Бизнес и Конфуций 24. 04. 2012 Евгений Матяш
Бизнес и Конфуций
В Китае принялись за воспитание своих предпринимателей_Евгений Матяш
24.04.2012
Вопросы морали в капиталистическом обществе зачастую задвигаются даже дальше,
чем на второй план. Причина проста и очевидна: мораль и нравственность плохо
продаются и еще хуже покупаются, а значит, по всем законам рынка, они должны
уступить место алчности, жестокости и порочности, которые успешно
произрастают в любых условиях. Исключением из правила являются наши соседи из
Поднебесной, которые успешно строят капитализм, не забывая воспитывать своих
бизнесменов.
На протяжении всей многовековой истории в Китае считалось, что обладание
всевозможными добродетелями определяет историческое развитие общества. Вопрос
о соотношении морали и материальных отношений был поднят еще на заре рыночных
преобразований в Китае в статье философа Ли Ци «Мораль и общественные
интересы», опубликованной в журнале «Чжэсюэ яньцзю» («Философские
исследования») в 1979-м. Автор статьи писал о том, что рабовладельческое
общество порождает мораль, которая делает самое почетное занятие первобытного
охотника уделом жалкого раба, для феодального общества важно «сохранение
иерархического подчинения, характерного для системы глав семей и феодального
мистицизма». А с возникновением рыночных отношений свободная конкуренция
приводит к кризису патриархальности, выдвижению на первый план
индивидуализма, стремления к личной выгоде.
Статья Ли Ци во многом оказалась пророческой для Китая эпохи Дэн Сяопина,
поскольку борьба с духовным разложением, который несет рынок, стала одним из
лейтмотивов деятельности «архитектора реформ».
Духовный вакуум, который возник после разочарования в социалистических
утопиях, необходимо было чем-то заполнять, и Дэн Сяопин сделал свой выбор в
пользу традиционных китайских духовных ценностей, в частности -
конфуцианства.
В 1979-м он впервые упомянул о конфуцианской концепции «общества малой
зажиточности» применительно к современному Китаю, что позже вылилось в
провозглашение курса на построение «конфуцианского социализма», или
«социализма с китайской спецификой», который подразумевал не только создание
«непотребительского» общества, но и общества с высокой духовностью.
В 1981-м в Китае был провозглашен лозунг «Строить социалистическую духовную
культуру». Впервые он был сформулирован в открытом письме вице-президента
Академии наук КНР Ли Чана к «руководящим товарищам» ЦК Коммунистической
партии Китая. Основой для лозунга послужила идея, прозвучавшая в отчетном
докладе заместителя Председателя ЦК КПК маршала Е Цзяньина по случаю 30-й
годовщины образования КНР. Подразумевалось, что социалистическая духовная
культура должна включать «материальный аспект»: развитое образование, науку,
процветающее искусство, а также «состояние сознания»: мораль, традиции,
стиль. «Иметь идеалы – значит проникнуться идеей служения народу,
строительству социалистической родины; обладать нравственностью – значит
соблюдать единство интересов личности и народа, а в случае противоречия между
ними – подчинять личные интересы народным, укреплять демократию,
самоотверженно трудиться, изучать культуру, овладевать наукой, быть вежливым
и так далее», - утверждал Ли Чан.
Идеалы социалистической духовной культуры начал активно пропагандировать и
сам Дэн Сяопин. В апреле 1983-го он фактически утвердил положение о
необходимости построения социалистической культуры, придав ему важность
государственного масштаба. Выступая на Всекитайской конференции КПК,
состоявшейся в сентябре 1985-го, лидер страны объяснил причины своего
беспокойства духовным обликом нации: «Мы боремся за социализм не только
потому, что при социализме производительные силы получают возможность
развиваться быстрее, чем при капитализме, но и потому, что только социализм
может изжить присущие капитализму и другим эксплуататорским системам явления
алчности, морального разложения и несправедливости. Без усиленного
строительства духовной культуры строительство материальной культуры
разрушается. Первоочередной задачей строительства духовной культуры в
настоящий момент является коренное улучшение партийного стиля и общественных
нравов».
Вслед за Дэн Сяопином к укреплению партийных рядов и пропаганде
превалирования общественных интересов над частными призывал и представитель
третьего поколения руководства КПК, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян
Цзэминь. Он отмечал: «Необходимо видеть и то, что пороки и негативные факторы
рынка могут отразиться на идеологии людей и на отношениях между людьми, при
этом легко возникают такие явления, как денежный фетишизм, гедонизм, крайний
индивидуализм». Поэтому Цзян Цзэминь призывал партийных работников к
укреплению воспитания и идеологического образования, к помощи культурным
работникам. Дословно: «Активно помогать работникам литературы и искусства
идти в гущу масс, в гущу жизни, формировать правильные творческие взгляды».
Заветы Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя реализовывались в форме различных
культурных мероприятий и идеологических установок, пропагандировались
традиционная и современная культура, достижения современников и подвиги
героев прошлого. Помимо этого было опубликовано множество работ, посвященных
идеологическому воспитанию партийных работников и широких слоев населения,
видное место среди которых занимает «Программа построения гражданской
морали».
Отдельное направление идеологической пропаганды – создание и культивирование
образа «конфуцианского предпринимателя» – жушана. Внимание партии к
формированию морального облика предпринимателя вполне объяснимо, ведь у
социалистического поезда Компартии –капиталистические колеса и рельсы. Бум
предпринимательства произошел еще на заре рыночных реформ, но вряд ли Дэн
Сяопин подозревал, какой размах это явление приобретет в дальнейшем и
насколько отодвинет Китай от заветного «общества малого благоденствия».
Дэн Сяопин, предостерегавший компартию от скатывания на путь капитализма,
явно недооценивал угрозу, которую несли рыночные реформы вместе с желаемым
обогащением и свободой предпринимательской деятельности.
Свидетельство тому – многие его высказывания. Например, в октябре 1984-го он
сделал такое заявление: «Разрешишь вопрос о «дурацких семечках» – заставишь
людей беспокоиться, проку от этого никакого. Пусть «дурацкие семечки»
какое-то время производятся. Чего их бояться? Разве они навредят
социализму?».
«Дурацкие семечки» – торговая марка, зарегистрированная предпринимателем Нянь
Гуанцзю, который начал карьеру с торговли присоленными семечками и сохранил
свой бизнес до настоящего времени, с той лишь разницей, что за четверть века
из мелкого лавочника он превратился в известного бизнесмена, владельца
крупной торговой марки. За истекшие годы перемены произошли не только в жизни
Нянь Гуанцзю, изменился облик всего Китая, увеличилась пропасть между
богатыми и бедными.
В апреле 2011-го китайская исследовательская организация «Хужун» объявила,
что в стране насчитывается миллион долларовых миллионеров, при этом, по
состоянию на 2008-й, душевые доходы 60 процентов крестьянских дворов не
достигали одного доллара в день.
Китайская печать признает: становление и развитие рыночных отношений требуют
нового подхода к материальной выгоде, ибо без этого нельзя повышать трудовую
и предпринимательскую активность людей, пробуждать дух новаторства,
инициативу. Однако принцип конкуренции, без которого не могут строиться
нормальные рыночные отношения, должен дополняться идеей сотрудничества и
взаимопомощи. Рыночная экономика обязана развиваться, опираясь на этические
нормы. Безнравственное ведение хозяйства – не в интересах общества. Даже
когда предприниматель действует в рамках закона, следование правовым нормам
должно сочетаться с соблюдением этических установок, заповеданных Конфуцием и
другими древними мудрецами. Конфуцианцы, подчеркивая значение моральных норм
– человеколюбия, справедливости, доброты – хорошо понимали, что в природе
человека изначально заложено желание стать богатым и знатным, что погоня за
выгодой неистребима. Но при этом они учили не отделять экономические интересы
от моральных принципов, думать не только о собственной выгоде, но и о
государственном и общественном благе, ставить интересы общества выше
собственных. Как считают китайские ученые, понятие «конфуцианский
предприниматель» вполне отражает это стремление к гармоничному синтезу.
Термин изначально использовался для описания «***чжоуских купцов»,
промышлявших торговлей в эпоху династий Мин и Цин. Их отличало то, что,
несмотря на вовлечение в торговлю, они оставались высокоморальными и
порядочными людьми. Их стали называть «конфуцианскими предпринимателями»
(жушанами), и в середине 1990-х этот термин стал широко употребляться в
официальной печати для провозглашения достоинств китайских бизнесменов.
Согласно широко пропагандируемым представлениям предприниматели этой
категории являют собой пример конфуцианских «благородных мужей». Они обладают
всеми достоинствами для того, чтобы управлять, а значит – несут
ответственность за свои предприятия и своих подчиненных, получая взамен
преданность, почтительность и уважение. Предприниматель-жушан ставит во главу
угла нравственное воспитание, личное совершенствование. Выбирая между
нечестной прибылью и честью, он никогда не остановит выбор на первом,
поскольку дорожит своим именем и именем компании. Жушан помогает другим
развивать свой бизнес в целях взаимной выгоды и на условиях честной
конкуренции.
Наиболее известные представители этой категории предпринимателей – советник
бывшего премьера Сингапура Ли Куан Ю, нефтяной король Юго-Восточной Азии Тан
Юй, который одновременно занимает пост председателя правления Международной
конфуцианской ассоциации, и ректор Сянганского института конфуцианства Тан
Эньцзя. Они оба регулярно оказывают помощь всем конфуцианским начинаниям в
КНР. К числу жушанов китайская печать относит и Чжан Жуйминя, президента
корпорации «Хайер», который был назван «самым влиятельным человеком» страны
по версии американского «Бизнес уик» в 2009-м.
Чжан Жуйминь приобрел известность благодаря своим высоким требованиям к
качеству производимой продукции, строгим порядкам в возглавляемых им
компаниях, где культивирует чувство коллективной ответственности за
производство, а также внимание и уважение к клиентам.
Многие примеры из его деятельности вошли в получившие мировую известность
пособия по менеджменту. К этой же категории жушанов относится известный
китайский менеджер Жэнь Байцзунь, на протяжении практически полувека
неизменно управлявший крупнейшими ресторанными и гостиничными комплексами
Шанхая. Как и в случае с другими жушанами, его слава зиждилась на
принципиальности и высокой ответственности, которую Жэнь проявлял в отношении
к работникам и клиентам.
По мнению американского профессора Каролины Сюй, в настоящее время в Китае
под жушаном можно понимать не только «благородного дельца», который ведет
бизнес по законам совести, но и предпринимателя нового поколения, работника
сферы образования, который создает свое дело, основываясь не на
купле-перепродаже, а на реализации собственных инновационных технологий и
изобретений. Он призван стать ярким противовесом бизнесменам, которые
появились на заре «политики реформ и открытости» и представляли собой
малообразованных авантюристов, неоднократно попадавших в тюрьму за свою
«чересчур активную» предпринимательскую деятельность.
Признавая тот факт, что заслуживающих подражания жушаней среди известных
предпринимателей не так уж много, китайская пресса, тем не менее, регулярно
награждает этим почетным титулом дельцов средней руки, которые попадают на
полосы газет как минимум потому, что уходят с работы в одно время с
подчиненными.
Да и тех «героев одной газетной полосы», честно говоря, не так уж много, это
скорее одиночки, которых местные СМИ выискивают и поднимают на щит в целях
борьбы с безнравственными нуворишами, которые в своей массе составляют
большую часть китайских предпринимателей.
Расстрел предпринимателей Гэн Цзипина и Чжан Юйцзюня как итог «молочного
скандала» 2008-го – это другая, менее привлекательная, но куда более
реалистичная сторона китайского бизнеса.
Продукция, которую один из них выпускал, а другой продавал, привела к смерти
6 детей, еще 300 тысяч малышей получили серьезные отравления из-за меланина в
молоке. Историю эту в Китае не выпячивают, а даже наоборот, пытаются скрыть.
Равно как и другие малопривлекательные явления общественной жизни: коррупцию
в партии, совмещение партийных и коммерческих должностей …
Однако, даже если отбросить излишнюю идеализацию положения дел, надо
признать: сегодня Китай удивляет мир не только уникальными темпами
экономического развития, но и являет мировому сообществу оригинальный опыт
построения духовной культуры в капиталистической стране.
Что считается совершенно необязательным в тех государствах, где полагают,
будто «рука рынка сама все расставит на свои места».
По материалам выступления на конференции «Общество и государство в Китае» в
Институте востоковедения РАН.
Специально для Столетия
Поделиться…
Комментарии
Харьковчанин
25.04.2012 11:52
По истине нет пророка в собственном отечестве.
В.и. Ленин предупреждал, что легче построить материально техническую базу
социализма, но на воспитание социалистического сознания уйдет десятки лет.
О гармоническом развитии личности заявляли все партийные решения, а
аккумулированы они были в кодексе строителя коммунизма.
А воспитание чувство коллективизма и патриотизме и говорить не стоит: это
стояло во главе угла любого документа.
Я говорю это не для того чтобы умалить опыт китайских коммунистов в
воспитании людей, а напротив подчеркнуть важность наследовать лучшие
тысячелетние традиции народа.
Не просохли чернила от подписи трех негодяев о ликвидации СССР, как либералы
и демократы начали очернять советское прошлое. Очернение носило характер
тотального отрицания всего советского. Нувориши у власти стремились
выхолостить из сознания людей чувство коллективизма, причастности каждого к
общему делу.Главное, что внедрялось в сознание граждан, государство вам
ничего не должно, каждый хозяин своей судьбы, стали пропагандировать
преимущество частной собственности, всячески подогревать
частнособственнические настроения. Шулеры вроде Чубайса,посредственные
лаборанты, стали превозносить приватизацию, обещая за каждый ваучер 2
"Волги". Затем всякие спекулятивные операции возвели в ранг бизнеса, а
спекулянты, ничего не производящие, стали именовать себя бизнесменами. А на
самом деле это были перекупщики, против которых в Китае в самом начале
объявили борьбу. Там поощрялись производители.
И все это имело цель прикрыть свое предательство, оправдать воровство и
ограбление простого народа, как источник обогащения нуворишей.
В середине 90-х я имел встречу с двумя китайскими предпринимателями. Они
искали возможность эффективно вложить капитал. Я работал главным инженером и
предложил им довольно выгодные условия. Они заинтересовались, но второй
вопрос свел на нет все мои усилия. Их интересовал рынок сбыта продукции. А
рынки сбыта в Украине были завалены дешевым ширпотребом из Европы и США, и
перекрыли кислород для наших предприятий. На этом наш деловой разговор плавно
перешел на светскую беседу. И вот что я узнал от этих милых собеседников.
В Китае перейдя к рыночным отношениям,отставили прежних руководителей
территорий и предприятий, но их зарплату жестко привязали к прибыльности
предприятия, территории.
Всяческие попытки присвоения или обмана государства карались очень строго,
вплоть до расстрела
Богатство поощрялось, но при условии: большая часть прибыли инвестируется в
расширенное развитие производства. Там миллионер не шикует, не хвастает своим
богатством, а старается помочь соседям. Так, кварталы где проживают богатые
рядом с бедными ухоженны благоустроенны, и все это за счет богатых.
Они приводили много примеров когда простой рабочий,арендовав шахту,
становился миллионером.
В коммунистическую партию Китая принимают и миллионеров.
Перекупщики преследовались и преследуются очень жестко.
И главное, они не отказались от коммунистической идеологии, не предали
свое прошлое, своих героев, не стали ломать сознание людей. Мы отказались от
своих героев, в одночасье поменяли школьную программу. Мудрые китайцы из
школьной программы не изъяли даже советских литературных героев и на их
примере воспитывают патриотизм к своей Родине. Так Павка Корчагин герой и
для всех современного поколения китайцев.
Статья очень интересная и своевременная, хорошо бы руководство стран СНГ
сделали из этого вывод, но увы, они не читают умных авторов, а заняты
собственным обогащением.
Поэтому выводы должны сделать ограбленные народы бывшего СССР.
Добавить комментарий
Свидетельство о публикации №212042501505