Романсы Нины Гаврилиной на стихи Виктора Гаврилина

             "В непросохшем лесу, где берёзы в соку, и где почки
                по-спиртному запахли, и прелью разит от земли,
                вразнобой где-то глухо звучат бубенцы на цепочке.
                Ты лицо запрокинь — это просто летят журавли"
                В. Гаврилин "Журавли"
                http://www.stihi.ru/2008/04/15/2243


                * * *

.....Нина Гаврилина, супруга прекрасного Поэта Виктора Гаврилина, написала цикл романсов и песен на его стихи. Позже она записала их на свой авторский диск"Свет мой вечерний". Это удивительная гармония души и сердца, деликатное и тонкое воплощение чувств и мыслей Виктора в изумительной форме, подаренное нам, слушателям. И всем сердцем откликаешься на эту светлую песнь души. Она обессмертила поэзию Виктора, дав его стихам новое, несказанно прекрасное звучание. И эта красота через её волшебный хрустальный голос, подобный звучанию нежного серебристого колокольчика, вливается в наши души, даруя блаженство и свет. Каждое слово высвечивается неповторимой интонацией, изумительной дикцией, трепетным, хрупким исполнением, потому что оно гаснет, как только отзвучит, оставив дивное послезвучие. Можно сказать, что Нина Гаврилина поёт душой. Все романсы запоминающиеся, с яркой и своеобразной мелодикой, очень музыкальные и выразительные.

.....Нина Гаврилина записала 14 романсов и песен на стихи Виктора Гаврилина. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться. Надо сказать, что все романсы и песни очень личностные и пропущены через сердце их автора. Я бы условно объединила их в несколько групп. Часть из них отражает любовную тематику, есть  произведения, которые сочетают в себе изобразительность, пейзажность с внутренним миром души. Есть и такие, в которых очень силён исповедальный настрой. Хочется особенно отметить роль гитары в романсах. Автор сама себе аккомпанирует на гитаре и делает это мастерски, вдохновенно и профессионально. Она за несколько лет прекрасно овладела этим замечательным инструментом, добившись необыкновенной певучести и прозрачности её звучания. Мелодии романсов удивительно красивые, свежие, светлые и чистые, кое-где тронутые нежной и тонкой грустью.

.....К любовным романсам можно отнести следующие:"Обернись на меня, наша музыка давняя",
"Не порть сумерничанья наши", "Спи, моя перелётная птица","От твоей беды до моей беды","Помнишь ли ты обо мне?","Стенает душа твоя в плоти болезной". В них происходит единение двух душ. Гармония стихотворения и музыки рождает романс. Иногда используется определённый ритм для создания образа.
Так, в романсе "ОБЕРНИСЬ НА МЕНЯ, НАША МУЗЫКА ДАВНЯЯ", где уже в стихотворении Виктора ощущается вальс:
                Обернись на меня, наша музыка давняя,
                обернись, мне в лицо посмотри
                и нахлынь на меня, опрокинута далями,
                закружи — раз-два-три, раз-два-три.
Нина и подчёркивает это вальсовым ритмом романса. Это грустный и проникновенный вальс, немного сентиментальный. Он завораживает нежной мелодией, а музыка увлекает своим кружением. В звуках столько тепла, нежности, очарования и света! Гитарное вступление и отыгрыши настраивают на лирику.  Очарование в каждой интонации. Особенно привлекательна в этом плане концовка романса, где такие слова:
                И вот-вот как ушла моя давняя женщина —
                след простыл, а подушка тепла."
Они звучат так проникновенно и нежно, как может сказать о любимой женщине только нежно любящий её мужчина. Очень точную и яркую характеристику этого стихотворения даёт Надя Яга:" ...Ощущение пойманного мгновения на стыке, давней грусти, по которой тоже скучаешь, и всё это всколыхнулось случайным обрывком мотива, но не умершего с ним вместе, а продолжает жить в тишине после..." . И вот это ощущение "давней грусти"
и воплощает музыка романса, несколько ностальгическая и очень трепетная.

Совсем иное настроение в романсе"НЕ ПОРТЬ СУМЕРНИЧАНЬЯ НАШИ".
Оно очень интимное и личное. Мелодика его очень светлая, чистая, с необыкновенной искренностью и теплотой. В звучании ощущается некоторая интимность, что идёт от самого стихотворения:
                Не порть сумерничанья наши,
                в печали голову клоня,
                они порой бывают краше
                всеослепляющего дня.
Романс звучит раздумчиво, трепетно, очень светло. Тональность мажорная, светлая. Используется звучание двух гитар в аккомпанименте.
 
Светлой осмысленной грустью трогает музыка романса"СПИ, МОЯ ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА".
                Спи, моя перелётная птица,
                что за даты на календаре?
                Сизый голубь в окно постучится —
                значит, осень уже на дворе.
Хрупкая, изысканная мелодика романса с потаённой грустью покоряет, когда звучат самые волнующие строки стихотворения, его кульминация:
                В первый раз замолчим о разлуке,
                помолчим о любви в первый раз.
                Твои тонкие тёплые руки
                от усталых отпрянули глаз.
Здесь проявляется замечательный талант Нины Гаврилиной — сказать о любви с неизбывной грустью и нежностью.

В другом ракурсе нежность проявляется в лирическом романсе"ОТ ТВОЕЙ БЕДЫ ДО МОЕЙ БЕДЫ". Мне кажется, это — исповедь автора стихотворения, тихая нежность к любимой женщине. И Нина Гаврилина трансформирует это в музыкальную исповедь.
                От твоей беды до моей беды
                в мою сторону путь короче.
                Так и жду: меня жить разучишь ты,
                стон твой в сердце мне — прям и точен!
Музыка передаёт настроение тихого умиротворения и печали, а последние поэтические строки и звуки романса просто пронзают до мурашек.
                От всего в груди я бы мог запеть —
                Боль саму воспеть в веки кои,
                чтоб сорваться враз!...Только как успеть,
                отлетев, тебя успокоить?

Чудесный и тонкий романс"ПОМНИШЬ ЛИ ТЫ ОБО МНЕ?". По точному определению С. Савельева - это мелодия классического русского романса. На ровном, колышущемся аккомпанименте гитары возникает пронзительная и спокойная, грустно-прекрасная мелодия:
                Помнишь ли ты обо мне?..."
                Звёзды спокойные светят.
                Тихо в забывчивом сне.
                Шумно на суетном свете.
Глубине поэтических строк, их мудрому и трепетному звучанию вторит музыка романса, которая просветляет сердце в душу, и которая как бы доносится откуда-то "оттуда", из Вечности. Само стихотворение очень запредельное и печальное, полное неизъяснимой красоты и совершенства:
                Просто в глухой тишине
                в час незаметной печали —
                "помнишь ли ты обо мне," —
                губы мои прошептали.

Обострённо и проникновенно звучит романс"СТЕНАЕТ ДУША ТВОЯ В ПЛОТИ БОЛЕЗНОЙ". Он пронизан, как и стихотворение, мыслью о высоком назначении любви, о самопожертвовании, которое ей сопутствует.
                Стенает душа твоя в плоти болезной.
                Я в дерзком бессилье до слёз захочу
                тебя провести над чернеющей бездной,
                по жёрдочке веры, по света лучу.
Последние слова стихотворения и звуки музыки — это вера в то, что любовь способна всё выдержать:
                И не покачнись от ниспосланной боли.
                Ещё мы построим свой храм на крови
                в краю том далёком, где вольному воля
                за все претерпенья, за тяжесть любви."


       В романсах и песнях на так называемые"пейзажные" стихотворения Виктора Гаврилина подчёркивается красота и поэтичность самого текста стихотворения. Дело в том, что у автора стихов практически нет пейзажных зарисовок, все стихи, тем или иным образом, связаны с душевным состоянием автора. Так в романсе" ЖУРАВЛИ" — одном из самых лучших, на мой взгляд, стихотворений Виктора, — нежная, пронзительно-щемящая мелодия, в то же время очень светлая и одухотворённая.
                А они пролетят — тонкой нитью, сквозной паутиной, —
                пролетят, как приснятся, высоким небесным путём,
                и рванётся душа на стихающий крик журавлиный...
                ...Ожидаем и любим, и в вечной разлуке живём.
Этот романс просто "рвёт " душу своей пронзительной интонацией.

Очень необычен романс, как и стихотворение"СОЛНЦЕ ПАДАЕТ РАНО. ТЕМНО УЖЕ В ВОСЕМЬ". В стихотворении автор ассоциирует осень с весной. Дана изумительная картина хрупкой осенней поры, которая мимолётна и так прекрасна.
                Солнце падает рано. Темно уже в восемь.
                Но сравняться с потёмками мир не готов.
                И при свете недолгом цветёт ещё осень
                в многоцветье куртин запоздалых цветов..."
Эта красота природы ощущается и в романсе, спокойном и благозвучном. Хрустальная нежность мелодии и аккомпанимента делает его прозрачным и очень светлым. Некоторая порывистость ощущается, когда звучат последние строки стихотворения:
                Дай же, Господи, мне пусть не вечного рая,
                но у лет на краю, когда думы темны,
                дай, Всевышний, и мне полыхать, не сгорая,
                и вдыхать этот холод осенней весны. Это обращение к Богу носит очень возвышенный характер, проникновенно и трепетно. Как поэтично и тонко воплощена у Виктора Гаврилина мысль о том, чтобы гореть, но не сгорать!

В романсе" В ПОЗОЛОЧЕННОЙ КЕЛЬЕ ЗАКАТА" — изысканнейшая чистая лирика сочетается с  живописностью, но какой-то опосредованной. Строки стихотворения очень красивы, светлы, небесно-возвышенны:
                В позолоченной келье заката
                тёплым светом дрожащей свечи
                за любовь, за отсутствие злата,
                Спас Небесный, меня заточи!
На первый взгляд, драматизма в романсе нет,  мелодия светлая, даже с какой-то лёгкостью, спокойная. Но вот текст драматизируется:
                Свет мой пристальный, свет мой вечерний,
                на закат за тобою спешу,
                убываю и красным по черни
                угасаньем на бездне пишу.
И эта боль сердца, "убывание" достигает и нас, словно пронзает душу, постепенно затихая diminuendo...Краски стихотворения и звуки музыки слились в изумительную гармонию, и, кажется, что золотой свет разливается и в музыке.

       Ещё один романс, на котором мне бы хотелось остановиться — это"ДУША МОЯ ДУША, ДО БОЛИ НЕ ПУСТАЯ!...". Мне кажется, что это — как бы проникновенно-мудрый взгляд в себя.
                Душа моя душа, до боли не пустая!
                Накоплено всего — вот-вот и разорвёт.
                Всей слабостью своей я мир в себя впускаю,
                не в силах оттолкнуть больных его забот..."
Здесь, в стихотворении, возникает ощущение стремления души ввысь, в небо. Мелодия романса необыкновенно красива, чарует своей возвышенной простотой и чистотой.

      И последний романс, о котором хочется сказать , стоит особняком, так как написан на одно из последних стихотворений Виктора — "НЕ ЖАЛКО, ЧТО СТРУЙКОЮ УЗЕНЬКОЙ" Он назван Ниной Гаврилиной "Элегия". Это очень печальная музыка, с какою-то горечью и  просветлённостью.
                Не жалко, что струйкою узенькой
                теряется песнь из груди...
                Во мне выдыхается музыка —
                как грустно! — другой не найти.
Не случайно автор слов пишет:"
                Но плачут упрямою скрипкою
                последние песни во мне.
Видно, он предчувствовал, что это его последние песни. Это словно сожаление о том, что всё уходит вместе с музыкой души и сердца.  Музыка романса, как раздумье о том, что сделано, как подведение итогов жизни.
                И нам на исходе не громкая,
                но грустная правда дана.

        В заключение хочется поблагодарить Нину Гаврилину за прекрасные романсы и песни, так одухотворённо и вдохновенно исполненные. Мы, её слушатели, получаем истинное наслаждение от их прослушивания. Союз поэзии и музыки оказался очень удачным. Стихи и музыка великолепно дополняют друг друга.


                * * *

                19 ноября 2011


Рецензии