Москва - город с большой дороги

 Кто только и когда только не пытался объяснить феномен заштатного городишки, ставшего столицей одной из крупнейших империй на Земном шаре. Это приписывалось и географическому положению, которое, кстати, гораздо хуже, чем у Твери или Смоленска, и лесам, но в России есть места и более лесистые, и, конечно, особому типу человека — москвичу. К сожалению, вся существующая историография России и сейчас, и до революции писалась в угоду Москве. Поэтому мы  реально не знаем истории собственного государства, а лишь историю становления Московского Княжества, да и то с промосковских неоднократно переписанных и исправленных позиций. Так в чем же суть гипертрофированного роста и превращения одного из десятка городишек периода раздробленности в столицу централизованного государства?

 В умении грабить и жить за счет других! В XIV веке, породнившись с Ханом Узбеком, московские князья грабили Россию хлеще татар, не забывая уничтожать с помощью татарской конницы конкурентов (Тверское княжество), набивать свои карманы и отстраивать город. В 1339 году Иван Калита с помощью татар пытался ограбить и Смоленск, но не удалось. В XIV веке пришла очередь богатого Новгорода, его грабили неспеша, лет 50. А когда с финансами стало совсем туго, Иван IV (Грозный) создал особое бандитское формирование — опричнину, которая за счет грабежа провинции и убийства конкурентов вновь набивало Московскую казну. В XVII веке пришел черед грабежа пушных богатств и народов Сибири, прибыль составляла 10.000% (!) с каждой шкурки (что не снилось даже современным "новым русским"); в XVIII веке — минеральных ресурсов Урала и Алтая. Правда, значительная часть богатств теперь шла в Санкт-Петербург, который всего за 200 лет стал одним из крупнейших и красивейших городов Европы. Но и Москве кое-что перепадало, исходя из тут же придуманной теории двух столиц. В советское время Москва уверенно вернула себе прежний статус главного "грабителя". Страна разделилась на две неравных части: коммунистическую, в пределах Садового кольца, и периферию с колониально-крепостным до 60-х годов режимом. Бесплатный труд в ГУЛАГе и колхозах обеспечивал процветание Москвы. В годы развитого социализма  был найден иной "экономический" неоколониальный способ эксплуатации провинции. Москва жила перераспределением благ, решая, куда поставлять рыбу Мурманска или мясо Казахстана, а, главное, на что использовать нефтедоллары. Проценты, оставаясь в столице, обеспечивали ее жителям безбедное существование и полные прилавки магазинов. С перестройкой изменились времена, нравы, но Москва осталась Москвой. Теперь 80% финансов сосредоточено здесь, сюда же для перераспределения поступают налоги, экспортная выручка, взятки чиновникам, иностранная помощь и т.п. Да и мафия в стране также контролируется Москвой. А провинция? Она, как и прежде, ворчит, выражая недовольство; пытается, заболев регионализмом, вырваться из-под руки Москвы, как это сделали в 1991 году Союзные республики. Противоречия нарастают, но и коммунисты, и демократы, и патриоты, и ЛДПРовцы, сидящие в Думе, одинаково ратуют за великую Россию и, главное, подчиненную провинцию, которую доили, доят и будут доить во веки веков. Теперь ещё и границу продлят до Калужской области, так как своей территории не хватает, а уж очень хочется перебраться из переполненной, грязной Москвы на чистую природу, но при этом и статус столичный и льготы не потерять.

 «ТРЕТИЙ РИМ"

 Россия всегда равнялась на так называемый "Запад", который в принципе может находиться с любой стороны, но всегда за пределами России. Стремление жить "как там"— неискоренимо. Все теории и государственная идеология страны заимствованы, начиная от "шапки Мономаха" (кстати, подаренной Московским князьям ханом Узбеком), до коммунистического (капиталистического) светлого будущего. Одним из главных тезисов был и остается: "Москва - третий Рим, а четвертому не бывать!" Мир знает немало примеров гипертрофированных столиц государства, живущих за счет ограбления соседей (вспомните хотя бы древний Вавилон или Самарканд эпохи Тимура). Но вот идея жить за счет собственных провинций возникла первоначально в имперском Риме, граждане которого имели существенные преимущества перед остальными жителями страны. Затем идея перекочевала в Константинополь (второй Рим) и, наконец, в Москву, т.о. в этом аспекте тезис, несомненно, соблюден. И хотя нас постоянно уверяют, что у России свой собственный путь, московские идеи не более чем эпигонство западных веяний. Они, конечно, проявляются не так ярко, как в Санкт-Петербурге, но захватывают умы общества не менее рьяно. Чего только стоят (в том числе и в денежном выражении) возрождение старины или гигантские "украшения"  Церетели. Теперь ещё и новую властную резиденцию для "слуг народа" за миллиарды отгрохают, чтоб от народа подальше быть, а то не дай бог что случится может."Приобщение" к Западной цивилизации приобретает частенько уродливые формы, а стремление "перегнать Америку" оборачивается неистребимыми "потемкинскими деревнями". Отъедешь на двести верст от столичных палат каменных — грязь по колено да полуразвалившиеся коровники. Вот и сейчас Запад нас учит, как стать цивилизованными — смертную казнь отменить, преступников содержать на 50$ в день (кто бы от такого содержания отказался?), пенсионный возраст продлить, права национальных меньшинств (за исключением русских) соблюдать, оружие не продавать и т.д. и т.п. Сначала все возмущаются, потом политики едут на Запад, где им  предоставляют соответствующие доводы. А затем, глядишь, в Москве Дума принимает законы, в провинцию шлют циркуляры, а строптивых наказывают рублем, у них же и отобранным. И все по-прежнему, как 100, 200, 300 и более лет назад. «Живешь в России—будь покладистым". Терпение русского человека   безгранично. Работали бесплатно на столичного барина, затем на колхоз, теперь на чиновника, и будем работать; четвертому Риму - не бывать!

 МОСКОВСКИЙ СИНДРОМ

 Провинционализм, как прошлое античной и средневековой Европы, крепко укоренился в нашем современном сознании. Эталон всего культурного и интеллектуального находится в столице, куда, несмотря на ограничения в прописке (регистрации), стремится огромное количество народа. Да и как не стремиться, если лучшие учебные заведения, музеи и театры расположены здесь; настоящую карьеру и известность могут дать только столичные круги. Вот и получается, что Москва, как гигантский паук вытягивает "интеллектуальные соки" из периферии, соблазняя талантливых провинциалов возможностями, славой и экономическим благосостоянием. Средняя (!) зарплата (доход) в столице-матушке в конце прошлого года составил 2 тыс.$ на человека, не считая многочисленных льгот для пенсионеров и некоторых других слоев населения. Да и строительство жилья ведется небывалыми за всю историю Москвы темпами. А уровень медицинского обслуживания? А безработица, составляющая всего 0,8%? А гипермаркеты, на которых цены для покупателя на 20 - 30% ниже, чем в провинции? А дотации на содержание столичных функций и городского транспорта? Всего и не перечислишь. После "нищей", а в доперестроечные годы еще и голодной, провинции, кто не соблазнится на жизнь в этом образцово-коммунистическом тогда и образцово-капиталистическом теперь раю? Даже снобистски настроенные жители "Северной  Пальмиры" клюют на эту удочку... Тех, кто Москве не по вкусу, еще не так давно "выкидывали" за 101 км, да и сейчас с ними особо не церемонятся, усиливая полицейский надзор в столичной агломерации. Москва для богатых и удачливых, больные и бедные ей не нужны. Основа столичного истеблишмента - провинциалы, сделавшие карьеру, те самые "мещане во дворянстве", достигшие высот и почестей и ненавидящие "провинцию" хлеще любого настоящего москвича. Сегодняшний москвич — это вчерашний мигрант (лимитчик) наполовину "переваренный" столичным лоском, наполовину — все тот же деревенский житель, отчаянно ругающийся матом и смачно сморкающийся в кулак.


Рецензии
Классное название! Содержание таково, что некуда вставить "лыко".

Людмила Ткачева   08.06.2012 19:27     Заявить о нарушении
Столица - везде такая, ну...с нюансами.

Владимир Толмачев   28.10.2020 09:56   Заявить о нарушении