В парке

Пьеса-миниатюра в одной картине


Действующие лица – главный герой, люди в парке, прохожие.

Главный герой. Извините, вы не подскажете, сколько время?
Мужчина. Времени? У меня нет часов.
Главный герой (Подходит к женщине). А вы? Не знаете, который час?
Женщина. Увы, у меня телефон разрядился.
Главный герой. Понятно. (Подходит к пожилой женщине). Ну,а вы… не в курсе, сколько сейчас времени?
Пожилая женщина (с визгом). Нет!.. Ишь вздумали… приставать ко мне с глупыми вопросами. Что за молодежь пошла!..
Главный герой. Господи, куда я попал? Неужели здесь никто мне не скажет время?
Мужчина. Слушайте, что вы ко всем лезете? Лично у меня нет часов, нет, и никогда не было, я это уже вам сказал, а т.к. у меня нет часов, то я и не могу сказать, сколько время. Всю свою жизнь прожил без часов, и прожил на славу! Я никогда не задумывался о течении времени.
Главный герой. Но мне-то срочно необходимо узнать, сколько сейчас времени!
Женщина. А у меня разряжен телефон. Если вы готовы предоставить мне прямо здесь и сейчас электроэнергию и зарядное устройство…
Главный герой (обернувшись). О! Что я вижу! Да у вас ноутбук! (Идет в ту сторону). Вы мое спасение!..
Деловой мужчина, в брюках, пиджаке и с галстуком, но почему-то без часов. Разве не видите, у меня полетела Windows? Этот синий экран скажет вам это гораздо красноречивее, чем я.
Главный герой. Это наваждение! Что за напасть?! Все прямо сговорились против меня! Нет, я этого не вынесу.

Главный герой от безнадежности опускается на первую попавшуюся скамейку, закрывает лицо руками. Вдали слышится голос кукушки. К главному герою медленно подходит сбоку старик с тростью, садится рядом.

Старик. Позвольте спросить, а зачем вам нужно знать время?
Главный герой. Как… зачем? Для меня время – это первая необходимость. Без него никуда! Я просто не в состоянии что-либо делать, если не знаю текущего времени. Для меня важно знать, сколько времени прошло, сколько осталось. Хочется успеть все сделать. Столько всего хочется успеть! А время так и бежит! Это ужасно. Даже на эту болтовню я трачу свое время. Оно мне надо? Скажи мне кто-нибудь время, я бы уже давно ушел отсюда. А я сижу здесь, слушаю пение кукушки… Природа отвратительна.
Старик. Посмотрите на мои часы… они разбились. Стекло вылетело, и часовая стрелка каким-то образом тоже. Теперь… видите…ходят только секунды и минуты. А часа я не знаю. Вот так-то. Помогут ли вам такие часы, не знаю.
Главный герой. Вряд ли. Какой смысл мне знать секунду, минуту, когда я даже не знаю, который час?
Старик. Проклятый прогресс! А ведь раньше люди могли ориентироваться во времени по солнцу, по траве… Мы совершенно разучились этому. (Пауза.) Ох уж это время! Если часы не идут, а идут только минуты и секунды, это все равно, что время не идет вообще, ибо какой толк им идти, если мы этого не ощущаем?..
Главный герой. Вздор! Время идет, и я это чувствую. Чувствую, что оно здорово убежало с того момента, когда я в последний раз смотрел на часы.
Старик. Когда же вы в последний раз смотрели на часы?
Главный герой (задумывается). Не помню.
Старик. Ха-ха-ха! Вы не заметили, как быстро пробежало время, а сейчас хотите его узнать! Забудьте про него!
Главный герой. Не могу. Все вокруг напоминает мне о течении времени. Летит птица, и летит она во времени.
Старик. В первую очередь птица летит в пространстве.
Главный герой. Пространство – это время.
Старик. Время – это пространство.
Главный герой. Чушь! А впрочем…

* * *

Главный герой (тем же тоном,что и в начале пьесы; к нему, видимо, вновь пришло веселое настроение). Извините, у вас нет компаса?
Прохожий. Нет.
Главный герой. Я заблудился. (Подходит к другому человеку). А вы не подскажете, куда ведет эта аллея?
Другой прохожий. Понятия не имею.
Главный герой. А вы… (Обращается к девушке) в вашей дамской сумочке случайно не найдется компаса?
Девушка. Нет.
Главный герой. Как же! А это что?
Девушка. Зеркальце.
Главный герой. А это?
Девушка. Косметичка.
Главный герой. Черт возьми, ну вы хотя бы должны знать, в какой стороне запад? Я, кроме всего прочего, совершенно не ориентируюсь в пространстве…
Девушка. Запад…где-то… (кружится вокруг своей оси) там…
Главный герой (с уверенностью). Мне нужно на запад. Только так я смогу вернуть бесполезно потраченное мной время.
Девушка. Нет… Я затрудняюсь ответить вам, в какой стороне запад…
Главный герой (уже без улыбки). Вы видите солнце?
Девушка. Нет.
Главный герой. И я не вижу. Кругом туман. Беспросветный. (Вознося руки к небу). Хотя бы лучик солнца!.. (Небольшая пауза). Ну, вы хотя бы должны помнить, с какой стороны оно здесь восходит?
Девушка. Я не из этих мест.
Главный герой. Вот и я тоже… (с отчаянием). Нет! Я потерян! Это невыносимо!!! (Кладет голову не плечо девушки и рыдает).

* * *

Девушка. Вы уснули на моем плече…
Главный герой (снова навеселе). Ой! Простите меня. С этим временем… и пространством… я совсем потерял голову.
Девушка. Мне пора уходить.
Главный герой. Откуда вы знаете, что вам пора уходить? У вас же нет часов… я вас спрашивал… и компаса тоже…
Девушка. Вечер. Стемнело.
Главный герой. Что вы! Какой вечер?! Тем более, вы без компаса, вам нельзя уходить, а то вы заблудитесь… Это вовсе не вечер… Это… солнечное затмение! Да, это ничто иное, как солнечное затмение. Я читал об этом в утренней газете. Как раз именно сейчас оно и… (приподнимает рукав на левой руке, там у него видны дорогие часы) по времени должно быть…
Девушка (с удивлением). У вас есть часы?!..
Главный герой (обнаруживает свою оплошность, понимая, что выдал себя; и тут же, как ни в чем не бывало). Да! И притом… (подносит ей часы ближе и показывает) с компасом! (смеется, затем становится серьезным).

Пауза.

Девушка. Зачем же вы устроили весь этот балаган, весь парк взбудоражили?..
Главный герой (резко). Просто так. (Смеется). Чтобы убить время. (Лицо делается серьезным, говорит заметно медленней, чем раньше). Дело не в этом. Мне просто… (говорит быстрее). Нет, я этого не скажу. Мне, пожалуй, пора идти.
Девушка. А все-таки… зачем?
Главный герой. Нет, вы не поймете…
Девушка. Вы сказали, это затмение…
Главный герой. Мне пора.
Девушка. …Хотели, чтобы я осталась?
Главный герой (резко произнося первое слово). Бред. Я ухожу. Иначе время убежит. А я не желаю его терять. Хочется столько всего успеть… (глубокая, но небольшая пауза; слезы в глазах). Я мог бы остаться здесь, но в таком случае… (небольшая пауза). Нет и нет, я унесу это с собой. Простите меня. (Уходит).

Занавес.



17 мая 2010


Рецензии