Саня и сплав

Снова Оленьи Ручьи, двумя годами позже. Старую стоянку, зарезервированную про нас, мы по незнанке проканали и встали километрах в пяти от нее, на берегу реки у скалы под названием Карстов Мост. Там короче на другом берегу эта скала, поросшая сосновым сухостоем, а в скале - промытая дырка. По ней можно без проблем подняться на вершину. На вершине какие-то предыдущие туристы прикрепили пиратский флаг. Но мы когда пришли до места, то сильно устали на гору лезть, и пока провозились по хозяйству, стемнело. Дров на нашем берегу по прежнему практически не было, костра едва хватило на сварить покушать. Решили разойтись отдыхать.

Три соседние палатки уже давно спали. Это были современные палатки из синтетики и на распорках. Я же приперся со старой солдатской палаткой из брезента и на колышках. Я лежал в палатке один, с кучей общих вещей - никто больше не захотел приобщиться к романтике похода в палатке старого образца. В новых можно закрыться изнутри наглухо, у меня же молния соединяла лишь две входные створки, а между ними и полом была небольшая щель из-за слишком длинного колышка.

Я уже решил было заснуть, как вдруг услышал явственное такое шебуршание где-то среди мешков и рюкзаков. В палатку залезла мышь! Я врубил фонарик и нанес несколько мощных ударов ногой в область ближнего к выходу рюкзака. В рюкзаке шуршать перестали. Я погасил фонарь и лег обратно. Мыши стали шуршать снова, судя по всему, разворачивая кулек с чем-то вкусным. С диким воплем я наугад пнул кучу вещей, надеясь обратить дармоедов в бегство. Но на этот раз мыши даже не удосужились изобразить испуг. После нескольких безуспешных попыток изгнать эту серую нечисть я устал, лег спать и подумал, хрен с ними.

Неожиданно я понял, что в палатке очень тихо. Сперва я подумал, что мыши объелись и спят. Но тут мое внимание привлек звук извне. Кто-то грузно топал в мою сторону. Я весь замер и затаился, боясь дышать и обратившись в слух. Кто-то тяжелый и четвероногий подошел к моей палатке, остановился аккурат за моей головой и тихонько фыркнул так, что я чуть не обосрался. В голове сразу возник такой образ здоровенной крысоматки, пришедшей взглянуть в глаза тому, кто так лихо пинает ее маленьких мышек, набросив им на голову рюкзак...

Крысоматка, или кто там был, потоптался там еще пару минут, показавшихся мне вечностью, затем так же не спеша свалил восвояси, а я выдохнул с облегчением и уснул.

Утром мы все попросыпались, и я тут же доложил о проникновении на нашу территорию мышей. Все тотчас пересмотрели свои вещи, и Сережа обнаружил, что подлые мыши заточили его пончики, а что не зьили то пиднадкусали. Пока Сережа расстраивался за пончики и клял мышей, я пошел за дровами. И в лесу наткнулся на нашего Саню, моего друга, химика, бабника и пироманьяка.

Саня должен был приехать еще вчера вечером. И привезти резиновую лодку для сплава по реке. Но в назначенный вечер он не пришел и лодку не принес, хотя дорогу знал. Саня у нас вообще самый хозяйственный и самый бывалый походник, так что вариант "заблудился" нами даже не рассматривался. С работы не отпустили, подумал я. И вот Саня стоит на тропинке с рюкзаком за плечами, с лодкой в руках. Я его и спрашиваю:

 - Ты откуда такой красивый нарисовался? Мы тебя вчера ждали.

 - Да я и приехал на последней электричке, и прямиком на нашу старую стоянку, как договаривались. А там короче пусто и нет никого. Ну я тогда в сторожку пошел про вас спросить, а сторожиха мне и говорит, да, были какие-то, хотели там встать, но пароль-отзыв не знали, я их не пустила. Так они тогда на Карстов Мост ушли. А других не было, четверг же, все туристы еще на работе. Ну я тогда к ним и попросился ночевать. Там еще два внука ее были, чуть младше нас, и по всему видать, вся семейка - бывалые туристы. В общем, дрова пилить послали меня. А у меня пила цепная, походная, ну ты знаешь, вы же мне ее и подарили. Так я ей там за полчаса нашоркал дров кучу, внуки не успевали колоть да в поленницу складывать. Поели потом да спать легли, а утром я встал и пошел вас искать.

Закончив свой рассказ, Саня выспросил, где у нас стоянка, и сильно ли волнуются наши. Я сказал, что средне. Тогда Саня придумал хитрый план:

 - Ты иди прямо в лагерь и отвлекай их там. А я обойду вас с другой стороны, и когда выйду, сделай вид, что меня не видел.

Я говорю:

 - Я, вообще-то, за дровами иду.

Саня улыбнулся и сказал:

 - Ну не гони, вот эти твои полторы сырых ветки - дрова? Пойдем, будут тебе и дрова нормальные, и костер пионерский.

И мы разошлись. А в лагере уже все собрались и ждут завтрака. И вот я швырнул в огонь свои полторы сырых ветки и, встав так, что все оказались лицом ко мне, а к лесу задом, принялся рассказывать про ночную крысоматку и что сейчас следы страшные в лесу видел. За спинами друзей по кустам крался Саня, мастерски сливаясь с местностью в своем камуфляже, и только два высоко задранных в небо голубых алюминиевых весла выдавали его с головой.

И вот Саня зашел с береговой стороны, потрещал там кустами, привлекая внимание, и когда все посмотрели туда, он появился на поляне. Но что у него был за вид! Растрепаный, весь в репьях и хвое какой-то, жующий какую-то кору и донельзя измученный и усталый, он издал радостное рычание и повалился на землю. Мне потребовалось все самообладание, чтобы не спалить тотчас же весь этот цирк! Но, к счастью, на меня уже никто не смотрел. Все напреребой поднимали Саню, приводили в чувство и расспрашивали что да как. Саня жалобно выпил чаю с термоса и жадно сожрал чьи-то бутерброды, на ходу сочиняя как шел всю ночь по лесу и заблудился. И все его жалели и обнимали, некоторые даже два раза. Но Сане вскоре надоело угорать, и он быстро расселился, достал лодку и пилу и пошел к реке. Я вспомнил, что он обещал дров, и побежал за ним.

 - Саня, - говорю, - у нас на берегу деревьев нет!

 - Так это у вас нет, - сказал Саня. - А у нас есть! Наверх посмотри!

Я поглядел на вершину скалы, густо поросшую первосортным сосновым сушняком, и хлопнул себя по лбу. А Саня переправился на тот берег, затащил лодку в дырку, сам залез на вершину скалы и принялся пилить. Вы когда-нибудь видели, как шестиметровые стволы толщиной с хорошую ляжку падают с высоты девятиэтажного дома в реку? Зрелище еще то. А Саня проворно спустился вниз, выловил дрова и привез их на наш берег, где мы быстро нашли им применение. Дров с этого заплыва хватило на оставшиеся три дня, и остаток, уходя, мы оставили под навесом для следующих туристов.

Но это было потом. А ранним утром следующего дня мы с Саней сложили лодку, взяли из общака мешок пряников и две банки тушенки и пошли на станцию. Успели как раз к первой электричке. Доехали в Нижние Серги ближе к 7 часам утра. С трудом нашли там круглосуточный киоск и взяли там по полторашке какого-то пива в дорогу. Затем вышли к реке, которая здесь была очень мелкой - август, засуха. Надули лодку, поставили ее на воду, сели такие в нее и выпили за старт. Выпили, смотрим - лодка стоит. Мелко, чо. А кругом еще туман, и около моста подозрительные местные дядьки крутятся, вот не спится им. Ну мы в воду слезли, благо что берцы у обоих хорошие, герметичные, и лодку с мели вынесли. Всколе дно пошло под уклон, и лодка, скользя по донным круглым камешкам, поехала вниз по течению.

По всем расчетам к обеду мы должны были приплыть обратно к Карстову мосту. Но постоянная борьба с мелями, когда приходилось волочь лодку на себе, нас порядком подзадержала. За первым же поворотом реки оказалась тихая глубокая заводь. Я померил глубину веслом, чуть не утопил его. Выпили еще пива и сели за весла. Дальше дело пошло бодрее, в реку впадали ручейки-притоки, и она стала глубже. Все равно тут и там встречались мелкие места. Некоторые из них мы преодолевали просто прыгая в лодке, через остальные шли пешком.

Через час пути мы обогнали караван туристов на здоровенных катамаранах. Первые два были забиты веселыми дядьками и тетьками, в последнем среди вороха рюкзаков сидел на веслах единственный пацан. Это напомнило мне предыдущую ночь в палатке наедине с вещами и мышами, и я взгрустнул. Пиво кончилось, а с ним и заряд бодрости. Кругом был лес, река петляла среди гор, холмов и скал. Наступил сушняк, и я пил прямо из реки, перегнувшись за борт. Периодически грызли пряники, с которых тоже хотелось пить. Да и пиво пригрузило, голова с него заболела. И вот вдали показался песчаный мыс.

Мы причалили, развели костерок, погрели на нем тушенку и сожрали. Пока ели, катамараны с туристами обогнали нас не напрягаясь. Но вот мы доели, залили костер и с новыми силами ринулись в путь. Что такое катамаран против одноместной лодки на мелкой воде? Там, где мы спокойно ползли по дну, эти веселые ребята по щиколотку в воде тащили своих монстров на большую воду, провожая нас своими веселыми взглядами.

Близился полдень. Еда, недосып, дурное пиво и жара сделали свое дело, и выбравшись на длинный спокойный участок реки, мы сложили весла, отпустили лодку на волю и уснули. Спустя час мы проснулись. Лодка почти не продвинулась. Далеко впереди весело неслись катамараны с веселыми туристами. Почуяв большую воду, они летели изо всех сил. Больше мы их не видели. Лениво погребли дальше.

Снова пошли пороги и мели. Справа над нами возвышалась лесистая скала, слева в общем-то тоже. Впереди мы услышали плеск водопада - это горный ручей впадал в реку. Причалили, напились и вдруг видим - на другом берегу стоит плот, на плоту шалаш, и по нему сильно видно, что там живут люди, как минимум двое, и это нифига не простые рыбаки. Скорее простые бомжи, если не беглые зэки...

Мы не сговариваясь стартанули вперед и пару километров плыли молча. А у Сани была карта местности, списанная с военки, советская еще, но вполне адекватная. Он ее специально взял. Ориентируемся мы оба хорошо, так что судя по карте, плыть нам осталось чуть-чуть. Лес делался все глуше, река все суровее и мрачнее. И вот у очередной длинной береговой скалы, стеной стоящей за поворотом, мы увидели целый лес удочек, воткнутых в берег. Вдоль удочек гонял на лодке мужик, проверяя свои снасти. На нас он не обратил внимания. Впрочем, если незадолго до нас тут прошли катамараны, наша лодка его точно не впечатлила. Да и вообще, видел ли он что-нибудь кроме своих удочек? Загадка.

Поворот, еще поворот - и вот перед нами пологий спуск, едва прикрытый стремительной водой. Мы отважно понеслись вперед, шурша днищем лодки и помогая веслами. Судя по карте, за следующим поворотом - Карстов Мост! Да, вот и вершина, торчит из-за деревьев! Почуяв близкий обед, Саня налег на весла, а я надел свою повязку на глаз на пиратский манер, сел на корме и давай командовать!

Теперь картина маслом. Наши сидят на берегу, пара человек лежит посреди реки на песчаном островке, загорает. Тишь, гладь да благодать. И тут из-за излучины реки появляется лодка, а в ней - два пирата, громко горланящих "Из-за острова на стрежень"! И на полном ходу, не сворачивая, уносится прямо в скалу! И исчезает...

Оказалось, там была еще одна дырка в скале, нам с реки видать, а им нет. Мы и решили прямо туда заплыть. А там глинистый бережок под скальным навесом, и трещина в скале идет косая и широкая как раз чтоб мне пролезть. Я метров пять пролез, а потом стало темно и сыро, и я вышел назад. Наши беспокоились на берегу. А мы с Саней залезли на гору, пофоткались у пиратского флага и пошли есть. А наши принялись кататься на лодке.

Так я первый раз в жизни сплавлялся по реке. А потом мы провожали Макса на севера, но это уже совсем другая история.


Рецензии