Шахматы в школе Chess in school

                Фото  Гарри Каспарова (2007 г.)  (ру.ВИКИ)


"Шахматы пробный камень
человеческого ума"
                Гёте

"«Шахматы в школах» – это шаг
вперед в образовательном развитии
ребенка: он начинает мыслить глубже.
Уже проводился тест, когда в двух
параллельных классах в одном ввели в
программу дополнительный час математики,
в другом – час шахмат. В итоге у
второго результаты по математике были выше"
                Гарри Каспаров [16]



               
Декларация совместного проекта ЕШС (Европейского шахматного союза) и Европейского фонда Каспарова "Шахматы в школе" 13 марта 2012 была одобрена депутатами Европарламента.[2] Проект будет передан в комиссии Европарламента, а также в парламенты всех государств - членов Евросоюза.
«13 марта 2012 года останется в истории днем, когда игра в шахматы поднялась на более высокий уровень признания обществом - не только как спорт, но и как часть системы образования в современном мире», - заявил Президент ЕШС Сильвио Данаилов. Все мероприятия, связанные с проектом "Шахматы в школе" проведены под патронатом председателя Европарламента, бывшего премьер-министра Польши Ежи Бузека и депутата Европарламента Славчо Бинева. Проект предназначен для того, чтобы популяризировать шахматы в школах по всей Европе, путем введения факультативного предмета по шахматам. Этот проект успешно уже используется по инициативе фонда Каспарова  в США более 10 лет. А первой страной, с которой  подписан  договор о введении шахматных компьютерных программ в систему обучения, стала Грузия. В Турции проект «Шахматы в школе» действует более пяти лет. Гарри Каспаров посетил Эстонию [6] [16], чтобы способствовать внедрению там этого проекта. В России проект "Шахматы в школе" используется в ряде регионов (в Калмыкии, Курганская и Томская области и др.), имеются хорошие программы этого факультативного предмета, защищено несколько докторских диссертаций.[9] [10] Большим энтузиастом по использованию шахмат в школах является ученый И. Г. Сухин, автор многочисленных работ в этой области. [13] [1] [3] В России имеются школы по шахматам семикратного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. [15] Он  создал также международную сеть школ по шахматам. Они имеются в 15 государствах.[14]
  Польза от обучения школьников игре в шахматы очень большая. Это подтверждается как научными исследованиями нейропсихологов, так и опытом преподавания в школах.[16] Особенно  полезны шахматы  для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Именно в это время формируются основные навыки письма, речи.[14]
В результате обучения шахматам ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения;  концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость [7]; развивается пространственное воображение; формируются навыки планирования действий; шахматы воспитывают характер; они учат творчеству и способствуют умственному развитию.[11]
 В целом пользу от шахмат можно показать по группе факторов [1]:
 * ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   - расширяет кругозор; пополняет знания; активизирует мыслительную деятельность  младших школьников; учит ориентироваться на плоскости [3]; развивают способности к точным наукам (особенно к математике) [14] тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание. 
* ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - вырабатывает у ребенка: настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
* ЭСТЕТИЧЕСКАЯ - играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
* ФИЗИЧЕСКАЯ  – чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.

Примечание: Подобно шахматам, Великая теорема Ферма также в свое время помогла нескольким поколениям школьников развить у себя способности к логическому мышлению и научному творчеству. К этому их толкало любопытство, да и желание получить премию (порядка 300 марок). Таких "фермистов-школьников" была достаточно много.
 
Ссылки:
1. Сухин И.Г. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ"
(http://chess555.narod.ru/1god.htm)
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

2. Страсбург: программа "Шахматы в школе" одобрена депутатами Европарламента
(http://chess-news.ru/node/6546)

3. Игорь Георгиевич Сухин. Шахматы для детей, родителей и педагогов (интервью)
(http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=47883)
Процесс обучения  шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п.

4. Шахматы в начальной школе
Шахматы очень полезны особенно для детей в возрасте от 4 до 7 лет (для формирования  основных навыков письма, речи, развивают логическое мышление, для развития способностей к точным наукам).
 
5. Гарри Каспаров: в последние 30 лет не было прорывов в технологии

6. Каспаров представит в Эстонии проект «Шахматы в школе»
Всемирно известный российский гроссмейстер и общественный деятель Гарри Каспаров приедет в Эстонию, чтобы представить здесь международный проект «Шахматы в школу», который получил в ноябре одобрение и Европейского парламента.

7. Some Thoughts on the Educational Merits of the Game Chess
(http://www.his.com/~pshapiro/chess.html)
"Шахматы учит терпению, дальновидности, долгосрочному планированию, а также возможности найти альтернативные решения". ("Chess teaches patience, foresight, long-range planning, and the ability to find alternative solutions.")
 
8. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов (http://chess555.narod.ru/imp2.htm)
Неинтерактивные и интерактивные ссылки из журналов начала ХХ века.

9. Шахматы в образовании / Шахматные диссертации (http://pedsovet.org/forum/topic3438.html)

10. В. Князева. Докторская диссертация "Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России"
(http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=1495&st=350)

11. Шахматы в школе? Шахматы - школе!
(http://spo.1september.ru/1999/spo0708-2.htm)
Шахматы помогает ребятам развить в себе такие качества, как память, воображение, интуиция, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу.  По наблюдениям психологов IQ у школьников, изучающих игру в шахматы, становятся выше, чем у сверстников.

12. Шахматная школа для детей от 4 лет
 (http://www.chesslabyrinth.ru/roditelyam)
Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения, концентрировать внимание, развивается пространственное воображение, формируются навыки планирования действий,  воспитывают характер, учат творчеству.

13. САЙТ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА  И. Г. Сухина (http://chess555.narod.ru/)

14. Anatoly Karpov International School of Chess
http://www.anatolykarpovchessschool.org/
Семикратный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов имеет свои шахматные  школы в 15 странах.  Шахматы это не только игра, но проверенное средство обучения, чтобы помочь студентам решать проблемы, что в свою очередь приводит к улучшению способностей по математике и чтению.

15.1. Международный центр шахматного образования
(http://icce.su/)

16. Шахматный политик
(http://www.dzd.ee/823422/shahmatnyj-politik/)
«ДД» задавал Каспарову вопросы о шахматных баталиях и его международной программе «Шахматы в школе», с целью внедрения которой он и приехал в Эстонию.
«Шахматы в школах» – это шаг вперед в образовательном развитии ребенка: он начинает мыслить глубже. Уже проводился тест, когда в двух параллельных классах в одном ввели в программу дополнительный час математики, в другом – час шахмат. В итоге у второго результаты по математике были выше.
Идет процесс изменения всех систем образования. Мой опыт подсказывает, что руководство во многих странах ищет подход к нынешнему айпадовскому поколению с помощью компьютеризации. Поэтому мы понемногу внедряем проект «Шахматы в школе» по всему миру. Недавно в Турции у меня была хорошая презентация. В Грузии с сентября этот проект будет реализовываться, уже подписан договор.
Предложение посетить Эстонию с проектом «Шахматы в школе» поступило от моих друзей. Я с большим воодушевлением воспринял эту идею, потому что мне кажется, что у Эстонии в отношении шахмат очень хорошие перспективы. У вас уже сложилась своя культура шахмат. Вам не надо начинать с нуля и привозить иностранных специалистов: у вас уже все есть. Я увидел здесь возможности, желание реализовывать этот проект.



 


Рецензии