Книга Анастасия. Судьба и память. Глава 13

Глава тринадцатая.
БИЗЕРТИНСКИЕ ЗАПИСКИ
(Из  дневника, записных книжек, писем  и видеозаписей Н.С.)

О западных журналистах
Анастасия Александровна внимательно следила за всеми событиями в России и на Украине по французскому телевидению и прессе. Она переживала за Беслан и за выборы на Украине. Она негодует, когда натыкается на то, что она называет "интоксикация". Особенно достается от нее журналу "Нувель Обсерватер". Она анализирует тексты, опубликованные в нем, и показывает, к каким приемам прибегают  авторы, чтобы влить в души простых французов антирусские настроения.
— Журналист журналисту рознь. Есть хорошо осведомленные, но есть такие, которые говорят о России, а я чувствую яд в их словах. У них один рефрен: все плохо в России.
И Анастасия Александровна добавила по-французски: "Je sens l`intoxication dans leurs paroles".
Она хотела, чтобы  эти слова  услышали именно французские журналисты.
И запомнилась еще одна фраза, которую она сказала в адрес NN: «Как он может писать о России? Он же ее не любит!»

О России и Украине
Самые известные русские писатели воспевали Украину. Все дети знали наизусть описания ее ночей, ее рек «чище серебра», ее безграничных степей и цветущих хуторов, утопающих в вишневых рощах…
…Раз в неделю профессор Кожин, ассистент известного хирурга профессора Алексинского, читал нам Гоголя в большом зале «адмиральского помещения». Его умение читать оставило у нас в памяти незабвенные картины великолепия украинских ночей, Днепра, казацкой удали и очарования вечеров на хуторе близ Диканьки…
Родилась я на берегу Донца. Мне говорят: «Значит, Вы – украинка!» Я отвечаю: «Да, я родилась на Украине! Это самая настоящая Киевская Русь. Это колыбель русского государства. Слова-то Украина появилось только в семнадцатом столетии, когда поляки забрали территорию. И поляки дали это название: как окраина Польши. А крестил Киевскую Русь Владимир! И Ярослав Мудрый   написал в Киеве свод законов, которые назывались «Русская правда». И свод законов считался как бы первым камнем Русской империи!
Россия и Украина - это один народ. Это одна история! Один дух!  Одна религия!  Для меня они едины и неделимы! Правители приходят и уходят, но народ остается. Кому-то опять очень хочется столкнуть людей лбами. Но я верю в будущее моего народа и в то, что никогда больше не будет на родной земле проливаться кровь. Мы слишком дорогой ценой заплатили за потрясения и революции.

"Наши донцы!"
- Сережа, смотри, - кричит Анастасия Александровна своему сыну, сидя перед телевизором. По французскому каналу шел репортаж о выборах на Украине. - Горняков показывают! Наши донцы!

Севастополь
Когда я в июле 2008 года вернулся в Бизерту из Севастополя, то ее первый вопрос был:
- Опять там ссорятся?
- Да, есть такое. Но все будет хорошо, Бабу, не волнуйся. Смотри, какие я тебе фото привез. Вот каким был Севастополь в 1920 году, и вот каким он стал сейчас.
(Видеозапись этой встречи с Бабу стала частью фильма «Воспоминания о Севастополе»

О русских в Европе
 - Говорят, что русских не любят в Европе? Неправда! Умные и интеллигентные люди -  и немцы, и французы, и англичане, и итальянцы, - они всегда с уважением относятся к русским. И если кто-то из европейцев имел предком русского человека, то он всегда говорил об этом с гордостью!

Об исламе
- Пророк Магомет был очень добрым человеком. И первая жена его была очень разумная. Коран ближе к  Старому завету, чем Откровение Божие. Я прожила столько дел среди мусульман и у меня всегда были самые хорошие отношения с ними. Мусульмане с пониманием отнеслись к нашим просьбам разрешить построить  православные храмы.  Тунисцы народ очень терпимый к другим религиям. И это у них  - в крови, это уважение к другим.
Был в Тунисе на улице Селье, № 60, большой арабский дом, многочисленные комнаты которого выходили на внутренний двор. Памятная история связана с этим домом, который принадлежал тунисцу Бакушу, директору Абуса, мусульманское административное учреждение, занимающееся вопросами недвижимости. Когда русские пришли просить его сдать дом в аренду, он поинтересовался, для чего им нужно такое большое помещение. Узнав, что в доме предполагается устроить церковь, Бакуш ответил, что совесть никогда не позволит ему, во-первых, отказать людям в возможности молиться и, во-вторых, брать с них деньги за предоставленную возможность.
- И посему, - добавил он, - берите дом и служите Богу!
Духовная жизнь русской колонии долго оставалась связанной с этим домом. В самой большой из комнат был алтарь. Когда места не хватало, люди молились во дворе. Отец Константин олицетворял с большим достоинством моральные ценности русского православия, и матушка была ему доброй и разумной помощницей. Русская церковь на авеню Мухаммеда V будет построена только в пятидесятые годы.

О Чечне
В разговорах мы затрагивали очень много тем и не только дела минувших дней, но и современность. Ещё тогда она предполагала, что Карабах -  это только начало, что у нас грядут огромные проблемы с Кавказом,  особенно с Чечнёй.
Мы не могли  избежать этой темы. Французские журналы, газеты, телевидение постоянно писали  и передавали на эту тему. Но начала говорить о Чечне  Анастасия Александровна издалека, как бы  готовя почву для анализа того, что происходит сегодня.
-  Я помню, как Пушкин написал брату с Кавказа: "мне не страшно, потому что чеченцы берут в плен только генералов»…
- Мне прислали очень интересную книгу. Книгу, которой 150 лет.  Ее написала Лидия Чатская.  Моя бабушка училась вместе с ней в Смольном. Это другая эпоха. Девятнадцатое столетие. История девушки.  Нина, княжна Джавахова, поступила в Институт благородных девиц. Ее отец, грузин, в чине генерала командовал казаками. И нет ничего странного. Багратион,  генерал, котрого любили все, был грузином. И вот девушка учится в Смольном и описывает свою жизнь…»
- Чечня… - произнесла  медленно Анастасия Александровна. - Простой француз думает, что все русские  нападают на всех чеченцев. И даже говоря про детей в Беслане, французские журналисты пишут: Это вина Путина!" У них нет никаких доказательств, но они говорят и пишут, что во всем виноват Путин. Во всем виновата Россия. Это и есть интоксикация!

О новых русских
- Ротшильды и Рокфеллеры с нуля начинали, из гвоздиков, по  центу, так это нормально. А если у нас кто-то разбогател, так сразу говорят: украл! Почему? И можно ли стать богатым за год? За несколько лет?
Задав  себе самой вопросы, Анастасия Александровна на них так и не ответила. Прожив в Тунисе 84 года, она до сих пор арендует для себя и сына Сергея трехкомнатную квартирку рядом с Храмом Александра Невского и живет на скромную пенсию, которую получает от тунисского государства. Как бывший преподаватель математики.

Рубцов  глазами Анастасии Александровны
Как-то зашел у нас разговор об Александре Рубцове. Я спросил ее мнение об этом русском художнике, который всю жизнь прожил  в Тунисе. В 1914 году Александр Рубцов прибыл в эту страну и после начала первой мировой войны оказался отрезанным от России. 11 ноября 1915 года  он поселился в квартире-мастерской на улице Аль-Джазира. Здесь художник прожил 34 года, до конца своих дней, создав десятки картин, запечатлевших  яркие краски Туниса и женскую красоту. Его называют великим тунисским художником. Он похоронен в «русском каре» христианского кладбища Боржель в столице. В последний путь его провожали соотечественники из Бизерты: его гроб был покрыт Андреевским флагом с Русской эскадры.
 Анастасия Александровна задумалась и начала отвечать издалека.
- Мне Оленька Вербицкая оставила стихотворение Бунина…
Анастасия Александровна читает по памяти:
"И цветы, и шмели, и трава, и колосья…
Час настанет! Был счастлив ли ты в жизни земной?"
- А Рубцов? Вот вы пишете в своей книге, публикуете отрывок из дневника Рубцова…
Она зачитывает этот отрывок из книги «Тунис. Тысяча и одна история…»:  «Почему я не покидаю Тунис?» - задаю я себе вопрос и сам отвечаю: «Я мог бы оставить Тунис, но я всегда бы испытывал ностальгию по краскам и цветам»…
-…Так вот. Я очень хорошо знаю эту улицу Аль-Джазира…. И вот что я скажу… Свою Родину не покидают из-за красоты и цветов!
Анастасия Александровна стукнула  своим маленьким кулачком по столу.
- Он не русский для меня, а Бунин - русский. Я чувствую, что Бунин - русский. А Рубцова - не чувствую… Он в Петербурге получил прекрасное образование, ему дали стипендию, ему  предоставили возможность ездить по Европе…И вот… когда русские мальчики умирали на войне …
Она смотрела на меня, и в глазах ее сверкали искры гнева.
«А что бы ты делал? Где бы  ты был тогда?» – спросил я самого себя.
-….А когда русские, офицеры и матросы, искали работу в Тунисе...,- с болью в голосе говорила Анастасия Александровна. - У Рубцова было много знакомых, он мог помочь, но он русских чурался!
Анастасия Александровна опустила голову и замолчала. Мне стало стыдно для Рубцова, которого я так люблю и картины которого запечатлели неповторимые красоты человека и природы. «Как так можно, в трудную минуту не протянуть руку помощи соотечественнику, попавшему в беду? Права Анастасия Александровна, так русские не поступают!» - думал я, пытаясь понять ее молчание.
Но она думала о другом. Может ли она осуждать другого человека? Имеет ли она на это право?
—  Может быть, я совсем ошибаюсь… Может быть, но я не почувствовала его как русского. А Бунина —  почувствовала… Бунина выгнали из страны, но он русский. Только русский может так написать: "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…"  Это моя Россия! Это так верно написано, что  я вижу цветы русских лугов, вижу, как колышется трава, как наливаются золотые колосья, и как неустанно   трудятся шмели. Все мои воспоминания раннего детства в этих словах.  Я вспоминаю тропу к Донцу, цветы, до которых я дотрагивалась руками. Когда я была в Лисичанске, то увидела бурьян. Какие краски!  Как чудно пахнет трава! Это все мое! Оно со мной! Но не с Рубцовым!

Спор с Дантоном
Она часто вспоминала слова французского революционера Дантона, чтобы поспорить с ними.
— «Нельзя унести свою родину на подошвах своих сапог», говорил Дантон. Но это — как все красивые слова! — ценности никакой не имеют. Потому что можно унести свою страну, но  не на сапогах, а в своей голове и в своем сердце!

Какие прекрасные люди в России!
- Какие прекрасные люди в России! Я о них тоже хочу написать… О боцмане Демиане Логиновиче Чмеле, о моем дорогом Михаиле Андреевиче Беренсе, о капитане Мордвинове, о всех тех, кого мне посчастливилось узнать и чья судьба стала и моей судьбою.
Анастасия Александровна спокойно смотрела мне в глаза оценивающим взглядом. И не только ее глаза увидел я. Глаза всех тех, которых она  знала и помнила. Они смотрели молча, каждый по своему, но все - с добротой и надеждой. И никто не смотрел на меня  с укором или презрением или ненавистью.
  «Как мне теперь жить под этими пристальными взглядами?» - подумал я.
Анастасия Александровна будто прочитала мои мысли и  улыбнулась.

 «Я храню традиции!»
«Почему я вспоминаю о прожитом?  Я хочу сказать, что есть стоимости моральные, которые мне дороги. Я принадлежала к сплоченной, дружной морской среде. И я храню традиции этой среды. И я надеюсь, что мои внуки их сохранят. И что другие тоже их сохранят…»
Она сетовала, что не может определиться, куда и где оставлять архив Черноморского флота. Склонялась к тому, что будет его передавать во Францию в Деникинский архив, а  ей так хотелось бы в Россию…
 
Однажды Анастасия Александровна сказала за чашкой чая:
– Из нескольких тысяч русских людей, лишившихся Родины и приплывших  в двадцатом году в Бизерту, осталась теперь в Тунисе я одна – единственный свидетель! Ну вот, теперь русские приезжают в Тунис посмотреть на Карфаген и на меня.
И рассмеялась. А в глазах ее заблестели огоньки, похожие то на слезинки о пережитом, то на далекие огни кораблей русской эскадры, уходящих от родных берегов.

«Что есть истина?»
Как пишет в своей книге Анастасия Александровна о двадцатых годах: «Мы переживали Явление Христа перед Пилатом, нас волновал и оставшийся навеки без ответа вопрос: «Что есть истина?»
Этот вопрос продолжает волновать каждого из нас.
Согласитесь: то, что происходит в мире сегодня, оптимизма не прибавляет. Все тот же диктат сильных и богатых, все тот же фанатизм и экстремизм…
Как противостоять всему этому?
Что делать сегодня человеку, попавшему в новый водоворот трагических событий?
Вот почему едут к Анастасии Александровне. Что в ее словах найти ответы на свои вопросы. 
И давайте придем вместе с ней на русские кладбища в  Бизерте и Тунисе и молча поклонимся и положим цветы на могилы с фамилиями, выбитыми русским буквами на холодных мраморных плитах под жарким африканским небом.
Они, наши дедушки и бабушки, верили, что они вернутся в Россию. Они не смогли! И тогда Россия сама пришла к ним…

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.                А.С.Пушкин

Я снова смотрю на фотографии Анастасии Александровны на экране компьютера, слушаю  ее голос, вглядываюсь в ее лицо. С фотографий Русской Эскадры   на меня смотрят глаза русских моряков,  и  я повторяю   слова Анастасии Александровны:
«И мне так больно, когда  читаешь… разное…и видишь, как злоумышленно искажают правду. Больше всего я ненавижу неправду! И как хочется, чтобы люди узнали правду. О  тех, кто уже ничего не может сказать…»
«Существуют личности, которые занимают исключительное место в окружающем их обществе. Близость к ним придает особый смысл повседневной нашей жизни. Их душевное богатство не имеет никакого отношения ни к уму, ни к образованию, ни – еще меньше – к их внешнему облику: часто они даже совсем непохожи друг на друга. Одно лишь общее есть у таких людей: они любят жизнь с благодарностью. Их никогда не забудешь! Но когда их теряешь навсегда, в душе остается место, которое ничем и никем уже заполнено быть не может.
 Это о них думал Жуковский, когда писал:
Не говори с тоской – их нет,
Но с благодарностию – были!»
Из книги Анастасии Александровны

Российский паспорт и тунисская награда
17 июля 1997 года в Посольстве России в Тунисе Анастасии Александровне был торжественно вручен красный российский паспорт.
В знак признательности к Анастасии Александровне за ее огромный вклад в развитие тунисско-российских отношений президент Туниса Бен Али наградил ее орденом  "Командора культуры".

Книга воспоминаний
Книга воспоминаний Анастасии Александровны «Бизерта. Последняя стоянка» вышла на русском и французском языках и выдержала уже несколько изданий. Это – волнующий рассказ о трагической судьбе русских моряков и русских кораблей, что нашли свой последний причал у берегов Туниса. За эту книгу Анастасии Александровне в августе 2005 года была вручена литературная премия «Александр Невский», учрежденная Союзом писателей России и «Центром гуманитарного и делового сотрудничества».
«Нелегко истребить память народа. Придет время, когда тысячи русских людей cтанут искать следы народной истории на тунисской земле. Усилия наших отцов по их сохранению не были тщетны».
Эти слова Анастасия Александровна написала в 1999 году, готовя к печати первое издание своих воспоминаний на русском языке.
Одна книга была  передана  мэром Парижа и русскими дипломатами В.В.Путину. Вскоре  она получила книгу «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным» с надписью, сделанной рукой президента России:
«Анастасии Александровне Манштейн-Ширинской в благодарность и на добрую память. В. Путин. 23 декабря 2000».
Я вспоминаю слова Анастасии Александровны:
«Могла ли я тогда, в ноябре 20 года, представить, что 75 лет спустя напишу воспоминания об этой уходящей эскадре, что эту книгу будут читать и перечитывать, что меня будут  показывать по телевидению и что я смогу обо всем рассказать…»

Сергей ГОРБАЧЕВ, капитан 1 ранга, рассказывает:
«Книга вышла в московском “Воениздате” под названием “Бизерта. Последняя стоянка”. «Это не моя личная биография, сказала мне Анастасия Александровна. -  Чувствуя себя причастной к событиям, малоизвестным или искаженным, я хотела восстановить часть моего прошлого, которое является и частью прошлого моих соотечественников в России».
В начале ноября 1999 г. в Москве, в Доме дружбы, что на Новом Арбате, прошла презентация этой книги. Причем, несмотря на свои годы, Анастасия Александровна, наконец получившая российское гражданство, специально прилетела на эту церемонию из Туниса. Можно сказать, что именно с издания этой книги в России началась “материализация памяти”, хранимой о русских моряках в основном за рубежом.
Сегодня о Русской эскадре написаны сотни статей, вышли книги, отсняты фильмы. В определенном смысле “бизертская тема” даже стала модной. Появились различные фонды, разработаны программы, организуются экспедиции…
Хочется верить, что большинство наших соотечественников искренни в своих помыслах и делах. К таковым, безусловно, относятся черноморцы. Именно благодаря им, по инициативе адмирала Игоря Касатонова в 2001 г. моряки флагмана флота ГРКР “Москва” увековечили память последнего командира эскадры контр-адмирала Михаила Беренса. Его прах был перенесен на тунисское кладбище Боржель. Здесь же установлено надгробие работы севастопольского скульптора, народного художника Украины Станислава Чижа. Эта инициатива нашла последователей – сегодня в порядок приводятся все известные захоронения (а таких около ста). И что примечательно: активным помощником в этом деле выступает Анастасия Александровна Ширинская- Манштейн.
Когда заходит речь о возрасте женщины, не принято упоминать о прожитых годах. Иногда говорят: “Женщина возраста не имеет!” Или: “Ей столько лет, на сколько она выглядит”. Мне же представляется, что нынче – случай, когда можно смело пренебречь этой традицией и назвать все своими «именами».

Письмо первой женщины-космонавта Валентины Терешковой

Москва, 28 апреля 2003 года

Дорогая Анастасия Александровна!
Мне доставляет большое удовольствие поздравить Вас с награждением ордена Дружбы.
Эта награда – заслуженная оценка Вашей неутомимой деятельности по развитию и укреплению дружественных отношений между народами России и Туниса, Вашего личного вклада в ознакомление тунисцев с российской культурой.
Трудно переоценить Ваши заслуги в сбережении ценных для истории нашего государства реликвий, связанных с историей Российского флота.
Вы сумели сохранить в своей памяти много важных фактов и воспоминаний о героической и одновременно трагической судьбе российских моряков, оказавшихся по воле судьбы в Тунисе. Их жизнь, по праву, может служить примером стойкости, любви и верности своему Отечеству.
С теплотой вспоминаю мои встречи и интересные беседы с Вами на тунисской земле.
Желаю Вам, дорогая Анастасия Александровна, доброго здоровья и долгих лет жизни.
С уважением
Руководитель Росзарубежцентра В.Терешкова

5 сентября 2007 года. Бизерта - Тунис
Сергей ГОРБАЧЕВ, капитан 1 ранга:
«Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн 5 сентября 2007 г. исполнилось  95 лет. Даже не верится. Не верится в то, что она – свидетель и участник событий “великой Русской смуты” – на ее глазах происходили масштабные исторические события. Ее память хранит множество интереснейших событий, достойных имен, примечательных фактов.
С трудом верится, что, дожив до таких лет, можно сохранить не только остроту ума и жар сердца, но и любовь. Любовь к Родине – матушке-России. Несмотря ни на что – ни на удары судьбы, официальные умолчания и, как следствие, попытки забвения...»
Письмо из Бизерты  друзьям Анастасии Александровны
Дорогие друзья!
Извините, что отвечаю с опозданием, чему есть веские причины…
5 сентября  2007 года Анастасии Александровне ШИРИНСКОЙ-МАНШТЕЙН исполнилось 95 лет! И ее день рождения стал настоящим духовным праздником для россиян и  тунисцев, французов и греков,  христиан и мусульман, людей других национальностей и верований, которые собрались в этот день  в Российском  центре науки и культуры (РЦКН) в Тунисе.
Мне бы хотелось рассказать  вам об этом празднике,  ведь у меня  – видео- и магнитофонные кассеты и  фотографии этого вечера.  И постараюсь передать то прекрасное настроение, которое царило в душе каждого из нас.
На чествование Анастасии Александровны  прибыло девять делегаций из России: от МИД России, Росзарубежцентра,  Военно-Морского флота, Русской православной  церкви, общественных и других организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя , Уфы, - а   также  мэр Бизерты  Монсеф Бен Гарбия, представители  МИД Туниса и  Министерства культуры  Туниса
Открывая вечер, представитель Росзарубежцентра в Тунисе, директор РЦКН Николай Александрович Назаров сказал:
- Много соотечественников прибыло в Тунис, чтобы разделить вместе с нами этот праздник.  Анастасия Александровна много сделала для российско-тунисской дружбы, для взаимопонимания и доверия между нашими народами.
Посол  России в Тунисе  Андрей Владимирович  Поляков зачитал послание Владимира Владимировича Путина,  Президента России:
"Дорогая Анастасия Александровна! Примите мои искренние поздравления с днем рождения! Лихолетье Гражданской войны заставило Вас покинуть Родину. Но все годы, проведенные на чужбине, Вы, как и герои Вашей книги «Бизерта. Последняя стоянка», посвятили России, сохранению ее духовного и исторического наследия, поддержанию национальных традиций.Вы – пример твердости духа и убеждений, гражданского мужества и нравственной силы. Благодаря этим качествам Вы приобрели авторитет и особое почтение в русской общине в Тунисе. Ваши значимые заслуги перед Отечеством, многолетний подвижнический труд широко известны в России и мире. От всего сердца желаю Вам, Анастасия Александровна, доброго здоровья и благополучия. С уважением Владимир Путин,  Москва, Кремль".
Андрей Владимирович также зачитал послание Сергея  Михайловича Миронова, спикера Совета федерации России, в котором, в частности, говорится:
"Через всю жизнь Вы пронесли любовь к России, заботились о памяти русских моряков, бережно сохранили  традиции русской культуры. Вера в Россию стала Вашим духовным стержнем… ".
От себя  лично Андрей Владимирович добавил:
- Спасибо вам, дорогая Анастасия Александровна, за то, что Вы сделали для укрепления дружбы между народами, для развития культурных связей между нашими странами. Спасибо Вам за то, что через всю вашу нелегкую жизнь Вы пронесли беззаветную любовь к нашей Родине. Арабская пословица гласит: " Кто посеет благодеяние, то пожнет благодарность" Это о Вас, Анастасия Александровна!
-
Мохамед Фантар, крупный тунисский ученый, историк, археолог, писатель, заведующий  кафедры Бен Али "Диалог цивилизаций и религий",  выступая от имени тунисской  общественности, сказал, в частности:
- Мы гордимся тем, что такая выдающаяся женщина живет в Бизерте. Вы являетесь столпом культуры. Нам выпал счастливый шанс встречаться с Вами.  Вы принимали участие в наших семинарах и конференциях. В Вас столько знаний, столько мудрости! И я хотел бы пожелать Вам доброго здоровья  и  хотел бы участвовать в празднованиях Вашего столетнего юбилея!
 Затем слово  было представлено  Татьяне Викторовне Полосковой, начальнику Управления по работе с соотечественниками Росзарубежцентра:
- Примите, дорогая Анастасия Александровна, искренние поздравления от руководства Росзарубежцентра. Ваша неутомимая и благородная деятельность снискала Вам глубокое уважение и признательность соотечественников в России и далеко за ее пределами. Сердцем   вы никогда не расставались с  Родиной, несмотря на то что  исторические повороты прошлого века на долгие годы разлучили Вас с ней. Огромная любовь к России, страстное желание сохранить русскую культуру, русский язык, передать это богатство потомкам помогли Вам выстоять в трудные времена, придают Вам силы и сейчас.
Русский человек - это прежде всего подвижник. Вы своей судьбой доказали, что Вы и по имени, и по убеждениям - русский человек,   который всегда настроен на дружбу и диалог… Благодаря Вам мы получили  хороший импульс развитию российско-тунисских связей.
У вас есть любимая песня "Мой костер в тумане светит". Я хочу, чтобы этот костер нам светил еще очень долго!
Душевные, искренние  слова сказал и  представитель общественных организаций Санкт-Петербурга, президент Фонда "Отечество" Александр Сергеевич Николя:
В жизни каждого человека бывают счастливые моменты. Вот таким самым счастливым моментом в моей жизни  был день, когда я познакомился с Анастасией Александровной. Этот день прошел через всю мою последующую жизнь, потому что она заряжает такой энергией, таким энтузиазмом который никогда не растеряешь…
Мы с  Божьей помощью и с помощью Анастасии Александровны издали три  раза книгу "Бизерта. Последняя стоянка", которую сегодня многие читают. Мы сделали четыре фильма, сегодня вы увидите пятый…
… Есть арабская пословица "Терпение - это красиво". Судьба Анастасии Александровны - свидетельство этому!
Олег Иванович Фомин, представитель Российского Импекраторского Православного Палестинского общества, передал награды от трех организаций. Он вручил награду от Императорского Православного Палестинского общества - Золотой знак (номер 10) "за многолетние заслуги в деле популяризации русской  православной  культуры, за распространение русского языка в Тунисе, за вклад в создание и укрепление в тунисском обществе положительного образа России"….
Документ подписал председатель Императорского Православного Палестинского общества Сергей Владимирович Степашин.
- От имени Московского союза обществ дружбы  вам вручается орден "За уважение к народу" за выдающиеся заслуги в социальной, политической и общественной деятельности на благо своего народа, бескорыстное служение обществу и автивное участие в обеспечении конституционных прав и свобод человека…" Подпись  под документом -  Юрий Михайлович Лужков…
Третья награда - благодарственное письмо  от Всероссийского конкурса Александра Невского, подписанное Александром Иосифовичем Ебраидзе, генеральным директором фирмы ТАЛИОН, и Валерием Николаевичем Ганичевым, председателем  Союза писателей России. В нем говорится:
"Благодарим Вас за активное участие в работе  конкурса и книгу "Бизерта. Последняя стоянка", за вклад в дело сохранения исторического наследия России, бережное отношение к национальным традициям, высокую духовную гражданскую позицию".
Владимир Владимирович Стефановский, президент Севастопольского морского собрания, сказал очень проникновенные слова:
-У нас сегодня не только праздник - день рождения любимой Анастасии Александровны. Сегодня праздник русского духа,  русской культуры, памяти о русской истории… Анастасия Александровна представляет собой живую нить Истории.  Меня просили передать  замечательные слова, сказанные севастопольцами: "Поклонитесь ей! Поучитесь у нее быть русским человеком!"
Владимир Владимирович читает стихи Николая Гульнева:
Закончив бег и долгий гон
Вы за Отечество от нас
Поклон примите…
Россия вспомнила о Вас!
………………………….
Стефановский продолжил:
- Вас поздравляет мэр Севастополя и командующий Черноморским флотом России вице-адмирал Александр Клецков… И еще…  Вот этот крест Андреевский косой я привез вам из Севастополя,  и вот  эту тельняшку (оживление в зале, аплодисменты), я ее вымочил в морской воде, чтобы она пропахла родной солью Черного моря, солью родного Севастополя…
Владимир Владимирович сказал:
- Приглашаем вас в Севастополь, будете встречены с хлебом и солью.. М если вы решите переехать в Севастополь, встретим вас с распростертыми объятиями!
Ведущий юбилейный вечер Николай Александрович Назаров с улыбкой ответил на это:
 -Мы понимаем, что гость из Севастополя хочет переманить бабушку русского флота. Но не знаю, отпустит ли ее Бизерта…" (Оживление, улыбки в зале).
Представитель Московского патриархата, настоятель Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий сообщил, что Патриарх Московский и Всея Руси наградил Анастасию Александровну орденом за большие заслуги перед Церковью и Отечеством,  и зачитал поздравительное послание митрополита Кирилла, в котором, в частности, говорится:
 "Вся Ваша жизнь тесно связана с Тунисом, страной, которая гостеприимно приняла… беженцев Черноморской эскадры, став для многих  из них второй родиной. Но Вы, как и большинство наших соотечественников, оказавшихся на чужбине, всегда помнили о России и пронесли к ней любовь через все эти годы. Невзирая на тяготы и лишения, которые Вам пришлось испытать, Вы прилагали все силы, чтобы  сохранить память о  пребывании русской эскадры  в Тунисе. Благодаря  Вашим трудам удалось спасти от  разрушения возведенные на средства русских эмигрантов православные храмы в Тунисе  и в Бизерте, в которых теперь снова возносится молитва!
Вы являетесь свидетельницей и участницей всех событий, связанных с Русской эскадрой… Вы постарались  донести свои воспоминания до следующих поколений в замечательной книге "Бизерта. Последняя стоянка",  получившей в 2005 году Всероссийскую премию Александра Невского…
Ваши заслуги отмечались государственными, общественными  и церковными наградами, что свидетельствует о высоком авторитете и уважении, которыми Вы пользуетесь как в Тунисе, так и в России…
И от себя  Назарий добавил искренние слова, которые были встречены бурными аплодисментами:
- Более русского человека, чем Анастасия Александровна, я в своей жизни не встречал… И второе. Вы знаете, что на Вознесение Господне была совершена первая божественная литургия  между Русской православной церкви Московского патриархата и Зарубежной церковью. Произошло эпохальное событие! Этим событием закончилась Гражданская война. Это был знак примирения двух ветвей одной Церкви!
В этом есть большая ваша заслуга,  Анастасия Александровна!  В 1992 году Вы обратились с письмом в Московскую патриархию. Это был мужественный поступок! Чтобы в те годы сделать такой шаг, надо было иметь настоящее мужество… Церковь всегда будет помнить вас и молиться  за ваше здравие!
Зуфар Якупович Мурза Аюпов, представитель Российского Дворянского Собрания зачитал послание РДС, в котором, в частности, говорится:
Российское Дворянское собрание награждает Анастасию Александровну почетным знаком: Почетным Крестом Первой степени за многолетнюю деятельность по сбережению православных храмов и захоронений русских моряков, за сохранение исторических реликвий Русского Императорского военно-морского флота и создание уникальной книги памяти…
Зуфар Якупович также вручил Анастасии Александровне Орден Русь Державная от Международного Наблюдательного фонда "Меценаты России".
Пришла "очень трогательная", по словам Анастасии Александровны, телеграмма от  офицеров Флота, выпускников Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища:
 "Сама судьба избрала Вас ангелом-хранителем памяти о Русском Флоте, а Господь Бог, нашедший достойную из достойных, вверил Вам нить, связавшую Времена прошедшие и Настоящее. Спасибо Вам, что Вы сумели сохранить ее для нас в передрягах жизни, не порвав, не нарушив и не изменив всеми нами любимой родине России и Военно-Морскому Флоту. Анастасия Александровна, мы преклоняем колени перед Вами как перед Женщиной, как перед чистым и живительным родником памяти!"
Анастасия Александровна получила также телеграмму от московских кинематографистов:
"Разрешите нам присоединить свои голоса к голосам всех, кто поздравляет сегодня Вас, восхищается Вами, любит Вас! Здоровья Вам и еще много здоровья! Время, проведенное с Вами летом нынешнего года, совместная работа над фильмом-документом о Вам о Русской эскадре стали для нас уроком любви к России, ее Истории, Культуре, уроком Веры в Будущее России! Спасибо Вам, Анастасия Александровна!
Искренне Ваши Виктор Лисакович, Николай Сологубовский, Долорес Мелконян и весь коллектив  кинокомпании "Элегия" и фильма "Анастасия"
Конечно, было еще много других выступлений, теплых, искренних. Анастасия Александровна получила также много других поздравительных телеграмм и телефонных звонков.
И она сказала в ответном слове:
- СПАСИБО! СПАСИБО ВАМ!
Полностью ее ответное слово прозвучит в фильме "АНАСТАСИЯ". А сейчас самое время снова перечитать ее книгу и задуматься, что мы можем сделать в память ушедших поколений, что доброго и полезного мы можем сделать для живых!
В заключение приведу послание Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн, которое она сказала накануне своего юбилея в ответ на  мой вопрос "Что бы вы хотели сказать россиянам?":
- Хотела бы сказать, что никогда нельзя терять надежду!
И поэтому, когда кто знает что-нибудь и может с уверенностью сказать, где есть правда, чтобы обелить людей от разных обвинений недостойных, он должен сказать! Он должен все, что помнит, оставить потомкам, чтобы была последовательность в звеньях Истории России.
Русские люди так  много испытали! Но если вы ничего не оставите письменного, потом все исчезнет. Кто-то должен  взять на себя труд и сохранить свидетельства! И когда он пережил события  и знает рассказы тех, кто  пережил эти события вместе с ним, он должен это звено передать. И тогда он сделает великое дело!
И я надеюсь, что я смогла передать новым поколениям Память о наших достойных отцах.

… Дорогие друзья! Пишу я вам  из Бизерты 12 сентября, а не сразу после 5 сентября. Почему?
Именно 12 сентября, в день Александра Невского, в Храме Александра Невского в Бизерте отец Димитрий  после молитвы и пожеланий многие лета  вручил  Анастасии Александровне  Орден Московской Патриархии за большие заслуги перед Церковью и Отечеством.
Так что простите за задержку...
Теперь праздники позади, а впереди - большая работа вместе с Анастасией Александровной  по сохранению Нашей Истории, Нашей Памяти и в этой работе найдется дело каждому, кому дорога Россия.
С уважением
Николай Сологубовский
Бизерта, 12  сентября 2007 года


Покаянная Россия

Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн,
дочери командира миноносца «Жаркий»,
свидетельнице ухода эскадры Черноморского флота
 в Бизерту в ноябре 1920 года

Закончив бег и смертный гон,
Сплетаем нити!
Вы за Отечество поклон
От нас примите!

Примите неподкупный глас
И Веру в Бога –
Россия вспомнила о Вас,
Прозрев немного!

И повернула время вспять
В кровавой смете,
И начинает вспоминать
Свой Флот в Бизерте!

Вот машет дружеской рукой
Сквозь первый иней –
Посмертно, Боже, упокой
Всех на чужбине!

Салюта нет! Не слышно –
«Пли!»
Лишь дождик в поле!
Судьбу, не счастье обрели,
Сыны неволи,

И не услышан русский стон,
И всё как-либо!
Но вам, свидетелю времён,
От нас спасибо!

За свет далёкий с высоты,
За куст с корнями,
За то, что русские кресты
Стоят пред нами!

За то, что тяжек суховей
В кровавой сыти!
За то, что в памяти своей
Вы всех храните!

За то, что вам в достатке
снов
В далёком стане!
...Помянем, Родина, сынов,
За всех помянем!

Да будет в небе бирюза
И Божья милость,
Чтоб покаянная слеза
На крест скатилась!

Чтоб пропадала в душах
злость
И укоризна,
Чтоб до России донеслось –
«Прости, Отчизна!»

Прости, кого сумела пнуть
Обиды ради,
Мы выбирали крестный путь
По высшей правде,

По воле Бога и суда,
По тем обновам!
Простим Россию, господа,
Прощальным словом!

Не сгинет благостная Весть –
Дни с Богом ярки!
...Считайте, что на Флоте есть
Эсминец «Жаркий»!

И есть тельняшка с полосой,
И клич отваги,
А Крест Андреевский, косой,
Горит на Флаге!

И утром зарево калин
Вмещает оду,
А журавлей усталый клин
Летит к восходу!

И пробуждён гражданский стыд
В трескучей стыни!
…Русь покаянная стоит,
Смирив гордыни!

С уважением и низким поклоном
капитан 1 ранга
Николай ГУЛЬНЕВ
г. Санкт-Петербург,


Рецензии