Отец и сын

  Как-то десятилетнего сына одного богатого фермера в школе обидели одноклассники. Бить побоялись - всё же и дети чувствовали, что Вася - сын богатого и влиятельного человека, родители некоторых работали по найму у отца Васи, но рожи ему корчили, карманные деньги отобрали и при этом обзывали: "Сын кулака, сын кровопийцы!"
  Вернулся Вася домой с заплаканными глазами, хмурый, и ни на кого не глядел... Отец спросил:
  - Чего такой насупившийся? Чего глаза красные?
  Пришлось Васе всё рассказать отцу.
  - Они не в первый раз... - даже снова завсхлипывал...
  - У, не хватало ещё и из-за этого переживать, - хмыкнул отец. А говорить умел, долго не останавливался: - Если на всё обращать внимание!.. Когда-то, в молодости, как только я стал хорошо жить, на меня тоже многие начали коситься и ворчали: у, окулачился...А я всего лишь был агрономом при Советской власти, когда всё было колхозным, не было разных там "ао" и "ооо", фермеров и пайщиков. Потому что Советская власть про частное и слушать не хотела, - колхоз, и всё. Тогда прежде всего начальники и жили хорошо. Я тоже с  малого начинал, с простого агронома, но старался. И тогда люди старались,- вроде бы и не своё, а колхозное, а всё равно человек на должности не мог не стараться, потому что он отвечал, и от него в райкоме требовали. Стал я и главным агрономом, даже орден Ленина получил в конце концов. А и до этого завидовали, то и дело своими ушами слышал: у, кулак... Мол, орден ему дали за то, что держится с ними... С ними - это так люди между собой всё начальство называли. Если бы я обращал внимание на каждого дурака и завистника, то ничего не имел бы, а я, слава богу, и при Советской власти жил хорошо, и "Ниву" себе купил, и не только ты, а и твои старшие брат и сёстра, один уже студент, а другая замужем, - считай, уже самостоятельные, родились в этом большом кирпичном доме! И чего стыдиться? Тогда было одно время, сейчас - другое! Что, думаешь, я выпрашивал этот орден Ленина? Мне тогда дали, одному одному комбайнёру дали. И главный зоотехник соседнего колхоза получил орден. и тракторист из того же села. Болтали люди в селе и тогда, нашлись: мол, дали орден главному агроному, а заодно дали и тактористу и комбайнёру, чтобы не говорил народ, что, мол, одно только начальство из райкома и награждают. А что райком? Там тоже разнарядка, им ордена сверху распределяли - вот столько-то на район, и всё... Но всё равно не просто так же награждали? Шу-шу-шу, вот этому дадим, а вот этому не дадим, и всё такое. Даже если были и другие достойные, работящие, надо же было кого-то наградить? Ну, другим, кому орденов не хватило, дали медали, похвальные грамоты, а не орден, ну и что?
  - А что такое орден Ленина? - неожиданно спросил сын.
  Отец с усмешкой покачал головой, и лишь после этого ответил снисходительно:
  - Как времена меняются, как всё быстро забывается... Ну, был такой орден, за успехи в социалистическом соревновании, передовикам производства давали.
  - А что такое социалистческое соревнование?
  - Ну, это как бег наперегонки у вас, пацанов... Старались опередить других "на благо Родины". Раньше Советский Союз была наша Родина, теперь Украина! А село как было, так и осталось, оно, откровенно говоря, и есть наша родина, только теперь разрешена частная собственность.
  Сын вдруг спросил довольно тихо, робко и неуверенно:
  - Папа, а сейчас ты стараешься для родины?..
  Отец даже несного смутился:
  - А для кого я стараюсь? И для себя, конечно, но и для села... Ну, был я когда-то передовым агрономом, так что?.. Всё равно и для себя старался, а не только для родины.
  Сын всё не успокаивался. Уважал отца, как и все дети своих отцов, был для него скорее всего высшим авторитетом, но всё равно сын по-прежнему робко и тихо задал ещё один вопрос:
  - Папка, а если я скажу ребятам, что ты стараешься не для себя, а для родины, для села, ребята оставят меня в покое, перестанут злить и обижать?..
  - У, сколько ещё будет всякого, пока вырастешь!.. - засмеялся отец. - Не обращай внимание! Со всеми никогда не будешь хорошим! Смотри, чтобы тебе было хорошо! Я каждый день даю тебе на карманные расходы столько, сколько плачу батраку за целый рабочий день! Я же для тебя стараюсь, тебе всё нажитое останется. Запомни раз и навсегда: никому ничего мы не должны, и это хорошо, что я вовремя перестроился! Лучше уж быть фермером, чем батраком!
  - Ребята и меня обозвали сыном кровопийцы...
  - Запомни ещё одно, и тоже раз и навсегда: ты сын бизнесмена! Понял? И не связывайся с теми, кто завидует! Бедные, они всегда завидуют. А я - что? Расширил хозяйство, надо покупать ещё один комабайн, а на это тоже нужны деньги! А эти завистники и голодранцы что, дадут мне денег, у них, что ли, возьму?..
  Отец понимал, что не успокоил сына до конца, и на другое утро демонстративно отвёз сына в школу на импортной машине, чуть ли не к самому порогу.
  Урок, точнее, намёк был усвоен, и сына долго не трогали... Но дети забывчивы, но и злопамятны однвременно. Так что спустя определённое время снова стали злить богатого мальчика Васю, да ещё и добавляли,- разумеется, то, подсказали им взрослые завистники и недоброжелатели успешного бизнесмена Захара Ивановича - отца Васи. "Кулак, кулак! кровопийца! А раньше был первым вором в колхозе!"- вот что добавляли теперь мальчишки.
  Так Вася и повтроил дома со слезами на глазах:
  - Они говорят, что ты, папа, был первым вором в колхозе...
  Отец неожиданно и в самом деле принял всё гораздо близко к сердцу, чего и сам не ожидал, ибо колхозные времена были уже делами давно минувших дней, как говорится, - Захар Иванович вдруг покраснел, вышел из себя:
  - Чего они хотят в конце концов, эти дураки?! Я был вором, видите ли! Тогда время было такое! Быть главным агрономом кохоза, жить возле гор пшеницы и кукурузы и не взять себе немного?!.. Так это кем надо быть!.. А что, колхозники не воровали? Любой скотник каждый день брал с фермы несколько килограммов комбикорма, силос себе возил, когда подвернётся, доярка не возвращалась вечером с работы домой без грелки с молоком за пазухой, да и корма носила... Шофера, что ли, не возили себе?.. Я начальник, вот и брал побольше, да так, чтобы никто не знал и не видел. Колхоз был большим, всё не возьмёшь.
  - А почему ты не взял себе всё? - наивно спросил сын.
  - Потому что тогда я был обязан выполнять план! - воскликнул отец. - Сказано из райкома: столько-то и столько сдать государству, и всё! Никого не интересовало, как ты это сделаешь! С меня и с председателя, того самого деда Коли с большим животом, который вечно сидит на лавочке, ещё как требовали! Он молодец, не смотри, что сейчас он давно пенсионер, старый и опухший, смерти ждёт,- он не всегда был такой, а тоже сумел обеспечить себе старость. В доме-дворце доживает свой век, а ведь за счёт колхоза построил. И вместе с ним брали мы из колхоза, чего уж? Тогда всё начальство держалось друг за друга... И нам доставалось, и колхозу оставалось, так сказать. Как мы, начальники, тогда между собой втихорях шутили: "Эй, что мы делаем, надо же и колхозу немного оставить"...
  - А сейчас ты всё оставляешь себе, потому что всё твоё? - уважительно спросил сын.
  - Да какое там - всё себе! - махнул рукой отец, даже забыв, что разговаривает с ребёнком, который вряд ли способен всё охватить своим умом. - А налоги? Батрак работает, наймётся, ко мне на работу утром какой-нибудь молодой человек, и знает, что вечером получит те деньги, за которые подрядился. И всё, больше забот у него никаких. А налоги государству мне платить! Если бы, если бы я и в самом деле мог оставить весь доход, всю прибыль себе!.. Тогда я давно купил бы ещё один трактор, а не только комбайн! И я давно взял бы в аренду паи тех пьяниц, которые сплетни про меня разносят и даже к тебе цепляются, мешают жить тем людям, которые умеют жить!
  - А когда было лучше - раньше или теперь? - спросил любознательный сын.
  - А что раньше? - тут же отозвался отец. - Сейчас и в нашем сельском магазине всего навалом, не говоря уж о городе, а раньше и в городе были пустые прилавки. Раньше не хотели работать, а теперь у меня работают! Теперь могу и прикрикнуть: "Работать, работать!" Знают: раз подрядились, надо работать. И кто работает, тот всегда имеет деньги на пивбар или на дискотеку вечером. Так что - лучше, хуже!.. Всем никогда не будет хорошо. Так что не расстраивайся из-за того, что какие-то дураки на тебя косо глядят... Они и сами не прочь иметь богатство, да ни черта у них не получается, вот и завидуют тем, кто может. А ты окажись выше этого! Держись с такими ребятами, которые тебя понимают! Таких тоже немало! А если будешь расстраиваться из-за каждой чепухи, то не только не умножишь своё богатство, а и готовое потеряешь! Эх, сколько мне ещё придётся тебя учить, и защищать, а что делать! Жизнь, она такая! Но уж чего-чего, а вот этого я как раз не боюсь! Я и сам заинтересован, чтобы из тебя вырос хозяин!
   
   
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
   


Рецензии
Общество неразумного потребления запрограммировано на взаимную вражду и самоуничтожение. Хорошо ещё, если не подожгут или не придушат.
Спасибо и всего доброго.

Юлия Иоаннова   25.04.2012 12:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.