Шпион

"Шпион": фильмы о Фандориных деградируют вместе с автором книг (Za-No-Za, 23.04.2012 г.)

И снова на экране Федор Бондарчук. В режиссерском кресле – некто Андрианов. Стало быть, нас ждет этакое "брутальное" кино, еще один образец той штамповки, которая выходит с разрешения кланов Михалковых, Бондарчуков и т.д.

Первое, что мне бросилось в глаза - оператор раз за разом тащит в кадр неуместные предметы. Смятая грузовиком телефонная будка – привет "Матрице". Придуманные шпионские штучки вроде камер слежения (несомненно, установленных даже в подмосковных Вешняках на задворках клуба "Железнодорожник") – привет не Бонду, Ханту и Борну, а худшим образцам шпионским фильмов. Как будем бокс снимать? А как все в России снимают – с замедлением и кучей крупных планов. Словом, штампы и шаблонные аллюзии начались с самых первых кадров.

Хотите экшн? Пожалуйста, Бондарчук размажет целую группу агентов, посланных его взять. Хотите брутального героя? Никаких проблем, в самый разгар "остановить неизбежное и спасти СССР от немцев" Бондарчук будет клеить бабу из ресторана (в этой сцене постановщики просто за пояс заткнули "Запах женщины"). Хотите "тайну" для главного героя или какую-то отличительную черточку? Нет ничего проще, Бондарчук весь фильм будет демонстрировать дурацкую ухмылку. Как и в книге, в фильме бабник/харизматичный командир/боец получился очень неестественный. Другого от кинодеятеля из киносемьи я и не ждал.
 
Личико Данилы Козловского совсем не убеждало меня в том, что этот человек по звуку мотора может определить марку самолета. Две трети книги динамовец Дорин ходил с почти "нулевой" стрижкой, но разве Козловскому под силу такой "подвиг"? Вряд ли.

Фамилия Дорин своим звучанием, конечно, наводила на мысль о родстве с Фандориным. В книге родословной уделена пара абзацев, в фильме о ней ничего не сказано. Так же как и о принадлежности Когана к Фандориным.

У старшего майора Октябрьского отобрали главную тайну – о его руке под перчаткой в фильме ничего не было сказано. Бегство из горящего дома в романе выглядело куда более правдоподобным, чем бегство из камеры в бункере в фильме. Кроме того, постановщиками были упущены нестандартные моменты книги: например, "изъятая" глава или неотправленные письма Дорина.

Российское кино ни шагу не может ступить без любовной линии. Особенно если в главной роли - Козловский и подобные ему господа, выглядящие на экране плейбоями со стекловатой в голове (и олигофренической улыбкой, как написал в своем обзоре А. Кондуков). А на Западе, скажем, симпатяга Ченнинг Татум играет в "Орле Девятого легиона", и как-то ведь обходятся постановщики при этом без любовной линии! Обходятся, потому что в пеплуме она практически всегда неуместна. В отечественное кино (как и в отечественную литературу) – любовь запихивают. Быдло требует! Что это за фильм без любви? Но любовь в "Шпионе" поразительна: поступки Надежды объяснению не поддаются. Почему? Потому что персонаж придуманный, нереальный. Тащит первого встречного в постель. Заботится о парне, который пару минут назад собирался ее изнасиловать. Просто Иисус Христос какой-то.

Российское кино не может обойтись без актеров-кочевников. Вержбицкий, Мерзликин, Горбунов... Странно, что Мерзликина режиссер сразу кинул в камеру пыток. В книге Дорин удачно перевоплотился в Степана Карпенко только благодаря тому, что много дней жил с ним бок о бок. Пытки режиссер не просто преподнес, даже подчеркнул: не только Мерзликина пытали, но и Епифанцева. Пытают в отечественном кино тоже одинаково: крупный план, мясники в тени, сопли-вопли.

"Шпион" - самый слабый из фильмов по произведениям Бориса Акунина. Сериал "Азазель" был хорош удачно подобранными актерами, "Турецкий гамбит" - неожиданным (в отличие от книги) главным антигероем. "Статский советник" на данный момент является лучшей экранизацией литературы Акунина: в ленте практически нет слабых мест (разве что финальная песня выглядит полным бредом), а актеры на роли притягательных персонажей выбраны фантастически верно.

Для чего же был создана лента "Шпион"? Ведь это никакая не фантастика, в отличие, скажем, от "Бесславных ублюдков". В фильме Тарантино замысел автора понятен: собрать все тухлые яйца в одной коробке и раздавить их. Какая цель у создателей "Шпиона"? Никакой. События, в придуманности которых не сомневаешься ни секунды, отныне вывалены не только на страницы книги, но и на киноэкран.

Книга по стилю – далеко не Акунин, а какая-то "Охота на пиранью". Про стиль фильма говорить не будем, потому что его попросту нет. А по жанру… Не фантастика, конечно, далеко не шпионский боевик и уж тем более не первый российский комикс. Российский "брутальный" боевик для быдла.

"Шпион" - очередная поделка на три балла из десяти. Тех кинодеятелей, что заправляют сейчас российским кинематографом, с их мест палкой не выгонишь. Стало быть, каждый хороший отечественный фильм еще долгие годы будет восприниматься не иначе как парадокс.


Рецензии
Не смотрела, но от сына слышала подобные отзывы..

Наталья Яхина   26.04.2012 19:35     Заявить о нарушении