Мэла Стайл. Ошибки начинающих авторов

         
          Типичные ошибки начинающих авторов

          Если говорим об ошибках в прозе, значит, речь о начинающих авторах. Собаку съевшие ошибок не допускают. В том числе и редакторы. Поэтому если книга популярного автора пестрит несуразностями, то, во-первых, он натужно раскручиваемый бездарный писака, а во-вторых, выбрал себе никудышного редактора. Но обычно последний худо-бедно справляется с обязанностями по перекраиванию текста, и на выходе получается вполне сносно сидящий костюмчик – продукт для массового чтения.
          Итак, какие маяки высвечивают неумелость автора?
          – неоправданные повторы: «У нее были голубые, гордо отказывавшиеся смотреть правде в глаза, глаза»;
          – неумение найти замену вездесущему глаголу «быть», а также местоимениям в третьем лице. Пример по местоимениям:
           «ОНА, склонив голову набок, вглядывалась в лица претендентов, наскоро придумывала вопрос, и, если ответ ей нравился, ОНА без церемоний принимала на работу»). Здесь достаточно вычеркнуть второе местоимение. Где-то можно попытаться подобрать синонимы, где-то перестроить предложение. Например, фрагмент:
           «К НЕЙ приходил юркий, слащавый юноша, и ОНА немедленно придумала слоняющуюся по ЕЕ квартире череду отчаянных девиц, которые, увы, не разминутся с мелким роком, поселившемся У НЕЕ в доме» –
          можно подать так:
           «Приходил юркий, слащавый юноша. И немедленно придумалась слоняющаяся по квартире череда отчаянных девиц, которые, увы, не разминутся с мелким роком, поселившемся у нее в доме»;

          – многословие, избыточность: «молодая девушка»/«молодой парень семнадцати лет», «маленький карлик»/«здоровенный верзила», «осенние октябрьские дни» и т.п.

          – пространные и, по сути, пустые моно- и диалоги (примеры, как не надо писать диалоги, можно почерпнуть в мыльных операх российского производства)

          – отсутствие чёткого понимания, на чьём месте «видит» себя автор (рассказчик), т.е. в сторону кого из персонажей смещена его точка видения в тот или иной момент.

          – Отдельная тема – согласование времён.
         Если в пределах одного предложения читаем:
         «Бегу домой, но долго там не задержался, и будем прятаться до вечера», или в одном абзаце: «Он добрался до дома. На чём ехал, не помнит. Входит в подъезд, поднимается на свой этаж, хоть ему и трудно было подниматься так высоко, однако всё же он предпочёл прогулку по лестнице лифту»,– перед нами текст неопытного автора.
          Для поиска подобных ляпов достаточно нарисовать скелет фраз: «Бегу – задержался – будем прятаться», «Добрался – ехал – помнит – входит – поднимается – было – подниматься – предпочёл». Прыткий персонаж! По воле автора пребывает одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Писатель, конечно, Бог, но не до такой же степени!
          – Мешают чтению множественные слова-паразиты, особенно указательные местоимения «это» и «то», и масса ненужных вводных слов. Избыточная детализация, которая забивает главный смысл, также указывает на слабо пишущего автора. Тут желательно помнить: любые «разжёвывания» сказываются на динамике повествования и снижают эмоциональный подъём, который рождается при чтении хорошей прозы. Перетирание одного и того же уводит сюжет в сторону, и кульминация случается тогда, когда читатель уже потерян.
          – Бич молодых прозаиков – вторичность (тем, идей, воплощения), которую вызывающе-броско зовут постмодернизмом. Да, всё, что можно и даже нельзя, уже написали. Но выбор у писателя всё равно есть: прорубить дорогу сквозь нехоженые джунгли и увлечь за собой остальных или сонно плестись по утоптанной насмерть знакомой тропе.
          – Неопытный автор часто не видит разницы между художественной прозой и публицистикой. Написав типичную газетную мелодраму – с «заявкой темы» в самом начале, с эффектом присутствия в качестве участника либо наблюдателя событий, простым до примитивизма языком, где даже в мыслях герои оперируют газетными штампами вроде «осенне-зимнего периода», да ещё с финалом-моралитэ или, того хуже – объяснением, что хотел сказать,– автор усаживается на трон и благосклонно принимает хвалы по «гениальному рассказу», охи-вздохи «да-да, это правда жизни, и у меня/соседа так было!», утирает слёзы умиления страждущим и утверждается в своём таланте писателя с большой буквы.
          – Плохо, когда в готовом тексте видна небрежность автора, особенно это касается опечаток и знаков препинания. Знаки препинания обычно пишутся слитно с предыдущим словом, после знака препинания обязательно ставится пробел.
          – Местоимение «вы» в художественных (подчёркиваю это!) текстах пишется с маленькой буквы независимо от того, к кому это «вы» обращено.
          Розенталь по поводу строчной и прописной «в» в частной переписке сказал следующее:

           «Глубокоуважаемый
          Анатолий Константинович!

          Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, вызванную тем, что только на днях я вернулся из командировки. Все Ваши вопросы относятся к употреблению прописной или строчной буквы в местоимениях при личном обращении. Закрепилось такое положение: прописная буква в словах Вы, Ваш и т.д. пишется только при обращении к одному лицу (физическому или юридическому), при этом обычно в личной переписке. Поэтому можно придерживаться второго варианта в каждой из приведенных Вами пары, т.е. писать со строчной буквы.
          С уважением Д. Розенталь
          10/Х-67»


          На фото – оригинал письма.
          Первоисточник здесь: http://dodo-space.livejournal.com/356317.html

          На этом у меня всё.


Мэла Стайл

__
далее: http://www.proza.ru/2012/04/25/451


Рецензии
В принципе всё правильно, но...
У классиков встречается: молодой парень, молодая девушка. Глаз не режет.
Вводные слова оживляют текст, очобенно разговорный, как у Зощенко.

Андрей Жунин   22.07.2022 18:58     Заявить о нарушении
Так то у классиков. Они жили двести лет назад и часто были родоначальниками направлений, жанров и стилей.
А "глаз не режет" многим сейчас и отсутствие запятых, и вольная орфография.
21 век, к сожалению, это век всеобщей безграмотности.

Дискуссионный Клуб Прозы   24.07.2022 12:44   Заявить о нарушении
Я с вами согласен.Но слово молодая используется для усиления, заменяя очень молоденькая.
Троечник.

Андрей Жунин   24.07.2022 13:18   Заявить о нарушении
"молодая женщина" - допустимо, но с "девушкой" всё-таки надо быть осторожным )) Потому что у продвинутого читателя вместо нужного автору эффекта может возникнуть свой - комический: "А что, бывают старые девушки?"
Есть прекрасные замены, портретные или психологические, более ёмкие и информативные: светловолосая девушка, кареглазая девушка, испуганная и т.п., даже - юная, если уж очень нужно показать возраст. "Юная" - лет 15-16. А "молодая" девушка - возраста не имеет. Сколько этой молодой? 17? 20? 25? "Молодая семья" - до 35 )) Так что и "молодая девушка" у каждого читателя может вместиться в диапазон от 15 до 35.

Дискуссионный Клуб Прозы   24.07.2022 13:38   Заявить о нарушении
Если брать журналистику, то и там грамотные журналисты пишут не "молодая девушка", а указывают конкретный возраст. Например, "Разыскивается девушка 23 лет, в красной кожаной куртке..."

Дискуссионный Клуб Прозы   24.07.2022 13:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.