Конец одной легенды о смерти Веры Холодной

Конец  одной   легенды  о  смерти Веры Холодной 
Прошло много лет со дня смерти королевы экрана, самой яркой актрисы немого кино ХХ века  Веры Холодной. Судьба героинь Веры Холодной всегда полна разочарованиями,  расплатой за любовь  и трагическим концом. Образ  красивой  женщины Веры Холодной, с прекрасными серыми,но печальными глазами и истерзанной душой,  стал идеалом того времени. Она была народной любимицей. Непостижимой загадкой была  ее жизнь. Но еще  непонятней  стала ее  неожиданная смерть 
    Это  произошло в Одессе. В этом городе, охваченном хаосом гражданской войны и оккупированном французскими  войсками Антанты, шли  съемки    нескольких фильмов с участием Веры Холодной. Несмотря на огромную занятость на съемочной площадке, Вера Холодная выступала на эстраде в благотворительных концертах, где она  простудилась и, проболев  несколько дней, умерла  17 февраля по новому стилю 1919 года.  Ей было двадцать пять с половиной лет.
  Внезапная болезнь Веры Холодной вызвала много слухов. Так,  в период ее болезни, к ней никто не допускался , даже ближайшие родственники. При Вере Васильевне  постоянно присутствовал профессор Усков.  Отек горла, которым осложнилась болезнь, не дала возможности ему понять, что порывалась сказать умирающая женщина. В течение нескольких часов профессор не давал заключение о смерти Веры Холодной и только сообщение о неожиданном похищении его дочери  заставило профессора  написать, что смерть  наступила от гриппа.   
  Было решено перевезти  Веру Холодную для захоронения  в Москву,  в связи с чем  ее тело забальзамировали. Но движение по железной  дороге было парализовано. Власти распорядились похоронить ее на местном кладбище.
   Многотысячная толпа людей провожала великую актрису в последний путь, а ее друг и режиссер Петр Чардынин  снимал это скорбное шествием с ее участием. Несмотря на тщательную гримировку и  вуаль,  лицо актрисы было неузнаваемым. Похороны были начаты в 4 утра. Гражданскую панихиду запретили. После отпевания в Спасо-Преображенском соборе гроб с телом покойной оставили в кладбищенской часовне, но не предали земле. Точные сведения о  месте  ее захоронения отсутствуют. В 30–х  годах кладбище превратили в парк,  а часовню снесли.
  Неожиданная  смерть королевы экрана  породила массу версий и до сих пор она окружена легендами. Так, роман  Веры Холодной с  французским консулом  вызвал слухи, что ее расстреляли большевики, как иностранную шпионку. По другой версии  она, наоборот, была  красной разведчицей и умерла от аромата отравленного букета лилий, преподнесенного ей все тем же французским  консулом. Некоторые утверждали, что ее задушил из ревности любовник, военный губернатор Одессы Гришин-Алмазов.Судачили об автокатастрофе и отравлении ядом, подсыпанным  в бокал с шампанским во время ужина.
    Писатель Константин Паустовский  в своей повести "Начало неведомого века" рассказал  , что в 1919 году в Киеве ходили слухи о том, что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д'Арк, въехала  на белом коне в город Прилуки, где и объявила себя украинской Императрицей...".
  Среди этих легенд  было также сообщение о том, что Вера Холодная “найдена в окрестностях Баку с отрезанной головой и колотыми ранами“. Что же послужило поводом для этой легенды? Мы надеемся, что наше сообщение  раз и навсегда развеет эту версию.
   Баку. 1919 год.  Революция и гражданская война  за прошедшие четыре года произвели полный разгром и опустошение. Политическая обстановка накалена. Выехали иностранцы и интеллигенция.  Город полон воров и разбойников, смелость и наглость которых с каждым днем увеличивалась. Газеты пестрят сведениями о грабежах и зверских убийствах. Почта не работает.  Передача писем и поручений происходит оказией, через случайных людей, которые делают объявления в газете об этой услуге. В связи с этим  до Баку весть о смерти известной артистки дошла только в конце апреля.
  30 апреля акционерное общество “Фильма” (было организовано П.А.Пироне в 1914 году)  извещало, что в этот день в  11 часов утра в  Александро - Невском соборе  будет отслужена панихида по скончавшейся 3 февраля в Одессе несравненной  Вере Васильевне Холодной. Театры: “Французский электробиограф”, “Экспресс” и “Форум” сверх программы показывали “Похороны Веры Холодной”, которые состоялись 19 февраля в Одессе.
  С 5 мая в течение четырех дней, демонстрировалась картина “Сказка любви дорогой”, выпущенная к 25-летию любимицы публики и инсценирующая известный роман  “Молчи грусть! Молчи!”. Картину  сопровождала  игра на виолончели, скрипке и пианино. В виду колоссальных затрат на приобретение картины(около 500 тыс. рублей) и трудностей с доставкой, цены на места были повышены. 26 июня демонстрировался  фильм “Тернистый славы путь” из пяти актов. Сюжет совпадал с личной судьбой Веры Холодной - ее первые шаги, головокружительная карьера, успех и смерть в самом расцвете своей артистической  деятельности.
   И вдруг, 30 августа 1919 года  на первой странице газеты “Азербайджан” появилось сообщение “о безвременной кончине от рук злодеев дорогой Марго, артистки Веры Холодной”. Об этом с прискорбием сообщала мать, брат Г.Т.Альберт и сестра. В свою очередь, Бакинское отделение Российского общества артистов цирка и варьете извещало, что 31 августа  в 9 утра  труп трагически погибшей артистки М.Т.Титичевой (Веры Холодной) будет вынесен из  анатомического покоя (Чемберекент). Просили всех артистов собраться для прощания с Марго  в воскресенье в 9.30 утра в здании  цирка бр. Ефимовых  “Модерн” на Биржевой улице. “Похороны состоятся 4 сентября 1919 года в Тифлисе,  куда  труп  для погребения  отправят поездом №7  в 12 часов с вокзала”.
   Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка образовалось  в начале войны 1914 года с целью оказания помощи раненым.  Затем оно  приняло характер профессионального объединения  и к концу 1918 года  члены общества (артисты эстрады, варьете и цирка) зарабатывали себе на жизнь, где  и  как могли. В это смутное время  на фоне затихшей культурной жизни   увеличилось количество различных ресторанов и сомнительных питейных заведений. В конце 1918 года в Баку появился “лучший на всем Кавказе семейный театр –варьете “Казино”, где   собраны   лучшие артистические силы и дивертисмент. Безукоризненная кухня, уютные ложи и кабинеты, погреб, снабженный русскими и заграничными напитками. Начало в 10  вечера”.
  Семья  Альберт из Тифлиса приехала в Баку для работы в этом “Казино”. 27 марта 1919 года  состоялся первый концерт при участии  вновь  прибывших артистов. Среди них - “оригинальная артистка популярная Вера Холодная”. Репортеры не сочли необходимым сообщить о том, что имя “Вера Холодная” является сценическим псевдонимом Маргареты Альберт( в замужестве –Титичевой). Это было в то время  вполне обычным явлением. Так, вместе с Марго, выступали: “несравненная русская артистка Джесси, русская артистка Ксекинг, дуэт новейших танцев (модерн) сестер Арнольди  и др., всего 30 номеров.”
   Брат Марго, солист Тифлисского гостеатра Г.Т. Альберт, с  12 по 16 апреля 1919 года устраивал свой  бенефис в художественном театре миниатюр “Пель-мель.” Это  было  большое балетное отделение с  восточными   и классическими   танцами.   
  4  сентября все газеты  Баку  (“Азербайджан»”, “Единая Россия”, “Знамя труда”) печатали заметку “К делу Веры Холодной”, где сообщалось, что” артистку кафе-шантана “Казино” Веру Холодную 21 июля в 7 часов вечера пригласил на свадьбу молодой человек, оказавшийся Ашдаром Баба-оглы. Холодная была привезена на 2-ю Параллельную улицу в  дом №63, где ее  встретили Мамед Зейналов и Али-Ага Ахундов, поклонники ее таланта.
    Но никакой свадьбы там не было, а была пирушка, состоящая из названных трех лиц. Здесь она и была убита, в чем убийцы сознались. Труп Холодной они засунули  в мешок и бросили  в глубокий колодец во дворе этого же дома. Труп был извлечен в присутствии родных и  судебных властей. Бриллианты  и золото на сумму 200 тыс. рублей, бывшие на Холодной, убийцы взяли себе и поделили. Позже они выдали их следствию. Убийцы заключены в тюрьму”.Это было обыкновенное уголовное дело, материалы которого в архивах Баку не сохранились.
   Нам не удалось  узнать других подробностей об этой женщине. Неизвестно также, в чем состояла ее оригинальность, как актрисы. Писали,что она пела каким-то необыкновенным  “двойным” голосом, второй голос был ясно слышен и звучал, как слабое эхо.
 Ее фамилия по мужу в Тифлисе была достаточно известна. Некий господин Титичев был владельцем "Увеселительного сада "Эльдорадо" - Фрукты, шашлыки, вино. Играет орган". Когда  вечером сад оживал, " загорались разноцветные фонарики и к воротам подкатывали фаэтоны, то сам Титичев, в белом фартуке под толстым животом, встречал у порога дорогих гостей. На аллеях, как тени, возникали женщины - падшие создания, дети греха, промышляющие самостоятельно или от веселых заведений, расположенных на соседней Эльдаровской улице". Госп. Титичев был не только духанщиком, он был неким покровителем музыкантов, поэтов и художников. Так  в сарае его сада появился бедный и странный художник Николо Пиросманашвили, который хорошо знал этих женщин  и порой разговаривал с ними.
   Стараясь привлечь в свое заведение побольше посетителей,  Титичев  попросил художника нарисовать соблазнительные картины, которыми бы он украсил стены своего заведения. При этом, умный и обходительный Титичев предоставил Николо в этом полную свободу, и он писал, что хотел.  Так были написаны тринадцать картин.   
   В 1912 году  эти картины пытались купить у Титичева, на что он любезно ответил,  что они для него " на вес золота".  Затем началась война. Знаменитый духан был закрыт и заколочен,  а  сам Титичев куда-то уехал.  Всем было уже не до картин. В начале 1915 года братьям Зданевичам удалось купить у управляющего духаном эти картины. Среди них были: портрет самого Титичева,  его сына- маленького Карамана и др. Была там также известная сегодня всем  картина  "Актриса Маргарита", с которой связано масса легенд, несмотря на то, что на ней возможно изображена реально существовавшая актриса кафешантана Марго.
    Мы не станем разгадывать очередную загадку века. Как говорил К.Паустовский: "пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди".  Просто разрешим себе пофантазировать и представить себе убиенную  Марго "прекрасным ангелом, спустившимся с неба",которому великий грузинский художник Николо Пиросманишвили подарил миллион,миллион алых роз.
   В 2003 году , в связи со 110-летием со дня рождения Веры Холодной  в Одессе, на Соборной площади, был установлен бронзовый памятник. Скульптор Александр Токарев изобразил актрису в образе одной из ее сценических ролей,   в широкополой шляпе и  длинном платье, которое слегка придерживает правой рукой.Многие одесские  репортеры обратили внимание на то, что левой  рукой она указывает в сторону Казино. Возможно, это опять случайное совпадение. Мне же хочется, чтобы  этот  памятник   напоминал  о  всех красивых женщинах, которые при жизни  рискнули быть похожими  на звезду первой величины  ХХ века - Веру Холодную.
Р.S. 08 февраля 2017 года в  газете »Голос Армении» была опубликована статья  Арцви Бахчинян «Вера Холодная-2,армянка» , которая внесла уточнение в национальность трагически погибшей  артистки кафе-шантана  Маро. Оказывается она  была армянкой и ее фамилия была Шагинян.  Я благодарна  за эту новую для меня информацию.Полностью согласна с автором, что "женщину немецкого происхождения не упокоили бы в Армянской церкви".
    Вспоминаю, что при работе над этим материалом,   у меня возникали сомнения  по поводу того, что  немка( русская и т.д.)сочла бы возможным   после неожиданной  смерти   всеми любимой  артистки  Веры Холодной   выступать под ее именем....Надо отметить. что  на  Кавказе было очень много немцев с фамилией Альберт,  и  было трудно даже  предположить, что вся семья( брат, мать. сестра и пр.)  проживают  под чужим именем ( известно, что чужое всегда не впрок).  Удивило и то, что  г-жа  Маро  приняла приглашение совершенно незнакомых  мусульманских мужчин,  одела дорогие золотые украшения  и одна ! пошла на эту  встречу.  И   это  все  происходит  в Баку  в августе 1919 года, когда  грабеж, разбой и убийства захлестнули не только город,но и  весь Кавказ. И вот оказалось,  что на это решилась такая  смелая армянская женщина.Может она занималась боксом или борьбой?!Так что  не надо Арцви Бахчиняну политизировать этот трагический  случай.  М.Шагинян стала жертвой в результате своей беспечности и неадекватности.Дв.вот еще выяснила недавно -она была каскадной субреткой.
 В любом случае, это грустная история… Да упокоются их души!

Т. Гумбатова, книга"Привет из Баку",2010


Рецензии