По плавничкам

                Только – для – сума – сшедших!
                Гессе, Степной волк

                (или путешествие из Амстердама в Монте-Карло,

                в котором  Р – это «Рыбы Монте-Карло»,
                А – это «С пересадкой в Амстердаме»,
                а А.Ра – чудик с чашками-стаканами, потерявший чемоданы во внешних городах)



Если у степного волка – только две шкуры, то сколько же икринок у рыбы? А у рыбы, которая умеет летать, – ещё и целое небо – по ту сторону купола земли (море – по-эту), а между ними – человек: «А я здесь, на лестнице в небо. Дышу своими древними жабрами, и упрямо лезу вверх» (Александр Ра).


...В прозе Александра чересчур много всего и чересчур мало. Нет, не места. Это в метро мало места, давка и духота с большими буквами выхода. В прозе Александра, наверное, нет выхода (вот такого П О Б У К В Е Н Н О Г О), и это отталкивает многих. Те, кто остаются, никуда выходить не собираются.

Рассказ «Рыбы Монте-Карло» – это не просто взятая высота, это глоток воздуха. Дышать на высоте – очень сложно, у Александра получилось сохранить лёгкость (то ли потому, что помогал мостик иронии, привет Гессе, то ли потому, что – умничк). Если в «Не оставляя следов» у автора росло дерево, в котором было важно даже не путешествие во времени, а каждый листочек, рассматриваемый – словно под микроскопом – на ладошке робеющего мальчишки (то есть внутренний воздух), которое расцвело – чудом в конце, то в «Рыбах» – история человека в одном дне в две тысячи лет: «Теперь можно попробовать придержать время, с которым сегодня творится что-то неладное. Если полдень был две тысячи лет назад, то когда же было утро?» (Р).

С одиночеством на миллион:
«Прошёл миллион лет. Больше. Солнце остыло и рассыпалось на фонари и витрины, материя стала ещё темней и загадочней» (Р)

Не без столетней истории Маркеса, но и без неё. Потому что только своей. Жизни одного человека, уложенной (тепло ли тебе, девица?) в один день. И даже если тепло – только прелюдия к тому, что будет после (А.Ра, Тепло), автор не играет его на бис. А щедро разливает (по стаканам и чашкам). Даря то же чудо в конце, только полёта.


Но прежде чем засесть за мелочи. И вспомнить о сотворении мира (Р). Мира от Александра Ра (то бишь, под солнцем). О скучном – обо мне.

Когда я говорю, что писатель – это человек, чей почерк вы узнаете, а слова – нет (потому что они только его), я твёрдо уверена, что у настоящего писателя должен быть свой личный словарь. Со сносками (из жизни, сновидений, любимых книг), но свой. К примеру, когда я говорю о колокольчике – я думаю сразу о мелодии побеждающей смерть, а не о сельском быке Ваське. Когда кто-то думает о Ваське – это тоже хорошо. Плохо, когда слово не отсылает ни к чему – тогда на фермах писателей вырастает любовь-морковь и прочие гибриды. У Александра хороший вкус и у каждого слова своя предыстория. О которой он сам, наверняка, забыл. Даже я забыла, но я дотошная и памятная.

Не верите?  А зря! Ведь даже определение жанра «путевыводитель» было придумано раньше! Судя по дате публикации, ещё в 2010:

//Два новых слова

(Александр Ра)

путевводитель
и
путевыводитель

© Copyright: Александр Ра, 2010//

Не говоря уже о большем. Но сначала о смешном, уродиях труда, к примеру:

«Ещё толчок – и руки свободны; то ли  воздеть их к небу, то ли схватить орудия труда» (Р.)
vs
@Звучат трубы. Яркий луч света опрокидывается на Панкрата, который стоит с руками, воздетыми к небу@ (А.Ра, Беседы с Панкратом).

Мелко? Тогда нырнём ещё глубже, хотя бы в сети хронотопа.

От «Пересадки в Амстердаме» – до «Рыб» любимыми топами Александра были аэропорты: «аэропорты - двери в мир» (Алексадр Ра), только менялись напитки: от джин-тоника

«Еще джин-тоника стакан –
и к чёрту завтра,
наточит лезвие Оккам-
транквилизатор,
пойдут по выбритой земле
другие сутки,
и засияют в хрустале
алмазы скуки»
(А.Ра),

точнее, «Хайнекена» – до пересадки в Амстердаме, немцев, которые «пьют пиво на своём немецком языке», в (А) и бутылок:

«Вот сюда я шёл, оказывается. Бар вполне уютный, как на воле. Двойной скотч, пожалуйста. Нет, Black Label. Да, со льдом. А она всегда джин-тоник, с чуточкой лимона. Из высоких бокалов, что одного-мало-двух-много, и от этих двухмногих потом нам не казалось мало» (А)

и опять джин-тоника – ей.

Она (лир.героиня) – всегда разная (как и он, конечно, герой) и, в то же время, – нет: пританцовывающая:

«Она была всё время в движении, в непрерывном танце, вокруг постоянно кружили люди» (А)
vs
«Она стояла в очереди прямо передо мной. Не стояла, конечно, а пританцовывала» (Р),

с ускоренным – временем, пульсом – «У неё частый пульс, и её время – быстрое и ненасытное» (Р), обменом веществ. Обменом, обманом. Не люблю эти слова. Любить – то, что не любишь, и пытаться понять – очень важно и нужно. Для писателя. Что Александр и делает, и делает успешно:

«И если для меня танцы до упаду – тоска зелёная, а для неё – естественная радость, то это не только о ней и обо мне, но и о танцах. И куда важнее о танцах, чем о ней и обо мне, ибо мы были да сплыли, а они были, есть и будут» (Р). И совсем не цепляется «словами (…) за стенки, как костылями» (А).


А герой – всегда немножко маленький, что до пересадки, когда героиня обернулась и узнала его (А), что в баре – когда нет: «Она чертыхается – и мне становится весело. Как нашкодившему ребёнку, которого не поймают» (Р).

Приносящий пользу стихами

«Ярко стерильно
прилавки витрины
словно ин-витро
нерукотворно
нетошнотворно
слишком уж хитро

Идиотская привычка искать рифмы там, где их нет. Иду, разговариваю сам с собой, на радость встречным-поперечным, должна ж и от меня быть какая польза» (А)

и огоньками:

«Я закуриваю, добавляя в эту вселенную ещё один огонёк. Вот и от меня польза. Временная» (Р),

и вместе:

«(грудой мусора чьи-то слова может в печку сгодятся
обогреть не сумеют так пусть развлекут огоньками)»
(А.Ра, «пара слов»)

И кто после этого не верит в несовпадения слов, пусть бросит в меня камень. Случайные слова бывают у случайных писателей. А у Александра даже персонажи переживают разные дни на разных страницах книги – вырастая, и не просто Я становится большим:

«Бокал поближе, и абрикосовый тон сменяется кедровым. Я закрываю глаза и делаю первый глоток. В темноте он раскрывается тяжёлым цветком, растекается по моему «я», делает его больше и правильнее: Я» (Р),

и вопрос – «можем ли мы делать со своими персонажами всё, что захотим» (А.Ра, Аудиенция) – не находит точки опоры или ответа, зато появляется «это странное чувство прикосновения к истине, которая сильнее и тебя, и меня, и самой себя» (А.Ра, «Аудиенция»), а как иначе назвать вот это откровение:

«А у рыбы море всегда с собой. И кем бы она ни стала, оно будет стучать в её висках, стекать по щекам, просачиваться сквозь содранную кожу. Этого не надо бояться. Море – это жизнь. Какая ни есть. Если есть» (Р).

Или это: «Значит, общего у нас совсем мало, и как же мы можем понять друг друга – кроме как процарапываясь по рёбрам? Переход одной грани реальности в другую остр и болезненен, и его не следует совершать ползком. Рыба должна научиться ходить. Скакать. Летать! А пока не может – пусть царапает себя в кровь. В холодную рыбью кровь. Пока не согреется» (Р).

И восхождение «Подниматься намного проще, когда балласт отправлен в никогда, и его не жаль, а значит – не жаль ничего» (А.Р., Не оставляя следов), после которого человек становится «богаче на одно прошлое» (плавничок Р), беднее (?) – на одну жизнь?
– И да, и нет. Потому что лестница из моря в небо о двух концах. По крайней мере, хотелось бы в это верить, как и в то, что каждый финал – промежуточный, «на искусственном облаке, по-саваофовски босиком». И что нужно вскакивать и снова проходить – мимо, назад, вперёд –  потому что есть «ангелы с крыльями, любящие тебя, несмотря ни на что» (А).

И тогда –

............
растворится пламенная горечь,
как аванс, что спрятать не сумел,
или как сосед, Семен Егорыч,
когда дашь ему на опохмел.
(А.Ра, Турецкие мотивы),

а винные карты сложатся в одну – без камней.


И не важно, что выгнало кистепёрую рыбу (с) и оторвало от глади воды, важно, что "Любовь - не цель, а только путь" (А.Ра). А путь - не только любовь, но и жизнь. А жизнь - ухабистая (с), зато родная. Даже если двоюродная.

Сначала, прочитав рассказ, я написала кратко: общее впечатление такое - это настоящая история с разными включениями, даже камерой внутри - или зондом? к примеру, с напитками. замечательная - даже сама по себе - фило-часть и ирония - той соломкой, что смягчает, и не «пролетариата» (Р), а совести – чести:

// забывая где кинул соломку как умный заранее,
что готовил ночами из мыслей и совести-чести//
(А.Ра, «длинными строчками»).

А потом поняла, что нельзя не собрать их вместе. Потому что так огоньков будет больше – целое созвездие из букв А.Р. - Солнечное созвездие (тихонько шкрябающееся где-то в районе солнечного сплетения (читателя) колючее, но очень тёплое!)
______________


«Всю эту пафосную херню прерывает звонок сдохшего – казалось – телефона. Достаю его из кармана и, не глядя на экран, швыряю в сторону невидимого моря. Долетит ли? Телефон смешно кувыркается в воздухе, его мерцающий огонёк всё ниже и ниже, сейчас исчезнет... и вдруг у него вырастают крылья, он взмывает вверх, и летит, и поёт: «Soon oh soon the light...»*

ну и так далее»

……………………
моих стихов рассыпанные строчки

ненужные и чуть смешные

как неуслышанные позывные

лежат в снегу и молят об отсрочке

кровоточа резными лепестками

теряя смысл – и чудом обретая

шальную легкость и тела чумные

в чужую высь свободно улетают

ночными телефонными звонками

(Александр Ра)



Список выпитых джерел:
1. Гессе, Степной волк
2. Александр Ра, Рыбы Монте-Карло (http://www.proza.ru/2012/04/27/1463).
3. А.Р: С пересадкой в Амстердаме (http://www.proza.ru/2010/02/07/1527)
4. А. Ра, Не оставляя следов (http://www.promegalit.ru/publics.php?id=4390)
5. А. Ра, Аудиенция (http://www.proza.ru/2011/05/29/69)
6. А.Ра, Два новых слова (http://www.proza.ru/2010/04/08/96)
7. А.Ра,  длинными строчками (http://www.proza.ru/2010/03/18/579)
8. А.Ра, ещё пара слов (http://www.alterlit.ru/publications/24235/)
9. А.Ра, девять строчек и так далее (http://www.alterlit.ru/publications/24229/)
10. А.Ра, Тепло (http://www.proza.ru/2010/11/22/94)
11. А.Ра. Откровение 3, о любви (http://www.proza.ru/2009/12/04/458)
12. А.Ра, Беседы с Панкратом - 2 (http://www.proza.ru/2010/09/15/1207)
13. А.Ра, Турецкие мотивы (http://www.proza.ru/2010/10/28/22)

*
и одна путевыводящая звёздочка:
http://www.youtube.com/watch?v=__E2MCi35ZA


> фото: Clint Newsham ©


Рецензии
Ух ты! Как интересно взглянуть на свои следы со стороны. Кто ж мог подумать, что так все запущенно...
Наверное, просто бьешься все время с одними и теми же призраками, и все больше уходишь на их территорию - и это значит (наверное), что победа все ближе и ближе... к чему?
Спасибо!!!

Александр Ра   28.04.2012 00:00     Заявить о нарушении
Натоптали!!! Честно я сама не думала, я хотела писать о карте вин)) т. есть всех твоих напитках, а в итоге тяпнула сама (в переносном!), а сюда и не притащила (а неча)

и не нужно биться. по-моему, в рыбах тебе удалось разбить (а это же на счастье?), ведь телефон полетел! и главное, что кровь тёплой стала. а вначале же был холодный (а я тебе всегда говорила, ворчливо! что главное до чёртиков допиться))

Марина Гареева   28.04.2012 00:05   Заявить о нарушении
Наконец! Сформулировала

(потом прочтёшь, я буду писать тут потихонечку)

Вот что важно: у тебя очень ювелирная работа в нём: если раньше я тебя просто читала, тут мне нужно время - чтобы увидеть каждую деталь. Это не просто макет «города», это сконструированное нечто - которое нужно рассматривать под микроскопом. Чтобы шпиль каждой башенки оценить.

К примеру, «зеро на палочке»

Это же какая тончайшая иголка! А острая

Поэтому это рассказ (или всё-таки новелла?) не для поверхностной пробежки. и поэтому меня раздражают общие фразы о нём. По точности слов он равен тому времени что писался (я серьёзно). а по наполнению!!

и странно, но в нём очень много лёгкости (в отличие от предыдущей прозы. я имею в виду - в наполнении). наверное, поэтому считывается она (как у меня было с Чю) в первую очередь. и, наверное, это тоже хорошо

Марина Гареева   30.04.2012 23:54   Заявить о нарушении