Зеркала

В одной небольшой, но очень хорошей антикварной лавке, где на кованых полкочках и резных столах стоит множество замечательных старинных вещей - музыкальных шкатулок, витражных ламп и старых телефонов, алхимических наборов и потрепанных книг в кожаных переплетах,  прелестных сувениров и китайских ваз - висели на стенах друг напротив друга два удивительных зеркала.

Одно зеркало было длиннее и уже, с помутневшим от времени стеклом, в уголке которого виднелась трещина. Рама его была сделана из тяжелого чугуна в виде дубовых листьев, желудей и роз с большими шипами, которые смотрелись настолько натурально, что возникало желание их потрогать и проверить, не настоящие ли они. Лет этому зеркалу было, наверное, не меньше трехсот, а может быть, даже и больше. Давным-давно его сработал один мастеровитый немецкий стекольщик, имя которого так и осталось неизвестным, но владелец магазина любил рассказывать своим покупателям легенду о том, что этот стекольщик якобы дружил с эльфами, которые и помогли ему сделать это чудесное зеркало, - однако все напрасно. Как ни крути, а вид у старинного стекла был жутковатый, хотя и красивый, и люди ни в какую не хотели его покупать.

- Того и гляди, из него Гитлер вылезет, - как-то раз сказала старушка еврейка, случайно заглянувшая в магазин, передернула плечами и поежилась. - Да и дорогое оно больно.

А второе зеркало, висевшее напротив, было полной противоположностью первого. Ему не было еще и ста лет, и стекло у него было чистым и прозрачным, как глаза ребенка, а само оно было небольшим, в полметра высотой, и имело овальную форму. Его резная деревянная рама  изображала причудливые, перевитые между собой цветы и листья. Сделано это зеркало было непонятно где и непонятно кем, возможно, даже не профессиональным мастером, - но выглядело поистине очаровательно. Однако, несмотря на привлекательную наружность, это зеркало никто не хотел брать. Оно висело на стене в антикварном магазинчике и ждало своего часа.

Несмотря на существенные различия во внешности и в возрасте, два зеркала дружили. Маленькому зеркалу очень нравилось большое зеркало. Оно, наверное, даже восхищалось им. Большому же зеркалу было приятно общество маленького, и по ночам, когда владелец антикварной лавки выключал повсюду свет и уходил, они частенько болтали.

- Ты такой удивительный, - говорило маленькое зеркало, смотрясь в большое и отражаясь в нем бесконечным коридором. - Ты даже меня отражаешь не так, как другие зеркала.

- А ты когда-нибудь висела напротив другого зеркала? - улыбалось старое стекло.

- Никогда, - смущенно отвечало ему маленькое. - Я даже не помню, была ли я где-нибудь еще, кроме этой лавки. Была вроде одна красивая девушка, француженка, у которой я висела в будуаре... А тебя, говорят, сделали эльфы.

- Может быть, и эльфы, а может быть, и нет, - задумчиво отзывалось большое зеркало, после секундного молчания. - По мне так обычные люди. Ни капли волшебства.

- Я не верю, - овальное зеркальце улыбалось в ответ. - А расскажи мне что-нибудь. Ты, наверное, видел много лиц.

Старое зеркало молчало. Иногда оно, разумеется, отвечало своему юному другу что-нибудь, чтобы не обидеть его своим молчанием, - однако, из тех фраз, что оно произносило, было невозможно понять почти ничего. Маленькое зеркало, в свою очередь, догадывалось, что у его друга есть какая-то тайна, но тоже молчало. Оно понимало, что есть  вещи, о которых лучше не говорить вслух.



А время шло. Иногда маленькое зеркало видело в своем большом товарище удивительные картины и тотчас же  отражало их, и в его отражении эти картины становились красивей. Большое зеркало только бесшумно улыбалось и вздыхало по ночам, когда никто не слышал, а в глубине его стекла бродили смутные, неясные тени, похожие на тех, кто некогда его создал. Но вот в один прекрасный день жизнь зеркал круто изменилась. Как-то раз весной, в обеденный перерыв в лавочку зашла одна симпатичная женщина лет тридцати пяти, - да так и осталась там до вечера, ходила среди сувениров и шкатулок, разглядывала и трогала их. Все ей нравилось необычайно, но она так ничего и не купила. Наконец, она остановилась перед большим зеркалом, и из ее груди вырывался вздох восхищения:

- Подумать только! Даже не верится, что на свете еще остались такие зеркала!

- Это зеркало  сделал удивительный человек, - владелец лавки тотчас же возник за ее спиной. - Он жил в конце семнадцатого века в Германии. Говорят, ему помогали эльфы, и поэтому вещи у него получались поистине великолепными, - и даже волшебными, с позволения сказать. Не желаете ли купить?

- Я подумаю, - выдохнула женщина, расширенными глазами вглядываясь в глубь темного стекла.

Она еще немного постояла перед зеркалом и вышла из магазина. Когда она ушла, маленькое зеркало возмущенно заметило:

- Ишь ты, какая фифа. Наверняка у нее нет мужика, и она хочет, чтобы ты ей его показало. Решительно не понимаю таких женщин.

- Я никому не показываю никаких мужиков, - прохладно ответило старое зеркало. - А если тебе так уж хочется поупражняться в сарказме, тренируйся вон на той старой люстре. Ей недолго осталось, она и так вот-вот упадет.
Маленькое зеркало обиженно замолчало и больше не разговаривало со своим другом в тот вечер. А на следующее утро странная женщина пришла снова, и провела целых два часа, смотрясь в большое зеркало, - словно в надежде что-то там увидеть. Однако, она и на этот раз его не купила и ушла.
Негодованию маленького зеркала не было предела.
- Она что, думает, что может вот так просто в тебя пялиться целых два часа, - ныло оно, пока большое зеркало сочувственно молчало. - Раз ей уж так сильно хочется гадать, пускай гадает в другом месте...!
Большое зеркало ничего не отвечало. Оно знало, что возражать маленькому в данном случае бесполезно.
А женщина стала появляться в магазине каждый день.  Маленькое зеркало ужасно злилось на нее, и однажды, когда та обернулась, от злости отразило ее такой некрасивой, что та в испуге отпрянула.
- У вас какое-то странное зеркало, - сказала она владельцу магазина. - Отражает Бог знает что. Знаете, завестье-ка Вы его лучше, а то мало ли что. Я, конечно, не верю в сказки о том, что демоны могут жить в зеркалах, но все-таки...
Хозяин магазина, разумеется, не послушал ее совета, однако, к маленькому зеркалу стал относиться настороженней. А то с каждым днем становилось все злее и злее, и в конце концов его стекло так помутнело, что почти перестало отражать что-либо.
- Она закрывает мне тебя, - жаловалось оно большому зеркалу. - Гадкая, противная женщина. Когда она однажды запела, я едва не потрескалась. Это же надо, какой отвратительный голос.
- Да успокойся ты, - вздыхало большое зеркало, и тени в его глубине чуть колебались, словно вздыхая вместе с ним. - Ничего дурного она не сделает. Она хорошая женщина, просто много страдала. А ты ревнуешь.
- Ты не понимаешь, - плакало маленькое зеркало, - раньше ты отражал удивительные картины, которые могли сравниться разве что только с самыми прекрасными сказками самого доброго сказочника на свете! А теперь ты отражаешь только ее, и я не вижу настоящего тебя.
- Ты сама и отражала эти картины, - стекло большого зеркала подергивалось дымкой, и оттуда выступали неясные очертания движущихся в танце человеческих фигур. - Ты отражала их так, что они становились красивыми, хотя на самом деле они ничуть не красивы. Что я видел? Кровь, боль и слезы. Не приведи Господь тебе такое увидеть, но спасибо тебе за то, что ты умеешь видеть прекрасное даже в самом дурном...
- Тогда почему я не могу увидеть прекрасное в этой женщине, почему?! - восклицало маленькое зеркало и погружалось в звенящую стеклянную тишину. Большое зеркало в ответ лишь вздыхало.

Прошел апрель, наступил май. Маленькое зеркало привыкло к тому, что женщина иногда заходит в магазин, но все равно ее недолюбливало. Его помутневшее было стекло стало потихоньку очищаться, однако, первоначальной чистоты в нем уже не было. А большое зеркало, напротив, становилось все чище и чище.
 - Пожалуй, я даже перестану хотеть в музей, - как-то раз сказало оно маленькому зеркалу. - Мне нравится здесь. Тут уютно, спокойно, никто никого не мучает и не убивает. И люди добрые ходят.
Маленькое зеркало промолчало, но усмехнулось про себя. " Вот кретин, - подумало оно, - влюбился на старости лет. А, впрочем, не мое это дело. Я буду очень рада, если эта женщина однажды заберет его себе, но ведь у нее наверняка нет денег, иначе она бы уже давным-давно его купила. Ах, что же будет с беднягой, если она вдруг исчезнет?"
Однажды в лавочку зашел молодой человек приятной наружности. Он выбирал подарок для своей любимой, которая, по его словам, была серьезно больна. Случайно его взгляд остановился на маленьком зеркале.
- Я возьму его, - сказал он. - Оно такое печальное, - почти как глаза моей девушки. Ах, если бы только она выздоровела!
Маленькому зеркалу понравился молодой человек. Оно давно мечтало кому-нибудь помочь, и теперь ему предоставлялся на редкость удобный случай. Оно с таким нетерпением ждало, пока его завернут и положат в коробку, что даже забыло попрощаться со старым зеркалом, которое,как всегда, было погружено в свои мысли. И вот, вечером его уже повесили на стену в полутемной, уютной маленькой спальне.
Девушка, о которой шла речь, действительно выглядела очень больной. Ее большие глаза окаймляли темные круги, а на голове была черная повязка из шелка. "Химиотерапия, - догадалось маленькое зеркало. Раньше оно часто слышало это слово, но только теперь поняло его истинное значение. - А ведь бедняжка такая красивая. Ей еще рано умирать. Интересно, почему же все так получилось? Я буду не я, если не помогу ей и не найду ответа на этот вопрос."
- Привет, зеркало, - сказала девушка. - Какое ты красивое. Мне кажется, или я и впрямь стала выглядеть лучше?
- Конечно, правда, - по-своему ответило ей зеркало. - Ты только верь мне, и все будет хорошо.
Девушка слабо улыбнулась в ответ. Теперь она каждый вечер по нескольку минут проводила перед зеркалом, вглядываясь в его чистую темную глубину. А зеркало, в свою очередь, показывало ей картины, подсмотренные у старого зеркала в антикварной лавке, но чаще всего - показывало ее саму, ту, какой она являлась на самом деле.
- Да, я далеко не совершенство, я знаю, - говорила девушка. - Я всегда была слишком обидчивой, ранимой  и эгоистичной. Видимо, потому и заболела этой ужасной болезнью.
- Ну да, я тоже не совершенство, - отзывалось зеркало. - Например, я ревновала своего друга к его женщине. Однако способность отражать у меня никуда не делась, да и у тебя твои способности тоже никуда не пропали. Попробуй, скажем, что-нибудь написать или нарисовать. Мне кажется, что кто-то наверху сильно хочет, чтобы ты этим занялась.
- Но я не умею, - пожимала плечами девушка. - Я всю жизнь только и делала, что читала книги и работала с детьми.
- А ты попробуй, - отвечало ей зеркало. - Я уверена, что у тебя получится.
И женщина стала рисовать, - сначала коряво и неуверенно, но со временем все лучше и лучше. Она рисовала те образы, что увидела в своем зеркальце, которое теперь считала чуть ли ни волшебным. Ее возлюбленный, видя, как она радуется, радовался вместе с ней. Постепенно девушка стала выздоравливать, и  уже через полгода врачи сняли свой страшный диагноз, а еще через полгода на голове девушки заново выросли чудесные черные вьющиеся волосы. Теперь она больше не ходила в своей черной повязке, а ее глаза просто лучились счастьем.
Маленькое зеркало втайне гордилось проделанной работой, но не слишком зазнавалось. Она понимала, что ей во многом помогли его друзья - большое зеркало и кто-то, кто наверху. "Вот бы мне снова повидаться с большим зеркалом, - думало оно. - Наверняка он так и висит в антикварной лавочке, а его подружка ходит к нему и часами перед ним торчит. Впрочем, я уже совсем не злюсь на нее. Наверное, потому, что совсем ее не вижу".

Прошло несколько лет. Маленькое зеркало по-прежнему висело в спальне у своей хозяйки, теперь уже большой и светлой - она вышла замуж за своего возлюбленного, и они переехали в новый дом, - и отражало все, что бы та ни  пожелала увидеть.  Картины молодой художницы расходились на ура, и многие даже считали их волшебными.  Однажды в дом принесли большую деревянную коробку с чем-то очень тяжелым. Маленькому зеркалу показалось, что от нее веет чем-то знакомым, а когда ее открыли, в ней оказалось то самое большое зеркало из антикварного магазина.
- Ты?! - воскликнуло маленькое зеркало, когда его старого друга повесили на стену, на этот раз рядом с ним. - Боже мой, как я рада тебя видеть! Рассказывай, откуда ты. Как ты тут оказался...?
- О, это одна из самых добрых историй, которые мне когда-либо доводилось наблюдать, - улыбнулось большое зеркало. - Но сначало я скажу, как я рад тебя видеть. Я гляжу, ты стала еще красивее, чем была.
- Это замечательный дом и замечательные люди, - сказало маленькое зеркало. - Я очень  рада, что сюда попала. Рассказывай, что у тебя.
И большое зеркало рассказало, как богатый господин подарил его той самой странной женщине, каждый день приходившей в лавочку. Богатый господин был стар и серьезно болен, - но он полюбил ту женщину всей душой, и, что удивительно, - она тоже полюбила его. Она переехала к нему и ухаживала за ним, как мать, а тот отвечал ей необычайной нежностью. Прошло время, и тот старый господин умер, а его возлюбленная едва не покончила с собой, но в последний момент одумалась, взглянув в старое зеркало.
- А потом она учредила фонд помощи детям-сиротам, - закончило свой рассказ большое зеркало, - потому что тот господин оставил ей после своей смерти достаточно денег. А меня она привезла с собой, потому что теперь  тоже будет жить в этом доме. Она - мама вон той замечательной девушки.
Маленькое зеркало посмотрело на свою хозяйку и улыбнулось:
- Я уверена, что теперь все будет хорошо.
И вот теперь два зеркала висели на одной стене, но больше не смотрели друг на друга, а отражали тех, кто смотрелся в них. И маленькое зеркало больше не ревновало большое зеркало к его подруге, а большое зеркало не сердилось на маленькое. И жили они долго и счастливо, ведь счастье зеркала - в хороших людях, которых оно отражает.
КОНЕЦ


Рецензии
София, это просто потрясающе!
Вы - либо исключительно талантливы, либо просто отличный филолог! Или и то, и другое...
Каждое слово, каждая фраза, каждая деталь описания подобраны с невероятной точностью! Никогда бы не подумал, что мне может быть интересен такой жанр и стиль, но "Зеркала" я прочёл три раза подряд и каждый раз будто сам находился в той антикварной лавке, а затем - в том доме.
Образы Зеркал совершенно удивительно созданы вами. Если бы Интернет позволял отблагодарить вас больше - отблагодарил бы больше! Но могу лишь сказать: СПАСИБО!!!

В этой стране стоит жить, если молодые девушки способны создавать такие шедевры.
Спасибо вам, София!

Леонид Михайлович Товбин   22.12.2012 16:04     Заявить о нарушении
Кстати, искренне недоумеваю, почему до сих пор я - единственный, кто оставил отзыв о "Зеркалах". Люди совершенно утратили чувство прекрасного - не туда смотрят и читают совершенно не то, что стоит читать.
Понимаю, что глупо просить, но всё-таки прошу: создайте ещё одно подобное произведение. Обещаю стать первым читателем!

Леонид Михайлович Товбин   22.12.2012 16:06   Заявить о нарушении
Не стоит так меня хвалить. Все же мне еще работать и работать.
Но большое Вам спасибо на добром слове.

София Незабвенная   22.12.2012 20:46   Заявить о нарушении
Я создам, но вряд ли уже что-то подобное) Если будет интересно - почитайте цикл про Камелот. "Дуб и Омела" называется. Хотя это, конечно, на любителя.
Огромное Вам спасибо!

София Незабвенная   23.12.2012 09:30   Заявить о нарушении
Что ж... Примемся за Камелот!

Леонид Михайлович Товбин   23.12.2012 18:58   Заявить о нарушении