Судьба солдата

(рассказ основан на информации реальных архивных документов)



В руках поисковика три документа. Три судьбы… точнее, сведения об их завершении. А может быть, судьба эта только одна, - судьба одного-единственного человека. Ведь имя во всех документах одно. И год рождения тоже один.

На архивных документах нет следов крови и следов пороха, нет на них и следов женских слез… Только ровные строчки донесений, только факты. И все же на каждой странице беспощадной тенью отпечаталась прошедшая страшная война.

Первый документ о пропавшем без вести при ликвидации прорыва врага солдате, оставившем, уходя в 1941 году на войну, жену в небольшом подмосковном городке.

Второй документ – о направлении в 1944 году с военно-пересыльного пункта в штрафную роту солдата с таким же именем и такой же фамилией, проведшим 14 месяцев в фашистском плену. Сведения о жене солдата соответствуют предыдущему документу.

И третий документ – о пропавшем без вести в 1944 году солдата с теми же именем и фамилией, годом рождения, призванном на военную службу белорусским райвоенкоматом и оставившем жену в том же райцентре освобожденной Белоруссии.

Может быть, где-то ошиблись канцеляристы, записав так имя солдата. Может быть, попавший в плен в 1941 году солдат позже ценой своей жизни искупил свою вину. А зачисленный в штрафники белорус – совсем другой человек.

Но почему-то хочется думать, что все эти три документа рассказывают об одном человеке. О человеке, ушедшем на войну из Подмосковья, оставившем семью и дом и честно вставшем в ряды защитников Отечества в годину тяжелых испытаний. А после был плен…

Сейчас уже не секрет, что женщины, жившие вблизи лагерей для военнопленных на всей оккупированной территории Советского Союза, делали все, чтобы попытаться вызволить хоть кого-то. Сколько сбежавших из плена солдат укрывали эти женщины в годы войны! Кто знает, как встретила та самая белоруска своего мужа?
 
Не имея возможности пересечь линию фронта и снова встать в строй, желая отблагодарить хозяйку приютившего его дома за спасение, солдат остается. А после освобождения Белоруссии поступает в штрафную роту и снова идет бить врага.

Идут тяжелые бои 1944-го. Враги отступают, но огрызаются свинцом на каждом шагу. Штрафники не покидают передовой. Каждому из них сейчас хочется только одного – пережить следующий бой. И солдат называет в ротной канцелярии свой старый подмосковный адрес…

Может быть, ещё живы две женщины, называвшие одного мужчину своим мужем. Две женщины, любовь к одной из которых и благодарность к другой солдат сохранил до конца своей жизни.
Поисковик переворачивает документы и убирает их в папку. Будет поиск, будут запросы… и быть может однажды перед ним на столе окажутся две фотографии одного погибшего в бою советского солдата.


PS. В Книге Памяти Московской области также находится упоминание о солдате с именем, фамилией и годом рождения, совпадающими со сведениями описанных документов. Солдат погиб в 1944 году, на территории Латвии, где и был похоронен.


Рецензии