Охота. 1 сентября 1894 г. Петровский гай
Российский Император Александр III больше рыбалкой чем охотой. Любимыми местами охоты были Беловежская Пуща и княжество в Польше, где охотился на оленей. С его соизволения в 1892 году был принят первый закон об охоте.
1 сентября поднялись около 7 часов утра. На солнце было +3; небо ясно и порывы ветра ничуть не меньше, чем ночью. Чины охотничьей команды принялись тщательно конопатить и обмазывать глиной щели барака, а мы стали сообща сооружать из обрезков досок стол, и пока нам разыскивали гвозди, имевшиеся в запасе у буфетчика Валдохина, мы пробавлялись пережженными выбранными из-под угля и пепла потухшего костра. После стола соорудили еще и полку и скоротали, таким образом, время до одиннадцати часов дня. Между тем, почти весь снег согнало на солнце, и ветер несколько остепенился. За одну ночь окружавший лагерь берёзовый лесок заметно поредел, а уцелевший на нём лист пожелтел и побурел.
Щербаков ходил с товарищем заглянул в Паговский гай и видел в нём 17 туров, серны же ни одной, - все, как видно, спустились в ельник. Великий Князь ни за что не соглашался отправиться на туров с подхода и ради нас, гостей, решил брать сообща после полудня Петровский гай.
Выехали в 2 часа по дороге на Бамбак и через 15 минут были уже на месте. Направляясь на крайние нижние номера, наткнулись в смешанном, по преимуществу, хвойном лесу на оленя с двумя ланями и инстинктивно схватились за ружья; но олени оказались проворнее нас. Мне достался хороший, достаточно открытый номер, однако невыгодное направление ветра - от нас на загонщиков – не обещало большого успеха.
Вскоре после сигнального выстрела передо мной, в чаще, хрустнули раза два сухие сучки, зашелестели ветви кустов и шагов за 100 показался шедший в пол оборота налево большой олень. «Как бы опять не оскандалиться», промелькнуло у меня в голове, и я крепко сжал в руках штуцер. Но олень неожиданно остановился за вековой в три обхвата пихтой, шагов за 70 от меня, и больше я его не видал…
Затаив дыхание, в надежде на то, что он пройдет дальше по прежнему своему направлению, или свернет по линии на соседа, причем тоже можно будет стрелять, я считал секунды, которые он простоял за пихтой. Предательский ветерок испортил все дело: олень остановился потому, что светрил меня. Постояв несколько секунд и смекнув, где опасность, он круто повернул за деревом и поспешно ушел, да так ловко, что от всего громадного оленя мне ничего, кроме концов широких, ветвистых рогов, из-за дерева не было видно. Я даже скорее слышал, чем видел, как он хитро удалился обратно в загон.
- По крайней мере, опасность тебя еще не вполне миновала, бисова скотина, - подумал я с досадой, - авось тебя выставят на более счастливого, чем я товарища.
Под конец загона, через номер от меня раздался выстрел, по расчету – Ф.И. Краткого. «Ну, вот и отлично, - он стрелял только когда был уверен в успехе выстрела», - решил я про себя. Потом было слышно ещё два выстрела ниже последнего номера.
Пришли загонщики; на меня вышел Ковальчук, погонщик моего вьюка, и мы осмотрели место, по которому прошел олень; оно оказалось дальше от меня, чем я рассчитывал. Снизу подошли А.А. Павлов и Ф.И. Кроткий; последний стрелял не по оленю, но по медведю, который с ревом покатился после выстрела вниз, его прикончил охотник. Ф.И. Кроткий чрезвычайно радовался медведю, но до тех пор, пока нас не нагнали охотники, которых он несколько раз переспросил, действительно ли они видели мертвого медведя, Ф.И. все не решался верить выпавшему на его долю успеху.
Доктор М.А. на верхнем номере не мог дождаться и что-то нам кричал на встречу. Оказалось, что спугнутый нами до загона олень и две лани прошли мимо него до сигнального выстрела для наступелния загонщиков, и он не решился стрелять, чтобы не ввести загонщиков в заблуждение…
Притащили в лагерь медведя средней величины с очень длинную мордой. Предпоследний выстрел в Петровском гаю был промах по оленю охотника, шедшего с загонщиками: великим князем было приказано охотникам убить, если к тому представиться случай, оленя для императорской академии наук.
Свидетельство о публикации №212042400370