Слово - это Бог

В оный день,
когда над миром новым
Бог склонял лицо Своё, тогда
Солнце останавливали Словом,
Словом разрушали города.
Н. Гумилёв.

Эти слова стали девизом, под которым проходил 21 февраля в Орловской средней школе №3 Международный день родного языка, учреждённый решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. Цель этого праздника — защита языкового и культурного многообразия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из 6 тысяч языков мира находится под угрозой исчезновения. В 2009 году ЮНЕСКО признала, что на территории России таких языков 136.

Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всём мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога.

В нашей школе этот день отмечался впервые. С самого утра ребята знакомились с высказываниями великих людей о русском языке, с интересными фактами из истории языка, узнали о его сегодняшнем состоянии, а также разгадывали лингвистические кроссворды, прикреплённые на дверях классных комнат. Всё это приготовили учителя-словесники:
Т.В. Севостьянова, И.Н. Кабакова, Н.М. Федоренко, Т.Н. Березанова.

Учащиеся 11 б размышляли на уроке о роли русского языка в современном мире. Ребята 5 а и 6 а классов вели разговор о засорении родного языка грубыми словами. В 5 б для учащихся прошла синтаксическая пятиминутка — работа с высказыванием о языке И.С. Тургенева.
Девятиклассники (Д. Черникова, Н. Алексеева, Л. Шахиев, А. Бучило, В. Крундикова) на одной из больших перемен пригласили старшеклассников в кабинет русского языка и литературы на устный журнал по одной из актуальных проблем: «Молодёжный сленг. Хорошо или плохо?». Они объяснили, что такое «сленг», когда он появился и какие этапы в своём развитии прошёл. В форме диаграмм ребята представили итоги опроса об отношении учителей и учащихся нашей школы к проблеме молодёжного сленга. Цифры показали, что большая часть старшеклассников старается избегать в своей речи сленговые выражения и слова. Образцовой они считают речь своих родителей, учителей, поэтов и писателей, дикторов телевидения. Хочется надеяться, что участники опроса не покривили душой. Насколько неприятно слушать речь, пересыпанную жаргонными словами, ребята убедились, посмотрев один из первых выпусков журнала «Ералаш», он называется «Почему мы так говорим?».

Не остались в стороне и младшие школьники. Для ребят 3-4 классов устный журнал подготовили семиклассники (А. Хлынова, К. Бойко, Д. Угурян, Н. Нагайникова,
Л. Селезнёва, Н. Жигайло, Р. Колодько, В. Бондарь, С. Лысенко, К. Савченко, В. Саянов). Тема этого журнала — «Откуда есть пошла наша письменность». Из рассказов старших товарищей и  презентации младшие ребята узнали о Кирилле и Мефодии, создавших славянскую азбуку, увидели страничку из азбуки, по которой давно-давно учились их сверстники и сравнили с современным букварём. Сравнив написание слов в разных славянских языках, они отметили их родство. Цель журнала — показать, какое это достояние — наш язык, и убедить в бережном отношении к родному слову.

В нашей школе учатся ребята, для которых русский — неродной язык, поэтому были подготовлены странички, посвящённые армянскому и даргинскому языкам.

М. КУШНАРЁВА
и.о. заместителя директора по воспитательной работе
8 марта 2012


Рецензии