Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 21

Из дневника Гринцевичей:

  24 сентября. Писала Людмилка.  Ну вот, я и добралась написать в дневник. Как и мечтал Роберт, я пришла из Роддома худенькой и стройной и, пока, не полнею. Много комплиментов получила, и не только от мужчин, но и от женщин, что бывает редко. Одна дама, с ангельской улыбкой на лице, сказала:
   - Ты сейчас очень хорошо выглядишь! Не полней, а то была...как корова! Вот так вот! О, женщины! Коварные завистницы, хищные жёны, лживые хамелеоны, и в то же время, прекрасные и нежные, любящие и верные, чуткие и неповторимые!!!  ХИТРЮЩИЙ НАРОД!
   Итак, о нашей Натулечке: Этой девчурке через два дня исполняется два месяца от роду! Уже есть, что взять в руки! Очень умные, серьёзные, тёмно-синие с серым глаза, курносый нос, малюсенький ротик, ярко-выраженный, эмоциональный характер!
   Умеет требовать, ворчать, ругаться, плакать до посинения, взахлёб, отвечать в точку: у-у! угу!  Очень интересный ребёнок! Уже сейчас: аги; кх; и много других звуков; и покряхтеть очень любит! Слов нет, чтобы описать!
   Иногда - начинает ругаться, а Аурика - хохотать! Не скажу, что очень спокойная, не в старшую сестру, но и не очень беспокойная; средняя, но крепенькая, сильная! Но...то одно, то другое, ячмени, диатез; а тут и я заболела, может, и из-за Роберта. Только бы нам не заразить наших девочек!
   Я - счастлива, что у нас две девочки! Я не хотела мальчика, девочке нужна сестра! Знаю по себе, как плохо без сестры!  А теперь - всё чудесно! Папуля наш , иногда, ворчит: "Бабье царство!" Но, сам доволен, вижу это ясно. Недаром же он так любит свои сестричек!
    Устаём, недосыпаем, но, такова участь родителей!  "Малые детки - спать не дают, с большими - сон не берёт!" Аурика очень хорошо относится к Натульке, любит её, помогает смотреть. Но избаловалась за эти дни! Стала непослушной, наказывать - жалко... Но, и не наказывать, видимо, тоже нельзя!
   Здоровье её стало крепче, каждый день - на воздухе, не меньше трёх-четырёх часов, на наше счастье - чудесным отстоял сентябрь, уже скоро кончатся пелёнки, а с ползунками - легче. Итак: пока всё хорошо! Только бы не болели наши девочки!
   Дальше писал Роберт: Наташа лежит на подушке и болтает голенькими ножками, пелёнки ей уже стали маловаты, она, довольно быстро, освобождается от них, она - сильный человечек, такая крепенькая... Людмилка сидит рядом с ней, она - в коричневых брюках и  светлом свитере, сильно похудела после родов, сейчас больше напоминает подростка, чем женщину, волосы у неё, по-прежнему, вьются! Вот!
    27 сентября.  А дальше - папа заснул над дневником... Спит - по 5-6 часов в сутки, хоть я и стараюсь беречь его сон, но, ложимся в 12, встаём - в 6...это - в лучшем случае, ему - на работу, мне - кормить ребёнка...
   Сегодня - первый осенний, холодный день, сильный ветер и... дождь. В квартире - пасмурно , настроение - грустное. Вот и осень... Не люблю я её, самая грустная пора, хоть и "очей очарованье"...
    Аурика сегодня ночевала у бабули, что очень любит, разговаривала со мной по телефону, голосок - такой нежный, чистый, лепечущий... А говорит - так умно, чисто, по-взрослому... Девочка моя, я уже соскучилась по тебе! Какая я счастливая! У меня - две дочки, два моих любимых человечка! Господи! Как тесно в душе тем чувствам, которые я испытываю к ним! Да, я очень счастлива! Только бы никогда не потерять это счастье!
   Дальше писал Роберт: На улице только что прошёл дождь, вновь солнце блестит в каплях дождя на жёлтых листьях; вот и пришла золотая осень! Эта прелесть, эта красавица, по-сравнению с горбатой злой старухой - поздней осенью, когда несколько дней подряд идёт холодный дождь, когда холоднющий ветер продувает насквозь, качает голые ветки деревьев... Брр! Не люблю такую осень!
    Сегодня - суббота, мы , сообща, навели порядок в квартире, покушали. Аурика сидит на ковре, наряжает своих кукол в бумажные платья, разговаривает с ними, поёт им песни... Натулька лежит, завёрнутая в одеяло у открытой створки окна и снится ей, что спит она на улице...
   Людмилка - гладит бельё... Я и сейчас люблю её так, как любил много много лет назад, только эта любовь стала более уверенной, потому что она стала мне намного роднее, ближе, мне с каждым прожитым годом всё труднее представить себе, что когда-то, Людмилки не было рядом, что жил я в другом доме, со своими родителями, братом и сёстрами... А её - не было со мной...
   Людмилка со мной - уже тысячи лет, мы с нею спали на шкурах в пещере, возле костра, ходили с копьём на саблезубого тигра, плясали ритуальные пляски возле костра, под звуки там-тама... Я люблю её, очень сильно, мне трудно прожить без неё один день... Что уж говорить про неделю!
   Девочка со стройной фигуркой и пышными длинными волосами - это она. Женщина с грудным младенцем на руках, склонившая над ним прелестное лицо с яркими губами и шепчущая ему тихие, полные ласки и любви слова - это тоже она... Я люблю её!
   17 октября. Писала Людмила: Середина октября, холодно, не всегда получается погулять. Натулька уже улыбается, иногда - смеётся, когда с нею разговаривают, следит за движением, в положении лёжа, на животе, поднимает голову, а вчера, непроизвольно, сказала: мама... Это было очень интересно, 2,5 месяца - и, вдруг, чёткое: мама!
   Подвижная, часто плохо спит ночью. Аурика отпускает меня в магазин, а сама присматривает за сестричкой, хорошая няня для её возраста, главное - любит сестричку, ни капли не ревнует её!
   Приехал Вова с семьёй, и сегодня Аурика - почти весь день с ними, конечно, со Светланкой ей интереснее, чем с Наташенькой... Той уже третий годик пошёл.  Я всё худею, часто болит желудок, очень устаю, вечера не могу дождаться, хотя всем говорю, что мне с нею легко, что - не устаю с нею...Почему-то, скрываю, что она - вовсе не тихоня, (я Наташу имею ввиду...), что, даже, когда ем, она у меня на руках, или качаю в коляске, днём спит очень мало; удаётся всё сделать, если Наташа - на улице, там она мигом засыпает, и спит долго и крепко.
   А сегодня на улице дождь, Наташа весь день дома, даже обед не смогла приготовить, не досыпаю уже много ночей подряд... Сегодня опять не спала с часу до  четырёх..Но, это всё- временно... Всё же, я очень счастлива, что у меня есть это сокровище!
    У Наташи - хорошие крёстные: это Татьяна и Василий Балясниковы, наши соседи со второго подъезда, Таня работает в лаборатории больницы, А Вася - вместе с Робертом, в его бригаде, В МСО. Вася возьмёт Натульку на руки (своих детей у них пока нет), и говорит, так ласково: -Маленькая моя, миленькая моя! - И целует её в лобик... А, однажды сказал: - Если её кто обидит, то он - покойник! Нас тянет друг к другу, дружба ли это, или что другое, поживём - увидим... Всё просто в наших отношениях, никаких недомолвок и требований, когда хотим, встречаемся, а не ждём приглашения каждый раз, как с Дороховыми...
    10 ноября.  Прошли ноябрьские праздники... Сходили на танцы. Сначала была одна молодёжь, попозже и постарше народ потянулся... Да, ещё тянет на танцы, тянет к коротеньким платьицам, никак не укладывается в голове, что тебе - уже почти 29 лет! В душе - те же, 18-19...
   Наташенька стала спокойнее, больше спит, весёлая, только заговоришь с нею, сразу - весёлые глазки, и улыбка, девочка очень милая, славная, а родная - до невозможности!
   И с Робертом мне очень повезло, он не пьёт, во всём мне помогает, любит, честен и смел... Я знаю, что мне повезло в жизни, я нашла чудесного человека, наверно, потому, что не плыла по течению, не обращала внимания на красавцев, а всю жизнь считала главным в человеке- его душу и ум.
   Разве не счастье, прожив с человеком девять лет, услышать от него такие слова: "Люди вылавливали много жемчужин, но, самая лучшая - у меня!" Я люблю тебя, Роберт, и буду любить всю свою жизнь! Потому что нет на свете друга и человека - лучше тебя!
   Аурика ушла гулять. У неё - большая дружба с нашим соседом, дядей Антоном. Он от неё, без ума! И она его очень любит! Вчера ездила с ним и его женой на "Жигулях" в деревню к их родственникам. Помогает мне, убирает свои игрушки, заправляет свою кроватку, приучаю мыть посуду, убирать со стола.
   По часу и дольше в день, смотрит Натульку. Один раз - прибегаю с примерки, смотрю, обе сидят и плачут...
    -Она меня измучила! - Говорит. Жалко бедняжку, обнимаю, целую её, прошу прощения...Объясняю, что меня задержало... Она, конечно, сразу всё прощает... Теперь стараюсь её одну не оставлять надолго... Они у нас славные! И как хорошо, что их - две!
   Дальше писал Роберт:  Прошли праздники. Четыре дня мы гуляли, и так быстро эти дни проскочили!  Сегодня уже был первый рабочий день.  8 ноября мы были с Людмилкой на танцах.  Как-то я себя непривычно стал чувствовать на них, отвык... Людмилка была в розовом кримпленовом платье и беленьких миниатюрных туфельках, ножка у неё крохотная, как у Золушки.
   У неё была красивая причёска, длинные крупные локоны до плеч, алые губки... Вера ей подарила немецкую помаду. Я любовался своею женой! Она у меня - лучше всех!
   Сейчас Людмилка разговаривает с Натулькой, такой разговор у них интересный, Наташа издаёт различные звуки, живо откликается на разговор, на улыбку, очень улыбчивая девочка! У Аурики в её возрасте, гораздо труднее было выманить улыбку!
   Мы на неё прямо нарадоваться не можем! А Аурика уже покрикивает на нас, приказывает, спорит, порой - и конфликтуем. Но всё это - в пределах нормы.  Будем надеяться, что она нас не подведёт, когда вырастет.
    Боже мой! Я - единственный представитель сильного пола в царстве прекрасных представительниц прекрасной половины рода человеческого! И я их - очень люблю!
    30 декабря 75г.  Предпоследний вечер этого года! Встречаем Новый Год с большой тревогой: 6 или 7 января едем в Ригу на консультацию к хирургу с Наташей. Нашему, Дагдскому хирургу, не нравится что-то в её тазобедренном суставе. Если что-то страшное - я с ума сойду!
   Рентгенолог написал на снимке, что нарушений нет, но хирург запретил пока садиться и вставать на ножки, а ей уже 5 месяцев, так хочется сесть! На вид - полностью здоровенькая, улыбается, ручкой хватает ложку и сама тянет в рот, аппетит отличный, характер - сложный, и капризы, и рычание, и крики, всё бывает, особенно - ночью, плохо спит, я уже привыкла, что по ночам часа три не сплю...
    Но мы на всё согласны, только бы у неё всё было хорошо! Девочка моя родная, неужели ты на муки родилась? Весь день вчера отплакала, а сегодня - как тисками сердце сжало, не плачу, но это - ещё труднее... Может, там и нет ничего? Напугал только нас? Как узнать? Ножки ровненькие, полненькие, красивые, сильные; уже пытается ползать, только ползёт назад...
   5 февраля 76г.  Роберт со снимком ездил в январе на консультацию к хирургу в Ригу. Врач сказала, что у Наташи - недоразвитость сустава, но что это не страшно, в таком возрасте - бывает у многих, но, чтобы не думать о плохом, надо у ортопеда-хирурга узнать номер штанишек ортопедических, и носить их до одного года.
   Поэтому 18 февраля поедем в Даугавпилс заказывать штанишки. Нельзя сажать, пока сама не сядет, и ставить до года на ножки... А если сама будет вставать? Что делать? И то, слава Богу, что не операция!  Страшно даже представить!
   Весит она уже 8200граммов. Полненькая, хорошенькая, только волосики коротенькие, уже очень светлеют, ресницы длинные, тёмные, глаза - большие, тёмно-синие, и очень задорный нос, как был у меня в раннем детстве...
   Аурика стала крепче, не болеет почти, а худенькая! Кожа да кости! Ест - очень плохо, всё - из-под палки, и поведение стало такое, что что мы с Робертом стали пугаться; может маме с папой сказать... короче, всё, что ей взбредёт в голову! Чтобы сделала то, что скажешь, иной раз, надо пять раз сказать!
    Пробовали по-хорошему, совсем обнаглела! Стали наказывать, а что делать? Другой раз, такое ляпнет, что даже плачу от обиды... Эх, Аурика, сколько любви в тебя вложено, сколько мук ты принесла своими болезнями, сколько бессонных ночей, нервов, слёз...
    Началось это после Нового Года, но, я верю, что ты вновь станешь чуткой и послушной девочкой, да, доченька?... Где-то я сильно простыла, Роберту пришлось брать больничный лист на 4 дня по уходу за ребёнком...
    7 февраля.   Писал Роберт.  Переживаю за сестричек: Вовка Котовский всё пытается подчинить себе Аллочку, не понимает, дурак, что если с нею по-хорошему, она столько счастья подарит любому мужику! Она, ведь, добрая, хорошая, жалостливая, мягкая, весёлая, жизнерадостная!
   Эх, Вовка, Вовка! ...
   И у Лидочки тоже, всё не слава Богу, а - наоборот! Стёпка всё больше ревнует её к сыну! Первые три месяца Дима перепутал день с ночью: днём спал, а ночью приходилось его носить на руках, чтобы не плакал, Степану - утром на работу, да и не только ему: и отцу, и брату, и маме, ей, ведь, тоже вечером работать, а с утра - управиться со всеми женскими делами: стирка, уборка, огород, дрова, магазины... и т. д. и т. п. Ночи бессонные, и днём, особо не поспишь!
    А Стёпка: -" Лида, ты меня совсем не любишь! Как-будто, меня и нет совсем! Всё внимание - Димке!"- А Лида, даже вечером, если понадобилось сходить в магазин, просит его побыть с сыном, возвращается домой, а Стёпка - весь белый от злобы, смотрит телевизор; а Дима, весь синий от слёз, даже задыхается... А Стёпка, мать твою! даже на руки не возьмёт!
   И тоже, как Котовский, уму-разуму учить пытается, по стойке "смирно!" поставить... А Лида - гораздо более жёст-  кий характер имеет, чем Алла, сама может "смирно!" приказать!  Стёпка всё чаще стал уезжать к своим родителям; по крайней мере, он так говорит, а как там на самом деле...Один Бог знает!
   И Лёню очень жалко! Он, наверно, так и не женится. Пока трезвый - тихий, молчаливый, слова из него не вытянешь, стеснительный, ну, просто прелесть, какой! Придёт к нам, с девочками возится, улыбается им, слова ласковые говорит...
   А если на танцы пойдёт, то только поддатый... И тогда - развесёлый, даже нахальный, ухарь купец, удалой молодец! Сколько он мне помог, когда квартиру нашу готовили к сдаче, а Ауричка с Людмилкой в больнице лежали... Приходил по вечерам, после работы, и вкалывал у нас: почти вся малярка - его, потолки, окна, двери, полы - шпатлёвка, покраска два раза, это всё - он, один я, разве смог бы так быстро подготовить к сдаче самую запущенную квартиру в доме? Из-за сборов в Таллинне...
   Ругаю его за пьянку, а он - только смущённо улыбается, оправдывается: - Да ну что ты, Робин, ну, выпью когда... это ж, не так часто... А девушку, пока, не могу найти такую, как твоя Людмилка... - Такие, вот, дела...
   28 февраля.  Аурика с бабулей уехали к Вове с Верой и Светланкой, в Белоруссию, в Щучин. Уж так ей захотелось поехать, дочурке нашей! А теперь - душа болит! Хоть бы не заболела! Наташенька растёт, но сама ещё не сидит.  Слабее Аурики, да, впрочем, и нельзя сравнивать, ножка...
   Скорее бы весна, дочурки больше бы времени проводили на свежем воздухе. Папа с Натулей спят, пойду купаться...
   -29 марта.  Наташенька крепко сама сидит. Говорит много слов: мама, папа, ба, дя, ляля, ата, дай и т.д.  Когда болела, очень часто говорила: - мама...И так говорила, что у меня сердце кровью обливалось! Очень много лопочет, играет на губах пальчиком, и не только на своих, но и у нас.
   Быстро ползает назад. Начинает ползать вперёд. Каждый день делаем зарядку с ножками, на ночь укладываем с ортопедическими трусиками, чтобы ножки были раздвинуты. Я думаю, что всё с нею будет хорошо. Уже подпрыгивает, когда держишь за руки, или за талию. Два зуба уже большие, с шести месяцев.
   Очень весёлая и подвижная. Переболела, но уже поправилась. Аурика покашливает, ходит в Детсад. Уж очень его любит! Стала лучше себя вести. Правда, не настолько, чтобы радоваться. Начала читать , но ленится.
   Проходит первый месяц весны, но весны ещё не было. Зима. Только третий день сыро, очень неприятный ветер. Как хочется тепла! Приезжал закадычный друг Роберта - Витя Широнин, с сыном Олежкой. Очень хороший человек! Уезжал, было очень жаль, даже скучаем. И Олежка у него очень хороший мальчик! Воспитан в строгости, не так, как наша Аурика, самостоятельный, спокойный, даже на Аурику хорошо повлиял.
    Получили уже письма от них, мы - от Витюшки, Аурика - от Олежки. Сегодня идём в театр, смотреть "Наталью".  Нашей Наташеньке - уже восемь месяцев! Что делать, когда тебе годик исполнится? Как быть с работой?
   28 апреля.  Нашли Наташе няню. Хвалят её: аккуратная, любит детей, речь развита, это, ведь, очень важно для ребёнка, который начинает говорить! Вот уже и девять месяцев Натульке!  Что мы умеем? Мило делает "ладушки", "сороку-сороку", играет пальчиком на губах, умеет щёлкать язычком, произносит: "РРР" и многое другое, а, главное, просится на горшок! И с Аурикой очень дружны.
   Наташа ещё не стоит сама, только на коленочках, да мы и не ставим её, боимся вывиха, пусть ноги окрепнут. Она очень быстро ползает по квартире, Аурика - не ползала вообще! Девочка очень весёлая, энергичная, эмоциональная, подвижная. Капризов - тоже хватает, особенно, когда зубы лезут...
   Аурика опять болеет, кашель сильный, ангиной переболела, слабенькое здоровье, очень худенькая! Сегодня удивила погода: весь март была зима, половина апреля - холод, потом, дней десять, тепло, потом - опять резкий холод - неделя, а сегодня: всё кругом - бело, все тропинки замело!
   Просто невероятно, через три дня - 1 мая, а у нас - зима на дворе! А 1974 году мы с Дороховыми встречали 1 мая в лесу, уже листочки на берёзках распускались, так тепло и красиво было!  Наши мужчины, соседи по дому и Роберт, в эту весну много внимания уделяют озеленению двора и территории вблизи его.
   Сейчас наш первый подъезд не узнать, вблизи дома - ягодные кусты, вдоль тротуара, с обеих сторон, декоративные кустики, с торцевой стороны, что смотрит на костёл, посадили садик: шесть яблонь и кусты крыжовника, так что, со временем, будет красиво!
   С боем отбили от соседей со второго подъезда - детский уголок, будем оборудовать. Вот где люди показали, кто чем дышит, не даром, с нашей стороны - так красиво, а там - всё голо... С 22 апреля Наташенька уже не получает маминого молочка...И так хорошо, почти девять месяцев откормила грудью...Под конец молочко сошло на нет...
   25 мая.  Вопрос с няней оказался не решённым, ненадёжный человек оказалась... Что делать с Наташей? С кем оставить? Заведующая просит выйти с 1 июля, отпустить её в отпуск... Не хочется за неё оставаться, вдруг не справлюсь? Но и ей надо отдохнуть... Больше некем заменить её, а со стороны трудно найти на месяц педагога.
    Надо найти няню, а сейчас легче найти на дороге 1000 рублей, чем няню!  29 апреля Натулька сама встала на ножки! Теперь уже сама ходит по кроватке, часто просится: "сь,сь..." (пописать...), но, бывает, что и промолчит... Уже три зуба. Аурика кончает старшую группу.
   Завтра выпуск и она переходит в подготовительную к школе группу. Через пол-месяца ей - 6 лет! Такая маленькая и худенькая! Доченька, как быстро идут годы! Как я не хочу, чтобы они так быстро бежали!  Лет через 11 ты уже будешь где-то учиться, вдали от дома; писать нам , иногда, письма...
   Родная моя, хорошая, только - будь умной, гордой, как это важно в жизни! ...  Живём с Робертом опять без друзей... Таня, Наташина крёстная, она - добрая, хорошая, но, по простоте душевной , ей, иногда, трудно удержать внутри себя что-то важное, что доверили только ей...
   Настоящий друг у меня только один - это Роберт.  Мой любимый, мой верный, мой родной и единственный друг...
   О Дороховых, иногда, вспоминаю, иногда - тоскую по Кларе, иногда - спокойно думаю о ней, иногда - обида в душе... А в общем, это, тень прошлого... Слишком во многом мы одинаковы: гордые, обидчивые, впечатлительные и эмоциональные...  Как ты поживаешь, Клара? Что у тебя в душе ко мне?
    Забыта ли я совсем? Может, я не умею дружить?  А, может, дружба - проще, как у меня с Таней? Нет! Слишком мало для дружбы - часто видеться, нужно доверие, любовь, нужна верность... А, расфилософствовалась!
   21 июня.  Уже две декады лета - а на улице - холод, ветер, дождь. Так надоело, настроение гнетущее изо дня в день.  А сейчас на улице - буря!  Ни одного пригожего дня! Даже в плаще -холодно!  Аурика очень кашляет, переболели мама и папа, заболела Наташа, Роберта замучил зуб, я побывала в больнице, вот такой июнь!
   ...Вроде нашли няню, но нет в ней уверенности, в семье у неё неважно, а через десять дней - на работу...  Уже год не была в лесу, а так хочется в могучий еловый лес!  Не видела в этом году, ни подснежников, ни ландышей, только один раз сходили в парк, нарвали фиалок... "Купите фиалки, букетик лиловый..." Как хочется тепла!
   Завтра - Людмилин день, и такая печальная дата: 22 июня, начало войны с фашизмом... " 22 июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война..."
   25 июня. Писал Роберт.  Краславский Нарсуд развёл Лидочку и Степана... Когда она узнала, что у него есть любовница, собрала его чемодан и выставила его за дверь... Удивительно! Как можно ненавидеть собственного ребёнка?  У меня их - две, мои удивительные девочки, мои красавицы, мои ненаглядные! Я, наоборот, умиляюсь, когда моя Людмилка возится с дочурками, ласкает их, целует их, это приводит меня в восторг!
   А Стёпка ненавидел Диму за то, что Лида - любит его! Удивительно!  Господи! Какие мы все разные!  Вроде бы, и похожи: два глаза, один нос, один рот, два уха, две руки, две ноги... А какие невероятно разные!  Один человек становится Героем, закрывает своим телом амбразуру вражеского дота; другой - предаёт своих товарищей, чтобы спасти свою шкуру...
       Один отец - жертвует своей жизнью, чтобы отбить дочь от насильников, другой - насилует собственную дочь... Ещё один отец - ненавидит собственного сына за то, что его любит мама, жена этого самого отца!  И уделяет ему больше внимания, маленькому мальчику, а не ему, великовозрастному балбесу!
   Да, не соскучишься на нашей планете по имени Земля! Держись, Лидочка! Сестричка моя! Хоть бы тебе повезло! Такая хорошенькая, умница, красавица, неужели парни кругом - слепые?
   15 августа.  Писала Людмилка. Приехали из Литвы, точнее, из Вильнюса, столицы государства. Чудесный город! И старый, и новый! Литовцы - хороший народ! У них тоже проблемы с мясными продуктами, как и у нас. Наверно, всё-таки, лучше...
  У Раиски - очень хорошая свекровь. И Раиска - молодец! Так быстро освоила литовский язык, работает в магазине продавцом; разговаривает с покупателями - ну чистая литовка! Дома всё хорошо, Роберт - в отпуске, Натуля сама стоит, делает первые шаги.
   Пока смотрит та няня, смотрит неплохо, но настроена как-то непонятно... То хочет уезжать к сыну, то говорит о других малышах... Может, мечтает о бОльшем заработке?  Так мы сами небольшие зарплаты имеем, и не можем больше платить ей, чем сами зарабатываем; нам тоже жить надо!
   За всё лето были тёплыми только три недели в июле... Сейчас - опять дожди, холодно...
   5 октября.  Опять чёрная полоса: четвёртый раз перенесла воспаление лёгких Аурика, только стала поправляться - двухсторонняя пневмония у Наташи... Первый раз! Началось! Господи! Неужели, и с нею такие же муки, как с Аурикой?
   Няня ушла до того, как заболела Аурика, открыла дорогу всем моим бедам, запила... Теперь буду работать только на пол-ставки, вечерами... Настроение - ужасное!  Плохие отношения с Аурикой, совсем не слушается, надо пять раз сказать, чтобы до неё  дошло...
   Надо уезжать из этой гнилой местности, пока совсем не подорвалось здоровье у детей! А пока... - 90 рублей долга...
    Помирилась с Кларой... Обе пошли на это, вместе... Врозь нам хуже, чем вместе... Она - тоже переживала, не хватало ей меня.
    24 октября.  Очень устаём, хронически недосыпаем, у Наты - зубы, мучается, нас мучает, смотрят её две бабушки: моя и Роберта мамы, та, бедная, ещё смотрит дочку Маскалана, доктора, соседа со второго этажа.
   Аурика, слабенькая, непослушная, бледная, уставшая от своих болезней, но такая...до боли любимая!
   Очень сложные у меня отношения с напарницей, скользкой, как уж, женщиной, она отыгрывается на Аурике... В общем, столько в жизни всего...  Работаю опять на ставке, какое-то беспросветное разочарование в жизни, маленькие зарплаты, плохо с продуктами, какие-то меленькие, подленькие интриги в коллективе...
   Как трудно работать, когда вокруг - одни женщины!  Единственный, кому можно раскрыть душу - муж, но и ему - не легче, чем мне, он - бригадир, и ему хватает переживаний, выше крыши!
   1 декабря.  Чёрная полоса - продолжается! У Наташеньки - вторичное воспаление лёгких... Болезнь протекает - очень тяжело!
   19 декабря.  Натулька поправляется. Волнует то, что - неразговорчивая, так - всё понимает, объясняет движениями и звуками. Очень кучерявая, вся в завитушках, пряди волос - закрученные, как пружины!  Любит играть, весёлая, но, и капризная! И злючка!
   У Аурики - выпали зубы впереди, вид, конечно, испорчен, но, что поделаешь!
   С Дороховыми - всё чудесно, как никогда! Встречаемся каждую неделю.  Отношения - такие добрые, весёлые, душевные... Долг отдали. Роберт принёс 137 рублей, работал по выходным, чтобы разобраться с долгом.
   Через 6 дней - 25 декабря, мой день рождения, на Рождество Христово, мне - 30! Приглашу всех родных, кумовьёв Балясниковых, Дороховых... Кажется - впереди просвет!
    Прислала письмо мама Тая, Аурикина крёстная, Борозенцева - приглашает весной привезти к ним Аурику - на всё лето, чтобы поправить её здоровье.  Спасибо, Тася! Только, как мы без неё?
    5 января 77 г.  Писал Роберт. Лидочка познакомилась с Павлом Кумачёвым, братом Саши Кумачёва, одноклассника её и Саши, Людмилкиного брата. Он устроился на работу в турбазу "Эзерниеки". Высокий, слегка рыжеватый, весёлый, очень здОрово поёт и играет на гитаре.  Забрасывает Диму игрушками, подкидывает в воздух, таскает на спине, вместо лошадки. Что ещё надо? Они ездят с концертами, вместе ходят в спортзал. Павел прекрасно играет в теннис, волейбол, баскетбол, играет в ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) в пос. Эзерниеки; часто они играют на свадьбах, вечерах художественной самодеятельности... Может, хоть с ним Лидочке повезёт?
    15 июня 77г. Пишет Людмилка.  Сегодня - день рождения моей мамы - 50 лет! Когда-то, мне казалось, что это - ужасно много! А сейчас вижу, что она - ещё молодая  и очень красивая женщина - моя мама! Живи ещё столько же, моя мамочка! И - не болей!
   Ауричка наша - в Армавире, уже - полтора месяца... Отвозили мы её с Робертом, Девять дней там пробыли, уехали 6 мая. Заезжали в Орёл. Съездили с Робертом в педучилище, в Болхов. Уже нет половины моих учителей. Училище достроили, расширили.
   Встретили меня тепло, говорили, что не изменилась, конечно, это приятно слышать... Сколько я мечтала об этом! Что, когда-нибудь, приеду в Болхов с Робертом!  И вот, мечта сбылась!
   Была и неприятная встреча: это - с моей двоюродной тёткой, было очень стыдно перед Робертом за её жадность, прямо, какую-то, болезненную... Разве можно сравнить её с тётей Марией? Гостеприимной, доброй, весёлой, щедрой? И Женя, её сын, просто прелесть! И дядя Миша, и дядя Ваня, , и тётя Аня, сёстры и братья папы - простые и гостеприимные люди, все они - очень понравились Роберту!
   Ждём их в августе - на 60-летие папы.  А по Аурике - скучам, никакими словами не опишешь это! В июле её привезёт Тася - крёстная. Скучает она, всё же, по Латвии! По Дагде! По друзьям! Особенно тяжело нам было с Робертом 11 июня, в день рождения Аурики! Да и вообще: день детства, без неё, её выпускной - без неё, платье выпускное для неё купила, зная, что она - его не оденет... Но, не купить - не могла!
   На день её рождения купили ей брючный костюм, красивый, как и она сама! Написала нам только два письма, но мы их по десять раз перечитывали! Очень трудно об этом писать ... Ждём, и очень тоскуем!
   Наточка тоже очень тоскует по сестричке.  Говорит она потешно: "Мама, му бий!" (муху убей); "Сясьте! (Здравствуйте!); "Ати!"(Спасибо!"; "Дай Тати пи! "(Наташе пить!);"Ля-ля"(музыка); "Замбзи" (обезьяна); "Тат кап-кап( Наташа моется); "Уфа" (ушла);"Сяпся" (шапка); "Гом" (гром); "Ау"(кот); "Сяся"(Саша); "Вова" ; "ИНА"; "Динди"(Дина); "Таньтя" (Таня); "Ига" (играть); шёпотом: "А-а", Или "Пись-пись"... Просится на горшок, даже ночью, молодец за это.
    С понедельника, т.е. с 20 июня, я опять остаюсь за заведующую. И ещё: мы с Робертом - кандидаты в депутаты Дагдского Поселкового Совета.  Я - уже в третий раз...
    14 июля 77г.  Ждём нашу малышку! Нет слов, чтобы описать, как соскучились!  Думать о ней без слёз не могу! Оленёнок мой красивый, родной мой человечек, больше не расстанусь на такой срок с тобой!
   17 июля - Роберту день рождения, а Наташеньке - 26 июля, ему - 32 года, ей - 2 годика! Ауричке - семь лет, ей, ведь, тоже не отмечали день рождения! Работаю заведующей, этот раз - труднее мне, чем было в прошлом году... Причин - много, почти все - в отпуске, замена - несерьёзная, нет доброжелательности к новеньким, каждый хвалит только себя и кАпает на соседа... Надоело!
   Вчера ездили в колхоз работать. Впервые была на сене в страдУ! Впервые ехала на машине с сеном! Устали, но, как хорошо! Сено - самая приятная работа в колхозе!
   27 августа.  Давно не писала. Многое произошло за это время. Девочка наша приехала только 27 июля. Замучились, пока её дождались! Ауричка поправилась немного (в смысле - пополнела), загорела... В Армавире не болела, и здесь держалась почти месяц; а я, вот, уехала в Орёл на 5 суток, и заболела Аурика, очень кашляет, да и Наташа тоже.
    Тася с дочерью Наташей пробыли у нас 10 дней. В грибы ходили. Немного и мы засолили, а когда ходили в грибы с Тасей, всё ей отдали, пусть везёт в Армавир! Тяжело ей пришлось, бедняжке, ехать с таким грузом!
   Подарили ей транзистор, в благодарность за Аурику. Наточка много лопочет, но ещё слишком свой язык, иногда не понимаю, что же она хочет сказать.
   ...В Орёл мы ездили с папой, на похороны. Умер Витя, мой двоюродный брат, сын тёти Ани, 22 года было ему... Только окончил институт, учился очень хорошо! Так жаль его!  Рак...
   Видели почти всех родственников.
   14 ноября.  На праздники приезжали наши орловчане: тётя Маруся, её сын Женя и его жена Таня, тётя Аня и тётя Вера. Все, кроме тёти Ани, были впервые.  Мы все были очень  рады их приезду! Получился, действительно, праздник!
   В сентябре лежала с Наташей в больнице, воспаление лёгких, затем -астматический бронхит, недавно - опять перенесла астматический бронхит, боимся за неё. Работать пошла вечерами, только музыкальным  руководителем и воспитателем на пол-ставки. Зарплата - 95 рублей, зато с Наташенькой вопрос урегулирован: до 16 часов - я, потом - мама, а после возвращения с работы Роберта - он.
   Аурика учится хорошо, 1-ую четверть закончила с одной четвёркой по письму, пишет не очень красиво, а так, решает быстро, читает хорошо.  Учительница говорит, что умная девочка, но, иногда, неаккуратная, не всегда доводит до конца то, что задумала. Иногда ссорятся с Наташей. Но, в общем-то, она - хорошая девочка!
   3 мая 78 года.  Не писала пол-года. В январе у Наташи был первый сильный приступ астмы... Второй, такой же, в апреле. А между этими приступами - систематические слабые удушия, с покашливанием... Врач подозревает астму. Уже выпили почти бутылочку солутана.
   11 мая едем с нею в Ригу, на проверку в Республиканскую больницу.  Сколько я переплакала по ней! Боже мой! Работала всё это время с 16 часов, а до этого времени - всё время с нею. Ната стала хуже кушать, без удовольствия.
   А так - весёлая, энергичная, добрая, ласковая. Вместо "с", почти везде, стала говорить "ш"; но и очень нервная, обидчивая. Любит петь с Аурикой, в основном - ладят, спят вместе, любят друг друга, отпускают нас с папой в кино, в гости... Физически стало намного легче. Если бы она была здорова, всё трудное уже было бы позади...
   Аурика учится весь первый класс с этой одной четвёркой по-письму, остальные оценки - пятёрки. Очень худенькая, но кушать стала лучше. Ходит в танцевальный кружок. Укоротила ей зимой косы, с ними - много хлопот, со стрижкой - ей хорошо. Стала помогать мне с уборкой квартиры. Купили пианино в кредит, и сразу чувствуется...С деньгами - трудновато... Может, летом поедем в Армавир, если Рига посоветует.
   6 июня. Писал Роберт.  Людмилка на работе, девочки спят. На дворе - чудесная погода! Яркое, ослепительное солнце, редкие облака. Очень нужен дождь! Земля высохла, даже трава начала вянуть, не говоря уже о полях и огородах...
   Весна в этом году была затяжная, холодная, в 20-ых числах мая выпал снег и пролежал два дня, потом - шли дожди. Колхозники стали бояться, что не удастся сделать весенние посадки; нельзя было даже на тракторах выехать в поле, всё было залито водой. И после такого ненастья наступила свирепая засуха!
   Сначала все радовались солнцу, поля быстро высохли; в колхозах, в сжатые сроки, отсеялись; а теперь, вот, засуха начала беспокоить! Очень нужен дождь!
   ...В спальне послышался Аурикин шёпот: - Ложись! Ложись!- В ответ заныла Наташа: - Ай! Не котю! Открывается дверь. Первой выходит растрёпанная и заспанная Аурика.
   -Почему не спите? - Это я.
   -Да мы выспались уже, не хочется больше! - Это - Аурика. Ещё раз открывается дверь, явление второе: в коротенькой маечке, из-под которой видны трусики, в тапочках, припухшие губки - бантиком, сонные глаза, светлые волосики, закрученные спиралями, как у негритёнка, по лицу расплывается улыбка...
   Мы все вместе убираем квартиру, моем посуду... Я, правда, с трудом, на работе - умудрился гробануться с трапа и порвать себе связки в  голеностопном суставе правой ноги...
   И теперь - сижу дома, передвигаюсь с трудом, с помощью костыля. Дети пошли на улицу. Наташа во дворе нацепила на нос мамины солнцезащитные очки... И, почти тут же, шлёпнулась на камешки во дворе, ободрала себе коленки и локоть левой руки...Раздался громкий рёв...
   И вот, Наташа сидит на табуретке, на кухне, я промываю ранки раствором марганцовки, смазываю мазью с преднизолоном и бинтую; перекладываю её на диван в гостиной; она - плачет, зовёт маму...Естественно, кто ж так утешит, как мама? Папе - до неё далеко, правда?
   Я стою на коленках перед диваном, по очереди дую на коленки... Потихоньку Наталка успокоилась, всхлипы - затихли... Теперь - о том, что уже было: свозили мы её в Ригу, к врачу-аллергологу. Медсеста, которая ей помогает, произвела на нас очень приятное впечатление: вежливая, спокойная, тактичная, заботливая.
   А вот врач...Фамилия её - Синка, так и хочется слегка изменить фамилию! Оставила, прямо-таки, отталкивающие воспоминания! Женщина она - высокая, мужеподобная, нескладная, с крупными мужскими ногами, некрасивая, но, зато, возомнившая о себе, невесть что! Видимо, когда-то, её перехвалили, специалистов её профиля в Латвии мало, явный недостаток, а на безрыбье, как известно, и рак - рыба! С годами эта Синка успела поднабраться , и гордости, и заносчивости, задрала нос, стала больше ездить по всяким конференциям, чем работать...
   Ну, а работа по три-четыре часа в день, её, явно, начала тяготить! Эти посетители, обнаглевшие, каждый везёт больного ребёнка, каждый хочет, чтобы ему уделили побольше внимания, ответили на все его вопросы, хорошенько выслушали, выстукали его чадо; ну как тут сохранишь хорошее настроение! 
   Поневоле - будешь повышать голос, обрывать не в меру любопытных мамаш...  Когда Людмилка с Наташенькой вошли в её кабинет, она просмотрела все документы, что мы привезли из Дагдской больницы, довольно небрежно прослушала Натульку, заявила: - Скорее всего, у неё астма! - На все вопросы отвечала короткими, рублеными фразами, категорично, раздражённо.
   Людмилка вышла из кабинета с налившимися слезами глазами и очень бледная... Чтобы поднять моим девочкам настроение, пошли в зоопарк. Было пасмурно, холодно, но ветер слабый, к счастью. Обошли все загоны с дикими козлами, оленями, косулями, посмотрели верблюдов, тигров, пантеру, чёрную, как ночь; видели бизона, слона, бегемота, ; рыбок всяких посмотрели, от малюсеньких до очень крупных.
   Долго любовались плавающими в пруду красавцами лебедями, но , особенно долго, не могли отойти от дивной красоты оперенья павлинов, сказочной расцветки их огромных распущенных хвостов, царственной головки с короной... Устали, конечно, приходилось Натульку таскать на руках, и это- не только в зоопарке, а самого раннего утра.
   После зоопарка поехали в Саласпилс, к Алле, моей сестре. Она очень обрадовалась нашему приезду, захлопотала на кухне. Девочки её, Анжелка и Инга, сразу повисли на моей шее, таскал я их по комнате на плечах, поднимал к потолку, кружил... Видно было, что они очень истосковались по папиной ласке. Володя её пропадает на Севере, на буровой вышке...
   Алла готовила ужин, а мы отправились к Людмилкиной подруге, Инте Судрабе. Она - замужем, живёт  тоже в Саласпилсе, совсем близко от Аллочки. Дома были все. За те семь лет, что я не видел Инту, она сильно изменилась.
   Почти ничего не осталось от крепкой, сбитой фигуры Инты; она сильно похудела, особенно - изменилась в лице, оно стало худым, каким-то незнакомым... Но, всё-равно, красивым, особенно - глаза, огромные, выразительные.
   Её мужа Володю, я видел впервые, но именно таким и представлял по фотографиям: не из красавцев, но очень приятный, как человек, умный, интеллигентный, вежливый; раньше работал в ЦК Комсомола, сейчас - секретарь партбюро Рижской ГЭС.  Отчаянный рыболов, до фанатизма, часто из-за этого они с Интой ссорятся. А так - он спокойный и покладистый мужчина.
   Сынишка их, Артур, двух лет от роду, прелесть мальчик! Послушный, ласковый, умница, разговаривает на двух языках: с мамой - по-латышски, с папой - по-русски. Свободно переключается с одного языка на другой.
   Посидели мы у них, поговорили о многом, пригласили их к себе в гости. Правда, сомнительно, что они когда-нибудь приедут... Разлука и годы - самые страшные разлучники! Ничто так не рвёт дружбу, как время и расстояние! Несколько удивило то, что Инта - даже чаю не предложила...  Может, не подумала об этом... Простились мы с ними и ушли к Аллочке.
   Она нас угостила вкусным ужином, потом мы долго разговаривали... В 12-м часу ночи уснули.
   На следующий день опять были у Синки. Она, как и в первый раз, опять опоздала на час, посетителей было много, и, хотя у нас был третий номер, ждать пришлось очень долго, многих пропускали без очереди, блат - великая сила!  После обеда Синка появилась в три часа и заявила: - Принимать больше не буду! Не могу же я на конференцию ехать без командировочных! - И хлопнула дверью...
   Вместо неё появилась другая женщина, менее знаменитая, но, зато, гораздо более душевная! Людмилка долго разговаривала с нею, расспросила о многом.  В итоге - ничего нового мы не узнали, кроме того, что на Юг ехать нельзя. И в июле - надо снова ехать в Республиканскую больницу.   Вечером мы уже были дома.
   За последнее время Натулька стала себя чувствовать лучше. Много гуляет на улице. Это астматическое покашливание её почти не беспокоит. Аурика бегает во дворе с подружками. Первый класс она закончила с той самой единственной четвёркой по-письму. Учится хорошо, молодец! Но, надо заставлять заниматься дома, готовить домашние задания. Меня, например, в её возрасте, никто не проверял, сам учился!
   ...А дождя сегодня опять не будет! ...   

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/04/29/1439


Рецензии
Жизнь идёт своим чередом.
Здоровье детей - самое главное.
Вы, Роберт, хороший отец и муж!

Татьяна Завадская   22.12.2023 12:30     Заявить о нарушении
Спаси Христос, Танечка! Да, это - правда. Поклялся себе в юности, что буду именно таким. Роберт.

Роман Рассветов   22.12.2023 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 56 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.