По насту

Из новой книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"


Пришел марток – одевай сто порток! В наше время такая пословица почти забыта. Но, когда-то она с точностью до попадания в десятку была верна.
Мы с Витькой Жбаном в начале марта, сразу после Международного женского дня, решили пойти на речку Веракушу, присмотреть места для весеннней рыбалки. Днем – солнце  греет, голубое небо без единого облачка, капель с крыш, а по ночам  ударяли такие морозы, что подтаявший на дневном  солнышке снег, становился  плотным и шершавым, как бетонная плита.  Вышли рано, еще только-только показалось не яркое оранжевое солнце, а мы уже были в походе.
Накануне я поинтересовался:- Витька, берем с собой лыжи?
- А на что они?  Наст такой, что  можно по нему на санях с лошадью  проехать, не провалишься.
- И то, правда – согласился я.
Взяв, кое-что из провианта, чтобы перекусить,когда одолеет голод, мы с Витькой отправились к реке. Прошли за станцию, и прямиком не разбирая дороги, двинулись по снежному полю. Снег хрустел под ногами, упруго пружиня под нашими валенками, идти было легко, что хотелось бежать.
- Вот бы такую дорогу всегда – произнес Витька.  Ни лыж тебе, не снегоочистителей, беги себе, как по полу в доме   – рассуждал Витька.
- Верно, Витек, словно по застывшему морю идем. Хоть бы что. Отец говорил, что в сорок первом, в войну,  весна  выдалась такая же морозная, с настом. Они с партизанами продовольствие  в  Ленинград возили на санях, запряженных лошадьми и по насту.  И сани не проваливались.
-Что лошади, а вот если бы на танке, выдержит  наст? – спросил Витька.
- Нее, танк он тяжелее трактора, провалиться, как нечего делать – уверенно ответил я.
- А может, выдержит?  Откуда ты знаешь?
-  Оттуда? Дядя Федор хотел на тракторе дрова перевести из лесу, прямиком без дороги. Застрял. Его потом два больших трактора едва вытащили. Здоровенные такие. Увязли  в снегу оба  по самые кабины, ревут, дым из трубы аж черный прет, а они ни с места...
 Второй-то трактор, бульдозер, пока снег носом не расчистил, так оба и сидели в снегу.
-  Если бы трактор на лыжи поставить, он, наверняка, не провалится бы  – настаивал на своем Витька.
- Ну, если бы лыжи по метру шириной, то может быть и не провалился. А так, нее, не выдержит наст – отвечал уверенно я.
Так мы шли, болтая обо всем, что приходило в голову и не заметно подошли к  реке. Речку давно и прочно сковало льдом и всю завалило снегом вровень с берегами, да так, что нельзя было даже узнать, где река, а где берега. Но мы с Витькой сразу же сориентировались по кустам и деревьям, росших по краям.
- Пойдем к Мартыну, там глубина побольше будет, проверим, есть-ли подход к реке. За сопкой не должно быть столько снегу, как здесь – предложил Витька.
Мы быстро прошли по насту вдоль реки и оказались на Мартыне, рядом с сопкой. Там действительно снегу было значительно меньше.  На протоке, которая замерзала позже всего, виднелась полоска серебристого льда.
- Во, самое то, здесь и будем искать места для рыбалки. Надо только толщину льда проверить. Может пешней не взять, тогда вертушку  будем брать – закричал Витька, спускаясь с крутого берега на речку.
- Посмотрим,лед покажет – ответил я, спускаясь следом за Витькой.
Оказавшись на льду реки, мы с Витькой решили посмотреть, где лучше всего долбить лед и стали обследовать поверхность небольшого участка, где почти не было снега. Вернее снег был, но на отдельных участках оставались серые проплешины чистого льда,  не покрытые снегом.
- Вишь, даже сейчас лед блестит, тут течение сильное – говорил мне Витька. Помнишь летом, мы здесь каких язей вылавливали?
- На стрекозу! – уточнил я. Мысленно я перенесся  в жаркое лето, когда мы с берега закидывали на длинных удилищах леску со стрекозами, надетых на крючки. Стрекозы, которые в изобилии летали в пойме реки, были излюбленным кормом крупной рыбы. Мелочи не проглотить больших стрекоз и на них бросались более крупная рыба: подлещики и ельцы. Эти рыбки хоть и помельче, чем язь с лещом,  но прожорливые, ходили по поверхности воды против течения, стремительно выпрыгивая и хватая стрекоз.
- Ты, не мечтай Толян, а иди, смотри, где лед по тоньше. Давай пометки сделаем, вешки вон из тростника поставим, чтобы сразу прийти и рыбачить-
ворчал на меня  Витькаю.- Так не получится... Лед все равно долбить придется  - ответил  я, ложась на снег, чтобы рассмотреть толщину льда.
Но, Витька есть Витька, ему не стоится на одном месте и пока я пытался заглянуть в речную путину, Витька побежал к противоположному берегу, заросшему камышом.
- Здесь летом поплавок за коряги всегда цеплялся – крикнул он мне. Течением, помнишь, сносило к тому берегу... Может тут и лед потоньше...
И  случилось непредвиденное. Снег под Витькой пополз вниз и Витька почти по пояс оказался в воде.
- Толян, я провалился, тут прорубь какая-то! – завопил Витька.
Я вскочил и со всех ног бросился к Витьке на помощь.
- Ты сам не попади в воду, ляг на снег и протяни мне руку, а то обоих утянет под лед – кричал мне Витька, не потерявший рассудок от случившегося.
- Сейчас, я сейчас, Витек, одну минутку – и грохнувшись  на снег, пополз к Витьке.
Около него уже образовалась лужа, а его ноги затянуло течением под лед.
- Давай руку Витька – крикнул я, протягивая ему свою правую .
- Да никак мне..., тянет вниз... Заходи с боку... с того...
Наконец, изловчившись, я все же смог схватить Витьку за шиворот его тулупа и потянул на себя, пытаясь вытащить его из воды.
- Толян, давай в бок тащи, к себе! – прокричал Витька, медленно высвобождая  свое тело из воды.  Все! Во! - Так, так! кричал Витька, чувсвуя, что стал вылезать из провала. Еще сильнее тащи, Толян! Сильней! – кричал Витька.
Я напрягся и тянул его, что есть мочи.  Наши усилия увенчались успехом. Витька медленно, медленно с моей помощью, вытащил свое тело из полыньи на лед. Он был по пояс мокрый, но со счастливой улыбкой на лице.
Лежа на краю полыньи и тяжело дыша мне в лицо, Витька прокричал мне:
- Ну, вот вылез! А ты боялся!
Я тоже откинувшись на спину, лежа рядом с мокрым по пояс другом, смотрел на голубое небо и ничего не видел. От напряжения всех своих ребячьих сил в глазах стояла какая-то темнота, словно я проснулся среди ночи. Даже белый снег рядом со мной показался мне черным.
- Живой! Давай, отползать, а то может где-то еще ямы есть – наконец проговорил я, приходя в себя. Ползи за мной – скомандовал я.
И мы, как два бойца на передовой,  поползли к берегу. На берегу я скинул свою фуфайку и крикнул Витьке:
- Раздевайся.
Стянув валенки полные воды и двое штанов, одетые на Витьку, я завернул  его ноги в мою фуфайку и стал выжимать мокрые брюки и подмоченное пальто. Затем я снял  с себя одну пару штанов и отдал их Витьке.
- Переодевайся. Потом снял сухие носки и тоже отдал Витьке. – На, одевайся, только быстрей, а то замерзнешь…
Витька шустро переоделся.
- Ну вот, порядок! – все также бодро ответил Витька. Побегу в носках, наст хороший, выдержит.
- Нее, Витька,  одевай валенки, носки тут же порвутся, хоть и шерстяные.  В валенках, хоть и мокрых,  бегом ноги не успеют окоченеть...
Витька послушался меня и через пару минут, мы как два жеребца, рванули бежать в  сторону полустанка. Скорее к своим теплым печкам. Это   и спасло нас, три километра мы пронеслись на одном дыхании. И вбежав  в дом Витьки, мы оба рухнули прямо на пороге, тяжело дыша.
- Вы чего? – испуганно подбежала к нам мать Витьки, тетя Шура.
- Да, ничего, немного искупались в речке – бодро пошутил Витька.
Но, видя, что ребята совсем не шутят, тетя Шура принялась раздевать Витьку  и меня.
- Давайте скорее снимайте с себя все,будем сушиться...
- Не, тетя Шура – запротестовал я. Это Витька искупался в воде, я ничего, только помогал из воды ему вылезти.
- Ах, ты растяпа, вечно попадаешь в переделки – ругалась беззлобно тетя Шура, раздевая Витьку. Что вас понесло на речку? Что там сейчас делать? Ааа?  Я вас спрашиваю – причитала мать Витьки.
Витька молчал, зная свою мать, он даже не пытался возразить. Хорошо, что отца нет дома. Тот глядишь бы, еще  влепил по самое некуда, не любит проказы Витьки и единственным методом воспитания считал: ремень или березовый прут. Так и говорил: - Где учитель? Если хотел отодрать Витьку, ища  ремень на вешалке.
Наконец, Витькины  мокрые штаны, носки  и полупальто были выжаты и развешаны  на кухне около плиты. Витька переодетый во все сухое и теплое,сидел смирно шмыгая носом.Вскоре тетя Шура позвала нас к столу.
- Чай пейте, с вареньем морошковым. Оно полезное от простуды, не хуже малинового. Пейте, я блинов напекла, поешьте, а горячим чаем простуду выгонит... Налетайте ребята!
Слава богу, Витька не заболел, несколько дней у него был насморк, но потом все прошло, словно ничего и не было.
Как-то вечером, когда мы оставались с Витькой вдвоем, он и говорил мне:
- А что Толян, пора все же нам на рыбалку. В тот раз не получилось, а послезавтра, в воскресенье, давай пойдем. Пока наст еще держит. Не зря же мы с тобой искупались?
Я почесал затылок и улыбнулся в ответ:
-Не возражаю! Пойдем!За одного битого двух не битых дают!
И мы оба рассмеялись.


Рецензии
У Вас в детстве была хорошая команда мальчишек. Хорошие, порядочные ребята. А как сложилась их судьба? Кто кем стал?
Я тоже помог своему другу вылезти весной из реки. Рыбачили саком (есть такое ), он подскользнулся и оказался в весенней воде. Хорошо, что он тоже не растерялся и крикнул мне, чтобы я подал шест от сака. Помог вылезти из воды и тоже побежали домой. Долгое время он работал газосварщиком, сейчас что-то преподает в ПТУ.
С уважением Аркадий Эр 3

Аркадий Старый   28.04.2012 22:12     Заявить о нарушении
Витька ,стал разведчиком,Федул-спортсменом,Пуша-мызыкантом,Вовка - спился и погиб,ну, а я -ученым и писателем... Спасибо за проявленный интерес,с уваженим-Анатолий.

Анатолий Аргунов   30.04.2012 14:04   Заявить о нарушении