Вадим Сыромясский. Точка зрения

Вадим Сыромясский
Точка зрения
Миниатюры от философии

“Когда я говорю о свободе, я имею в виду ту внутреннюю независимость, не скованность и одиночество, которые и составляют предварительное условие каждого нового и самобытного творения”.  Томас Манн.

Классиков знают, не читая. А, читая талантливое произведение неизвестного автора, не подозревают, что имеют дело с будущим классиком.

Всем сердцем и душой я за свободу слова и печати. Но я категорически против вульгаризации ее философской доктрины.

Слишком велик соблазн безрассудной свободы. И слишком велик круг ее певцов и почитателей.

Мистика – это порождение ленивого ума, который создает себе чудеса и тут же в них верит, не утруждая себя доказательствами.

Самоуверенный образованный человек – это тот, кто получил образование, но еще не успел вскрыть пакет реалий.

Если человек – инициативный дурак, то тут никакие гуманитарные соображения и вера в доброе начало уже ничем помочь не могут.

Анафема – щит того, кто не владеет оружием доводов.

Мат – это одно из негативных проявлений свободы слова, когда человек позволяет себе бахвалиться тем, к чему он непричастен.

Точность и образность обозначения слабостей человеческой натуры настораживает и больно ранит читателя, и он инстинктивно занимает оборонительную позицию, подсознательно обращая в свой адрес критические стрелы автора сентенции или афоризма. В живой беседе автор это чувствует, и у него возникает желание сказать собеседнику: “Утешьтесь, речь идет не о вас, но обо мне”.

Стареть и умирать – вот, пожалуй, единственная привилегия, которой бог одаривает всех без исключения, независимо от происхождения, заслуг и амбиций. И если кому-то достанется бессмертие, то это будет самой обидной несправедливостью перед всеми остальными.

Появляясь на свет, человек получает в дар собственный хронометр, индикатором которого служит пульс. Отработав свой ресурс в количестве около 70 миллионов циклов, хронометр останавливается. И человек умирает естественной смертью независимо от координат своего пребывания: на земле, в полете или на луне.

Каждый разумный человек обитает в ауре созданных его сознанием фантомов веры и предубеждений. В этом смысле каждый здесь живущий – человек верующий. Даже тот, кто гордо именует себя неверующим. Поэтому поменять свою веру на чужую всегда не просто.

Теория и практика. “Все в этом мире, подвластное нашему восприятию, относительно”, - утверждает теория. Человеку, который торопится на встречу с любимой, кажутся мучительно долгими стоянки поезда на полустанках, а еще ему кажется, что тронулся и набирает скорость не его плацкартный вагон, а этот проклятый вокзал. Баловню судьбы жизнь представляется легкой, эфемерной, безынерционной и краткой, как миг. А несчастному галернику, напротив, жизнь кажется бесконечной мукой, а путешествие не ограниченным во времени наказанием господним. Как видим, практика всегда готова уличить теорию.

Каждый четко очерченный этнос имеет свои выработанные временем положительные качества, а также определенные вредности. Мой отчим был истинным украинцем. Он мог по ничтожному поводу месяцами не разговаривать с женой и не принимать пищу из ее рук. А потом, в один прекрасный день, хлопнуть ее по мягкому месту и весело улыбнуться. Мать, утомленная длительным отторжением, великодушно все прощала, и они в тот же вечер уже укладывались спать в одну постель. Как видим, настоящий украинец способен забывать обиды.

Хотим в Европу. Географически мы живем в буферной зоне между Европой и Азией. Поэтому запросы и самомнение у нас европейские, а кругозор, дела и поступки – азиатские, в худшем понимании, естественно. “Чего изволите”, - лепетал наш быстро рожденный реформатор и судорожно хватал за рукав брезгливого американца. Кто это видел, тот понял – в Европу нам еще рано.

Смертный грех. Либеральные (читай: безответственные) политики и священнослужители, способствовавшие узакониванию  однополых браков, совершили смертный грех, приравняв недуг и гражданский акт. Они осквернили осененный любовью божественный замысел по продолжению рода человеческого и поставили вровень с ним грязную забаву и надругательство над духом и телом. Мы не говорим здесь о нездоровых и достойных сочувствия людях. Но мы говорим здесь о тех, кто не задумался вовремя о высоком и кому воздастся по заслугам.

О двоичности в природе. Все в этом мире, что мы стремимся постичь изначально, обнаруживает свой дуализм, свою двоичную природу. Он – она, плюс – минус, есть – нет, единица – ноль, свет – тьма, любовь – ненависть, в политике так – не так. Все это пары, которые кажут свое лицо при любом исследовании явлений и событий, увлекая наш разум в бездну бесконечности. Кстати, для самой бесконечности еще не найдена пара. Может быть, в отсутствии антитезы и состоит конец света?

О пустоте. Если вакуум это пустота, абсолютное ничто, то пустое пространство – это абстракция, это место, где ничего нет, и изначально ничего не происходит. Такое  место, точнее, объем может иметь только метрические характеристики, которые ничего собой не представляют, кроме того, что они являются числом.
Если же пространству приписывать кривизну, да еще подверженную динамическому изменению, или, хуже того, упругие свойства, то пространство становится сущностью, обладающую материальными признаками, которые возможно идентифицировать, опять таки, материальными эталонами. Тогда следует признать: пространство материально! Но, признав это, мы должны будем согласиться с ревизией прежних представлений о мире, о природе гравитации и света, о возможности волнового возбуждения среды, которую ранее именовали эфиром. Таким образом, в науке назревает ситуация: шаг назад – два шага вперед. Это не звучит шокирующе. Если мы признаем, что какая-то сила препятствует беспредельному ускорению материального объекта в пространстве, то мы должны признать также существование зоны динамического контакта между рассматриваемым материальным объектом и загадочным носителем противодействующей силы.


** S **


Рецензии