетизмом и неотразимостью. Фат не может быть величественен, он играет в величавость. А это уже не по данному адресу.

Театральные ступени: 1919 год - окончание студии под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской; 1917-1918, 1923 — актёр Театра имени В.Ф. Комиссаржевской; 1919-1920 — актёр Государственного Показательного театра; 1921 и 1923-1933 — актёр Театра бывшего Корша, с 1933 — актёр МХАТа. Лучшие работы: Шервинский ("Дни Турбиных" Мих. Булгакова), Сэм Уэллер ("Пиквикский клуб" Ч.Диккенса), Джозеф Сэрфес ("Школа злословия" Ричарда Шеридана), Розенберг ("Русские люди" Конст. Симонова), Дульчина ("Последняя жертва" Александра Островского), барон Клинген ("Плоды просвещения" Льва Толстого), Суворин ("Дон-Кихот ведёт бой" Владимира Коростылёва) и т.д.

Среди лучших фильмов с его участием: "Марионетки" (1933), "Школа злословия" по Р. Шеридану (фильм-спектакль 1952), "Учитель словесности" по Антону Чехову (1965), "Милый лжец" по Бернарду Шоу (фильм-спектакль 1976), "Чеховские страницы" (фильм-спектакль 1977) и др.

Впервые опубликовано: "Кино-Театр.Ру" 11, 12 марта 2008 года.


Рецензии
Спасибо за публикацию! Конечно, детское восприятие- это немые фильмы дуэт Кторов- Ильинский. Образ старшего Болконского тоже из детства, но понимание конечно позже пришло. Но вот Кторова в театре видел только в телеспектаклях. Интересная у вас трактовка образа Паратова. И ведь действительно, я тоже был в плену обаяния Паратовп-Михалкова. Но вот, когда так по полочкам разложено, то понимаешь, насколько глубокий Паратов у Кторова.

Юл Валерьин   18.02.2023 08:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.