Век еврейской эмиграции

               
 Нет-нет, это не сегодняшний век. Даже не прошлый и не позапрошлый. Начался этот процесс теперь уже в очень далёком 1772 году. Правда, евреи тогда эмигрировали, как это ни парадоксально звучит, не сдвинувшись с места. 60 тысяч иудеев оказались в Российской империи после первого раздела Польши.

  После второго и третьего польских переделов, соответственно в  1793 и 1795 г.г. Российская империя, в которую ранее практически никогда евреев не пускала, разом превратилась в страну с самым большим в мире еврейским населением.

Уже в 1800 году еврейское население России увеличилось почти до четверти от общей численности евреев в мире. В 1815 году Герцогство Варшавское вместе со всеми своими евреями было присоединено к Российской империи.

 В России стало проживать почти половина всего мирового еврейства. А пик еврейского населения России пришёлся на 1870г. По переписи того года в империи жило уже почти 54%  евреев от их мирового количества.

Но именно с этого года начался обратный процесс, отток евреев из Российской империи. Евреи, оказавшиеся в гигантском гетто, называемом «чертой оседлости», стремились вырваться на волю, к лучшей жизни.
 
Некоторым удалось нелегально и полулегально перебраться  во внутренние губернии России. Большая часть евреев подалась на Запад. Здесь средневековых ограничений для евреев уже не существовало.

1881 год на юге России ознаменовался жуткими еврейскими погромами. Они, периодически затихая, продолжались в течении трёх лет. Погибла масса ни в чём не повинных людей. В том числе много детей.1881 год, год начала массовых еврейских погромов, вошёл в российскую историю, как начало  массовой еврейской эмиграции из России.

Процент российского еврейства по отношению к мировому начал неуклонно снижаться. К началу первой мировой войны он снизился до  39 %. В то же время в абсолютных цифрах численность еврейского населения продолжала расти.
 
В начале XIX века в России проживало около 800 тысяч евреев. Главным фактором увеличения численности еврейского населения был естественный прирост. Высокая рождаемость и низкая смертность объяснялись, прежде всего, религиозностью евреев.
Они жестко соблюдали  иудейские религиозные нормы и традиции  в семейно-брачной жизни. Особенно в части соблюдением гигиенических норм.

 В результате еврейское население, несмотря на массовую эмиграцию, в 1914 году достигло приблизительно 5 млн. 250 тыс. человек. Что составляло 3,1 %. от всего населения России.

В 80-х годах XIX века помимо еврейских погромов в России разразился экономический кризис. Жизнь еврейского населения превратилась в ад. Вот тогда-то и начался их массовый исход из России.

В 1881–1914 гг. страну покинули почти два миллиона евреев. Большинство  (78,6 %) эмигрировали в США. Немногие уезжали в Палестину, другими направлениями эмиграции стали Аргентина, европейские страны, Южная Африка.
 
К слову сказать, российское  правительство  приветствовало еврейскую эмиграцию. Таким способом оно пыталось унять пожар еврейских погромов. Иными словами решить  «еврейский вопрос».
 
Министр внутренних дел Росси Н. П. Игнатьев в январе 1882 года официально заявил, что западная граница России для евреев открыта. А вот К. П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода научно обосновал уже конкретный план реализации этого заскорузлого вопроса.

Обер-прокурор прогнозировал следующий вариант разрешения еврейской проблемы в России. Примерно он выглядел так: одна треть евреев вымрет, разумеется с помощью погромов, одна — эмигрирует, ну а с остальными произойдёт полу насильственная ассимиляция. Кстати, евреям, покидавшим Россию, было категорически запрещено возвращаться обратно.
 
В 1900 году последовало насильственное выселение евреев из Москвы. В 1903 году случился жуткий Кишиневский погром. Интенсивность еврейской эмиграции заметно возрасла. Уже в 1904 году  из России в США подалось около 78 тыс. евреев. А всего из России в 1903–07 гг. в США иммигрировало 482 тыс. евреев. С началом Первой мировой войны произошёл резкий всплеск еврейской эмиграции. Только в 1914 г. в США выехало 102,6 тыс. человек.

  Колоссальный шок от погромов, процентные нормы при поступлении в ВУЗы и прочие учебные заведения, разочарование в позиции российского общества вызвали к жизни идею переселения в Палестину, возвращения на землю  Израилеву. Теперь речь шла уже не об абстрактном пожелании (в следующем году в Иерусалиме), которым заканчивались иудейские молитвы. То были уже конкретные и вполне реальные планы.

 Возникло движение палестинофилов, «Ховевей Цион». Одесский врач и общественный деятель Л.Пинскер издал на немецком языке в 1882 г. в Берлине брошюру «Автоэмансипация». Она быстро стала необычайно популярной среди евреев мира.

Пинскер на конкретных примерах доступным языком указывал на бедственное положение еврейских масс в странах рассеяния. Он резко выступил против, ассимиляции, сторонником которой был прежде.
 
Доктор заявил, что исчезновение одного из древнейших на планете народов перед лицом еврейской истории будет выглядеть кощунственным преступлением. А потому единственным выходом для евреев является приобретение собственной территории.

В 1882 г. группа еврейской молодежи в Харькове создала группу «Билу». Это аббревиатура первых букв библейского стиха, означающего в переводе на русский «Дом Иакова! Вставайте и пойдем!». Молодые ребята поставили  себе цель - переселиться в Страну Израилеву, Эрец-Исраэль.
 
Первая группа билуйцев через Одессу, куда переместился центр движения, в июле 1882 г. прибыла в Палестину. Другая группа, пытавшаяся сначала заручиться согласием турецкого правительства на предоставление политических прав евреям, прибыла в Палестину в 1884 году.

 Тяжелый физический труд, конфликты с евреями-хозяевами, у которых они работали, но главное арабский терор, привели к тому, что часть билуйцев, не выдержав испытаний, вернулась в Россию. Постепенно движение «Билу» в России сошло на нет.
 
В 1884 г. на съезде в Катовицах групп «Ховевей Цион» Пинскер высказал идею о переселении евреев на Землю Израилеву. Призвал еврейскую молодёжь к возвращению их к сельскохозяйственному труду. Идеи Пинскера предвосхищали «сионистский проект» Теодора Герцля.

В 1890 г. в Одессе было создано Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Всего в 1881–1914 гг. в Палестину переселилось около 43 тыс. российских евреев, что уступало еврейской эмиграции не только в США, но и в Великобританию (120 тыс.), Аргентину (75 тыс.) и Канаду (65 тыс.)
 
Спасаясь от погромов большевиков, от красных, белых и бандитов прочих расцветок, десятки тысяч евреев бежали за границу. Основную массу беженцев составили дотла разоренные жители бывшей «черты оседлости».
 
Подобного рода массовая эмиграция не была новостью для российских евреев. Новостью стал тот факт, что за границу почти полностью выехала еврейская деловая, политическая и интеллектуальная элита.
 
О масштабах и качестве этой новой волны еврейской эмиграции могут дать представление следующие данные: только в Германии в 1925 г. среди 253069 бывших подданных Российской империи насчитывалось 63500 евреев.
 
Союз русской присяжной адвокатуры в Германии, основанный в 1920 г. по инициативе Б. Л. Гершуна, И. В. Гессена и И. М. Рабиновича, почти полностью состоял из евреев. Пятую часть российского торгово-помышленного и финансового союза в Париже составляли предприниматели еврейского происхождения из России.
 
За границей оказались Гинцбурги и Бродские, прославленные Берг, историк С.М. Дубнов, правые бундовцы и левые эсеры, сионисты и меньшевики, поэты и публицисты. Но нет худа без добра – многим из них довелось сыграть выдающуюся роль в культуре Русского зарубежья.
 
Некоторым бывшим российским евреям удалось добраться до Палестины. Они составили немалую часть так называемой «третьей алии» (1919–1923 гг., более 35 тысяч человек).

Вновь эмиграция оказалась на «повестке дня», теперь уже советского еврейства, в самом начале семидесятых годов нашего XX века. «Роман» евреев с советской властью трагически закончился в послевоенный период. Появление Государства Израиль в 1948 г. указало, по меньшей мере, направление возможного выезда из Советского Союза.
 
Несомненно, сильнейшим стимулом для возрождения еврейского Национального движения в СССР, которое едва тлело, но, вероятно, никогда не угасало, послужила  Шестидневная война 1967 г. и безоговорочная победа в ней Израиля. С другой стороны, советское руководство стремилось в известной степени нормализовать отношения с Западом. А потому пошло на разрешение, хотя и в очень ограниченном масштабе, еврейской эмиграции.
 
Не вдаваясь в подробности, хочу заметить, что в период с 1968 по 1989 г. из СССР эмигрировали около 240 тыс. евреев. Это примерно 11 % от общего числа евреев всесоюзной переписи 1970 г. Поначалу большинство иммигрировало в Израиль, однако с 1973 г. все большее число пересаживалось в Вене или Риме на самолеты, направлявшиеся в основном в Соединенные Штаты.
 
Пик еврейской эмиграции из СССР (до перестройки) пришелся на 1979 год. Тогда из страны выехали 51333 человека. Однако вслед за вторжением советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. политике разрядки пришел конец.
 
Естественно, резко сократилось число разрешений на выезд в Израиль. Еврейская эмиграция превратилась в тонкий ручеек. В середине 1980-х из СССР выезжали немногим более тысячи человек в год.
 
Ситуация резко изменилась в годы перестройки. На рубеже 1980–1990-х годов еврейская эмиграция из СССР, а потом из СНГ приобрела лавинообразный характер исхода. Затем по мере сокращением еврейского населения на постсоветском пространстве она постепенно пошла на спад.

Подводя итог сказанному,вполне можно утверждать, что еврейская эмиграция из России продолжается вот уже третий век. И никто пока не берётся предсказать, когда она закончится.


Рецензии
Bog, kotorogo teperj net, ystanowil, chto wsjakyi chelowek, lychshee ego tworenje, dolgen imetj tolko swoego papy mamy i rodnoy jazik. Ostalnoe, wse nerodnoe poddelnoe, ego dysha ne primet. Moja machexa i rodnja byli rysskie, ja obrysel i stal protiwen sam sebe. Rasskaz "KATASTROFA" - moja wnychka raskopala nashi nastojachie drewnie korni. Ona nas konsyltiryet. Ona zakasala mne dostatj ey koronny - ona princess, prjamoy potomok korewskoy dinastyi korolja Tjangyn Ko, potomki drewnix ewreev. Koreyci delajut ey "TERY" poklon. Ee dokymenty xranjatsja w koreyskom posolstwe. "Ne Ivany my, nepomnjachie rodstwa." Moja supryga Ensyry Samyilowna koreyanka, princess.
Prawoslavie ychit, chto ewreyi raspjaly Xrista, a on okazalsja syn Boga. Otsjuda ewreyskye pogromy, glybokaja nenavistj weryuchix i neweryuchix.
"Dysha cheloweka - samaja nepristypnaja krepostj" - Karl Marks.

Любек Шамсутдинов   07.03.2013 15:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.