Глава 6. Мой университет. Последняя спираль вверх

  Предыдущая глава http://www.proza.ru/2012/02/06/1373
  ПЯТЫЙ КУРС.
 Летние каникулы, на этот раз последние, провёл дома. На Днепр купаться не ездил: «разбалован» был морскими купаниями.  Иногда выбирался на нашу реку Нивку на Пятой просеке позагорать.http://www.proza.ru/2012/04/24/794
   Ходил в кино в центральные кинотеатры. Этот год был богат прокатом фильмов франко-итальяно-испанского производства.
Стали шедеврами кинофильмы: «Шербурские зонтики» с  Катрин Денёв, «Брак по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, красавец Ален Делон веселил своими приключениями в «Чёрном тюльпане».
А Одри Хепберн прекрасно сыграла мисс Дулиттл  в фильме «Моя прекрасная леди» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», не покидающем телеэкраны до сих пор…
Но: «потехе – час », а «делам» - два семестра учёбы на завершающем пятом курсе. В канун начала учебного года в Киев к Володе и Ларисе приехала из Гурзуфа Валентина Михайловна. Она побывала в гостях и у нас в Святошино.
 
Начался заключительный этап нашей профессиональной подготовки к работе в геологической отрасли «на долгие лета». Для  дипломирования необходима была обработка полученных полевых и лабораторных материалов. Я и Володя совместили «аудиторию» с работой в Приазовской экспедиции. Валера Цуканов нас оформил на полставки техниками. Пришлось осваивать в деталях метод статобработки данных гидрохимических исследований, в которых я принимал участие на полевых работах. Результаты  были использованы как в отчёте экспедиции, так и в моей дипломной работе.

Дорабатывали учебные исследования в новой лаборатории инженерной геологии, недавно созданной Григорием Ивановичем Банником. Готовились к госэкзаменам по некоторым предметам, включая и немецкий язык.

Во «внешнем» для нас мире происходили новые перемены. Чтобы быть кратким, приведу справку из хроники тех лет:
«1964.10.12.
В отсутствие Хрущева, который находится на отдыхе на побережье Черного моря, собирается Президиум ЦК для подготовки смещения первого секретаря.
1964.10.14
Ночное заседание Пленума ЦК. Л.И. Брежнев берет на себя обязанности Первого секретаря ЦК КПСС, а на посту председателя Совета Министров - А. Косыгин. Н.С. Хрущев отстраняется от управления страной.
1964.10.15
ТАСС официально объявляет о том, что Хрущев ушел на пенсию "по состоянию здоровья"»
Прокомментирую это событие так: впервые « дворцовый переворот» в нашей стране прошёл «бескровно». Мог быть вариант 1953 года: арест и расстрел Берии и еже с ним.
Слава Богу, хватило тогда ума не проливать кровь!

Интересно, что в этот же момент прошёл и полёт в космос нового трёхместного корабля ВОСХОД: «провожал» и говорил с экипажем в первый день полёта Никита Хрущёв, а встречал в Москве после полёта Леонид Брежнев. В хронике полёта это сообщили так:
«Несмотря на небольшую продолжительность полёта, космонавты стартовали при Хрущёве, а докладывали о результатах полёта уже Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Хрущёв был смещён (Октябрьский пленум)».
Официально  о полёте:
 «1964.10.12
На орбиту спутника выведен трехместный пилотируемый космический корабль «Восход»
В 10 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли новой мощной ракетой-носителем впервые в мире выведен трехместный пилотируемый космический корабль "Восход". На борту космического корабля находился экипаж, состоявший из граждан Советского Союза: командира корабля летчика-космонавта инженер-полковника Комарова Владимира Михайловича, членов экипажа - научного сотрудника-космонавта кандидата технических наук Феоктистова Константина Петровича и врача-космонавта Егорова Бориса Борисовича.

13 октября в 10 часов 47 минут по московскому времени космический корабль "Восход", совершив 16 оборотов вокруг Земли, благополучно приземлился в намеченном районе. Космический корабль "Восход" существенно отличался от серии кораблей-спутников "Восток". Впервые космонавты совершали полет без скафандров и без системы катапультирования».

Почему без скафандров и без  системы катапультирования?
Как вспоминает академик В.Мишин, Хрущев потребовал от Королёва запустить трех космонавтов сразу. Но кабина "Восхода" была рассчитана на двоих, поэтому пришлось лететь без скафандров. Не было и третьего люка для катапультирования, поэтому полетели без катапульт...

Такую новость тогда встретили с гордостью и уверенностью в безопасности нашей космической техники. Увы! Это была самоуверенность и беспечность, которая привела к трагедии экипажа «Союз-11»: командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков, инженер-исследователь Виктор Пацаев, в 1971году 30 июня. Они погибли при аварийной разгерметизации спускаемого аппарата. Спускались в спортивных костюмчиках. Без скафандров!

А в 1964 году мы радостно встречали по «телику» доблестную троицу Героев. И радовались успехам нашей космонавтики. http://www.proza.ru/2012/04/24/687

За работой по дипломированию,  лекциями и переживаниями новых событий, встретили последний год университетской студенческой жизни: 1965-ый.

 Встреча Нового года прошла в компании веснянковских друзей. Нас гостеприимно принял дом Володи Павловича на улице Красноармейской. Здесь мы этой «командой» уже  отмечали день рождения Володи. Его родители ушли встречать Новогодье со своими коллегами.
Мы же, как это стало тогда новым в быту, «уселись» вокруг телевизора с черно-белым экраном тех лет в ожидании прихода Нового года и новогоднего «Огонька». Дождались! Подняли бокалы и… снова к «телику»: как помню, начался концерт Георга Отса, с участием его отца - замечательного тенора.

 И снова к столу: тосты, песни. А голоса, какие у ребят! В репертуаре  произведения и наши веснянковские и собранные в походах по Закарпатью «Мандривной группой», участники, которой собрались здесь за столом. Получился ночной концерт хора ВЕСНЯНКИ.

 К утру, приведя в порядок посуду, дождались Володиных родителей, и  решили отправиться в Голосеевский парк кататься либо на лыжах или санях, что выдавались напрокат. Захотели и сделали: поехали, приехали. В ожидании открытия пункта проката  решили прихвастнуть  перед нашими  девушками - весняночками:  устроили «силовые игры». Предложено было соорудить «живую многоэтажную скульптуру».

«Пьедесталом» – основанием «скульптуры» выпало быть мне. Так указал жребий «хват на палке»: мне не осталось место для захвата «верхушки».
Тут и взыграли молодецкие силы: расставив крепко ноги на ширину плеч, взявшись руками за бока, нужно было выдержать максимальное количество взбиравшихся через меня «деталей композиции» друг другу на плечи. Хохот стоял на весь парк. Кто-то фотографировал из наших ребят это сооружение, которое вскоре рухнуло из-за толчка «ревнивой» участницы на свежий снег, превратившись в «кучу-малу», увеличенную в размерах «зрителями». Никто не пострадал, кроме моих «золотых» очков. К этому моменту окрыли пункт проката.

 Решили взять в прокат сани «для взрослых». Пошли-поехали в глубину парка в зону оврагов, и началось второе отделение «Барбизонского балета»!
Володя Павлович выбрал для катания одно из «крутых» мест, где спуск, заканчивался кюветом дороги, «работавшем как трамплин». Всё бы ничего, но на траектории полёта в месте «вылеты» на дорогу рос клён с огромной   нижней толстой веткой «развёрнутой» в эту сторону. Задача состояла в том, чтобы пролететь под веткой максимально пригнувшись к саням переднему – водителю ,  и спине сидящего впереди - заднему «спортсмену». Володя сел вперёд «как опытный водитель». Кому он предложил второе место?! Конечно мне. Две репетиции без прыжка, с отработкой момента «складывания» по команде «водителя». И мы это сделали!  И не раз, а… два раза! Прекратив эту «рулетку» по настоянию девочек.
 Вот так славно мы завершили празднование встречи последнего для нас студенческого Нового 1965 года!

 Каникулы зимние – последние. Поездка в Ленинград.

Каникулы зимние – последние. Поездка в Ленинград.
Настали и последние каникулы. «Веснянка» выехала в Ленинград на гастроли. Это были первые дальние гастроли, в которых участвовал я. Накануне прошли  репетиции гастрольных номеров.  С геолфака поехали завтрашние выпускники: я, Олег Сторожук, Ляля Коренева. В эту группу вошли и выпускники с других факультетов: конечно, это Толя Козлов. К нам примкнул юный  Юра Новиков, будущий народный художник Украины. Ехали в плацкартном вагоне, кажется, поездом «Киев-Ленинград». Дорога не запомнилась, так как всё свободное время проходило в репетициях и коллективном «народном» творчестве: экспромты поэтические, песни под гитару, музыкальные экспромты наших музыкантов, анекдоты и байки…
Утром одного из февральских дней (помниться: 7 февраля) наш украинский десант студенческой художественной самодеятельности высадился на платформу старейшего  Московского вокзала в славном городе Ленинграде. Это была моя первая поездка в г. Питер, которую я ждал многие годы.
Нас встречали представители Ленинградского университета, как принимающая сторона. Нашей «базой» была определена в одном из общежитий университета, что находилось тогда в бывшем пос. Ораниенбауме , теперь Ломоносове. Туда нас увезли на предоставленном университетом автобусе, который стал средством передвижения на наши места репетиций и выступлений   в Ленинграде. 
Наш маршрут проходил по городу: через его центр в сторону Петергофской трассы, идущей параллельно линии Октябрьской ж.д. в Балтийском (западном) направлении, по южному берегу Финского залива. Расстояние от центрального вокзала Ломоносова (ст. Ораниенбаум) до Балтийского вокзала — 39 километров.
Таким образом, поездка прошла в пределах часа, с учётом расстояния движения по самому городу. 
Наше руководство поселилось в общежитии университета на Васильевском острове возле старинных корпусов бывших 12 Коллегий, а теперь университетских факультетов.
Для поездок в город  для других целей нам, как студентам, оформили проездные билеты на электричку. На одном из билетов (см. илл. к главе) стоит номер моего студенческого: 60/60. «Двойное» 60 указывает на год поступления и собственный номер студбилета: совпали! Второй  билет был Толи Козлова, который в последние дни успел улететь в Мурманск по делам, и вернулся в г. Питер… перед отходом поезда на Киев. Но до этого момента было ещё много интересного!
 Выдали в общежитии временный пропуск: с 8 по 14 февраля 1965 г. Это свидетельствует, что срок наших гастролей составлял «целую неделю»!  Здесь указана и комната под номером 68. В ней поселили меня, Олега Сторожука, Толю Козлова и ещё кого-то с нашего курса. Комната стала центром «Клуба песен, чая и трёпа до отбоя».http://www.proza.ru/2012/05/11/1360

Погода в это время в Ленинграде  – «ленинградская»: солнышка не видели из-за тучек, «выпускавших из себя» на окрест мокрый снег. Тот в свою очередь делал город и пригороды слегка сугробисто – кашеподобно «снежный». Нас это не смущало. И мы в свободное от выступлений и репетиций время проводили в посещении известных и неизвестных мест в городе, как в групповых экскурсиях, так и индивидуальных прогулках небольшими компаниями.
 
Первым местом нашего музыкально-танцевального представления был Зал клуба Педагогического государственного института им. Герцена. Теперь это Российский государственный университет им. Герцена. Клуб размещается в бывшем здании домовой церкви дворца Кирилла Разумовского (последний гетман Войска Запорожского). Можно представить, какая акустика была в этом зале! Когда прозвучали первые ноты распевки хора на репетиции перед выступлением, нашему восторгу не было предела. Я «пробежался» по всем точкам зала, включая и «хоры» на балконе. Заодно познакомился с интерьером здания.  Слушал!. Звук слаженных голосов хора звучал как небесная «музЫка».
Первый концерт прошёл с успехом, который можно разделить с архитекторами этого прекрасного здания.http://www.proza.ru/2012/05/14/1129
 
  Благодаря поездкам  на автобусе из Ломоносова в Ленинград, мы могли ближе познакомиться с достопримечательностями ориенбаумовскими и питерскими. В «нашем» посёлке архитектурным объектом, который сразу же привлёк внимание, были старинные Городские ворота. Мы расспросили у местных знатоков о них и узнали, что они сооружены на новой городской «меже» на въезде со стороны Старого Петергофа в самом начале царствования Николая Первого по его распоряжению. Ворота построены в классическом стиле и до сих пор привлекают внимание своей гармонией пропорций и «остатками» воинского декора в виде рыцарских доспехов. Мы даже попросили притормозить возле них в первый день выезда в Ленинград. http://www.proza.ru/2012/05/15/952

Когда мы пользовались электричкой, то всегда любовались классическими формами железнодорожного вокзала в  Ораниенбауме. Он был завершен в 1864 году в связи с прокладкой до Ораниенбаума ветки Балтийской железной дороги.
  http://www.proza.ru/2012/05/15/962
 Известный всем  парковый комплекс меньшиковского дворца в год  нашего пребывании находился на затянувшейся реставрации. Мы поэтому заглянули «скраечку» на начало городского парка Ораниенбаума , а дальше не пошли. Да и февральская погода не располагала к прогулке.

 Следующим нашим гастрольным объектом в Питере был Кировский завод и его ДК  на проспекте Стачек . Здесь в течение двух дней мы дали полный концерт в первый день –в заводском Доме культуры им. И.И. Газа. Кто такой И.И. Газ узнали прочитав памятную доску на ДК :

«И. И. Газа. 5.1.1894–6.Х.1933. Потомственный пролетарий-рабочий Путиловского завода. С 14-ти лет вёл революционную работу, помогая подпольной большевистской организации завода. В 1915 году арестован и сослан в штрафной батальон. 3.IV.1917 г. вступает на заводе в ряды большевистской партии. В Октябрьские дни — красногвардеец, боец путиловских боевых дружин. В Гражданскую войну — организатор Путиловского стального дивизиона и комиссар бронепоезда № 6. Награждён орденом боевого Красного знамени и золотыми часами от В.Ц.И.К. С января 1926 — года организатор К-ва В.К.П.(б) завода «Красный Путиловец». Под руководством И. И. Газа краснопутиловские большевики разгромили троцкистско-зиновьевскую оппозицию на заводе. И. И. — один из организаторов советского тракторостроения на заводе. С ноября 1928 года И. И. — секретарь Московско-Нарвского Райкома В.К.П.(б) и с 31 г. — секретарь Л.К. В.К.П.(б). И. И. являл собой пример подлинного, кристаллически честного, последовательного большевика, стойкого проводника генеральной линии партии». 1957 год. Архитектор: Егоров М. Ф., материал — мрамор.

Здание ДК – интересной архитектуры: стиль конструктивизма. Модный в 30-е годы прошлого столетия. Строили как целевое сооружение: дворец культуры для рабочих завода «Красный Путиловец». Строили по сегодняшним меркам очень долго: 1931-1935 годы!
 Понравился зал ДК: хорошо звучали. Отлично выступили танцоры. Зритель был доброжелательный и щедрый на аплодисменты.http://www.proza.ru/2012/05/15/1410


 На второй день выступили в старинном цехе Путиловского завода со сцены- платформы. Эта платформа и этот цех часто мелькали как «декорации» в советских фильмах. Вот и мы удостоились этой чести. На память о посещении Кировского завода у нас остались памятные значки  завода. http://www.proza.ru/2012/05/15/1428

 Привлекла наше внимание и Триумфальная арка: Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. Мы специально прошлись пешком от завода, чтобы ближе познакомиться с этим архитектурным произведением ближе. Мы узнали, что:
 «Триумфальные ворота построены в 1827—1834 (архитектор Василий Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и двух коней), П. К. Клодт в память о героях Отечественной войны 1812 года. Высота более 30 м, ширина 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта 15 м».http://www.proza.ru/2012/05/15/1442

В гастрольных хлопотах находили время для посещения музеев и даже кинотеатров.
9 февраля 1965 г. состоялась первая экскурсия в великолепный Эрмитаж! Дата точная: передо мной лежит книга Персианова О.М. «Сокровищница мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа» Издательства «Советский художник». Книга издана в Ленинграде в 1964г. в год 200- летия со дня основания Эрмитажа.
 И на внутренней обложке моей рукой, модной тогда китайской авторучкой с чёрными чернилами, написана дата и место приобретения книги: «9 февраля 1965 Эрмитаж Ленинград». Подтверждено моей подписью!
Нас по музею вели экскурсоводы. Внимание уделялось и художественным ценностям Эрмитажа, связанных с  историей зданий и, естественно, событиям 1917 года. Такое было время.

Описывать великолепие даже, потерявшего часть своей парадности, связанной с главной функцией этих зданий: резиденция царской семьи, а отсюда и наличие  или отсутствие  тогда соответствующего интерьера жилых и парадных помещений дворца, не берусь!
Для этого сегодня достаточно зайти в «сеть» и можно это пошагово видеть и любоваться в различных вариантах: видео, великолепные фотоальбомы, музыкальное сопровождение и комбинации этого!

Коснусь только тех моментов, которые связаны с моим восприятием виденного, через призму моего прошлого знания и ощущения в познании истории, событий и личностей, что представлены в стенах Эрмитажа.
Посещению Эрмитажа предшествовали годы изучения истории, чтение художественной литературы, её изучение в школе в исторических рамках, просмотр фильмов наших, зарубежных, экранизировавших исторические события, а в них литературных героев и реальных исторических лиц в образном представлении.
Так за это годы у меня сложилось интегральное  художественное и историческое представление о прошлом нашей страны, мира и судьбах конкретных участников этих событий. В таком уникальном историческом и художественно проиллюстрированном прошлое месте как Зимний дворец и Эрмитаж, всё это сфокусировалось в одно целое и приблизило к реальному «вчера». Я хотел это пережить заново, но уже в яви, почти прикасаясь к нему!
 Что меня волновало тогда и оставило памятный след?

Вот торжественная парадная Главная лестница дворца, носившая два названия: первое – «Посольская», связанное с прохождением по ней глав других стран и иностранных послов   при приёмах ещё при Екатерине Второй.
второе – «Иорданская» так как по ней во время праздника Крещения Господня  из Дворцовой церкви  спускался крестный ход с царской семьёй к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь - иордань.
Во время грандиозного пожара 1837года, когда выгорел весь интерьер дворца, на парадной лестнице «живыми» остались колонны из серого гранита. Всё остальное восстанавливалось в течение полутора лет под руководством В.П. Стасова, бережно отреставрировавшего это великолепие, сохранив замысел  архитектора Ф.Б. Растрелли – автора  всего дворца.

А память тогда, «улыбаясь» подсказывала, что это та лестница, по которой гоголевский кузнец Вакула поднимался с запорожцами к матушке-царице в надежде получить вожделенные чиривички для своей Гали.

 Посмотрите на фото из Интернет на это чудо архитектуры, согласитесь, что самым привлекательными в нём являются «спасшиеся» колонны, контрастно выделяющие и гармонизирующие всё сооружение, сверкающего позолотой и зеркалами, и  украшенного статуями, часть которых была привезена при Петре I из Италии. http://www.proza.ru/2012/05/24/1057

  Период правления Петра Первого и в советской истории имел позитивную оценку, как время передовых реформ во всех сферах реорганизации страны в социальных условиях «предложенных» восемнадцатым веком.
Сам государь  стал нашим литературным, художественным и экранным героем. Тогда зачитывались романом Алексея Толстого «Пётр Первый». Эта книга, приобретенная давно ещё моим отцом,  хранится у меня в библиотеке. Отец читал её вслух на наших домашних литературных вечерах. Перечитывал книгу с годам и я...
До сих пор на ТВ демонстрируется снятый в Ленинграде по одноимённому роману двухсерийный фильм довоенного производства, в котором прекрасно исполнил роль Петра  артист Николай Симонов.
Пётр стал в школьные годы и моим историческим героем.

  С этими же чувствами я трепетно входил в Петровский памятный зал Зимнего дворца.  Сожалел тогда я,  что  Государь никогда не видел великолепия этого его интерьера, не сиживал на стоявшем, на возвышении троне в глубине, великолепно оформленной как триумфальной, арки. Просто потому, что зал создан в 1833 году по проекту О. Монферрана.

  А императорским трон, стоящий па возвышении под картиной, был заказан после смерти Петра I в Англии и сделан в 1731 году мастером Никола Клаузеном из мореного дуба и позолоченного серебра. А за ним висит большая картина, на которой Петр Первый изображен с богиней Минервой.

 Украшен зал бархатом, позолотой, картинами с историческим сюжетом: битва Полтавская и при Лесном. Великолепный паркетный пол является главным украшением Петровского Зала, который имеет и второе название: Малый тронный зал.

Торжественный интерьер зала настраивает на такое же чувство и посетителей. Посмотрите на это великолепие архитектурного творчества, восстановленного без изменений В. П. Стасовым после пожара 1837 года и опять согласитесь со мной!
 http://www.proza.ru/2012/05/26/1013
   Галерея 1812. С историей событий 1812 года я впервые познакомился летом 1945 году в Лубнах, просматривая многотомное, юбилейное издание 1912 года. Эта ценность хранилась в сундуках в бабушкиной половине дома и принадлежала дядюшке Грише – старшему маминому брату. Прекрасно оформленные тома этого издания привлекали меня в первую очередь великолепными художественными иллюстрациями. Запоминающими были цветные копии батальных картин, в том числе работы замечательного русского художника Василия Верещагина. Тогда я и познакомился с галерей 1812 Зимнего дворца в  иллюстрациях одном из томов «Отечественная война и русское общество. 1812-1912.»

Взволновало. Запомнилось. Дополнилось в дальнейшем чтением книг. Конечно: «Война и мир» Льва Николаевича. Фильмы.
Поэтому целеустремлённо вошёл в зал галереи 1812 года, что бы воочию увидеть то, что запомнилось, воспринялось и пережилось ещё в детские годы.
  Что мы увидели?
Более 300 поясных портретов генералов, выполненных английским художником Дж. Доу. Среди них портреты П.И. Багратиона, А.П. Ермолова, Н.Н. Раевского, Дениса Давыдова и других соратников М.И. Кутузова.
Парадные портреты:  фельдмаршалов М.И. Кутузова и М.Б. Барклай де Толли; Великий князь Константин Павлович и английский герцог Артур Веллингтон.
 Отдельно расположены конные портреты Александра I и его союзников - короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и императора Австрии Франца I .

Экскурсовод  отдельно остановилась на единственном портрете  из всех генералов декабристов – героев войны 1812 года.

  К движению декабристов примкнуло 12 генералов. Из них только четверо: С.Г.Волконский, М.А.Дмитриев-Мамонов, М.Ф.Орлов и П.П.Пассек участвовали в боевых действиях и имели во время войны 1812-1814 гг. генеральский чин.
Комиссия по аттестации претендентов, быть достойнными иметь потрет в галерее, работала в ещё 1820 году. Она сочла, что только князь Волконский Сергей Григорьевич – генерал-майор (с 15 сентября 1813 г.), командир 1-й бригады 19-й пехотной дивизии, и Пассек Петр Петрович – генерал-майор (с 7 июня 1799 г.), могут быть включены в список на написание портретов для галереи.
Но император Александр Первый, по не понятной причине, писать портрет Пассека запретил.
Портрет только Волконского был написан Доу в 1823 году. Но после событий 14 декабря 1825 года портрет в галерею, которую начали проектировать в 1826 году, помещать не планировали.
Портрет пылился в запасниках дворца и был обнаружен в начале нового века. С позволения императора Николая Второго он был наконец помещён в галерее…
Во время пожара 1837 года удалось вынести во время пожара все портреты героев Отечественной войны 1812 года, а затем Военная галерея была восстановлена полностью.http://www.proza.ru/2012/05/28/1032
 
   Георгиевский зал – Большой тронный зал. Дверь из галереи 1812 года вывела нас в огромный, отделанный мрамором, площадью 800 кв. м. зал с набранным узорчатым паркетным полом, повторяющим позолоченные узоры  потолка.
Наш взгляд устремился в другой конец зала, на  стене которого стояла, набранная из камней-самоцветов карта Советского Союза. Мы узнали, что она создана из 45 тысяч кусочков драгоценных и полудрагоценных камней в технике флорентийской мозаики площадью 27 кв. м. в 1936 году мастерами-камнерезами  из Ленинграда и Свердловска. Карта была на Всемирной выставке в Париже в 1937 году в Советском павильоне. В 1939 году – на выставке в Нью-Йорке.

  О существовании карты я впервые узнал в школьные годы из  книги академика Ферсмана А.Е. «Занимательная минералогия». Александр Евгеньевич привёл в одной из первых глав  газетную статью о работе над Драгоценной картой большого коллектива камнерезов, перечислив их поимённо.

Всё это видел я в 1965 году. Привожу в иллюстрациях фото зала  с Картой, из набора открыток купленном в Эрмитаже в 1965. http://www.proza.ru/2012/05/30/949
 
Теперь этот зал стал Большим тронным залом. Таково его первоначальное назначение. Зал был создан по проекту Джакомо Кваренги в 1787-95 годах. Название Георгиевский получил в честь Георгия Победоносца, мраморный барельеф которого находится над тронным местом.
 В этом зале и проводились официальные приёмы и церемонии.
После пожара 1837 года зал восстановлен архитектором В.П. Стасовым. Тогда и стал зал «мраморным»: каррарского мрамора колонны украсили его.
Большой императорский трон сделан в 1732 году в Лондоне по заказу императрицы Анны Иоанновны.
  После революции 1917 года 30 годы тронная часть зала была демонтирована. Зал снова становиться «тронным» в 2000 году. Что можно увидеть на современной фотографии из Интернет. http://www.proza.ru/2012/05/30/958

Какова же судьба «Драгоценной» кары СССР?

В одной из передач «Искателя» по ТВ, примерно 2004 года, была изложена почти детективная история исчезновения карты и… навсегда! По одной из версий карта была подарена Рузвельту Сталиным. По другой – Гитлеру: в годы «дружбы» с Германией.  Разгар «дружбы» был в 1939 году.
В конце концов, в 1946 году карта «неожиданно» одной поздней ночью оказалась в стенах Эрмитажа. Но не совсем в полном «наряде»: исчезло много драгоценных камней. А на выставках в Париже и Нью-Йорке она была представлена в полной красе: из рубинов, алмазов, аметистов и множества других драгоценных и полудрагоценных уральских камней.
Карту поместили в Георгиевском зале на тронном месте. Эту карту и видел я в 1965.
 В 80-х годах XX века карта была демонтирована и передана в Горный музей.
Там она постепенно разрушалась, так как текстолитовая основа оказалась не прочным «коробившемся» от влаги материалом.

 И наконец, счастливый финал истории! Информация по ТВ:
«В Санкт-Петербурге реставрируют карту Советского Союза из драгоценных камней.

В Санкт-Петербурге буквально по частицам воссоздают уникальную карту Советского Союза. В 30-е годы прошлого века несколько сотен мастеров создали самое большое в мире панно в технике флорентийской мозаики. Сегодня над ним трудятся реставраторы Царскосельской янтарной мастерской. Они кропотливо восстанавливают рубиновую Москву, бриллиантовый Северный полюс и александритовый Ленинград.

Чтобы отреставрировать самое большое в мире панно, изготовленное в технике флорентийской мозаики, пришлось даже разрабатывать новую технологию особо бережного обращения с камнем. Такой тонкой работы, признаются мастера, они не видели даже у памятников эпохи Возрождения.

Сначала крупным абразивом, потом помельче и лишь затем полировка. Чтобы довести до блеска всего несколько квадратных дециметров каменной поверхности, у станка приходится стоять по несколько дней.

Морская часть из лазурита. Предприятия и месторождения обозначали по четко разработанному ранжиру: драгоценными и полудрагоценными камнями. Электростанции и заводы стройматериалов - альмандинами, фабрики обуви и текстиля - аметистами, для лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий - изумруды.

На всей карте ни одного случайного минерала. Чем выше статус города, тем дороже камни. Москва обозначена рубиновой звездой, серп и молот внутри которой украшены 17 алмазами. Сама надпись "Москва" тоже из рубинов.

А вот название "Ленинград", пожалуй, самое дорогое на карте. Оно выложено из александритов. Это минерал, который в природе встречается даже реже, чем алмазы. Обозначение столиц союзных республик подешевле. Звезды тоже рубиновые, правда, поменьше, чем у Москвы, а названия, выложены из изумрудов.

За два года специалистам янтарной мастерской в Царском селе удалось продвинуться с запада на восток всего на несколько метров. Но финал работы уже близок.
Увидеть в натуральную величину уникальную карту можно в Музее петербургского института геологии».

 Привожу в иллюстрации фрагмент отреставрированной части карты: территории Украины. Фото из Интернет. Реставрацию планируют завершить в 2012 году.
  http://www.proza.ru/2012/05/30/964
   Октябрьская лестница. Малая столовая. Из исторической части экскурсии 1965 в памяти остались интерьеры и помещения, «принимавшие участие» в революционных событиях 1917 года.

Сначала Зимний дворец «захватило» Временное правительство. Провело национализацию дворца, сослав в августе в Тобольск бывшего царя с семьёй.
Само правительство во главе с  А.Ф.Керенским «оккупировало» покои царя и царицы для канцелярских целей. Превратило Малахитовую гостиную в зал заседаний. В библиотеке царя Керенский проводил военные советы.

25 октября произошла смена власти. К власти пришли большевики во главе с Ульяновым-Лениным. Были захвачены важнейшие объекты города.
Около полуночи был атакован Зимний дворец. Штурмующие отряды в Зимний дворец ворвалась через парадную лестницу на половине бывшего царя Александра Второго и продвинулись по анфиладе комнат и коридоров к месту пребывания членов Временного правительства: в Малую столовую Ночью 26 октября часть министров Временного правительства было арестовано в Малой столовой Зимнего дворца и отправлено в Петропавловскую крепость.
В связи с этими событиями лестницу назвали Октябрьской.
После взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.
http://www.proza.ru/2012/05/31/1082
   На этом была завершена историческая часть экскурсии 1965 года нашей киевской группы Веснянки, и начался «пир» художественного «поглощения» красот Эрмитажа!

Описать всё не представляется возможным. Так как это описание потребует «многотомного изложения». Остановлюсь на том, что было тогда для меня самым главным. И по предварительному знакомству с экспонатами музея из разных источников. И по впервые увиденному, что произвело неизгладимое впечатление навсегда.
Я раньше слышал, читал о Рафаэлевской галерее Ватикана. «Приблизительно» знал, что есть копия в Эрмитаже. Но увидеть пришлось это наяву впервые и воспринять с восторгом, который остался со мной навсегда.

Рафаэлевская галерея.

  Рафаэлевская галерея (Лоджии Рафаэля) была воссоздана абсолютно полной и единственной в мире копией первоисточника в Ватикане. Всё это происходило в 1783-92 годах под руководством Кваренги по заказу Екатерины Второй. Все стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля библейского сюжета, выполненных художниками под руководством Х.Унтербергера. Копирование заняло семь лет и проводилось на полотна, отсылаемых по частям в Петербург.

Галерея расположена в «Эрмитаже» вдоль стены здания, выходящего на Зимнюю канавку, вид на которую открывается из огромных окон, свет через них освещает величественную галерею.

 Игра красок, света на фресках заполнивших высокую, устремлённую вверх галерею, с изогнутой аркой потолком вызывает необыкновенный эмоциональный, радостный подъем у зрителя…

 Привожу фото из Интернет общего вида галереи и фрагмент потолочной росписи.
 http://www.proza.ru/2012/06/06/899, http://www.proza.ru/2012/06/06/908

  "Минералогия и петрография" Дворца и Эрмитажа.
 Особый интерес вызывали все художественные и архитектурные изделия из камня. А он здесь имел основное применение: и в постройке зданий,  и в оформлении и наполнении интерьера!
Интерес был профессиональный. Во-первых, проверялось знание минералогии и петрографии, полученное в предыдущие годы учёбы (шучу). А больше привлекало то эстетическое восприятие КРАСОТЫ «произведений» природы и творений человеческих рук!

 Большая Колыванская ваза.

Почти во всех залах дворца и эрмитажных зданий стоят вазы, чаши, кубки и другие виды «объёмных сосудов». Это были изделия из стекла, металлов, керамики. Даже из дерева.
И всё же,  подавляющее большинство имеют изделия из камня.

Но «Царицей ваз» признана Большая Колыванская ваза!
«Большая» по тому, что: «Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м.»
Больше этой вазы  из камня в мире нет!
Она вытесана, орнаментована, отполирована из монолита зелёно-волнистой яшмы: полудрагоценного поделочного камня на Колывановской фабрике на Алтае.

Для любителей геологии:
 Яшма скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированная примесями других минералов.
 http://www.proza.ru/2012/06/07/999
История создания чаши началась в 1815г. с находки монолита яшмы на ревневской каменоломне. Завершилась история установкой чаши в проезд здания Нового Эрмитажа на специальный фундамент, осенью 1849 года силами 770 рабочих. 
Завершающим художественным «мазком» на чаше стало её украшение бронзовым венком из дубовых листьев!
 http://www.proza.ru/2012/06/07/1007
Подробная история её изготовления и перевозки, начиная от каменоломни и дол установки, требует отдельного рассказа. (Смотрите Интернет).

  МАЛАХИТ
 Но самым ярким и придающим великолепие залам Дворца и Эрмитажа является самый красивый, весенне-радостный зеленый, особенного оттенка и рисунка   минерал малахит. По химическому составу малахит представляет собой водный карбонат меди.
В украшении был использован уральский малахит. На Южном Урале были найдены в самом начале восемнадцатого века большие его запасы. Их хватило до двадцатого века и для вывоза в виде готовых изделий за границу. И для украшения архитектурных сооружений внутреннего интерьера многих дворцовых и церковных зданий Петербурга и окрестных дворцов.
 В Эрмитаже и дворце изделия из  малахита представлены в «пределах» от маленькой табакерки до Малахитового зала. А в промежутке между этими гранями: огромное количество декоративных гигантских ваз, чаш, столиков, светильников, ларцов, канделябров, чернильных приборов, всевозможных украшений.

 Конечно, уникальным является Малахитовый зал: парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца.

Для постройки зала было использовано более двух тонн уральского малахита. Что делает его известным в мире архитектурным творением из малахита.
В сведениях о Малахитовом зале в сайте Эрмитажа сообщается:
«Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П.Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики». Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок. Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию кисти А.Виги. Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П.Гамбсом по рисункам О.де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной».
Это описание хорошо иллюстрирует акварель 1865года К. А. Ухтомского.
 http://www.proza.ru/2012/06/09/880
Современный вид Малахитового зала (гостиной) можно увидеть на прекрасных снимках из Интернет. В настоящее время в зале выставлены изделия из малахита работы русских мастеров первой половины XIX в.
   Ещё несколько приметных каменных изделий.
Малахитовый зал начали строить в 1835 году по указу Николая Первого, которому пришла идея строительства с использованием малахита, недавно открытого на Урале. Обработка камня велась в Петербурге на гранильном заводе. Создавать колонны и стены из цельных кусков не совсем однородного и хрупкого минерала не удавалось. Уральские мастера заготовители камня нашли оптимальный размер и направление распиловки камня, чтобы он был тонким и позволял покрывать любую поверхность (мраморную, металлическую) как мозаикой с подбором цельного рисунка. Затем полировкой добивались «сплошности» покрытия, скрывая швы: достигался эффект монолитности изделия. Такая техника получила название «русская мозаика».

Такой большой заказ как Малахитовый зал сподвинул уральцев на создание  отдельного ансамбля из двух больших ваз в форме МЕДИЧИ и четырёх столешниц из малахита. По чертежам И.И. Гальберга с 1839 по 1841 год этот заказ для Эрмитажа был выполнен. И стал гордостью мастеров-камнерезов. С большой осторожностью весь  ансамбль был доставлен в Петербург, в Зимний дворец.
 Высота большой вазы была 182 см, диаметр 146 см. Малой – 68 см. Их можно увидеть и сегодня в залах Эрмитажа.http://www.proza.ru/2012/06/12/689
 http://www.proza.ru/2012/06/12/713
История ваз «МЕДИЧИ» является популярной и известной. Но малахитовые украшают не только Малахитовый зал, но и Галерею истории древней живописи.   А, по-моему, самые выразительные и яркие вазы и столы из  малахита и бадахшанского лазурита находятся в залах итальянского искусства! Полюбуйтесь этими красотами на снимках из сайта Эрмитажа!
Что-то я затерялся в прекрасных залах Дворца и Эрмитажа! Так можно здесь остаться надолго. И это будет другая история. Пора выходить на гостеприимные проспекты Ленинграда, да  и завершать гастроли 1965 года!

Рембрандт

 Но прощаясь с Эрмитажем, хочу остановиться на картинах только одного художника, история жизни и творчества которого взволновали меня ещё в школьные годы. И я  с нетерпением устремился в зал голландского искусства.

В далёкие сороковые нашей жизни в Виннице, в Доме Офицеров я увидел довоенный 1936 года английский фильм режиссера Александра Корда «РЕМРАНДТ» с  Чарльзом Лотоном в главной роли. Фильм произвёл на меня большое впечатление. Прекрасная игра Ч. Лотона, одного из блестящих актёров мирового кино, достигла своей цели: трагическая  судьба гениального художника осталась навсегда в сердце и памяти  юного зрителя. Рембрандт стал для меня одним из любимых художников. К моменту посещения Эрмитажа я знал много о его творчестве и картинах, которые я ожидал увидеть наяву.
Эта встреча, наконец, состоялась!

Во все времена эрмитажное собрание голландской живописи семнадцатого века имела мировую известность. Коллекция насчитывает более 1000 картин и занимает шесть залов Нового Эрмитажа!

Голландия, пройдя революцию, добившись независимости, утвердив новый социальный строй – буржуазную республику, достигла в 17 столетии высокого культурного подъема. Особенно это проявилось в блестящих достижениях во всех видах живописи, в частности : в поисках новых технических приёмов отображения, расширении круга сюжетов отображаемого мира.

Среди голландских живописцев этой эпохи особое место занимает Рембрандт Харменс ван Рейн, который, в отличие от большинства – «одножанровиков», писал картины на исторические, мифологические, религиозные сюжеты. Работал портретистом, пейзажистом. Работал маслом, и в технике офорта. Был мастером необычной авторской техники работы со светотенью, добиваясь усиления эмоционального восприятия художественных образов, особенно в портретной живописи и ряде больших сюжетных картин.

В Новом Эрмитаже отведен специальный зал для работ Рембрандта. Зайдём в него.
В эрмитажной справке об этом зале читаем:
«С искусством Рембрандта Харменса ван Рейна знакомят 24 картины, которым отведен специальный зал. Среди ранних полотен Рембрандта — «Флора» (1634), «Снятие с креста» (1634), «Жертвоприношение Авраама» (1635). Шедеврами зрелого периода творчества являются «Даная» (1636), первое полотно художника, привезенное в Россию ещё Петром I, «Давид и Ионафан» (1642), «Святое семейство» (1645). Последние два десятилетия жизни Рембрандта представлены такими величайшими созданиями, как «Портрет старика в красном» (ок. 1652—1654) и «Возвращение блудного сына» (ок. 1668—1669)».
 http://www.proza.ru/2012/06/12/791
Но я остановлюсь лишь на одной картине: одном из главных произведений Рембрандта – это «Даная».
В одном из новых фильмов того времени, (это помнится один из советских фильмов о Рембрандте), я запечатлел в памяти эпизод истории написания этого шедевра в хорошем исполнении артистов, оператора, режиссёра и всех кто причастен к созданию этих кинокадров. Я тогда был впечатлён точным воспроизведением в этом эпизоде фильма постановки «натуры» для написания картины. А это была Саския – его первая, любимая супруга. Постановка повторила и создала живую картину ДАНАЯ.

9 февраля 1965 года я стоял перед этим гениальным произведением Рембрандта. Присматривался к лицу Данаи. Сравнивал его с соседним по залу полотном «Флора», где богиня цветов и плодов написана с молодой супруги художника Саскии. Сходства не было! Лишь потом я узнал следующее:

«В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Данию», хотя на картине стоит дата: 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки.1 Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.
Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов, а инкарнат  Данаи был весьма близок цвету тела Исаака из «Жертвоприношения Авраама». Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.
Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. Никогда еще Рембрандт не писал обнаженную женскую натуру с большей непосредственностью и теплотой. Здесь нашли отражение и его симпатии к Гертье и, в не меньшей степени, влюбленность художника в созданный его фантазией образ, увлеченность сложностью и новизной живописных проблем. «Даная», таким образом,— наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.
Задачи более глубокого раскрытия внутреннего мира модели входят теперь и в портретное искусство мастера». ( Справка из Интернет)

Я видел «Данаю» задолго до того трагичного дня 15 июня 1985 года. Для меня он стал скорбным днём: весть о покушении на картину мгновенно распространилась по миру.
Один из посетителей, узнав, где самая драгоценная картина в зале Рембрандта, подошёл к полотну облил его кислотой и нанёс ножевые «раны».
 Как выяснилось потом, это был душевнобольной человек – житель  Литвы. Не хочу упоминать его имени.

Полотно утратило более 27 процентов живописного слоя. Реставрация началась в тот же день. И тянулась долгих 12 лет!

Вот что об этом написано в статье из Википедии о картине:
«Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа».
 http://www.proza.ru/2012/06/12/796
Следующее моё посещение этого «самого высокого» на земле места произошло через десять лет: летом 1975 года! До встречи ЭРМИТАЖ!


  Петропавловская крепость. Собор.

Мы смотрели на противоположный берег Невы с Дворцовой набережной, стоя у стен Зимнего дворца, на уточённый силуэт шпиля  колокольни Петропавловского собора, вознёсшегося над монолитом мощных стен крепости. Февральский зимний пейзаж усилил суровую неприступность бастионов невской стороны 262- летнего оборонного сооружения, стоящего на страже у выхода к Балтийскому морю.
 http://www.proza.ru/2012/06/14/994
 Экскурсия в Петропавловскую крепость состоялась на следующий день.
На правый берег Невы мы проехали тогда по Кировскому мосту, которому вернули «первородное» название «Троицкий»  в 1991 году. http://www.proza.ru/2012/06/15/1135

 Запомнился живописный вид на мост со стороны Дворцовой набережной с романтическим памятником Александру Суворову на предмостье. Памятное место. Здесь позже мы совершали пешие прогулки втроём: Юра Новиков, в роли экскурсовода, Толя Козлов и я…
 http://www.proza.ru/2012/06/15/1050
   Входили на территорию Заячьего острова, где расположена крепость, по Иоанновскому пешеходному мосту, первый вариант постройки (наплавной мост через Кронверкскую протоку), которого соответствует  началу строительства крепости и города.
Тогда мост назывался «Петров мост». Переименован в «Иоанновский» в 1887 году: по названию равелина, к которому ведёт мост.
 
Современный, привлекательный в художественном исполнении, вид моста был создан в начале 20 столетия: тогда обновили решетку, установили новые фонари. Ещё раз его обновляли в 1953: за 12 лет до нашего первого посещения в 1965. Тогда снова обновили фонари, придав им более живописный «воинственный» вид. Современный декор моста был придан к 300 летию города.
   Мост ведёт к воротам Иоанновского равелина, через которые мы прошли в тот памятный день первого посещения крепости.Перед нами открылось достаточно большое пространство между двумя крепостными стенами: Иоанновского равелина и стеной Петровской куртины с Петровскими воротами. На этом месте были рвы с водой, засыпанные в 19 веке. http://www.proza.ru/2012/06/17/875

На внутреннюю территорию крепости мы попали, только пройдя через живописные, построенные в стиле барокко, Петровские ворота, декоративная стенка над карнизом с закруглённым фронтоном которых, украшена большим деревянным барельефом “Низвержение Симонаволхва”, аллегорически прославляющим победу Петра над Карлом. Тут же над самой аркой помещён  царский двуглавый орёл из свинца.
В нишах сохранились созданные французским скульптором Н. Пино: слева — «Благоразумие», справа — «Храбрость». Это были парадные ворота, построенные в 1708 году. Во время войны в 1941 г.пострадали от артобстрела. Перед нашим посещением в1965 году ворота реставрировали в 1951г. http://www.proza.ru/2012/06/29/879

 За Петровскими воротами проходила зимняя аллея  «спящих» лиственных  деревьев между Артиллерийским цейхгаузом (1801) – справа  и  слева – Инженерным домом(1749). Аллея заканчивалась у Петропавловского собора.
 http://www.proza.ru/2012/07/02/873
 Мы вышли на площадь перед собором. В ожидании экскурсовода осматривали окрестные строения. Обратили внимание на «приютившееся» возле  собора аккуратное и гармонично вписавшееся в панораму площади классической архитектуры здание с аллегорической скульптурой на крыше. Когда подошла экскурсовод. То первым нашим вопросом был вопрос, что это за домик «куколка», с «куколкой» наверху. Нам сообщили, что это здание, в котором до 1940 г. хранился ботик Петра I: Ботный дом.  Сейчас в нём находится только уменьшенная копия. Оригинал- ботик  находится в Военно-морском музее. В павильоне же организовывают только выставки.
А наверху стоит аллегорическая скульптура изображающая НАВИГАЦИЮ.
В план нашей экскурсии «этот объект» не входил. Ну и ладно! Решили мы.
http://www.proza.ru/2012/06/29/911
 Нам хватило сил на посещение двух достопримечательностей Петропавловки: Петропавловского собора и российской «бастилии»: тюрьмы Трубецкого бастиона. Не считая «вольной» прогулки по территории крепости: «куда глаза глядят»!

Петропавловский собор был рядом, и мы начали наш экскурс с него.
Стоя, перед устремлённой вверх свой шпиль, колокольней собора, устремив свои взгляды туда же: на кончик шпиля с ангелом, парящего над Питером, мы узнали: что на этом месте сначала было деревянное сооружении одноименной церкви.

 В 1712—1733 годах архитектор Доменико Трезини на месте  деревянной церкви,  построенной в1703—1704 годах, начал сооружать то, что увидели зимой 1965 года и мы: грациозное, грандиозное, высотой 122,5 метра трехъярусное сооружение колокольни с золоченым шпилём с фигурой летящего ангела. Что стало символом славного города на Неве! А шпиль сооружал-водружал мастер голландец Харман ван Болос, который посвятил созданию подобных и других сооружений в Петербурге до конца своей жизни.
Эта многоярусная колокольня была возведена в первую очередь. Постройка и отделка  же самого здания собора со своей малой звонницей над зданием собора, имевшего прямоугольное в плане строение  «зального» типа,  была завершена лишь в 1732 году.  29июня 1733года собор был освящён и открыт.

На этом «уличная часть» рассказа об истории сооружения была завершена, и мы вошли в собор через «врата» его «первенца» - высокой  колокольни.
 http://www.proza.ru/2012/06/29/1051
В первую очередь памяти всплывает то место повествования экскурсовода об этой части собора, где упоминается судьба царевича Алексея Петровича и его близких:
«Здесь под лестницей колокольни в строящемся соборе в 1715 году была похоронена супруга царевича Алексея принцесса Шарлотта Христина София Брауншвег-Вольфенбюттельская. А в 1718году здесь же был, в присутствии Петра Первого, похоронен Алексей. Он умер, будучи заключенным  крепостной тюрьмы тайной канцелярии».

Как было мне тогда  не вспомнить страницы романа Алексея Толстого «Пётр Первый» и одноименного фильма, где почти документально изложены судьбы участников заговора против Петра, среди которых была его первая супруга Евдокия Лопухина и сын Алексей!
«Тяжела, ты, шапка Мономаха!»

Не дожил до конца строительства собора и царь – император Пётр. Он скончался в январе 1725 года. Гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года.
 Так собор превратился в императорскую усыпальницу. Что мы и увидели, пройдя в зальную часть собора. Я сразу направился к могиле Петра и с удивлением увидел живые цветы на надгробии императора. Петра ; чтили во все времена!
 http://www.proza.ru/2012/06/29/1125
 Всего в усыпальнице  в момент нашего посещения находилось  более 40 погребений: до Александра Третьего включительно. Все саркофаги однотипные: беломраморные с бронзовыми позолоченными крестами.  Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами.  Только два саркофага, изготовленные на Петергофской гранильной фабрике: Александра II – из зелёной яшмы и его супруги Марии Александровны –  из розового орлеца.  http://www.proza.ru/2012/06/29/1134
Наше внимание обратили на копии трофейных шведских и турецких знамён, Сами же реликвии хранятся в Эрмитаже.

Большое впечатление произвело на нас необычное убранство собора: эклектика западного и русского стиля. Но все, же отличающееся особой пышностью и торжественностью, которое сохранилось до наших дней.

«Внутреннее пространство огромного прямоугольного «зала» собора разделено на три «помещения»-нефа мощными пилонами-«столбами»  украшенными пилястрами  коринфского ордера. Каждый неф перекрыт крестовыми сводами, декорированными орнаментной росписью и филенками», - магнитофонным голосом вела свой заученный до автоматизма рассказ об интерьере собора наш экскурсовод.

Действительно цветовая гамма росписи  и позолоченной лепки, хрусталь огромных люстр интерьера звучала как светлая весенняя мелодия! Посмотрите на этот фрагмент внутреннего украшения собора, и  Вы согласитесь с моим настроением от виденного тогда в зимний февральский день в зале собора Петра и Павла!
 http://www.proza.ru/2012/06/29/1185
Главная достопримечательность  и украшение собора золоченый иконостас и напрестольная сень - дар Петра I и Екатерины I.
Экскурсовод сообщила:
 «Иконостас был создан по рисунку Доменико Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Зарудного. Центральная часть иконостаса решена в виде величественной триумфальной арки и поднимается в подкупольное пространство на высоту почти 20 метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах московскими иконописцами. Среди них образы небесных покровителей Петербурга святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла; образы канонизированных православной церковью русских князей из династии Рюриковичей – святого князя Владимира, княгини Ольги, Бориса, Глеба, Дмитрия».
Давайте вместе посмотрим на этот шедевр!
 http://www.proza.ru/2012/06/29/1209
Петропавловский собор в период царской власти являлся своеобразным памятником  побед русского оружия. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от взятых русскими войсками городов и крепостей. В начале ХХ века эти реликвии были переданы на хранение в Эрмитаж.
Наше внимание обратили на копии трофейных шведских и турецких знамён, размещённых на стенах собора.

Трубецкая тюрьма Петропавловской крепости.
Дальнейший наш маршрут лежал к Трубецкому бастиону, где находится здание тюрьмы, построенное в 1870-72 годах на месте бывшего арестантского дома и частично разобранных внутренних стен и казематов бастиона.
А этому предшествовала более чем столетняя история превращения боевой крепости в «Русскую Бастилию».
 Всё началось с Тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском, заключённых которой содержали в казематах Алексеевского равелина. Среди первых узников и был царевич Алексей (1718). Затем на территории этого равелина построили по указу Павла Первого одноэтажный каменный  (1797) Секретный дом, на месте деревянного (1760).
Среди известных нам по истории и литературе личностей узниками этого Секретного дома были:  автор «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищев, историк В.Татищев, руководитель Польского восстания 1794 г. Т. Костюшко, княжна Тараканова, атаман М.Платов, адмирал П. Чичагов.
В девятнадцатом веке Петропавловка превратилась в главную политическую тюрьму России. Здания Секретного дома не хватало для заключённых. Их продолжали размещать в зданиях казематов, а также приспособили для этой цели одно из каменных зданий цехов Монетного двора, что находился у стен Трубецкого бастиона.
 И опять среди заключённых Петропавловки известные имена: историк Н. И. Костомаров и издатель Ф. Ф. Павленков, один из лидеров славянофилов Ю. Ф. Самарин, писатели Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский и К. М. Станюкович, поэт А. Н. Плещеев, путешественники и этнографы Г. Н. Потанин и Н. Н. Миклухо-Маклай. Здесь находилось 500 участников декабрьского восстания 1825г.
Здание Секретного дома до наших дней не сохранилось.

«Намучившись» с содержанием заключённых, комендант крепости  Н. Корсаков и обратился с предложением построить более обширное специальное здание тюрьмы на Трубецком бастионе.
Эта тюрьма носила такое официальное название  «Арестантские помещения Санкт-Петербургской крепости».
 Первых заключенных она «приняла» в январе 1872 года.
 http://www.proza.ru/2012/07/02/824
 Вот в эту тюрьму мы и «попали» в феврале 1965 года всей экскурсионной группой!  Предварительно нас ознакомили с изложенной выше историей «Русской Бастилии».
Прошли через огражденное высокой оградой пространство перед вортоподобным  полосатым входом тюремного здания и очутились в длинном коридоре со сводчатым потолком. Справа двери в одноместные камеры-одиночки, слева большие зарешётчатаные окна с видом на стены бастиона. Также были камеры и на втором этаже. Всего было около 70 камер и по карцеру на каждом этаже.
 http://www.proza.ru/2012/07/03/905
Нас «поместили» сначала в обычную камеру-одиночку: асфальтовый пол, окно – высоко, в которое была видна лишь верхушка крепостной стены.
Железная кровать прикручена к полу. Металлический стол пристенный. У входа: туалет, умывальник. Электроосвещение – настенный светильник. Всё!
По рассказу экскурсовода вначале: «В камерах находилась деревянная мебель — кровать, стол и табурет, а по углам у дверей — чугунные умывальники и деревянные параши. Постель состояла из волосяного матраса, шерстяного одеяла, двух простыней, двух перьевых подушек в наволочках. В камере разрешалось иметь личные вещи: книги, табак, гребенку, кружку, заварочный чайник, а также приобретавшиеся за свой счет булку и сахар. В толстой деревянной двери были предусмотрены форточка для подачи пищи и глазок для наблюдения за заключенными. В темное время суток камеру освещала керосиновая лампа, которая не гасилась и по ночам. Камеры отапливались — встроенные в стены печи имели топку со стороны коридора.
 После ряда событий: бунт заключённых мебель была заменена на металлическую и «неподвижную». А после трагического случая, когда, облив себя керосином, пыталась покончить жизнь самоубийством участница народнического движения М. Ветрова, керосиновые лампы в камерах заменили свечами. В 1904 году в тюрьме появилось электрическое освещение, включение и выключение электрических светильников в камерах осуществлялось надзирателями».
  Нам показали камеру, в которой  находился перед казнью Александр Ульянов, камеру  Максима Горького, Ветровой и других известных по истории личностей.
 http://www.proza.ru/2012/07/02/832
В заключение нас «заключили» в карцер. Впечатления не из приятных. Пройдя входные двери, мы оказались в небольшом тамбуре перед черной дверью. Это был вход в карцер: камера гораздо меньшего размера, чем обычная одиночка. Железная кровать, с небольшим столиком у изголовья. Экскурсовод рассказала об условиях «попадания» в карцер, о питании: хлеб-вода раз в сутки. Холод, и …полная темнота.
Когда мы вошли было светло от окна, и горела лампочка.  Двери были все открыты. Предупредили, что будет всё потушено, закрыто, включая окно (ставнями). Если кому-то станет не по себе: немедленно сообщить!
 Закрыли двери, ставни и… потушили свет. Через минуту раздался женский вскрик и просьба выпустить немедленно! Эксперимент не для слабонервных!
 Пришлось все начинать сначала…
Отбыв «карцерное заключение» мы с удовольствием вышли на свободу!

В свободном режиме прошлись по  невской стороне и просмотрели панораму, которая открывалась с крепостных стен, Невских ворот, причала. Познакомились с Нарышкиным бастионом, где ровно в полдень раздавался традиционный пушечный  выстрел.

Прощаясь с Петропавловской крепостью и её достопримечательностями, я не знал, что через десять лет, проходя этим маршрутом со своей любимой супругой, я другими глазами буду смотреть на Трубецкой бастион, его тюрьму.
Здесь  пребывали в заключении близкие  и родные моей жены: народоволец Герман Лопатин – крестный отец моего тестя, двоюродный дед жены – дядя тестя, друг Лопатина: Михаил Иванович Булгаков (литературный псевдоним Антонов Мих.).
Но об этом – впереди!

По городу.
Были экскурсии в Кунсткамеру, Исаакиевский собор. Знакомились с Ленинградским университетом. Познакомились с церковными строениями Смольного: там в одной из прихрамовых построек у нас состоялась репетиция.
Ходили   даже в кино. Посетили кинотеатр «Баррикады», где началу сеанса предварял музыкальный дивертисмент, в исполнении струнного оркестра: по старинке.  Увы, этого здания уже нет. Осталась только памятная фотография из Интернет.

Провели прогулки по Ленинграду: я, Толя Козлов, под руководством и сопровождением Юры Новикова. Юра это делал искусно и тонко. Подводил нас исподволь к известным мне только по фотографиям или фильмам  знаменитым местам города: они открывались неожиданно и в самом прекрасном ракурсе.
Это и дом Кшесинской, рядом Мечеть за Кировским мостом, Казанский собор, Невский проспект, Адмиралтейство, Сенатская площадь, Марсово поле и другие памятные места центральной части город.
Наконец мы посетили Юриных  родственников: коренных ленинградцев в одной из старинных, но коммунальных квартир Питера. Пили чай, слушали музыку: гостеприимный  хозяин показал нам свои музыкальные находки.
 http://www.proza.ru/2012/07/17/636
 Последний концерт.
Настал день последнего концерта, который состоялся в клубе знаменитого Военно-морского училища им. Фрунзе на Набережной Лейтенанта Шмидта, 17.
Мы приехали – пришли сюда к началу концерта, так как в программу были включены лишь танцевальные номера «Веснянки». Танцевальная группа приехала гораздо раньше для репетиции. «Хоровики» же могли себе позволить прогулку по городу. Наша небольшая группка геологов и примкнувших к нам заглянули в  кавказский ресторанчик недалеко от кинотеатра «Баррикады». Пообедали, прошлись по Невскому проспекту. Затем решили пройти пешком до училища вдоль всего Васильевского острова по набережной Невы. Знали только номера  линий (11-12), между которыми находится квартал со старинными строениями старейшего морского учебного заведения – ВВМУ  им. Фрунзе.http://www.proza.ru/2012/07/05/1286
Оказалось это не так близко, да ещё и при не очень благоприятной погоде. Подустали. На входе нас дневальный пропустил по студбилетам, зная, что будут гости из Киева. http://www.proza.ru/2012/07/05/1289
Затянувшееся пешее путешествие лишило нас участия в экскурсии по училищу и его Музею истории ВВМУ им. М. В. Фрунзе (Морской Корпус) с известной картинной галереей. Разрешили пройтись самостоятельно, что мы с удовольствием и сделали. Картинная галерея произвела большое впечатление своими раритетными произведениями: Айвазовский, Боголюбов,  Круговихин, французский художник Пьер Жан Волэр, Гросс, Блинов и Блинков. В музее хранятся коллекции флагов, моделей кораблей, морских приборов, картины морских сражений, портреты адмиралов от Петра I и Фёдора Ушакова до советских адмиралов. http://www.proza.ru/2012/07/05/1299
Мой любимый Айвазовский представлен своей авторской копией картины «Чесменский бой»: личный подарок-приношение Морскому корпусу. http://www.proza.ru/2012/07/05/1308

Прошли в зал, где шла подготовка к выступлению наших танцоров. Зал заполнялся медленно. Наконец-то открылся занавес, и … первый же выход на сцену наших артистов в танцевальном номере начался с… падения! Оказалось, что пол сцены помыли «по-палубному» усердные дневальные и ноги танцоров заскользили как на коньках. Два падения и сцену закрыли на «сухую протирку». Малочисленные зрители веселились как в цирке…
Увы! Свернув до минимума концерт, наши танцовщики завершили это не совсем удачное выступление.

Вечер закончили за обеденными столами в знаменитом зале-столовой училища. Был «гостевой» украинский борщ, котлеты с гречкой и … компот «морфлотский» из урюка. «Старики» вспомнили солдатские обеды в армии!
Попрощались тепло с гостеприимными моряками и отправились в последнюю поездку в г. Ломоносов.http://www.proza.ru/2012/07/05/1314

Прощай Ленинград!
Утром 15 февраля 1965 года автобус нас увёз на Московский вокзал. Мы заняли целый плацкартный вагон. Я стоял на перроне и волновался: Толя Козлов, который в последние дни нашего пребывания в Питере улетел в Мурманск по делам, «не наблюдался»! незадолго до отправления его ускоренная фигура замелькала между столбами перронной крыши. Налегке, с небольшой сумкой-мешком,  он примчался к вагону. Сообщил, что «слегка задержался». Получил от меня нагоняй, но откупился обещанием угостить бутылкой вина РУБИН!
В предвкушении «винного вечера», мы в своём блоке готовили закуску из старых запасов. Поезд тронулся! Прощай Питер!
И в этот момент Анатоль объявил, что у него бутылку, вероятно, вытащили при сдаче в ручную кладь. Это потрясло нас до глубины души! Невольно потекли… не слёзы, а стихотворные строки: «И какая это скотина! Утащила бутылку РУБИНА!» Переложили на музыку, и начался студенческий «фольклорный» концерт экспромтов!


 


 Фото из альбома: Игорь Браевич - выпусник геологического факультета Киевского государственного университета. 127 выпуск.1965 год.

 Продолжение http://www.proza.ru/2012/07/16/699
         


Рецензии
Игорь, как приятно было вместе с Вами совершить виртуальную экскурсию по родному городу! А еще хочу выразить моё уважение к Вашему интересу к искусству. Как-то раз приехали две молодые девушки из Белоруссии, родственницы моего отчима. Когда их отправили в Эрмитаж, они приехали обратно довольно быстро. На вопрос моей мамы они ответили: "Там слишком много всего, и всё одинаковое".

Светлана Шаляпина   04.10.2020 16:11     Заявить о нарушении
Я не утерпел, и расхохотался от ответа боелоруссочек!
Спасибо, Светочка, за рецензию. Питер любимый мной город с первой встречи в те далекие годы....

Игорь Браевич   05.10.2020 13:13   Заявить о нарушении
Хорошо, что я Вас рассмешила, Игорь! А мне очень приятны Ваши слова и мнение о моём родном любимом городе.

Светлана Шаляпина   05.10.2020 13:47   Заявить о нарушении
Игорь, когда читала в первый раз, забыла написать, что меня очень заинтересовало родство твоей жены с Германом Лопатиным! Это удивительно! Легендарная личность. И вопрос о Булгакове. Известный писатель имеет отчество Афанасьевич. А кто такой Михаил Иванович Булгаков?

Светлана Шаляпина   15.04.2021 20:36   Заявить о нарушении
Светочка, почитай, пожалуйста о Лопатине и Булгаковых в моих Интермедиях. С дружеским приветом,

Игорь Браевич   16.04.2021 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.