Волшебница Туниш из замка Сент-Миклош

Мы познакомились в замке Сент-Миклош год назад, во время презентации моей второй книги. Первое, что запомнилось: мудрые темные, познавшие жизнь глаза и легкая, доброжелательная улыбка, притаившаяся мотыльком у краешек губ.
Тогда я воспринимал Татьяну Михайловну Барташ как гостеприимную хозяйку замка. И только со временем, знакомясь с ее творчеством, понял, что судьба сделала мне подарок – духовно обогащающее общение со скромной, многогранной личностью, умеющей творить сказку, зажигать созидательной любовью детские сердца.
Встречаясь с Татьяной и ее мужем Иосифом, получил я ответ и на многие другие, порой мистические вопросы, которые ныне больше чем реальность.
Сегодня я делюсь с читателями тем немногим, к чему разрешила мне прикоснуться эта удивительная семья.

АКСИОМЫ ЖИЗНИ

Замки и люди. Что роднит их, порой таких разных, на первый взгляд не подлежащих сравнению? Одни, возвышаясь над суетой мира, живут тысячелетиями. Те, кого они приютили, всего лишь страничка, несколько судеб в их жизни. Что это – случайность или некая закономерность, которую мы не желаем признавать?
Моя встреча с Татьяной  Михайловной произошла в замке Сент-Миклош, в ее рабочем кабинете и в то же время жилой комнате – замок ремонтируется и его  скромные хозяева живут фактически в экстремальных условиях. Но следует  отдать должное и замку – он, как может, помогает этой семье в их начинаниях и даже порой преуспевает в этом.
– Такой, какая я есть, я стала благодаря родителям, – отвечая на один из вопросов, задумчиво произнесла Татьяна Михайловна. –  Мне с папой и мамой повезло. Мама, Екатерина Кейпаза, всю жизнь проработала в селе Чинадиево учительницей. Строгая, заботливая, требовательная, чему приучила и меня. Я же больше тянулась к отцу – Петричко Михаилу. У него была непростая судьба. За участие в ОУН  он прошел через репрессии и сталинские лагеря. Потом в селе создал ячейку «Просвиты». Помню еще маленькой, как приезжали с районов люди, как расставляли стулья. Если кто-то не приходил, то место пустовало, на него никто не садился. Такого уважительного отношения к близким по  общему делу однопартийцам невозможно забыть.
Отец имел большое терпение. Он постоянно что-то мне рассказывал, показывал, всему учил. Когда выпадала свободная минутка, шел в горы и брал меня с собой. Там, на природе, отец учил меня аксиомам жизни. «Умей выслушать, – напутствовал он. – Посмотри, как в селе говорят, не слыша друг друга. Перебивают, не дают высказать свою мысль. Это скрытые амбиции, а они не приведут к пониманию.  Учись на других, наблюдая за мелочами со стороны. На каждом шаге можно увидеть многие этапы нашей жизни… Ты не такая как все… В одной доле мгновения может прийти озарение, и ты увидишь что-то интересное, необычайное». Два раза в жизни я это испытала... С годами эти аксиомы стали чертой и моего характера.
Особенно запомнился брат дедушки Андрей, который под старость вернулся к брату, купившему старый столетний дом, построенный в закарпатских традициях. В поисках работы,  жизненных знаний и мудрости в свое время он объехал весь мир. Работал в Англии, Америке, Мексике. Увиденное и пережитое позволяло ему быть простым и понятным в общении. Его можно было слушать часами. И было чему поучиться. А что сейчас происходит во многих  закарпатских семьях? Дети боятся своих родителей или вообще игнорируют их. Мат и ругань в доме - это больше чем реальность. О традициях я уже не говорю. А ведь они- то были. Это я помню по своей семье.
У нас дома трапезничали всегда с какой-то новой историей, мудростью. Потом я поняла, что мои родители поступали так умышленно: они использовали опыт монахов, которым во время еды читали лекции. И это так же наложило на меня свой отпечаток.
В детстве, когда мне было 9-10 лет, я, как и все дети, была непослушной, иногда шкодничала. Меня воспитывали: «Проси прощения, тогда пустим тебя играться». Я молчала в ответ. «Ну,  вот сосед просит! Скажи, я больше не буду». А я не могла сказать этого. Я помнила раз услышанные слова отца: «Бог в каждом из нас. Ты должна быть честной перед собой». И я старалась быть честной. Не говорить и не обещать того, что не будет соответствовать  ожиданиям моих родителей. Ведь если я не сдержусь, то  будет повторение этой же ситуации. А с моей стороны это станет обманом. Поэтому я никогда не оправдывалась и не доказывала что либо, если была права. Считала: почему я это должна делать, если это не так. С годами я поняла, что достаточно три дня, чтобы думать над своей проблемой, словом-паразитом, привычкой, и они уходили.
К книгам пришла не сразу. Мама жестко, по-преподавательски требовала чтения предусмотренной школьной программой литературы. Этих книг я не брала. Наверное, потому, что требовали. Любовь к книге привил отец. Однажды он подошел к шкафчику, достал Р.Киплинга и ненавязчиво, нежно по-философски сказал: «Это для тебя! Я рекомендую». В этот же вечер я тихонько взяла книгу и на одном дыхании проглотила ее. Потом меня невозможно было остановить. Читала очень много. Еще больше носила в себе. Перестраивалась с помощью отца. В 13 лет я очень много спорила. Однажды я была готова сказать родителям, как я считала, вполне обоснованную резкость. Но промолчала, поняв, что я могу им причинить боль. Так я усвоила  один из уроков сдержанности.

ПЕРВЫЕ ШТРИХИ

Замки и люди! Над ними проплывают облака, шурша опадающей листвой, проносятся годы, сменяются эпохи. Приходит день, когда человек впервые подходит к замку и с трепетом в душе прикасается ладонью к седой старине. И в этот миг происходит одно из самых великих таинств в их жизни...

Как рассказала Татьяна Михайловна, рисовать она начала с пяти лет. В основном это были ранее виденные лошади. Потом появились другие творческие заботы – началась учеба на фортепиано. В первые недели хотела бросить, но ее убедили. Через несколько месяцев ежедневная многочасовая игра перестала утомлять, принося радость.
На всю жизнь запомнилось Татьяне Михайловне ее первое  знакомство с замком Сент-Миклош. Это произошло в 19 лет. Из Чинадиева выводилась воинская часть, военторг, в котором они еще детворой покупали солдатские пилотки и звездочки.
И вот он, замок, сиротливо возвышается над селом с заколоченными дверями и окнами. К нему тянет, он манит по ночам во снах. В один из дней любопытство пересилило страх и она, взобравшись на сложенные доски, протиснулась в окно.
В лицо с осыпавшихся стен, обнаживших раны старика, повеяло тайнами и еще чем-то новым и в то же время таким близким для нее. Ответ Татьяна найдет через много лет, переступив порог замка для того, чтобы разделить его одиночество, вдохнуть в него жизнь своим творчеством...
Потом был Ужгород. Учеба в художественном училище. В  разделе керамика преподавала Аверкиева с ее детально прописанными занятиями. Следующей ступенькой стал Львовский полиграфический институт. Семь преподавателей, внося свое,  терпеливо учили рисунку, графике.
– В эти годы более всего любила смотреть на облака, небо и звезды, – вспоминает Татьяна. – Порой ложишься на землю и, ни о чем не думая, часами смотришь за картинами в небесах. Когда удавалась свободная минута, убегала в горы полежать, посидеть. Так отдыхала. С возрастом это ушло. В дополнение к живому общению с природой пришло новое.  В 90-х года прошлого столетия  я увлеклась фантастикой. Моими любимыми авторами стали Олесь Бердник, Роберт Шекли, Клифорд Саймак. Приходила в магазин «Кобзар». На какую книжку меня потянуло, ту я и покупала. По такому же самому принципу подбирала книги и в библиотеке. Прочитанное пропускала через себя.
В 28-29 лет я перечитала Ошо,  все лекции Павла Глобы, чтобы выбрать путь, каким по жизни идти. Вскоре я нашла внутри себя именно то, чем я была.
Знаменательное событие произошло в моей жизни, когда мне исполнился 31 год. В моей жизни появился Йосиф Бартош. Муж после отца стал тем человеком, который меня не только понимал, но и во всем поддерживал.

КОГДА СБЫВАЮТСЯ МЕЧТЫ

Замки и люди. Они радуются редким встречам. От этого общения люди еще больше ценят знаки внимания, душевное тепло окружающих и сами начинают дарить радость, доведя процесс рождения положительных эмоций до совершенства.
Сделать подарок – это так просто. В современном обществе создана целая индустрия, помогающая людям подарить близким радость. Но это только на первый взгляд. В действительности все еще проще, только этого надо всем сердцем желать.
То, чему научило Татьяну Михайловну общение с природой, замком, довело ее дар делать подарки до высшего совершенства.
– У меня в Мукачево в свое время жила подруга, – улыбнувшись, продолжила она воспоминания, – которая, как художница, мечтала об акварельной коробке с красками. Проще всего было купить эту коробку и подарить ее. Но реакция будет не той и не то здоровье и заряд положительных эмоций получит близкий человек. Я подобрала обыкновенную коробку от конфет, куда один к одному вмещался мой акварельный подарок, приложила к нему бутылку шампанского и подарила его. Подруга вежливо поблагодарила за «конфеты», но когда открыла коробку под пенящееся шампанское, то ее изумлению и радости не было границ.
Подобный подарок я «оформила» и своему мужу Иосифу, композитору, человеку творческому… Нашла от когда-то купленного плеера коробку, пошла на завод, вложила вышитый мною головной убор и попросила обклеить ее и упаковать как заводскую. Подарок подложила под одеяло. Реакция 45-летнего мужчины была вполне предсказуемой. В его глазах я прочитала немой вопрос: зачем мне этот плеер? А ведь все просто. Для того,  чтобы сделать человеку приятное, необходимо совсем немного. Знать его вкусы. В момент открытия подарка и происходит самое большое чудо. Именно в эти секунды, когда меняется впечатление от подарка, внутри у человека происходят самые большие изменения. Происходит стремительный перепад настроения с максимальным эмоциональным всплеском. Совсем немного, а близкий для тебя человек уже счастлив.

Окончание: http://www.proza.ru/2012/04/29/684
Михаил Темнов, г. Ужгород.


Рецензии
Спасибо, Михаил. Ваши статьи замечательные. Я там недавно также побывала. Вот, делюсь впечатлением.http://www.proza.ru/2015/07/01/78
Незабываемая поездка.
С уважением,

Светлана Демченко   01.07.2015 01:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.