Проснуться на Пандоре

Фильм «Аватар», о котором было столько разговоров и споров, не понравился мне с первого просмотра. Не визуально – визуально такая красивая и сочная картинка не может не понравиться. Этот фильм не понравился мне слабостью сценария и наивностью морали. Впрочем, это весьма субъективное мнение. Кто-то согласится со мной, что перенести действие «Покахонтас» на другую планету вовсе не гениальное решение, а кто-то и поспорит. Кто-то, как и я, назовет главного героя «Аватара» предателем и подонком, а кто-то не согласится с этим. Благо, споры уже год как поутихли, копья благополучно переломаны, а никто никому ничего так и не доказал. Речь сейчас идет несколько об ином.

И во время просмотра «Аватара», и после, и когда довелось пересмотреть фильм заново, меня не оставляло стойкое чувство дежа-вю. Иными словами, где-то я уже это видел. Нет, я, разумеется, верил заявлениям товарища Кэмерона, что ничего подобного ранее не снималось и не могло сниматься, поскольку оный товарищ Кэмерон только два года назад сподобился все же доделать «главный труд своей жизни». Но ведь помимо кинематографа существует еще и такой древний и полузабытый вид искусства, как литература. Конечно, «Войну и мир» сегодня читают только бедные студенты гуманитарных ВУЗов, однако есть же еще и легкие жанры – например, фантастика. Надо сказать, что среди произведений зарубежной литературы прототипа «Аватара» я не нашел и на том благополучно успокоился. А зря.

Исследователи с Земли тщетно пытаются установить контакт с аборигенной расой, обитающей на недавно открытой, невероятно красивой и очень ценной для землян планете. Раса эта отличается от землян тем, что идет по биологическому пути развития, в том числе активно использует биотехнологии. Иными словами – не строит машины и механизмы, а использует ресурсы живого мира планеты. Передвигается верхом на местных летающих животных, в качестве медицины использует нечто вроде единого биополя планеты. Кстати, связь с этим полем осуществляют громадные сверхдеревья километровой высоты. Ничего не напоминает? Идем дальше.

Лагерь землян с чуждыми аборигенам механизмами уничтожают подземные чудовища-копатели. Все попытки наладить контакт с племенем тщетны – людей игнорируют. И только одному из землян удается подружиться с местной деффкой, которая в племени вроде принцессы. Разумеется, у нее есть жених, которому вовсе не нравится наблюдать за растущими симпатиями пришельца со звезд и его невесты. А еще есть тупой и самовлюбленный начальник экспедиции землян, который следует только инструкциям своего начальства и ничего сверх них слышать не желает. Снова ничего не напоминает?

Вообще-то, тут нет синих трехметровых кошек и парящих живых семян. Да и называется эта планета не Пандора, а Селентина. Владимир Васильев, «Проснуться на Селентине», первое печатное издание в 1999 году, а в Сети это творение известного украинского фантаста появилось даже раньше – когда «Аватар» еще был в глубоком… проекте. То есть, заведомо товарищ Васильев никак не мог украсть у товарища Кэмерона идею, поскольку этого «шедеврального» фильма и в глаза тогда не видел.

Разумеется, не стоит обвинять и Кэмерона в чистом плагиате – фильм «Аватар» во многом не похож на произведение Васильева. Но столь наглые совпадения по сюжетно-сценарной линии, тем не менее, удивляют. Сдается мне, что при работе над сценарием фильма группа Кэмерона использовала этот источник. Само собой, честно «забыв» указать его в титрах. Ведь, как уже говорилось, до Кэмерона ничего подобного не снимал никто и никогда.


Рецензии