Гори, Россия!

Чтобы не говорили, а Россия испокон веков была страной деревянной. И пожары редкостью не являлись. Бывало, что выгорали целые улицы или даже сёла. Несколько раз за свою историю горела Москва. На первый взгляд всё выше сказанное звучит страшно.
Но только на первый…

А если учесть, что страна наша имеет многовековую историю, то окажется, что пожаров за это время случилось не так уж и много. Целые поколения тех же москвичей больших пожаров не видели, а об ужасах огня наслышаны только из бабушкиных сказок.

 В сплошь деревянной России строились добротные дома, столетия служили людям и разрушались от ветхости. Заметьте, от ветхости, а не от пожаров. До недавнего времени во многих старинных русских городах и сёлах не являлись редкостью дома и церкви семнадцатого или восемнадцатого веков. За несколько веков эти строения не видели  пожаров.

Почему же сейчас, когда основными строительными материалами стали  бетон и камень, пожары начали приобретать масштабы общероссийского бедствия. Целые области покрываются сплошной дымовой завесой. Полностью выгорают сёла. Случается это не раз в столетие, а ежегодно горят одни и те же районы.

 Для борьбы с пожарами местные власти требуют всё больше и больше средств.
Вице-премьер требует ужесточения наказания для поджигателей, коими чаще всего являются школьники и пастухи. Но только не видно, чтоб эти меры, сколько ни будь заметно, привели к решению проблемы.

Почему же в прошедшие века в России  лесных или степных пожаров было меньше чем сейчас, особенно в местах с высокой плотностью населения. И уж конечно значительно реже от полевых или лесных пожаров выгорали деревни.

 Может быть, поджигателей было меньше или спичек? О поджигателях сказать ничего не могу, а спичек было действительно меньше. Только это не снижало остроту вопроса, а скорее увеличивало. Дело в том, что вместо спичек те же пастухи использовали горящий трут или чугунок с раскалёнными углями, а это значительно опаснее, чем спички или зажигалки.

Решение проблемы заключалось всё же в другом. Подобные пожары чаще всего случаются ранней весной или осенью. Весной загорается  прошлогодняя трава. Осенью горит та же пересохшая, неубранная трава или оставшаяся в поле солома.

  Источником огня может быть не только поджог или небрежно оставленный костёр, но и самовозгорание. Пластиковые бутылки или осколки стекла, как самые настоящие линзы фокусируют лучи солнца и воспламеняют траву. Без всякого постороннего воздействия возгораются кучи бытового мусора, опилок и многое другое. Нередко причиной пожара может служить и удар молнии.

 Так что для лесных и полевых пожаров поджоги не являются главной причиной. И что же делать? Перестать ловить поджигателей, смириться и опустить руки и ждать очередного пожара, который затем ликвидировать героическими усилиями. Безусловно, нет.
Только подойти к решению этого вопроса надо с иной стороны и уповать не только на ведомственные недальновидные инструкции, но и  на многовековой опыт предков. Не ждать очередного возгорания, а упреждать его.

 Почему же полевые или лесные пожары редко приводили к возгоранию деревенских изб. Вокруг деревень и городов просто-напросто было нечему гореть. Всё лето на лугах и на лесных опушках пасся домашний скот. Так, что к осени окрестности населённых пунктов естественным образом очищались от травы. Солому в полях сжигали.

 Но не просто поджигали и пускали огонь на самотёк.  Нет.  Жечь солому выходила вся деревня от мала до велика. Контролировался каждый квадратный метр, каждый клочок земли. Весной, чуть подтаял снег, начинали жечь прошлогоднюю траву. Делали это опять же под полным контролем сельчан и поэтапно.

Сначала на сухих и возвышенных местах, на косогорах. В это время в лесу и оврагах ещё лежит снег, а на деревенских улицах вода и слякоть. Так что, и там гореть нечему. Когда придёт время поджога склонов оврагов, в других местах уже зазеленеет молодая поросль. Гореть она не будет ни при каких условиях  в течение всего года. До следующей весны места весенних палов будет  безопасны от пожаров.

В настоящее время сложилась совершенно иная ситуация. Скот на селе перевёлся. Окраины деревень и городов, а иногда и сельские улицы, утопают в зарослях бурьяна. Склоны оврагов и прочие неудобные для сельского хозяйства земли заброшены. Лес относится к другому ведомству, и выпас в нём запрещён.

 Сжигание мусора, травы, соломы запрещено. В результате получилась парадоксальная ситуация из серии: « Хотели как лучше…». А страна всё горит и горит.

Может быть пора, МЧС и другим властным структурам немного остановиться в своей неистовой борьбе со стихийными явлениями, призадуматься, осмыслить опыт предыдущих поколений, немного наступить на горло собственным инструкциям и принять какие-то новые более конструктивные решения.

Проще и дешевле ту же траву весной сжигать,  чем круглый год жить на пороховой бочке, ловить поджигателей, тушить нежданные пожары и восстанавливать сгоревшие деревни. Естественно проводить подобные мероприятия в благоприятные для этого дни и под контролем специалистов.

Весенний мусор также удобнее сжечь на месте, чем затрачивая огромные средства,свозить на свалки, а потом в течение всего года вдыхать ароматы тлеющих отходов. Никто естественно не предлагает сжигать мусор в центре мегаполисов. Речь идёт только о сёлах и маленьких городах.

Именно они больше всего беззащитны перед стихией и испытывают недостаток средств и сил для уборки территорий. Именно там «предусмотрительная» бюрократия скорее согласится отдать в жертву стихии очередное село, чем возьмёт на себя ответственность по предотвращению беды.


Рецензии
Транспорт нынче дорог...

А пожарные прожорливы...

Были бы хозяева на земле, так и проблем бы с пожарами не было...

Андрей Бухаров   02.12.2012 20:58     Заявить о нарушении
Хозяева на земле нужны. Желательно, чтоб жили они на ней, а не за морем.

Ним Кров   03.12.2012 19:41   Заявить о нарушении
Это точно....

Андрей Бухаров   03.12.2012 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.