Последняя субмарина

«Ребята куда-то собираются компаниями, а я вечно остаюсь за бортом!»

(из водонепроницаемого дневника Ихтиандра).



У этого четырехсерийного OVA есть все основания, чтобы трижды привлечь к себе внимание. Во-первых – это самая первая работа «Gonzo», студии, которую так же люто критикуют, и так же неистово любят, с момента выхода из гавани «Последней субмарины» в свободное плавание в анимационном мейстриме, и так до сих пор.

Во-вторых, именно здесь, в 1998 году полноценно обрисовался портрет компьютерной графики, которая с течением времени, и наступлением ХХI века стала непременным атрибутом производства аниме, каким являлся целлулоид в 60-80-х годах века предыдущего.

«Субмарина» - первый полноценный полигон по совмещению многомерной, 2D и 3D, и традиционной работы с красками и карандашами, оцифровкой и наложением, со всеми прелестями и несуразностями GCI, на котором «Gonzo» начало реализовывать планы по захвату морей зрительского рейтинга, и покорению денежных рек продюсерского внимания.

На основе этого истока, в дальнейшем, были сотворены целые водопады аниме, часть из которых остались непотопляемыми, а часть благополучно ушли на дно, под грузом просчетов и скороспелых решений сценаристов. Сошлись в нем различные потоки и течения: революционные намерения Махиро Маеды расширить горизонты творческих возможностей, и дебют в аниме плавных линий дизайнера персонажей Рейндж Мураты, столкновение джаза в саунд-трэке, и обоюдоострый взгляд на проблемы экологии и методов его радикального разрешения.

Именно на разнородности сред решили сыграть аниматоры, и получилось все как нельзя ярко, броско и объемно. Все эти подводные сражения и взрывы в различном тротиловом эквиваленте, громады подлодок, бороздящие глубины и пересекающие океаны, монолиты айсбергов и тропических островов, и прочие прелести искусно сотворенных ландшафтов и рельефов.

Довольно спорно, в каких еще более поздних работах студии, будь тот же «Изгнанник», такое взаимопроникновение было настолько конгруэнтно. Если к этому приплюсовать мутантов всех цветов радуги, меха различной конструкции и чудищ морских, занятной анатомии – вся армада людской фантазии под эгидой эскадры аниматоров производят впечатление незабываемое.

Впрочем, как любой визуальный эксперимент, «Субмарина» может либо сразу очаровать игрой на полярности и разнородности, либо подобным симбиозом вызвать отторжение и неприязнь. К чести этого аниме, следует напомнить о том, как бы его не воспринял каждый отдельный зритель, вряд ли, где еще в другом аниме, можно увидеть такое разноплановое и воистину живое Море.

И, оттого, в-третьих, и по сей день, спустя столь солидный срок, можно назвать «Субмарину» самым морским аниме из ныне существующих, ибо во всех прочих, где присутствуют «большие воды», они лишь часть декораций, и на роль доминанты никак претендовать не в силах.

В то время, как море в «Субмарине», если не центральный персонаж, то, как минимум, важнейший фактор, со своей пластикой, визуальными лейтмотивами и воздействием на психику смотрящего. Вечно живая и изменчивая стихия жизни, во всем ее разнообразии, от высыхающих луж до необъятных просторов мировых океанов. Чудовищно прекрасна она в разгаре шторма, и в мертвенно спокойном безветрии штиля. Бесстрастная и неудержимая и в случае гибели тех, для кого она - родная среда обитания (как в случае китов-мутантов), и в спасении существ, не имеющих ни жабр, ни плавников и толком плавать без своих подлодок и гидрокостюмов не умеющих.

Наша родная планета по большей части покрыта водами мирового океана, в этом эсхаластическом предзнаменовании - она уже безграничная владычица, мало стесненная берегами и контурами континентов.

В мире «Субмарины» - борьба за чистоту устремлений человеческой натуры вылилась в новый вселенский потоп, вот только воды не спешат выносить на гору Арарат потрепанный ковчег цивилизации. Ведь для этого надо найтись, если не Ною, то, как минимум, пророку в своем отечестве. А лучшие пророки, как известно, получаются из бывших закоренелых грешников, таких, как циник Хаями и обозленный романтик Зорндайк.

Вода в случае OVA - полноценное воплощение «вечного двигателя» существования. Недаром сами люди на 85% состоят из этой живительной влаги. Она, как сама жизнь и страшит буйством непредсказуемости, и манит глубинами, в которых могут таиться и русалки, и залежи термоядерного оружия. Зов, заставляющий людей на утлых суденышках, пересекать водные просторы столетия прежде, бороться за жизнь отдельных биологических видов, и сеять смерть глобальную. Отдавать водам тела тысяч павших и приводить к нему миллионы родившихся.

Это всепоглощающее и всеобъемлющее море, с налетающим холодным бризом и криками чаек, что таится зеленоватыми отблесками на дне наполовину затопленных зданий. Оно живет в глазах тех, что дерзнули смотреть в лицо миру, не отворачиваясь, даже если грядут новые штормы и обрушиваются катаклизмы.

О, это Море, тебе я гимн пою! Соленое словно кровь и горьковатое, как слеза ненависти быстро повзрослевшего ребенка. И потому, маринисты и аква-эстеты, проплывшие мимо «Субмарины», рискуют упустить редкую в сухопутном мире жемчужину.

Но вовсе не только морем единым запоминается «Субмарина». Сюжет, где как и в жизни набегают волны чувств и разбиваются об скалы усмиренных духом эмоций. Ибо нет здесь 100% правильных спасителей рода людского и безаппеляционно плохих оппонентов безалаберного человечества. Мало того, что гений и злодейство имеют свойство заплывать в общую акваторию, так и циники на поверку оказываются куда более гуманными, чем борцы за мир на отдельно приватизированном клочке земли.

Несомненно, прав был Махиро Маеда, внесший ряд авторских кардинальных изменений в построение сюжета манги. И, прежде всего, избавившись от балласта инопланетян и подростков в главных ролях. Его герои, подводники и все прочие - по большей части взрослые люди, немало чего пережившие и повидавшие. Даже Маюки Кино, в которой порой еще бушуют отголоски юношеского максимализма, уже давно распрощалась с детскими иллюзиями. И заменила в душе абстрактное и наивное: «спасти мир», на вполне конкретное – «убить одного разочаровавшегося идеалиста».

Ведь ничто не помогает столь быстро повзрослеть, как горе и ненависть. Они могут хитро скрываться под ледяной мантией рассудка, заставляя идти по ложному следу разрушения мира старого, и по неправильному пути построения мира нового.

Обида и ярость - плавильная печь душ человеческих, где сгорают и благие намерения, и надежды на компромисс. Словно мифический Молох, им уже мало одного человека/народа в жертву. Разрушение стремится, как инфекция перекинуться на всех, до кого сможет дотянуться и увеличить число зараженных.

Словно прокаженные обидами и болью люди, морской люд, взращенный на правах народа обетованного, видят всюду только врага в других, и не желают понимать горькую истину того, что уничтожением - ничего нового не создать и уж точно не возродить ранее утерянного.

Увидеть во враге кого-то похожего на себя, порой стоит невероятно дорого, надо много плыть в неизведанные края, и немало рисковать, решившись заглянуть в глубины подводных впадин и своего непостоянного сердца. Гораздо проще нажать на спусковой крючок пистолета, пустить торпеду, изменить полюса, даже просто пнуть в лицо чужаку. А заглянуть ему в глаза, заглянуть себе в душу, ох, как не просто. Не загрязнение планеты и последствия этого в «Субмарине» главное, а очищение духа через горнило испытания, через тернии сомнений.

Сказать в лицо монстру: «Мы с тобой в чем - то похожи», не добить виновников гибели отца, помочь спастись другу, и даже поверженному противнику вопреки логике, понять свою ошибку, в итоге дать всем шанс на перемирие - за это героям «Субмарины» придется платить одиночеством отчуждения, кровавым плевком сквозь выбитые зубы и горькими слезами повзрослевших детей!

Еще один плюс произведения - это тонкая сбалансированность между внешними красотами и внутренним наполнением. Без крайностей лихих и легкомысленных боевиков и перегибов в сторону мелодрамы, накатанных десятками годов колеи повторов.

Безумные злодеи, герои одним движением плеча, рвущие врага на «ленточки для бескозырок», эффектные сражения и незаслуженно позитивные финалы, и другие гиблые мели всплывали регулярно. Вот только, сколько бы, не твердил Махиро Маеда в интервью о развлекательности, правда все равно выплывает на поверхность. Спустя N-ое количество лет отчетливо ясно - «Субмарина» далеко не прокладывание фарватера в шлейфе новых технологий, а мастерский дебют, к сожалению, не имеющий достойных конкурентов и поныне.


Рецензии