Литературное неведение Олег Григорьев

Немного о поэзии и Олеге Григорьеве
Когда дети ничего нельзя. Когда бы меня  куда не звали у меня всегда были дети. шесть лет подряд. я была или беременна или кормила грудью, или просто ничего не соображала, это уж правда. куда деваться. мамашки с маленькими детьми особый подвид человечества, придурковатый.
В конце 80х у меня кажется не было ни одного знакомого. который бы не знал Олега Григорьева, а я нет. я водку не пить и не курить. И каждый  был его лучшим другом и все хохоча цитировали мерзкие чернушные частушки, а мне не нравилось. Нисколько.
Мне очень жаль, но только для подарка кому-то купила я эту неформатную ( опять!) красночерную книгу и только  по дороге тогда в метро поняла. что Григорьев более чем поэт. Что это воплощенная поэзия. И что я его люблю.
Тут мне придется высказать две банальности. Первая про поэзию. Кажется арбузов говорил. что драматургия это то что все знают, а никто сказать не может в чем. Вот и с поэзией так же. Никто ведь не будет отрицать, что рифмованный и ритмизованный текст совсем может быть не поэзией. а ровно прозой. Ловко зарифмованной. И все. И совсем же наоборот, есть примеры прозаических, нет не текстов уже, а инсталляций чистейшей высочайшей поэзии. И не обязательно высокой. Вот сологуб, вот Набоков. Какие странные черты его явно не прозаических текстов.
И всегда признаки ее - особая плотная организованность мысли, ассоциативность, метафоричность. Ничего, если я скажу. что поэзия вовсе не аппелирует к разуму, а только к подсознательному? Что желание Импрессионистов передать ощущения в поэзии всегда присутсвуют, но и более, пространство поэзии активно, чудо рождается при прочтении в голове уже не автора. Поэзия интерактивна, извините чувственна, она возбуждает, а не информирует.
 И второе. У Даррела есть. Кажется эти твари назывались рученики. Они делаеют себе домики как у улиток но из всякой дряни . что лежит на дне. А Мальчик Джерри вытащил их из этих построек и поселилив банку. где на дне лежали бисер и винтики и всякая мелочь. А на утро любовался абстракционисткими конструкциями, ручейники облепили себя всем. что было и выступали как художники на выставке авангарда. Вот и поэты  те же твари. Стихи лепят из сора , Ахматова даже проговорилась. Это то что есть. то  мусор, что копится на дне души. И одновременно это мимикрия к повседневности, а как иначе?
От того и такой Олег Григорьев. А я забыла как там его Гинзбург назвала. Мне эта чернушность нисколько не интересна. Экскурсы на дно жизни были и до него и после. А люблю и преклоняюсь совсем не за то.
  Когда учишься фоткать, то советуют шаблон для анализа своих снимков: Какова идея снимка. Как работают на идею сюжет. свет. ракурс. экспозиция. диафрагма,композиция. Ну вобщем все. Как правило никак не работают. И снимок держится на чем-то одном. Чаще всего на эмоции. Но очень этот принцип подходит и для стиха.Да еще! Что лишнее?.. вот в и в стихе как правило лишнего ну очень много. Правила говорения таковы. что очень много надо произнести глупостей, прежде чем сказать то что собирался.
А Григорьев это все попрал вовсе. Слава ему. Аминь.
Вот стишок. Сейчас перевру, потому что лезть в книжку не охота.
   Олег Григорьев

"На полке кухонной идет представление.
Кастрюли стоят. Это вступление.
Кастрюли столкнулись.
Это завязка.
Кастрюли упали.
Это развязка."

Простота сопутствует гению. Ничего лишнего. Ни единого слова. Все перед глазами. а одно прилагательное. А видим мы ушами, потому что работает палитра звуковая. Само слово Кастрюли смешное, тут оно фокусное, это фокус смысла и  звукоизображения: в "стр", острое с, которое потом пришепетывая подгоняет действие. У в "рюли" вытаскивает все у и оттеняет окончательное на поклонах А. Но самое  гротескное это фокус действия сюжета, его античного же комментария, и нашего ожидания. Мы как только слышим начинающуюся секвецию смысла, ужа страшно рады. когда наши ожидания оправдываются. и за вступлением и правда следуют все признаки, между прочим Драмы. Это такая особенность человеческого восприятия. нам нравится то. что мы узнаем. Эт не я придумала. Это тоже банальность. На этом вся старинная музыка построена . там безконечные повторения. и  куплетность песенки то же лыко в эту же строку.
Я потом еще про Григорьева напишу. Ну и ладно. что никто не читает. Мне все равно.


Рецензии
Неужели в Вашем ЖЖ подобное не находит спроса?! У Вас же отличное сочетание искренности, естественности интонации с литературными достоинствами текста. Неужто у молодежи спрос лишь на выпендреж? Ф я вот собираюсь прочитать все то, что Вы сегодня выставили, уже к концу подхожу. Вообще-то я очень занятый человек, а тут даю себе свободный вечер.
А Ваш Григорьев напомнил мне обалденное по простоте и изяществу пушкинское наставление Паше (забыл, чьего дружески знакомого писателя отпрыска):

"Душа моя Павел, Держись моих правил:
Делай то-то
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный."

Поищу Григорьева в Сети.

Уладзимир Траццякоу   24.04.2012 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо. Какая чудная рецензия. Ребенок это был, кажется Вяземского.

Башинская Татьяна   19.05.2013 12:35   Заявить о нарушении