Эпохальный полет или ракетой по кружковой работе
Я ни чем не отличался от сверстников. Так же как и все, запускал, строил, крутил селитровые ракетки. Но все это быстро надоело. Увидел по телевизору, как в доме пионеров в Москве, строят большие ракеты. Узнал, что есть целые соревнования. И ракеты там, не просто модели, а самые, что ни на есть настоящие, летающие, многоступенчатые. Вот такую бы красоту построить и запустить, это дело.
Но вот то, что предлагали построить в немногочисленных книжках и журналах, было просто игрушками. Ну, что это за ракета, с корпусом размером с карандаш? Серьёзные модели ракет, заканчивались описанием и чертежами корпуса. А вот двигатели для них, всегда описывались как «стандартные ракетомоделные ». Ну и что это за зверь такой? Где купить? Оказалось, что нигде. Наконец нашёл, что он из себя представляет. В советском ракетомоделизме применяли виде двигателя охотничьи латунные гильзы, с выбитым капсюлем. Но сколько там надо пороха, какого - ни гу-гу. В общем, военная тайна. А там, где удавалось найти описание его сборки, всегда были подводные камни. Чуть где речь шла об устройстве и сборке двигателя, всегда описание ссылалось, что руководитель кружка все сделает как надо. Ага! Руководитель. Только ближайший такой кружок был за километров пятьсот, в областном доме пионеров. Кружков у нас не было во всей округе, за исключением двух при школе. Это "Кройки и шитья", да "Умелые руки» (для полных дебилов). На большее фантазии у наших педагогов не хватало. В общем, внеклассная работа здорово напоминала фильм-комедию "Добро пожаловать или посторонним вход запрещён". Ну, точно - один в один. Заорганизованность, ноль инициативы, полное отсутствие фантазии. Из года в год, в одном кружке шили страшенные передники и рукавицы для кухни( или херувимов), а в другом клепали кривые скворечники и табуретки, которые потом сторож Степан утилизировал в котельной. Вот я подошёл к месту, где соль моего повествования. Ибо рождение новых, интересных кружков технического творчества, вливание свежих сил в вялый процесс чуть подающей признаки жизни внеклассной работы, было напрямую связано с моей личностью.
А дело было так.
Переходил я в шестой класс. Лето. Тепло. Кто к бабушкам уехал, кто с родителями на юг. В общем, в нашем военном городке опустели улицы и дворы. Все родители старались своих чад выпроводить на лето куда-нибудь в европейскую часть могучего СССР, поближе к цивилизации. Это, чтобы совсем не одичали. Друзья в отъезде, родители на службе. Самое время спокойно строить ракету-мечту. Истории о том, как летали мои предыдущие изделия, тоже весьма интересны. Хорошо, что военный городок. Практически все до этого построенные ракеты, скорее походили на взрывпакеты. Одни пыхали и шипели, даже не дёрнувшись со старта. Другие, попыхтев, взрывались так, что разбегались местные собаки с визгом. Другие (предатели), соскакивали с направляющего штыря и скакали по земле, пытаясь попасть в своего создателя-конструктора. Но лететь вверх и ровно, наотрез отказывались. Я осознал свою ошибку и пришёл к выводу, что все нужно делать по уму. В данном случаи, примечательно то, что я решил как Королев, сделать гигантский шаг вперёд. В общем, на повестке дня стояла модель двухступенчатой ракеты с парашютом. Корпус – ватман. Стабилизаторы из зеркальной жести. Вот с двигателями, как всегда заминка. Из охотничьих гильз, мне показались двигатели слабоватыми. Импульс 1, 5 секунды. Поди, просчитай, когда должна заработать вторая ступень. Больше пороха – большой бабах. Меньше - пшик и все. Первым делом опытным путём приготовил топливо. Основа, свёрнутая газета пропитанная селитрой, пересыпанная (пока мокрая) дымным порохом. Гильзы от ружья - хороши для второй ступени. А вот для первой решил поискать что-то посерьёзнее. Эврика! Гильзы от крупнокалиберного пулемёта, 12-мм. В военном городке, раздобыть их большого труда не составило. А вот для второй ступени, четыре охотничьи гильзы, раздобыть можно было только в папином сейфе. Там ещё был такой нужный для меня порох «Барс». Пришлось пойти на кражу. Но кража в целях развития конструкторской мысли, на тот момент казалась оправданной. Да и не кража это вовсе. Так, одолжил во временное пользование. Хоть понимал, чем для меня это может закончиться. Бедный папаня. Он даже не подозревал, что я уже как год, сделал копию ключа от сейфа. Что там лежит, знал лучше него.
Не вдаваясь в подробности, за несколько недель, ракета была собрана по всем законам ракета моделизма. Не буду останавливаться на ее оснастке и устройстве. Гораздо более интересен был ее полет. Технология электрозапала уже была у меня отработана. Его описание нашёл в журналах. Все просто как пять копеек. Припаять вольфрамовую ниточку от лампы накаливания. Ага, просто припаять! Знали бы вы, сколько я припаивал эту ниточку в первый раз. Потом додумался, просто срезать стекло у лампочек от фонарика. И припаивать ничего не надо. Какой дебил написал про припаивание нити. Может у них там нить другая, от лампочки Ильича. Правда, моего изобретения хватало на один старт. Пых - и можно выкидывать. Зато запалы выходили красивые.
Настал день испытаний. Снаряжённая по всем правилам ракета, гордо заняла своё место на пустыре, Воткнутый штырь, раздобытый на свалке, исполнял роль направляющей. Ракета вышла здоровенная. Разукрасил её, как в книжках. Назвал «Андромеда – 3». Почему три? Да потому, что из всех ранее запущенных ракет, только две реально хоть куда-то полетели.
Если пуля дура, то ракета вообще полная идиотка. Куда полетит и как, одному Богу известно. Смотрел я на своё творение с жалостью. Понимал, что, скорее всего эта симпатичная конструкция, за несколько секунд улетит или бабахнет, и от неё мало что останется.
Оглядевшись по сторонам (наученный прошлыми авариями), готовый к нештатным ситуациям, растянув провод и устроившись за бугорком пустыря, досчитав до нуля, замкнул контакты. Лампочки зажгли запалы, вспыхнула селитро - пороховое топливо в гильзах, с шипением и грохотом вырываясь из сопел. Ракета зашевелилась, приподнялась на пару сантиметров, остановилась на мгновенье, как бы задумавшись и под усиливающиеся шипение двинулась скользить по штырю вверх. Но тут и произошла первая нештатная ситуация. Ракета не успела ещё набрать скорость, двигатели ещё не полностью разгорелись. Моя красавица, соскочив с направляющего штыря начала заваливаться на бок. Но в секунду двигатели выдали полный залп. По красивой пологой траектории, практически прямой, ракета резво рванула вперёд., в сторону дороги. Планировал полет на высоту, получился на расстояние. Все бы хорошо в нашем немноголюдном месте, если бы не злополучная дорога у пустыря. Притом единственная к нашей воинской части и городку. Это явно был не мой день. Пустынная дорога "Райцентр - военный городок". А там… (принесла не лёгкая) размеренно ехал ПАЗик. Наш автобусик, который вёз в райцентр поварих, солдат и жителей городка, аккуратно шёл по расписанию. Вот есть такие дяденьки и тётеньки, которым очень тесно и вечно душно, в любое время года. Всегда стараются настежь открыть все окна. Да ещё своё лицо из него высунуть. С одной стороны - одинокий автобус на дороге. С другой - одиноко летящая ракета к этой самой дороге. Чего удивляться, что по всем законам подлости, на дороге встретились два одиночества, в виде одинокого ПАЗика и моей «Андромеды – 3». Вот интересно! Если бы кто-то попытался посчитать, каковы были шансы у моей ракеты попасть в автобус, сколько бы это вышло попаданий на миллион таких запусков? Я не знаю такую статистику. Но в этот раз был первый и единственный случай, хоть на миллиард.
Кстати, у кого-нибудь был в детстве ящик с чёртиками? Когда его открываешь, они резко выскакивают и визжат. Весёленькая такая игрушечка-шутилка. Тогда вы представите, что началось в автобусе, когда точно в окно влетела полутораметровая, раскрашенная по всем правилам ерундовина, дымя и шипя. Что могли подумать пассажиры, едущие от военного городка, увидев влетевшую и застрявшую в окне штуку, которая по всем признакам была похожа на ракету. Притом, самую настоящую. А моя красавица застряла надёжно в окне, своими средними стабилизаторами. Не пролезли. Визг, крик, мат, …просто народный сленг… вперемешку с выскакивающими из автобуса дяденьками и тётеньками. Надо отдать должное моей конструкции. Вторая ступень не отвалилась от удара стабилизаторами об окно. Она прочно держалась на селитровых штырьках, которые должны были отгореть, за счёт хитроумной системы запала второй ступени. Водитель резко принимает вправо, сообразив затормозить и открыть дверь. Хоть мне показалось, что в торможении автобуса принимал участие не водитель, а голосовые связки пассажиров. Я стоял и наблюдал, что происходит. Особенно мне нравились тёти с большими попами, которые как молодые газели в «Мире животных» скачут, убегая от гепарда. Где-то мелькнула мысль, что тёти хоть и толстые, но такие воздушные, как те булочки, что они пекут в кафе городка. Видели бы вы, как высоко они подпрыгивали. А вот мои ноги, от ужаса онемели. Дать тут же деру не вышло. Да и как не досмотреть работу своего творения. Вопли стихли, и я вижу, как пассажиры тянуться к автобусу обратно. Крадучись, все равно, как боятся спугнуть врага.
Ай-ай. А ещё взрослые люди! Стоят и пялятся на ракету. Умные мысли толкают о её происхождении. Ведь видят, что вдоль ракеты приклеена трубочка, свёрнутая из фольги. А из натыканных дырочек идёт с шипением дым, все продвигаясь вперёд, ко второй ступени. А я стоял и представлял себе, как нырнул дымок вовнутрь, как зашипели какие-то (на их взгляд) спичечки торчащие. Что-то зашипело, за искрило… Народ попятился... Как по команде грохнули все четыре двигателя второй ступени (стандартные ракетомодельные из латунных охотничьих гильз). Все сработало на пятёрочку. Старт второй ступени был идеален. Шоу продолжилось! Опять автобус - шкатулка, пассажиры – чёртики, тёти - газели. Вопли. Крики. А какой сленг я услышал! Это просто песня!!! Ну, мужики понятно. А вот что вопили дамы! Это не слова, а сплошное народное творчество. Вот тут и поймёшь, насколько могуч русский язык, как он многогранен и выразителен. Опять пассажиры, кто в дверь, кто в окно, кто поумнее - залёг. Дым рассеялся. Водитель вылезает из-под автобуса. Тёти-газели только головы подняли из травы. Но к автобусу больше не идут. И правильно. Чего судьбу испытывать? Ещё два дядьки вылезли из кювета. И стою я, с батарейками, проводом, рядом с длиннющим штырём. Я бестолково гляжу на них. Они с полным «пониманием» ситуации, смотрят на меня. А водитель (вот клоун) лихо прыгает в автобус. Это значит, проявляет расторопность, по спасению социалистической собственности... Вот болван! Забыл старое правило «Не влезай – убьёт». Или «Не знаешь – не лезь». Он прыг в автобус. Платочком так аккуратненько берет вторую ступеньку, из которой дамочек откуда-то из нутрии идёт. А он так взял ступеньку от ракеты и идёт, как букет на свидание несёт. У меня только ещё больше в горле пересохло. Я не то, что крикнуть, промычать ничего не мог, с ужасом понимая, что сейчас будет.
Не донёс... Парашют выстрелил нормально! А водитель... А что водитель? Лицо отмыли. Да и штаны отстирали…потом ...наверное. И спереди... И сзади.
Дальше - ужасы нашего городка. Милиция. Отделение. Угрозы. Папа приехал. Меня в коридор. Видно представился кто он. Это я понял, когда услышал доклады милиционеров. Потом домой. Там «баня». Совсем не педагогические методы воспитания. Потом досмотр. Выгреб папаня все сокровища мои. И с балкона, дивана, сарая. Потом продолжение с экзекуцией. Но это ещё цветочки. Решил мой старший заглянуть в свой охотничий сейф. Судя по гильзам во второй ступени в моей ракете, которые ему показали в милиции, его брали смутные сомнения о целостности содержимого сейфа. Выявлена недостача четырёх гильз, ополовиненной банки пороха. Далее не так интересно было. Особенно для меня. Ещё более горячая «баня», с применением портупеи. Меня спать - родители на кухню. А я в ночных переживаниях. Но не по поводу порки. А то, что изъяли все мои сокровища. А там и банка с бертолетовой солью, пугач под серки от спичек, кусок магния, полпакета селитры, спиртовка, стыренная по случаю в школе. Даже пробка от настоящей «Кока-колы». Она-то какое отношение имеет к ракете? Несправедливо. До слез жалко бертолетовой соли. Я её сменял на набор марок. Да и остальные припасы. Утром - папа на работу. Я - под домашний арест с изучением математики (она-то, причём тут?). А мама - в РОНО.
Но плохо я знал свою маму. Там она закатила грандиозный скандал. И в принципе была права. Она отчитала всех руководителей, кто попался ей на пути и кто находился на работе. Ее аргументы были железные. Она толкнула монолог на повышенных тонах, в безапелляционной форме, что дети шляются по улицам без дела, гоняют собак. Что школа ничего не делает. Тем временем дети предоставленные самим себе, так как родители, практически у всех, отдают долг Родине.Курят в подворотнях, а солдаты угощают их сигаретами. Вокруг ни одного кружка технического творчества. Высмеяла кружки кройки и «Умелые руки», назвав их кружками для Буратино и Мальвины. Что там интересно только детям с деревянной головой или фарфоровой. На этом фантазия руководителей по внеклассной работе заканчивалась. Что нет ни авиамодельного, ни какого другого кружка. Для показухи , для галочки по-открывали черти что, куда насильно двоечников сгоняют, в качестве наказания. В общем, как-то незаметно, из обвиняемого в происшествии, я стал пострадавшим. А пострадал я оказывается, даже рисковал своей жизнью, по вине работников школы, которые не удосужились организовать мой досуг. К тому же, которые не поинтересовались моими увлечениями. А какие ужасы могли бы произойти, если бы я пострадал, от своей пытливости и любознательности? В общем, зная, кем работает мой отец, зная мою маму, как ярую общественницу, против которой идти как против бронепоезда, РОНО, исполком, школа, сделали соответственные оргвыводы.
В общем, так был организован к началу учебного года авиамодельный кружок. А в октябре начали появляться даже спортивные секции. А в авиамодельный кружок, меня не просто записали. Меня туда вели под конвоем классная и завуч. Что называется, передали из рук в руки. И у всех в глубине души явно была надежда, что я больше ничего не построю такого, что летает высоко и далеко. А самое главное, чтобы я чего не смастерил без ведома школы. Тем более, что с этого года в программе неорганическая химия. По истории проходить будем партизанское движение во второй мировой. Их страх понятен. Вдруг я мечты о ракетах и космосе , сменю на мечты о партизанах и пущенных под откос поездах. Железная дорога ведь рядом.
Как короткий полет Гагарина, стал вехой в жизни человечества, так короткий полет моей ракеты, стал эпохальным для детей и подростков нашего городка. В кружке я больше опять увлёкся самолётами и планерами. Очень скоро родилась идея. Если в космос запускали Белку и Стрелку, почему я не могу запустить, ну хотя бы крысу за облака? А на чем её отправить? Ракета – опасно. Значит, полетит на ракетоплане. Белая крыса есть у Вовки. Планер соберём в кружке. А вот ракеты к нему я смастерю и приделаю дома, от греха подальше. Где-то я видел подходящий чертёжик планера...
Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №212042600161