Дорога в никуда

 Вчера, выступая на радио "Россия", Михаил Веллер подверг резкой критике вступление страны в ВТО. Суть в моей вольной интерпретации: событие это выгодно только нашим буржуа. Экспортеры ещё больше обнаглеют, выскребывая российские сусеки. Не останется в накладе и встречный поток, освобожденный от таможенных пошлин, при старых розничных ценах. Лишь те, на чьи плечи легли все тяготы экономических преобразований последних двадцати лет, так и будут безропотно тянуть свое рабское ярмо.

 В связи с предстоящими преобразованиями посмотрим, а что же за социальная формация образовалась на необъятных территориях? Думаю, немаловажный для развития будет вопрос взаимоотношений личности и общества на данном историческом отрезке.

 Скинув с себя красную хламиду, Россия не вернулась по общественным устоям к началу семнадцатого года. Хотя и стараются некоторые наши государственные деятели реставрировать те, патриархальные отношения, паровоз с пятиконечной звездой далеко увез нас от батюшки-царя.

 С появлением нового государства родилось целое поколение, несущее ныне уже совершенно другие черты, другую мораль. Кто мы? Не говорите, что вас не интересует  этот вопрос. Даже если вы день и ночь заняты получением прибавочной стоимости или добыванием куска хлеба, рано или поздно он постучится в вашу дверь. Лучше сейчас ответить на него и помочь определиться своим детям.

 Самоидентификация личности на фоне современного социума-явление естественное, как для самой личности, так и для общества. Рискну сказать, жизненно необходимо для прогнозирования нашего исторического развития. Да и личность определяется со статусом в нестабильной среде.

 Не происходит ли сейчас моральная деформация не только на горизонтальном уровне? Не затронула ли она самую основу -вертикаль. Вряд ли Пугачева, убеждающая Собчак, что плебсам не нужны казино, соотносит себя со всем обществом. Но это значит, что деформация старых устоев раздробило, индивидуализировало его. И ни о каком общем совершенствовании его говорить не приходиться. Никакая декларация правящей элиты не соединит миллионы мелких осколков. Мы все больше и глубже скатываемся к простой арифметической сумме индивидуумов. А разве это не путь в никуда?

 Однажды мы уже впадали в другую крайность-формирование абсолютного коллективизма. Если вспомнить Гегеля, то он придавал первостепенное значение общественному прогрессу. То есть, общество бежит впереди личности, формируя её нравственные критерии. С первого дня своей жизни человек подчинен общему потоку. Личность, как сказал по этому поводу Новгородцев, находит в обществе саму себя, находит свое полное и всецелое удовлетворение.  Такое возможно при полной гармонии личности с обществом, что идеалистично.  Усилия общества на формирование личности трансформировалось у нас в лагеря. И не только пионерские. В конечном счете вся эта волюнтаристическая лажа рухнула в одночасье. Примечательно, что долго воспитываемые не слишком-то цеплялись за осколочки империи. Если только материальные. Их, воспитываемых, успокоили, вручив каждому ваучер-маленький кусочек Родины. Большинство, опешив от такого счастья, продали его.

  Теперь, словно беременная на девятом месяце, мы уперлись в другие ворота-нравственный субъективизм. Вот-вот появится ребеночек, воплощающий совершенно все признаки этого явления.  С ходу отрицающий Гегеля, но впитавший с отравленной кровью матери всего Ницше.  Для которого общество -это толпа, о которой только и можно сказать, что её слишком много. А разве может помочь она в нравственных стремлениях российского сверхчеловека? Только в абсолютном своем субъективизме, гордо стоя на вершине вертикали, может познать он вселенную. А знаете, какая мысль все чаще и чаще посещает этого абсолютного индивидуума? Сожгите Ницше, чтобы не знать её.

 К счастью у гуманистов, разделяющих идеи нравственного субъективизма, есть  своя нравственная опора. Льву Николаевичу, нашему зеркалу революции, был, тем не менее чужд абсолютный коллективизм. Совершенствование личности он видит в её внутренних усилиях. "Всякое истинное просвещение и исправление себя неизбежно просвещает и исправляет других, и только одно это средство ...вроде того, как загоревшийся огонь не может светить и согревать только то предмет, который сгорает в нем, но неизбежно светит и греет вокруг себя..." Цитата взята из работы Толстого "Мысли о самосовершенствовании".  Духовным оселком для себя Лев Николаевич избрал религиозное воодушевление. По его мысли оно должно в конечном итоге соединить всех людей. Но самое главное-совершенствовать себя, воспитывать в себе чувство любви и заражать любовью других.

 Согласитесь, в современных условиях такой подход для большинства индивидуумов выглядит карикатурно. Особенно в отношениях буржуа и наемных работников. Это комедия, почище "Джентльменов удачи". А значит ни о каком нравственном толстовском субъективизме в современной России не может быть и речи. Только жестокая борьба обособленных друг от друга даже на уровне семьи индивидуумов за место под солнцем.  В этих условиях даже малое самосовершенствование воспринимается соседями вызовом. Субъективизм такого порядка сливает индивидуумы в общую толпу, готовую на любые преступления. Толпу, бегущую по общей дороге.

 Вы идете сейчас по ней. Что там маячит впереди?


Рецензии