Жизнь, отданная детям...

Жизнь, отданная детям…

 Татьяна Шмидт

Очерк


90 – летию образования  автономной области посвящается.

В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
 Кант.



Нет, не зря каждый человек приходит в мир, не для праздного самосозерцания и самоуслаждения, а как сказал один из великих: « Для деятельности существуем мы -  только добрые дела и только они определяют нашу цельность».

Я смотрю на старые, пожелтевшие от времени фотографии скромных тружеников нашей прекрасной земли. Одни уже давно ушли в мир иной, другие одиноко доживают свой век в  безвестности, отдав  всю жизнь любимому делу – воспитанию и обучению детей,  и я  думаю, что эти люди прожили свою жизнь не зря.

Жаль только,  что слишком мало сохранилось  документов  того времени, и уже нет в живых многих их современников и соратников. И мне при написании этого очерка  пришлось приложить много усилий, чтобы разыскать хоть какие-то сведения об их жизни и работе. Поэтому трудно было писать о них.

Наверное, не все знают, что до революции буквально по пальцам  можно было  пересчитать  в наших краях грамотных людей, хотя были,  конечно,  церковно-приходские школы, но их было крайне мало.

Достаточно сказать, что в крупном селе  Чемал  насчитывался тогда всего один учитель!
Абсолютное большинство населения: и русские, и алтайцы, и казахи – были неграмотными. Свет и знания несли в народ те люди, о которых я  и хочу рассказать.




СЛОЖНОЕ,  НО  СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ.


Екатерина  Ивановна  Истегешева  родилась в  простой алтайской семье в Салаганде  в 1883 году, закончила  церковно-приходскую школу, потом училась в Бийске и Томске. В 1901 году молодая учительница  переступила порог Эликманарской  церковно-приходской школы.
 « Тяжело было, – рассказывала она, - занимались  одновременно с  тремя группами детей. Знаний и опыта не хватало, а на помощь рассчитывать не приходилось, так как работала в школе в единственном числе. Поэтому старалась больше читать. В школе не имелось настенных часов, не говоря уже о  другом оборудовании, звонков не подавали, занятия велись « по солнцу».

В 1907 году Екатерину Ивановну перевели в Улалинскую  церковно-приходскую женскую школу, а  с 1912 года  здесь же начала работать  Екатерина Ивановна Плюхина, с которой Истегешева  уже была знакома по учительским курсам. С тех пор и возникла меж ними крепкая дружба. Большой  жизненый путь они прошли вместе рука об руку.

В 1920 году, когда после гражданской войны и восстания  установилась в Горном Алтае советская власть,  подруги обучали грамоте красных партизан. Вот как  Истегешева и Плюхина  вспоминали об этом,  спустя многие годы: «Жадно тянулись они к знаниям,  радовались первым удачам,  как дети, а новая власть оказывала  учителям  всяческую поддержку -  нам  выдавали  муку, мясо, масло».

В 20-30 годы, закончив занятия  в школе, спешили учителя в пункты ликвидации безграмотности, сокращенно  - ликбезы. За 1929- 1932 годы  в Горном Алтае было обучено неграмотных всего 25410 человек, в том числе 12079 человек алтайцев!

Ликвидация неграмотности явилась важной задачей в годы двух первых пятилеток. Повсюду открывались ликпункты  и школы  для  малограмотных, они снабжались учебниками и письменными принадлежностями, хотя  в этом была большая трудность. Тогда же  П. И. Чевалковым  был создан букварь для алтайских школ.


В 20-30-40 годы не хватало учителей. Подготовка и переподготовка их шла через курсы, активно привлекалось к работе  старое учительство. Всего по всей автономной области в 28-29 годах насчитывалось 243 учителя, из них 96 человек имело низшее образование.

Плюхина и Истегешева прошли собеседование и получили квалификацию учителей школ 1-2 ступени. В 1931 году был введен всеобуч, то есть обязательное начальное образование для детей школьного  возраста, и это привело к быстрому увеличению школ и учащихся.

В 1936 -37 годах за парты сели уже 25 тысяч учащихся в одном только Горном Алтае, что составляло 97, 8 процентов детей,  подлежащих обучению. Это был замечательный успех!

А ведь еще совсем недавно по всей России,  как последствие гражданской войны, скитались тысячи беспризорников. В 1924 году беспризорных детей в Горном Алтае насчитывалось 2116,  из них круглых сирот было 803.

Трудность обучения усугублялась тем,  что специально построенных школ не было, классы помещались в кое-как приспособленных крестьянских избах. Учились в тесноте, но даже в таких условиях делалось великое  дело – ликвидация безграмотности.  И в результате десятки тысяч людей смогли читать, писать. общаться при помощи писем.

В совсем недавно в 1922 году школ в Горном Алтае было всего 56, и все они были начальные, из них  - 16 алтайских школ, а учителями в них работали 83 человека. Тысячи детей и взрослых обучили грамоте в эти годы Плюхина и Истегешева.

Надо сказать, что из-за острой проблемы с педкадрами тогда на работу в ликпунктах  привлекались не только учителя, но и просто грамотные люди: колхозники, комсомольцы  и даже школьники. А в 1928 году в Ойрот – Туре ( как тогда назывался Горно-Алтайск) был открыт педтехникум для подготовки учителей.

В то время по всей стране строились школы, в том числе и  большинство до сих пор действующих  школ  в  Горном Алтае  было построено в те далекие годы.  Дворцами казались они детям рабочих и крестьян – светлые,  с просторными классами и коридорами. Об этом так и написала выпускница школы  12 июня 1942 года в своем стихотворении:

Дворцами казались лишь школы одни,
Где мы так прилежно учились.
О счастье, о мире мечтали в те дни
И только войны мы страшились…


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна! Не могу пройти мимо этой публикации,
так как Алтай является родиной моей бабы, моей матери и прабаушки.
Они жили в Бийске, в Огни (есть ещё этот населённый пункт? )
В 1936-м году они переехали в Казахстан.
Замечательно о первых учителях!
Уровень преподавания падает неумолимо,к сожалению.
Спасибо. С большим интересом прочла.
Успехов во всём!

Тамара Полухина   12.10.2022 15:52     Заявить о нарушении
Этот очерк писала давно, писала долго, искала в архиве хотя бы что-нибудь, ездила к родственникам этих учителей. Искала учеников, коллег.
Вот так получился этот очерк.
Спасибо за Ваш отклик, Тамара.
С уважением.

Татьяна Шмидт   12.10.2022 17:03   Заявить о нарушении
А про населенный пункт "Огни" ничего не знаю.

Татьяна Шмидт   12.10.2022 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.