Двое в Грозном

Он лежал в развалинах дома.Смеркалось.В Грозном стояла гробовая тишина с сильным эхом.
Он лежал на правом боку ,истекая кровью,раненый в живот.
Он смотрел вверх, будто из подвала,глядя боком,одним ,прижатым к жёсткой щебёнке,правым глазом,второй глаз был почему-то закрыт и крепко заклеен, и он не мог его расплющить,сколько ни старался.
В сиреневых сумерках, наверху, мелькнула фигура, с зелёной повязкой на лбу.
Наверное,он застонал,потому что высокая фигура вернулась и стала вверху, высоко над ним.
Это был чеченец, лет сорока,с бородой и с чёрной наклейкой на левом глазу.
Наверное,ранен в глаз,так он подумал,глядя вверх на высокую фигуру чеченца.
Чеченец присмотрелся к нему.Присел на корточки.Поставил у колена АКМ.И что-то сказал своему аллаху.
Он не понял,что сказал чеченец:плохо понимал по чеченски.Только вслушивался в чужую речь.И ему стало легче.
Враг ,такой ,его уже не пугал.Это был уже не враг,а просто с оружием человек,задержавшийся,чтобы увидеть его последний вздох.Это был просто человек,ставший зрителем его смерти.
Чеченец тихо сказал ему несколько слов сверху.Он разобрал их,понимая по слогам,медленно вдумываясь в их смысл.Чеченец говорил спокойно.И даже сочувственно.
-Что,умираешь,русский?...Вижу,что умираешь,-это всегда видно,когда кто-то собрался умирать....Но ты не бойся умирать,русский:такая смерть для мужчины награда...Больно тебе,русский?Вижу,что больно!...И веришь, и мне тоже больно?!...Поверь мне,- мне тоже больно,русский...Я тоже умираю,русский,каждый день я умираю...А может,я уже умер,русский?...Ты ещё живой,а я умер?...Я давно умер,русский,давно умер...Страшно умереть,а потом жить...И убивать мертвецов...Страшно это,русский,страшно...Ты не бойся смерти,русский,она приходит тихо...Ты не бойся,русский,я тебя не убью,не бойся,...зачем мне тебя убивать?...Ты же и так умираешь...Но сегодня ты умрёшь,...я это вижу,-губы у тебя чёрные,как пепел,...лицо твоё белое,как снег,...глаза одного нету,пузырь вместо глаза,...рук и ног нету,...живота нету,...но ты ещё живой,русский,ещё держишься за жизнь...зачем?...Ни рук,ни ног никто тебе не вернёт,...кишки не вправят,...глаз не вставят,...кровь не вольют...зачем ты держишься за жизнь?...Отпусти её...а я зачем держусь за жизнь,ты знаешь?... зачем я,я зачем держусь за жизнь?...чтобы увидеть,как ты умираешь,русский...вот зачем...чтобы увидеть...
Что,умираешь,русский?...Вижу,что умираешь...но я тебя сейчас не убью...не бойся...ты сам умрёшь...мы все умираем сами...умирай ,русский,больше не буду тебе мешать,...умирай спокойно,как мужчина...я ухожу,русский,а ты умирай,умирай,как сам хочешь,как тебе самому хочется...а я ухожу...-чеченец ловко встал,направил АКМ на умиравшего и нажал на спуск.Прозвенел щелчок.
-Веришь,патроны кончились,русский,кончились все патроны...не повезло тебе...сам уж умирай,...патронов нету...кончились...- чеченец засмеялся,помахал ему  на прощание и фигура высокого чеченца исчезла с его горизонта взгляда.
Он закричал вслед чеченцу:
-...пристрели меня!...пристрели меня!...пристрели меня!...- но  беззвучный шепот его чёрных губ высокий чеченец не услышал.
Он умирал в развалинах дома.Брошенный всеми.Даже врагом.Он должен был сам умереть.Без всякой помощи.
В Грозном стояла гробовая тишина с сильным эхом.

28.04.2012г.


Рецензии