Игры, в которые играем мы

Саша - Вале.  http://www.proza.ru/2012/04/23/1730

        Валя, кто за местоимения, а я за игры уцеплюсь. Тема сия обширная: на ней зарабатывает на пропитание уже не одно поколение психологов, педагогов и историков. Про маленьких игроков тебе расскажут дошкольные психологи, про больших - Эрик Бёрн («Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры»). Маленьким детям игры на пользу и, не наигравшись в дошкольном возрасте – потом всё равно доигрывать будут: а уже учиться надо. Может, потому мы сейчас и получили поколение «как бы», что детки не успевают наиграться в детском саду – их там чему только не учат! А в игре всё «как бы»: спичечный коробок – как бы танк; я как бы мама, а ты как бы дочка. Вот у них сейчас всё "как бы": «Ну, это… я тебя как бы люблю…». Большие же используют игры для манипулирования другими людьми, что не есть, по мнению Бёрна, хорошо. Но, чёрт побери, манипуляция манипуляции рознь, и они могут преследовать и благие цели. Причём в плохих играх истинный мотив скрывается их зачинателями, а в хороших он может как скрываться, так и быть наяву. Например? Спортивный зал у нас был на четвёртом этаже школы, а первые классы учились на первом. После третьего урока школяры обедали, и учительница попросила меня отпускать класс пораньше, чтобы они успели переодеться. Сначала я их сопровождал, предотвращая своим присутствием возможность нарушения правопорядка. Но скоро это мне надоело и вот я заговорщицким голосом сообщаю, что они не просто ученики первого класса, а самые настоящие индейцы, которым надо пробраться к своим вигвамам, но! В каждом классе их поджидает засада бледнолицых, алчущих крови краснокожих (а фиг ли!) и поэтому: пробираться тихо и незаметно. И стою, сверху наблюдаю: идут пригибной ходьбой, на носочках, от трепета покручивая головами. Ни звука не издали! Мне это понравилось, и я успех закрепил. И вот как-то один «краснокожий» подходит ко мне и говорит:
    - А я знаю, почему вы из нас индейцев сделали.
    - Ну и почему?
    - А чтобы мы не шумели.
    - Правильно, - соглашаюсь с ним.
        И они продолжали играть в индейцев. «Два похода – два подхода» - тоже пример и плохой, и хорошей манипуляции.
        Недавно передачу смотрел «Гражданин Гордон»: с политиками ведущий в ней разговаривает. Интересные у нас политики, оказывается. Спрашивает их г. Гордон: «Вот все говорят: «свобода», «свобода», а что такое «свобода?»». И что – думаете, кто-то что-то вразумительное сказал? Мне даже показалось, что их этот вопрос врасплох застал: вид у них был как у учеников, дурью в школе мающихся. Это мне ситуацию напомнило: ищу я линейку. Сынок (лет пяти) спрашивает: «Папа, ты что ищешь?». – «Линейку, сынок», - отвечаю. Деня начал лихо мне помогать в поисках пропавшего измерителя расстояний. Везде, вроде, заглянул, постоял в задумчивости и полез под диван, где и запропастился. И вот, наконец, показывается его задумчивая голова и вопрошает: «Папа, а что такое «линейка»?».
        А уж если в телевизоре разобраться не могут, то в школах, по-моему, тем более. Иначе чем объяснить то, что, что бы ученики ни вытворяли, им за это ничего не бывает? (Это из моих наблюдений, может, где-то и по-иному?). А как нам воспитать законопослушного гражданина, живущего в правовой стране?
        Мы играем в игру «Закон». Мне это надо затем, чтобы не тратить время на разборки всяких возникающих в процессе работы ситуаций; им это надо для того, чтобы стать ответственными за своё благополучие людьми; нам это нужно для того, чтобы сохранить нормальные человеческие отношения: без обид и сопутствующей им мести. На самом первом занятии я предлагаю для обсуждения следующее:

                Правила
                работы на занятиях по лёгкой атлетике для студентов

    1. Быть в строю и только смерть (собственная) может быть причиной отсутствия в нём.
    2. Отсутствие в строю без причины – признак дурачины и приравнивается к дезертирству с поля боя.
    3. Освобождённые от спортивных занятий должны присутствовать на занятиях по лёгкой атлетике и см. пункт 4.
    4. Выполнять все задания преподавателя.
    5. Всё, что вызывает неприятие, непонимание должно обсуждаться после занятия. Сокрытие вопросов в тёмные глубины сознания считается преступлением против разумного человечества.
    6. Не бояться и не скрывать своего незнания и неумения.
    7. Не бояться незнания и неумения преподавателей (у них ещё всё впереди). Обучая, они тоже учатся.
    8. Если после семи минут бега человек не вспотел, считать его трупом.
    9. Если человек орёт, считать его живым (но см.п.5 для преподов).
    10. Открыто выражать свою точку зрения. Преподаватели молодцы, но и мы не лыком шиты.
    11. Точку зрения стараться аргументировать (я не согласен, потому что….; я категорически против, потому что…). «Сам дурак!» как аргумент не принимается.
    12. Детские «отмазки», типа: простите, я опоздал, потому что пробка… (кто? или где?) – не принимаются.
    13. Свободу понимать как наличие возможности выбора (есть право учиться или не учиться, учиться хорошо или учиться плохо) и ответственности за свой выбор.
    14. Учимся брать ответственность на себя (опоздавший на занятие впускается, если он объяснит причину своего опоздания с точки зрения человека, берущего ответственность на себя).
    15. Не уподобляться правителям («мы не думали, что так получится») и: сначала думать, потом делать.
    16. Да провалится сквозь землю выпрашивающий зачёт.
    17. Выпрашивающий зачёт через третьи лица да провалится трижды.

    Не согласен с пунктами:________________________________________
    Предлагаю добавить:___________________________________________


                Правила
             работы на занятиях по лёгкой атлетике для преподавателей

    1. Мы тоже были студентами (мы в курсе насчёт всех ваших уловок для отлынивания от занятий).
    2. Быть в строю и только смерть (собственная) может быть причиной отсутствия в нём.
    3. Отвечать на вопросы – наша работа и игнорирование их считать за прогул.
    4. Принимать и уважать любую точку зрения (что не означает невозможности спора с ней).
    5. Ор (от глагола «орать») считать признаком недалёкого ума.
    6. Считаем, что преподаватель вуза имеет право на ошибку, и даже хуже: он обязан ошибаться.
    7. Всё, что будет делаться, будет делаться для вашей пользы. Требования сложные и мы искренне будем переживать за вас, и радоваться успехам (ведь они наши общие).
    8. Не судите нас за требовательность, может быть иногда переходящую в жёсткость, но это не жестокость (см. п. 7).
    9. Два раза совравшим – больше не верим.
    10. Два раза сказавшим комплимент – верим ещё больше.

    Добавления, исправления принимаются до_____________________

        После недели обсуждений правила принимаются, записываются в тетрадь и скрепляются подписью. В течение годов обучения они корректируются и дополняются. На лекционных занятиях они несколько иные: разговоры аудитории во время моего монолога меня раздражают, поэтому, как правило, за два предупреждения следует санкция: удаление. И вот Марк получает второе предупреждение.
    - Александр Михайлович, 30 секунд до конца пары осталось, что уж выгонять-то?
    - Марек, я тебя не выгоняю. И мне на самом деле жалко это делать в данной ситуации, но это закон тебя выгоняет, который мы, кстати, принимали вместе. И если я тебя не удалю, тогда получается, что я нарушу закон, а такой пример я вам давать не хочу.
        Марк встаёт и уходит из аудитории. И никаких обидок: мне его жалко, выгнал его не я. На демократию похоже? Да она самая: есть закон, за нарушение которого следуют санкции. Они обязательны, а как ещё воспитать ответственность? но их как чёрт ладана боятся в современной школе. Боятся! Видел. «Детей нельзя наказывать!» - вопиют. А кляп в рот орущий, и оглоблей по башке, чтобы работать не мешали! Не наказывать? Тогда – санкции. В наказании может быть элемент несправедливости: плюнул ученик в коридоре, а его весь коридор мыть заставляют. Но, если плюнул – затри! Вот это и есть санкция. Нормально же! Иначе всё заплюют. Санкции могут быть даже полезными и лучше, если бы в школе они были все полезные: поотжиматься и поприседать – полезное для здоровья занятие. И я на здоровье эти санкции применяю. Вернее – применяем, потому что мы о них договариваемся.
        Но у любой демократии всегда есть риски скатиться к маме-анархии. Бывает, что на одном курсе случаются совершенно разные группы. С одной загляденье просто, с другой – всё через пень колоду: на занятиях дурака бы повалять, самостоятельную работу не выполняют, на уговоры и давление на совесть не реагируют. Тогда объявляю и ввожу диктатуру, причём - в крайнем её варианте: тиран-самодур и подданные, не имеющие никаких прав, кроме неукоснительного выполнения его указаний (игра «Диктатура»). Вот на контрасте детки и познают, что лучше: ощущать себя человеком уважаемым, влиятельным, или болваном, не имеющим право на собственное мнение. «Пошли вон!» - вместо «до свидания» выпроваживал я их из зала. Два случая у меня таких было, и оба закончились возвращением к игре «Закон». Четырёх занятий для осознания вполне хватает: лучше пахать, но достоинство сохранять.
        И ещё одна особенность хороших игр («Диктатор» тоже хорошая игра: пусть привыкают, на работе всякое начальство бывает): я не чувствовал себя актёром – я искренно гнобил эти две дурацкие группы.
        Игру «Честные люди» я придумал из-за стойкого нежелания играть роли контролёра и жандарма, во-первых; а во-вторых – просто по причине невозможности осуществить контроль. Например, студентам нужно на зачёт пробежать 3000 метров на пульсе, попадающем в целевую зону (целевая зона ЧСС – такая интенсивность работы сердца, которая ведёт к его развитию). Это так я выявляю их умение контролировать свой темп бега. Ну и бежит в забеге 15 человек – разве я у них у всех пульс измерю? К зачёту, как правило, проведя одну-две показательные «порки», обманщиков уже не бывает. За один семестр студиозусы мои начинают понимать, что быть честным – не только лестно для самолюбия, но и выгодно.
        Ну и последнее, из-за чего эта заметка и замышлялась: клуб гениальных лентяев. Получился он у нас спонтанно, без всяких умыслов и только после его образования у меня и появилась мысль, что это тоже может быть хорошей игрой.
        Как-то в одной газете я прочитал, что многие гениальные люди были отменными лентяями. Примеров было много, что внушало доверие к напечатанному материалу. И поделился я этой новостью с одной студенткой, которая и предложила создать клуб лентяев. «А что, – говорит, - может, они и гениями стали потому, что лентяи? Есть у меня на примете несколько человек, соберёмся и станем… гениальными лентяями!». И мы собрались, чтобы выработать концепцию и избрать председателя клуба. А для концепции нужно было определиться в основных понятиях: «клуб», «гений», «лентяй». Полезли в словари. Итак.
        «Клуб – 1. 1) то же, что клубок; 2) масса чего-либо движущегося, летучего, принявшая форму шара.
        2.  1) Общественная организация, объединяющая людей определённого круга, профессии для совместного отдыха, развлечений, занятий спортом и т.п. 2) Здание, помещение таких организаций».
    - «И т.п.». Хм: отдых, развлечения… Для кайфа в общем, - кто-то выдал обобщение.
    - И тогда получается, что клуб – это клубковая летучая масса, объединяющая людей для кайфового проживания. Так-так-так, а гений? - Посмотрим:
        «Гений –1. Творческая одарённость в высшей степени. 2. Человек, обладающий творческой одарённостью в высшей степени. 3. Мифол. В древнеримской мифологии – дух, божество, покровитель местности, народа, человека и его деятельности; также изображение этого божества, духа. 4. Высшее проявление, олицетворение чего-либо».
    - Ага, гений должен быть чего-либо.
    - «Гений чистой красоты», - сказал один гений.
    - Тоже, наверно, ленивый был?
    - Был-был, иначе какой он, к чёрту, гений.
    - Значит, у нас тоже должны быть гении чего-то?
    - Выходит, что должны. Ладно, «лентяя» давай.
     - «Лентяй – ленивый человек, лодырь».
    - А лодырь?
    - «Лодырь – бездельник, лентяй», - значит, одно и то же получается.
        И тут мы призадумались, потому как среди нас оказалась чемпионка страны по рукопашному бою.
    - Ну и какого чёрта ты к нам припёрлась?
….- Да ленивая я!
    - Докажи!
    - Да, нужны доказательства.
    - А что – тут только собрались те, кто лишь на диване лежит и петушки сосёт? Да?
        Таких среди нас не оказалось и мы призадумались ещё больше.
    - Блин, а идея клуба-то – хорошая…
    - Надо с понятием «лентяй» разобраться, - предложил я. Гении, хоть и лентяи, но что-то ведь делали, иначе и гениями не стали бы. Вот есть такое понятие: «патологическая лень» - это, ребята, экстремальная ситуация, требующая лечения. Вот давайте этот случай отсечём, а возьмём лень в пределах нормы.
        Коллективный ум заработал и вот что у нас получилось.
        Лентяй – это Человек! С большой буквы, а не тварь дрожащая: он не будет издыхать от страха перед последствиями от невыполненной работы - он будет пребывать на диване в неге и блаженстве. Отсюда: лентяй – человек смелый. А ничто у человеков так высоко не ценится, как смелость.
    - Нормально!
    - А ещё лентяи энергии мало тратят…
    - Тогда лень – это способность добиваться максимально возможного результата с минимальной тратой энергии.
    - Это что-то даже на ум смахивает.
    - Не, лень ещё круче. Умный найдёт выход из любой трудной ситуации, а ленивый идёт дальше: он из-за неё, родимой, в них не попадает.
    - А это уже мудрость получается, даже анекдот такой есть.
    - Кру-у-у-то!
    - Активный (не ленивый, то бишь) будет дёргаться, суетиться пробовать разные варианты решения проблемы, пока не найдёт наилучший (ха! а кто скажет ещё, что он – наилучший?). Ленивый же - нет: из-за нежелания лишний раз дёрнуться, он будет до тех пор нежиться, пока не придумает способ, который бы с наименьшим числом телодвижений привёл бы не просто к решению проблемы, а к гениальному решению!
    - А ещё лентяй занимается только тем, что ему интересно. Это интересный человек.
    - Лентяю лень врать, потому что врать – это большой напряг: нужно помнить, кому что врал и что врал кому.
    - Это очень большой напряг! Поэтому: лентяй - человек честный.
    - А ещё он - добрый. Ему ведь лень гадости всякие делать, да ведь?
    - Точно.
        Вот такой у нас получился образ гениального лентяя. И оказались у нас гении: смелости, хитрости, преданности, творчества, справедливости. И если бы не было у нас клуба гениальных лентяев (КГЛ), то его надо было бы придумать. Дурачась, мы очень много узнали друг о друге, общение вышло на более высокий уровень – доверительный, а это многого стоит.
        Так что, Валентина, став членом КГЛ, тебе обязательно надо стать гением чего-нибудь, а для этого нужно выявить в себе самую суть. Дело это не простое, потому что осложняется тем, что занятые места занимать запрещено. Думай!


Рецензии
Первую часть читал с широко растянутой улыбкой, вторую – с "квадратными глазами"...
(К Вам попал из страницы Валентины Яроцкой
http://www.proza.ru/2012/04/26/1687
Погостю у дамы, зайду к Вам.)

Хомуций   16.01.2014 11:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.