Бесконечное путешествие корабля Ривиас

«Господа, смею Вас поздравить – бунт удался на славу. Напоминаю Вам, что вполне возможно, расстрелять всех подозрительно выглядящих на площадях, и перевешать всех инакомыслящих на близлежащих столбах. Однако, идеи несвободы, неравенства, небратства – бессмертны, пока живы хотя бы с полтысячи носителей каких угодно идей и моральных концепций».

(из протокола заседания членов клуба почитателей Лелуша Ламперужа).


«Бесконечное путешествие корабля Ривайяс» - посланник поколения японских аниматоров (или кто-то считает последующих «Странников» Танигути Горо – совпадениям?!) всем тем, кто еще помнит – что это за агрегат НФ, и по каким законам механики и астрофизики, она работает и действует.

Этот своего рода, корабль-лаборатория и поныне, в одиночку ( т.е подражатели замечены не были замечены до сего момента), единолично бороздит просторы аниме-пространств, уйдя прочь от проторенных прежде вех большинства фантастических сериалов, в которых по-прежнему стабильно много меха, но мало космоса.

В конце прошлого тысячелетия, а точнее в 1999 году, «Infinite Ryvius» покинул родные (для Sunrise) берега меха достижений/упущений, вот только так и не нашел постоянного прибежища и стабильного приюта в космоакватории XXI века.

Господа пророки несостоявшейся НТР, в общем, и аниме-индустрии в частности, вы промахнулись - на Марсе по-прежнему не цветут яблони. А эпоха покорения межзвездных далей - так и осталась сплошь коспооперной, и насквозь условно-утопичной. Закат эпохи Гандамов так и не состоялся, увы и ах, это надо признать - эра распространения сериалов уровня «Planetes» так и не наступила.

А сам Танигути Горо в 2005 году огнем и мечом прошелся по анархическим лаврам народных мстителей, и широким шагом Командора вернулся к идеям пафосных до скрежета зубовного, революций сосредоточенным в аристократичных руках мутнооких котов-Гиасов.

Творческая, и всякая прочая ретроспектива поступков и деяний, в том числе, применительно к «Mugen no Ryvius», подчас не о чем, кроме как о смене личных приоритетов не говорит, так оставим на совести индустрии очередную порцию недовольств, вишь как нас голодных много – она одна такая одаривающая, и вернемся к сути обзора.

Что есть любое фантастическое произведение, как не мысленный эксперимент (при соблюдений условий авторских ограничений и навязанных пространственно-временных рамок) над героями, который невозможно в полной мере провести средствами предметно-материального моделирования, т.е полевой полигон сверхреализма.

«Mugen no Ryvius» - и это, надо признать, есть доходчиво и достоверно поставленное действо с последовательным развитием взаимодействий/противодействий, эволюциями характеров и революциями судеб, чего только стоит сочно иллюстрированный переход от политики слабо аргументированной демократии к тенденциям жестко регламентирующего тоталитаризма.

Это и своего рода робинзонада и хронология ломки стереотипов поведения, назревающей медленно, но верно - внутри нестильных групп и крепко (до первого переворота) организованных формирований, и неуклонно наступающим естественным отбором слабых, сильных, и переходных звеньев искусственно изолированного сообщества.

Куда уж понятнее рассказать молодежи о ней самой (это все-таки аниме, шедшее не в ночном эфире) как не путем проекцией чувств подростков поставленных в экстравагантные политические, экономические условия жизни без опеки взрослых.

Собственно этой цели и служит появлении материализованного аватара Нэи, которая как чуткий барометр реагирует на изменение психологического климата внутри корабля. При первых признаках назревающей бури, или же наступлении штиля от эйфории скоропалительных побед, она мелькает в кадре с завидной постоянностью, или того больше вступает в некое подобие контакта с обитателями мирка живущими внутри скорлупы ее электромеханического тела.

Путешествие в пределах солнечной системы в условиях далеко не всегда мирного сосуществования пяти сотен тинэйджеров – и она же, воссозданная в миниатюре авторами и создателями «Mugen no Ryvius», модель человеческого общества, подобна паруснику, заключенному в бутылку.

Почти Ноев ковчег (каждой твари - по паре, на каждого невротика по парочке социопатов) – но вопреки Книге книг в этом путешествии вышло как раз таки все наоборот. Не обитатели крейсера Братики должны спасаться, но путем брожения и последующей фильтрации душевных эманаций его обитателей запланировано «грядущий исход из земель египетских».

В основе сценария шесть долгих (нет хуже – ждать манны небесной и догонять ушедших в отрыв народных масс) месяцев заточения. Изоляция без суда и следствия, без права переписки, с правом отступать, пока еще хватает пищи и воды, вот только с теми, кого объявили в розыск как террористов - не ведут переговоров, особенно такие же радикально настроенные структуры.

Мальчишки и девчонки, пилоты-юниоры, стюардессы-практикантки перед яростными атаками взрослых, также поставленных перед выбором неоправданных жертв и не прощеных обид. Ситуация ожесточения, непримиримой борьбы за право голоса и умение захлопнуть говорливые глотки толпы очередной хлебной карточкой «за арбайтен по-стахановски».

В «Mugen no Ryvius» подробно рассмотрена картина борьбы добывающих и распределяющих блага институтов и органов местного самоуправления, битвы на роботах в межпланетном вакууме и конфликты интересов в замкнутом пространстве, противодействие любителей устраивать стачки и акции спонтанной халявы, как анархического средства противостоять спасительному для большинства кворуму. Давно замечено, что когда рубят лес – стабильно под топором, попутно летят и чьи-то головы. Как говориться в одной старой галактической басне: «Уж в том ты виноват, что сьел мои талоны на питание».

Как на подбор в кузнеце кадров деспотов и народных освободителей, требующих затянуть пояса покрепче и «закрутить гайки по жестче» - умные и глупые, активные и безынициативные, эмоциональные и расчетливые, коалиции единомышленников и резко выраженные индивидуалисты. Пять сотен обитателей Ривайяса предоставленных себе на растерзание и на милость Проведению, которое надежно отделяет зерна от плевел методом отсева «много званых – мало избранных».

Их посадили - сказали «поехали», вот только не уточнили «зачем» их будут испытывать на прочность те, кто по идеи должен наставлять на путь истинный винтиков исполнительной системы «потребитель-руководитель».

На примере одного только юноши Кодзи замечателен саркастический авторский взгляд на любую умеренную интеллигенцию среднего класса. Он регулярно получает по физиономии, постоянно мечется меж обжигающих огней враждующих лагерей, бултыхается среди постоянно меняющих направления потоков и течений, и при всем при этом, обязательно оказывающейся при любых социальных катаклизмах, как бы «не причем», вдали от кормила власти, но обязательно поблизости от кормушки.

Какие бы не происходили бы многочисленные захваты власти, скороспелые триумфы анархии или расцветы диктатуры, внезапно обретенные возможности решать за всех и для блага отдельно взятых фаворитов, Кодзи долго и мучительно насилует совесть и … как никто другой быстро находит точки пересечения с аватаром Ривайяса.

Оттого 26 серий - есть длительный и подчас обременительный полет «в никуда», поиск во многом иллюзорной земли обетованной, с пролитыми по пустяшным поводам кровью и никого не извиняющими слезами. Микрокосмос социума, показанный в сериале - это просто небольшая экстраполяция текущего положения дел, влияния общечеловеческих амбиций, комплексов и страхов. Фантастика ближнего прицела, но с акцентированием на психосоматике - все-таки героями здесь остаются люди, а не техника будущего.

«Mugen no Ryvius» отнюдь не лишен как сценарных, так и технических огрехов производства, и чтобы вникнуть во все тайные пружины, колесики и шестеренки сюжета - надо набраться терпения. А многие факты и события из жизни персонажей длительное время оказываются, сокрыты некоторой дымкой неопределенности, и это особенно касается многих действий взрослых, их объяснят только к финалу, да и сомнительный эпилог способен вызвать приступ обличительной гиперсалевации. Анимация и саунд-трэк этого аниме вряд ли стали прорывов, даже для своего времени, и типично для Sunrise – техника куда лучше обрисована, нежели персонажи, и если копать глубоко – можно уйти далеко.

Вот только, и в этом сериал сродни самому человечеству – позитивных качеств никак не меньше, нежели отрицательных, и отказывать ему в праве на пристальное внимание, и тем более в праве на существование, среди куда более тривиальных «братьев по разуму» стало бы только подтверждением неистребимого юношеского максимализма.


Рецензии