Роман Самойлов. Чего хочет читатель?

         Эта коротенькая статья, в заглавие которой вынесен такой важный, как мне кажется, для всех нас вопрос - вся состоит практически из одних вопросов. И цель этой публикации - дать возможность высказаться всем членам клуба и нашим гостям, прежде всего, именно как читателям, попробовать как-то по-своему ответить на заданные вопросы, высказать свои предположения, озвучить свои ожидания.

          Именно этой статьёй мы решили открыть наш клуб. Начать с вопросов, а не с утверждений.

          Чего хочет человек от литературы? Чего ждёт от неё? Чего читателю хронически не хватает в современной литературе? Какой нам видится литература будущего, и какой - нынешняя наша литература?

          Мы надеемся привлечь к обсуждению этих глобальных вопросов всех мыслящих и неравнодушных людей Прозы.ру. Мы надеемся, что эти вопросы имеют вполне конкретные ответы и содержат большой потенциал для конструктивного диалога.

          Есть у нас вопросы и к продвинутым читателям - тем, кто интересуется не только классикой и Прозой.ру.

          Какие современные литературные журналы нам кажутся самыми интересными, передовыми? Читаем ли мы вообще литературные журналы? Как воспринимаем их редакционную политику? "Новый мир", "Нева", "Звезда", "Знамя" - каковы сейчас эти журналы? Как мы их воспринимаем?

          Волнующих вопросов много, и если кто-то может пополнить их перечень - мы только за.

          Но это ещё не всё.

          Специфика сайта «Проза.ру» такова, что каждый из нас здесь не только читатель, но и некоторым образом писатель. В связи с этим закономерно возникает и ряд вопросов прямо противоположного направления. Какими мы видим себя в литературе? Если видим, конечно. В будущем ли, в настоящем ли... Чего хотим от самих себя в литературе? Что мечтаем принести в литературу, чем надеемся обогатить её?

          Или максимум на что надеемся – обогатиться хоть чуть-чуть за счёт неё? И вполне довольны будем, если научимся худо-бедно писать иронические детективы, адалт-романы и сценарии к мыльным операм?

          Предвижу возмущённые возгласы: «Хотя бы этому научитесь!» Соглашусь – этому научиться тоже совсем не плохо. Но! Вот смотрите: назначение некоторых картин – исключительно прикрывать дырки на обоях, в этом нет секрета – возможно, даже для художников, которые их рисуют. И создание таких картин тоже требует умения, этому точно так же приходится учиться, как и настоящей живописи. Но разве может быть так, чтобы жизненным предназначением какого-то художника было малевание подобных картин? То есть, представьте себе, художник Мазилкин какой-нибудь пишет натюрморт и думает: "Вот изображу эту сирень в вазе, человек купит и прикроет ею дыру или грязное пятно на дорогой шелкографии, не придётся переклеивать... Ай да я! Ай да молодец! От такого геморроя избавлю кого-то силой искусства!" - какие чувства вызывает у вас этот Мазилкин? Лично я конфужусь от одной только фантазии, от одного только предположения, что такой художник может существовать. Или всё искусство одному тому и служит – прикрывает разнообразные дыры? Дыры во что-то стыдное или страшное…

          Но должна же быть у художника Мечта - вот так, с большой буквы, грандиозная и всеподчиняющая, равная смыслу жизни! Да и не только у художника - у любого человека! Скажу больше - хотя и знаю уже, что многие со мной не соглашаются: зачем человеку быть без Мечты, без стремления внести свой вклад во что-то великое и прекрасное? Зачем он нужен? И сам человек без Мечты – не самая ли страшная и постыдная дыра в Мечте о Человеке?


Рецензии
Роман, я хочу "пройтись" по мечте.
Мой папа был шахтёром, он мечтал, чтобы его дочь стала писателем. На каком основании? Как он это увидел? Не знаю.

Старшие пацаны спрашивали нас, мелочь дворовую, кто кем хочет стать. Я посчитала, что скромнее будет сказать: "Я хочу стать... читателем") Ох, и смеялись же пацаны!

А мне было не до смеха, когда в сорок лет я стала работать в местной газете. Бог дал воплотить в жизнь детскую мечту, вывел учителей-словесников мне в помощь.

Мне понравилась фраза Михаила Козакова о стихах, что в них должна быть мысль или ирония.

В литературе, по-моему, должен быть АВТОР, которому есть о чём поговорить с читателем.

Да, кстати, слово "неплохо " - наречие, оно пишется с ч-цей "не" слитно.

Спасибо за статью.

Валентина Грек   11.05.2012 12:00     Заявить о нарушении
"В литературе должен быть АВТОР, которому есть о чём поговорить с читателем" - ключевая, на мой взгляд, фраза для понимания места и роли литературы в мире

с уважением,
виктор ганчар

Копирайт   11.05.2012 09:19   Заявить о нарушении
Интересная история, Валентина, спасибо. А на мой счёт родители, кажется, никаких особых планов не строили - лишь бы человеком вырос.

Для меня Мечта (вот так, с большой буквы) - это собирательный образ всех тех идей, которые помогают человеку перерасти себя, сделать нечто невозможное, выйти за пределы. Человеку просто необходимо быть причастным к великой идее - будь то устроение Царствия Небесного на земле или построение коммунизма. Причастность к великой идее удесятеряет силы человеческие, не даёт сойти с пути, самоустраниться, если что-то идёт не так, как хочется.

А вот в замечаниях по поводу орфографии нужно быть поосторожнее, Валентина. Не был бы я филологом - поверил бы Вам, да и начал бы писать все наречия слитно с "не". Между тем, в данном случае верно раздельное написание. Цитирую по учебнику Бабайцевой: "Не с наречиями на -о, -е, пишется раздельно, если к наречию относятся слова вовсе не, далеко не, совсем не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не".

Там же приводится пример: "Выглядеть совсем не плохо".

Роман Самойлов   11.05.2012 12:00   Заявить о нарушении
Виктор, я, конечно же, с Вами согласен.

Роман Самойлов   11.05.2012 12:02   Заявить о нарушении
Роман, виновата, простите! спасибо за разъяснение.

Валентина Грек   12.05.2012 22:04   Заявить о нарушении
Виктор, спасибо!

Валентина Грек   12.05.2012 22:05   Заявить о нарушении
Да ничего страшного, Валентина :) Моя грамотность так далека от абсолютной, что лишний раз себя проверить не помешает :)

Роман Самойлов   13.05.2012 01:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.