Адам и Ева

Пьеса в одном действии


Картина первая

Райский сад. Утро. Адам сидит на камне в левой части сцены и занимается тем, что дает названия животным и птицам, которых вокруг несметное количество.

Адам. Тебя я назову… коршуном. Тебя – ласточкой. А тебя… тебя… тебя я, пожалуй, нареку… чайкой… или… нет, чайка уже была, чайкой я уже кого-то назвал. М-да…, ну, в таком случае, ты будешь… мохноногим канюком. (Встает с камня, опускается на колени и возносит руки к небу.) Прости, Господи! Ты возложил на меня непосильную ношу. Сей мир совершенен, и ничто не может сравниться с той любовью и благодатью, которой Ты озаряешь все вокруг, с тем божественным светом, который, струясь из Твоей обители, дарует каждому Твоему созданию вечное блаженство. О великий Творец! Ты сумел сотворить небо и землю, отделить свет от тьмы, воду от суши; Ты взрастил траву, деревья, приносящие плоды; расставил светила в небе, дабы они могли освещать и без того залитые светом и добродетелью безграничные просторы рая! (Опуская голову и руки.) Но с животными Ты явно переборщил. Нет, пойми меня правильно, я вовсе не считаю их лишними, просто… Едва ли я смогу справиться с возложенной на меня задачей, я чувствую, что у меня не хватает воображения наречь каждое создание своим собственным именем, более того, я забываю те имена, которыми я уже кого-то назвал. Это выше моих сил. К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах .
(Резко встает.)
Впрочем, чего это я? Грех жаловаться. Ведь я же здесь. Я есть. Да, я есть. Но ведь до того, как я стал, меня не было (делает шаг вперед)… а теперь есть. И все то, что я вижу (протягивает руки вперед, затем постепенно разводит в стороны)– этого тоже не было, и тем не менее… сейчас оно есть. (Опускает руки.) Как странно… и как восхитительно! (Медленно прохаживаясь.) Я смотрю и вижу, как надо мной проносятся стаи птиц. Они летают. Поют и летают. То взмоют вверх и парят под самыми небесами, то спустятся и летят над кронами деревьев. Это чудо! А облака! Эти серебристые пушинки проплывают по небосклону, постепенно меняя свой облик, а их краешки, словно обрамленные позолотой, нежно отражают блики дневного светила. Они образуются на востоке, пролетят над нами, и вновь скроются за горизонтом. Бывает также, что они, сгустившись, становятся мрачными, и из недр их проливаются дожди. Почва увлажняется влагой, и зелень разрастается с новой силой. А реки, проложившие себе путь в этих райских чертогах! Две реки, берущие начало из одного источника – Лета и Эвноя, настолько чистые и прозрачные, что даже диву даешься – ни разу я не встречал, чтобы там была какая-то муть. (Обращается к небу.) Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих ! Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер !

К Адаму подходит животное.

Животное. Ты есть человек?
Адам. Я? Человек.
Животное. Говорят, ты создан по образу и подобию Божьему.
Адам. Что-ж, так и есть. Единственный в своем роде.
Животное. В таком случае ты тот, кого я ищу. Ты должен назвать меня.
Адам. Ах, да, совсем забыл! Ну конечно, я тебя назову: как не назвать? (Задумывается.) Ты – косуля.
Косуля. Косуля? Косуля… Ура! Я - косуля! Да здравствует косуля! Косуля!!! (Радостная, убегает.)
Адам. И дня не прошло, как я живу, а уже ощущаю себя на грани сумасшествия. От всего этого многообразия рябит в глазах. Пожалуй, надо бы поспать. Да, самое время.

Адам ложится под деревом, засыпает. Появляется Господь Бог и говорит негромким, спокойным, проникновенным голосом. Адам продолжает спать.

Господь Бог. Ты взывал ко Мне, и Я пришел. (Пауза.) Сложное существо – человек. Тяжело ему одному, хочется поговорить с кем-то, или просто побыть рядом с себе подобными. А еще больше он желает, чтобы его понимали, несмотря на то, что он даже сам себя понять не в состоянии, ибо это непостижимо. Нехорошо быть человеку одному. Легче найти землю, не прилепившуюся к земле, чем… Сотворим ему помощника, соответственного ему. (Склоняется над Адамом, вытаскивает у него ребро.) Я беру это ребро, и сделаю из него женщину.

Господь Бог уходит.
Довольно приглушенно слышится шум далекого водопада. Чувствуется небольшой ветерок, немного колышутся деревья. Мимо, над деревьями, проносится стая поющих птичек.
Появляется Господь Бог, идущий под руку с Евой.

Господь Бог. Проснись же, человек!
Адам (просыпается, резко встает на ноги). Кто это?
Господь Бог. Это еще один человек.
Адам (с удивлением). Откуда? Так Ты создал еще одного человека?
Господь Бог. Я создал ее из ребра твоего.
Адам. Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей?
Господь Бог. Да, и она будет называться женою твоею, ибо взята от мужа своего. Отныне ты не одинок. И продолжите вместе вы называть животных, и птиц, и наречет человек всякую душу живую, чтобы было имя ей. Вдвоем станете оберегать сад Эдемский, и возделывать его. Вы будете мужем и женой, и состоять в браке будете, и будут двое одна плоть .

Занавес.



Картина вторая

Ясная лунная ночь. Адам и Ева прогуливаются по райскому саду.

Ева. Взгляни на луну, она так прекрасна... Ее свечение облагораживает теплотой, нежностью, но сама она холодна и совсем бледная. Кажется, будто она бережет все свои силы для нас.
Адам. Она всегда будет согревать нас своим тихим сиянием в ночи, благодаря ей мы можем созерцать мир даже в темное время суток. Не будь ночью на небе этого светила, эти земли объяла бы непроглядная тьма... Но и тьма не затмит, и ночь светла, как день . А звезды! Словно сонм светлячков поднялся в небо и застыл в неподвижности.
Ева (проходит мимо цветов). Чашечки этих цветов слегка раскрыты, и на их белых лепестках виден тонкий, разноцветный узор. На них образуется роса, и под лунным светом они серебрятся, прикрытые мрачной тенью от сосен. Их аромат пронизывает воздух так, что к ним устремляются мотыльки. Маленькие, легкие, со всей своей стремительностью, плавно и изящно порхая, они, то утопая в тени, то, встрепенувшись, растягивая свое тельце вдоль потока света, прилетают на запах и мгновенно усаживаются на них.
Адам. А вот и сосны. На одной из ветвей сидит сова, глаза ее смотрят вдаль, взгляд ее бороздит пространство и останавливается где-то на тех дальних холмах, и она, резко поворачивая голову то в одну, то в другую сторону, кажется, внимательно наблюдает зачем-то. Она явно чем-то обеспокоена.
Ева. Нет, она всегда такая.
Адам. Она всегда чем-то обеспокоена.
Ева. Я думаю, что она удивлена всем, что здесь есть, и ничего не понимает.
Адам. Да, наверно, так и есть.

Издалека доносится приглушенный крик: «Ура, я косуля!».

Адам. А вот и река Эвноя, о которой я тебе рассказывал.
Ева. Та самая… (Вместе подходят к реке.)
Адам. Ей не знакомы приливы и отливы, и течет она равномерно.
Ева. Вода холодная…
Адам. В этом сумраке рождается туман. (Пауза.) Перейдем ее по камням. (Переходят через реку и поворачиваются к ней.) Здесь все равномерно и подчинено идеальным законам. Здесь не бывает сильных и длительных дождей, появление засухи здесь также невозможно. Даже ветерок здесь легкий и ласкающий.
Ева. Смотри, к нам подплывает лебедь… До чего он красив! А там еще плывут… Среди них и утки.

К Адаму и Еве, стоящим на берегу, подплывает лебедь. Ева садится подле него. Чуть позже к присевшему рядом Адаму подплывает утка.

Ева (гладит лебедя). Он такой мягкий и пушистый… У него есть крылья, у него есть хвостик. Очаровательно.
Адам. Сейчас они плавают, затем будут летать, а после вновь уйдут за камыши.
Ева. С небес к воде опускается какая-то птица…
Адам. Я нарек ее чайкой.
Ева. Этот пронзительный, душераздирающий крик заставляет трепетать даже ветви дуба.
Адам. Она спустилась к кувшинкам. (Про птиц.) Мы их всех, похоже, потревожили, разбудили.
Ева. Разбудили? В такую-то ночь!

Адам и Ева встают и идут дальше.

Тьма пронизана светом,
Свет исчезает во тьме.
Здесь царит вечное лето,
Нету здесь места зиме.

Адам.

По небу птицы летают,
Сверху – светит луна,
В небе Господь восседает
Смотрит на всех свысока.

Ева.

Он правит Миром, Вселенной
Во всем Его воля видна.
Бог – властелин надо всеми
Созданьями – это судьба.

Оба (взявшись за руки).

Бог - властелин надо всеми
Своими созданьями, да!

Адам. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! 
Ева. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его!
Адам. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его!
Ева. Того, Который один творит чудеса великие,…
Адам. Который сотворил небеса премудро,…
Ева. Утвердил землю на водах,…
Адам. Сотворил светила великие,…
Ева. Солнце – для управления днем,…
Адам. Луну и звезды – для управления ночью,…
Ева. Рукою крепкою и мышцею простертою,…
Оба. Ибо вовек милость Господня!

Занавес.



Картина третья

Раннее утро. Переменная облачность. Возможна декорация первой картины. Ева уже проснулась и готовит завтрак из плодов деревьев.

Ева. Что же у нас сегодня на завтрак? Я собрала целую корзину фруктов, овощей и зелени. Стало быть, опять салат. (Пауза.) Надо как-то разнообразить. Добавить побольше помидоров? Или огурцов? А может, и того и другого? (Пауза.) Нет, это глупо. Приготовлю абрикосовый сок и положу клубники. Или клубнику оставить на десерт, а на обед сварить похлебку из одуванчиков?

Приползает змей.

Змей. Доброе утро.
Ева (замечает его, холодно). Ах, это ты… Лучше убирайся отсюда подобру-поздорову. 
Змей. Да, это я. Но я же с добрыми намерениями!
Ева. Знаю я твои добрые намерения! Ты уже целую неделю плетешь мне какие-то несуразности.
Змей. Ей-богу, да разве я способен на это?! Плести несуразности! Уж чего-чего, а этого делать я никак не умею.
Ева. Да ты ничего и не умеешь.
Змей. Умею я практически все. Можно сказать, работник на все руки… которых, у меня, собственно, и нет… ну да дело не в этом. (Пауза.) И никто-то не желает со мной говорить, всем лишь бы спровадить меня куда подальше. И ты также. (Пауза.) А все почему? Виноват ли я, что я такой гад ползучий? Виноват ли, что моя шкура мрачная и скользкая, и что язык у меня противный и раздвоенный, который я по своей неспособности никак не могу держать за зубами? (Ева поворачивается к Змею.) Или ты думала, я не знаю, как выгляжу? Знаю, видел недавно свое отражение в реке. Удивился, конечно, почему вокруг меня все такое красивое, а я такой ужасный. Но ведь не прятаться же мне всю жизнь под землей и избегать встреч с остальными созданиями рая! Разве не создан я для жизни так же, как и другие? Бог создал каждого по-своему, кого-то с плавниками, кого-то с крыльями, - в каждом своя изюминка, - так неужели я проявляю исключительность в меньшей мере, чем другие? Да и какое имеет значение, как мы выглядим, ведь от внешности мы не становимся ни хуже, ни лучше. Мы всегда остаемся такими, какими есть, не так ли? Внешность лишь позволяет кое-как ощутить реальность происходящего, тогда как происходящее само по себе нереально и…
Ева. Вот видишь, снова ты несешь чепуху околесную.
Змей. Помилуйте, разве это чепуха? (Замечает у Евы корзину с фруктами, овощами и зеленью.) А что здесь у вас?
Ева. Да так. Плоды деревьев, фрукты, ягоды…
Змей. Как! Но ведь Бог сказал не есть ни от какого дерева в раю!
Ева. Отчего же? Вовсе нет, плоды с деревьев мы можем есть. В этом нет ничего запретного. Единственное, Бог запретил нам есть плоды с дерева познания Добра и Зла, даже прикасаться запретил, а не то мы умрем.
Змей. С дерева Добра и Зла? (Подумав.) Нет, не умрете.
Ева. Покуда ты знаешь: умрем или не умрем? Бог же ясно сказал: не трогать.
Змей (через некоторое время, смотря в одну точку, немного печально). В том-то и дело.
Ева (осененная мыслью). Так вот оно что… Да онемеют уста твои лживые!  Ты хочешь, чтобы мы объелись этих фруктов и умерли! Не бывать этому! Пошел отсюда, змееныш!
Змей. Нет, я только хотел сказать…
Ева. Слушать тебя не желаю! И вообще я занята: мне надо приготовить завтрак. Так что иди отсюда, или я позову своего мужа, он мигом с тобой разделается.
Змей. Мужа? А где он?
Ева. Недалеко, спит возле реки.
Змей. Нет, я прошу тебя выслушать меня.
Ева. Ни за что. (Отворачивается и перебирает фрукты.)
Змей. Не задумывалась ли ты о том, зачем вообще Бог посадил здесь дерево познания Добра и Зла? С какой стати Ему было его создавать, если Он категорически запретил кому-либо кушать с него? Уж не для себя ли самого Он его сотворил? Ха-ха, сам-то он прекрасно знает тайны Добра и Зла, так, что кроме Него их никто не знает, ни одна живая душа. Так для чего же здесь так прелестно раскинулась пышная крона этого дерева? Просто так? Повеселить наши взоры?
Ева. Почему бы и нет?
Змей. На все должна быть причина.
Ева. Если Господь поступил так, а не иначе, значит, так надо. Он все делает как надо. К чему отыскивать причину Его поступкам?
Змей. Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы будете умны, невежды?  Разве может что-либо произойти без причины?
Ева. Пути Господни неисповедимы.
Змей. Неужели тебя ничего не интересует? Жить изо дня в день, и не задумываться над мировыми проблемами! Господь знает мысли человеческие, что они суетны . Не говорит ли тебе внутренний голос: «Вот, я живу не так, как следует. За прошедший день я не сделала ничего существенно важного. Я чувствую, что влачу жалкое существование…»…
Ева. Да не слышу я никакого внутреннего голоса! Что это еще за выдумки? Я слышу жужжание пчелы, пение птиц, вой зверей, да иногда по ночам, когда тихо – шум далекого водопада. А чтоб слышать внутренний голос – нет. (Пауза.) Жалкое существование – отчего же? Среди зелени Эдемского сада мы созерцаем природу, прекрасное и возвышенное.
Змей. Созерцание – удел ангелов. Они никогда не выходят из этого состояния. Человеку этого мало.
Ева. Ты рассуждаешь так, будто ты человек.
Змей. Со стороны я вижу гораздо больше, чем вы сами. Пелена тумана закрыла ваш разум.

Приходит Адам.

Адам. Что у вас тут такое?
Ева (Подбегая к Адаму). Милый, ты проснулся… (Обнимает Адама, целует его, тут же отстраняется и отходит.) Представь себе, этот Змей-искуситель убежден, что нам следует вкусить плодов с дерева познания Добра и Зла!
Адам. О нет! Ни в коем случае! (Змею.) Иль ты ослеп?! Бог даровал нам великое счастье, поселив нас здесь, в раю, в этом чудесном, сказочном месте. Здешние деревья все время благоухают, их аромат тихо и нежно развевается легким ветерком, словно чьим-то неведомым, тонким прикосновением. А ты желаешь, чтобы мы отведали тех самых фруктов, которые нам запрещено есть, и умерли? Взгляни на реки, кристально чистые и холодные, на родники, на озера, на птицу и рыбу морскую, и на других творений божественных! Вкусив плодов с запретного дерева, мы умрем... Мы просто умрем, превратимся в прах земной, и никогда больше не увидим всего того, что для нас здесь дорого. Это довольно серьезная жертва, и я никогда на нее не пойду. Нет, мы ни за что не решимся на это, даже за счет мимолетного наслаждения какими-то запретными плодами.
Змей. Но я говорю вам: вы не умрете. В тот день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие Добро и Зло. Вы познаете самую важную из всех тайн Творения – но вы не умрете.
Адам. Мы тебе не верим.
Змей. В это очень сложно поверить, я понимаю…
Адам. В это невозможно поверить.
Змей. Зато я верю, что моя догадка верна. И я докажу вам это. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес .

Змей уползает.

Адам (взяв из корзины гроздь винограда, раскинувшись на камне). Эх, блаженство! (Кушает ягоды). Уста его полны проклятия, коварства и лжи, а под языком его мучение и пагуба !
Ева. А что, если он прав?
Адам. Прав?! Насчет дерева?
Ева. Да. Что, если Бог посадил дерево именно для нас? Кроме этого, помимо дерева Добра и Зла у нас имеется дерево Жизни. Сдается мне, что все это не просто так.
Адам. Точно, дерево Жизни! Вот о чем действительно следовало бы подумать. Любой, кто отведает его плодов, станет бессмертным, будет жить вечно! Вечность! (Пауза.) А насчет змея… В любом случае, ему не следует доверять, пока он не предоставит доказательства. Да и что он сможет предоставить? (Резко поднимается, осененный мыслью.) Доказательства! Ни в коем случае!
Ева. Что такое?
Адам (поспешно). Бежим, нам надо спешить.
Ева. Куда? Что-то случилось?
Адам. Если мы опоздаем, может случиться ужасное!
Ева. Объясни же мне, что происходит!
Адам. Змей сказал, что добудет доказательства.
Ева. И что же?
Адам. Он решил сам вкусить запретных плодов!
Ева. Неужели?!.. И он на это способен!
Адам. Я же говорил, таким нельзя доверять. Быстрее, мы должны его остановить!

Адам и Ева убегают направо.

Занавес.



Картина четвертая

Другая часть райского сада. Посередине – дерево Добра и Зла – цветущая яблоня, которая несколько выше всех остальных деревьев (несущественно, каких, только не яблонь). Справа от дерева лежит Змей. Адам и Ева сидят подле него, чуть левее.

Ева. Похоже, дела плохи.
Адам. М-да…
Ева. Что теперь делать? Надо было быть несколько осмотрительнее. Ты угодил ему прямо в голову.
Адам. Не отчаивайся. Я сделал то, что следовало. Когда мы прибежали сюда, он был уже тут, он заполз на дерево и готов был проглотить плод сразу же, за мгновенье – понятно, я взял первый камень, попавшийся под руку, и сбил его этим камнем. То, что я угодил ему в голову – уж так получилось. Ничего не изменишь.
Ева. Мне его жалко.
Адам. Он сам во всем виноват.
Ева. Он только стремился к познанию.
Адам. Познание! А нужно ли оно? Разве не были мы счастливы, пока не знали Змея? Разве плохо нам было без этого познания? Мы любовались природой, прекрасным, чудодейственными переливами красок и совершенностью форм, буквально растворяясь в созерцании всего сущего. Мы были словно ангелы, как те, живущие в Эмпирее, обители вышних, словно горящие Серафимы, которые вершат свое движенье вокруг Единого Центра. Правда, и они тоже стремятся к познанию, да, но к познанию Божественному. Пришел Змей – и внес в нашу жизнь что-то новое. Все вокруг стало каким-то не таким (ведь ты заметила, правда?). После его слов нас стало тянуть к чему-то неведомому, таинственному. И сказал он, что необходимо стремление к познанию другого рода - познанию тайн Божественных, и вселил в нас боязнь и смятение. Страх и трепет нашел на меня . Он заставил нас задуматься.
Ева. Он заставил нас одуматься.
Адам. Кто он: ангел иль демон во плоти?
Ева. Ни то и ни другое. Вот он, лежит перед нами, поверженный, и даже не шелохнется.
Адам. До чего доводит безумие!

Пауза.

А может, и тайны-то вовсе никакой нет: дерево Жизни нам трогать не запрещали, значит, в любой момент можно отведать его фруктов и обрести бессмертие, а дерево познания Добра и Зла наоборот, нам категорически запретили трогать, а то иначе мы умрем, узнав, что же такое Добро и Зло.

Змей медленно приподнимается.

Змей. Если б не было никаких тайн, жизнь была бы скучна.
Ева (подбегает к змею). Господи, не ушибся ли ты?
Змей. Ушибся? Нет. С какой стати?
Ева. Не болит ли у тебя голова?
Змей. Нет, совсем нет. Но… К чему такие вопросы?
Адам. Как, неужто ты не помнишь, что ты упал с дерева? Я бросил в тебя камнем (да, это был я!), когда ты забирался на сие священное дерево! Не помнишь?! Как у тебя хватило наглости взобраться на него, что у тебя на уме, что за тайны тебя волнуют?!
Ева (Адаму). Прошу тебя, успокойся. Будь снисходительнее.
Адам. Куда уж снисходительнее?
Змей. Разве ты кинул в меня камнем?
Адам. Ну да!
Змей. Вот этого я как раз и не помню. (Пауза.) Ты верно, думаешь, что я только-только на него забирался? Как бы ни так! Я все-таки отведал этих плодов.
Ева.                Отведал?
Адам.      (одновременно) Как!
Змей. Да, я отведал плод с древа Познания. И мне было откровение. Ко мне явился ангел и поведал о том, что есть Добро и что есть Зло, и еще много о чем…
Адам. К тебе? Ангел?
Змей. Да.
Адам. Не верю.
Змей. Добро и Зло – это две половинки нашей души, светлая и темная. Они подобны Небу и Земле, созданных в самом начале Творения, Свету и Тьме, Дню и Ночи, которые вечно противоборствуют, сменяют друг друга. Но все же взаимодействие Добра и Зла куда сложнее, чем что бы то ни было. Добро и Зло постоянно соприкасаются, изменяются. Добро может стать Злом, и наоборот, Зло может переродиться в Добро. Бывает и так, что даже определить невозможно, можно ли рассматриваемый предмет или явление причислить к добру или его следует рассматривать как зло; бывает также, что уж тем более его нельзя назвать чем-то средним, неким промежуточным результатом. Природа Творения непостижима: всюду пред нами возникает облик Таинства, подернутого легкой, призрачной дымкой – кажется, вот оно, ты проник во все эти хитроумные лабиринты, проведал достаточно много тупиков и обводных петель на своем пути, ты думаешь, что вот – это предел, и заявляешь с детской наивностью: «Спасибо, я все понял». Ха-ха-ха! Подумать только, он все понял! Он и представить себе не может, что ничего не знает!
Всегда надо смотреть глубже, чем смотришь, а искать – ближе, чем ищешь.
Адам. У нас в раю нет никакого Зла. Наш мир совершенен, в нем правит Любовь. Она здесь повсюду – в деревьях, травах, животных, светилах небесных. Она проявляется во всем – и в журчании ручейка, и в шумном грохоте далекого водопада; в травинках и листьях, что колышутся на ветру; в самом ветре, наконец. Птицы и звери полны любви друг к другу, они никогда не ссорятся, не ругаются, они терпеливы и смиренны. Подумать только, до недавнего времени мы сами были такими, пока ты не стал искушать нас своими нелепыми выдумками, которые ты называешь знанием.
Змей. В том-то и дело, что рай – отнюдь не идеален.
Адам (осененный мыслью, медленно встает, с горячностью). Я понял! Ты любишь больше зло, чем добро, больше ложь, нежели говорить правду!  Сей мир идеален! Ты сам – воплощение Зла! Ты любишь всякие гибельные речи, язык твой коварный! Но добро сильнее… (подбирает большой камень.)
Ева. Нет!
Адам. Ты врешь! Если бы ты действительно вкусил плодов с сия дерева, ты должен умереть, ибо таковы слова Божие. (Поднимает камень выше.)
Ева. Муж мой…
Адам (не замечая ее). Что хвалишься злодейством, сильный? Милость Божия всегда со мною .
Ева. Прошу, опусти камень! Что ты…
Змей. Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек?
Адам. Посмотри на него, он сущий Дьявол, Сатана! Ему не место здесь!
Змей. Никакого Дьявола не существует, по крайней мере Свыше. Дьявол - внутри каждого из нас, и имя ему – Зло. На небесах восседает лишь один Господь; Господь сохранит нас от всякого зла; сохранит душу нашу Господь  - во всяком случае, поможет ей. Другое дело – найдет ли она себя? Это целиком зависит от человека.
Ева (хватает Адама за руку). Умоляю, опусти камень!
Адам. Гибель вымышляет язык твой. Я не верю тебе! Ты сам – Дьявол! (Еве.) Отстань от меня! (Вырывается у нее из рук. Змею.) Я низвергну тебя в пух и прах, в бездну темную!
Змей. Ты полагаешь, что сможешь низвергнуть самого Дьявола?
Ева (умоляющим тоном, со слезами). Нет, нельзя, слышишь?! Ведь сказано: не убий !
Адам. Да что ты понимаешь, к Дьяволу это не относится! Он исключение из всех правил! Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро .
Змей. Заповедь Божия…
Ева. Господь сам с ним разберется, оставь его! Если змей действительно Дьявол…
Адам (перебивая ее). Ох, в этом сомнений нет!
Ева. …то Господь сам все решит, он судья надо всем.
Адам. Что же он тогда не судит?
Ева. Надо только воззвать к нему! Надеяться. Он услышит…
Адам. Он занят!
Змей. Да, он занят…
Ева (обнимает Адама). Он все видит. Все. Ты прямо обезумел. Успокойся, не надо так.
Адам. Тогда Бог сокрушит тебя в конец, изринет и исторгнет тебя !

Адам некоторое время молчит, затем бросает камень обратно, после чего они вместе с Евой садятся. Значительная пауза.

Змей. Вы питаетесь иллюзиями насчет совершенства рая, слишком его идеализируете. Все познается в сравнении. Я узнал, что Господь недавно создал еще кое-что, причем не менее интересное. Ад – мир, противоположный раю. Здесь вокруг любовь и блаженство, там – ненависть и страдания. В аду еще почти никого нет, но придет время, и он уже не будет таким необитаемым. Ад – это чудовищное пространство бесконечного повторения нудных мотивов, для каждого там найдется что-то «по вкусу» – то, что он боится больше всего; испытания и наказания – самые страшные и мучительные. Вот что такое Ад. Ничто не закаляет так, как эти адские мучения. И лишь только когда Бог решит, что человек полностью искупил свою вину, он выведет его из Ада и приведет сюда, в наш чудесный райский сад, потому как рай – несомненно, выше, чем ад, это более высокая ступень. Более высокая, но не самая высокая. Уж такое существо человек, все ему не так, даже райские наслаждения ему когда-нибудь в конец наскучат. Захочется ему приключений, острых ощущений, и что тогда? Рай ему в этом не помощник. (Пауза.) Существует еще один мир.
Ева. И что же это?
Змей. Мир Гармонии, гармонии всего сущего.
Адам (с непониманием). Гармонии?
Змей. Гармония – это единство противоположностей. В первую очередь, конечно же, единство Добра и Зла. Ни в раю, ни в аду нельзя осознать их так, как там. Это мир гармонии счастья и горести, наслаждения и страдания, безудержно веселого и нестерпимо грустного, мир надежд и их крушений, отчаяния. Это мир, в котором как нельзя лучше можно ощутить вкус жизни, прочувствовать все в сравнении. Только познав, испытав страдания, отчаяние, в будущем человек будет в миллионы раз тоньше воспринимать малейшие радости, он станет довольствовать малым и находить в этом изящное очарование, а уж если он найдет то, к чему все время стремился, порой даже не ведая этого, - то он будет счастлив безмерно, он будет благодарить всех и вся, раскинется в поклонах, и расцветет до неузнаваемости, распустившись, словно свежий алый цветок, умытый утренней росой. И если человек раньше жил тихой, спокойной, умиротворенной и беззаботной жизнью, для него будет неслыханным счастьем ощутить терпкий вкус горечи страданий, унижений, тяжелых и невероятных приключений, таинственных происшествий и неожиданных поворотов судьбы. Не обязательно осознанно, ибо кто захочет желать себе плохого. В мире Гармонии все частенько доходит до крайностей, и вместе с тем, там настолько тонко и запутанно все переплетено, что нет ничего удивительней той, настоящей жизни, которая там царит в любой, самой малой песчинке, той настоящей жизни, которая буквально висит в воздухе, за которую даже хвататься не надо, достаточно только крыльями хлопнуть.
Адам. Ту жизнь ты называешь удивительной, настоящей? А в райском саду, по-твоему, что?
Змей. И рай, и ад – всего лишь неудачные эксперименты Творца, нелепые крайности. В этих мирах не жизнь, а существование. Вы находитесь здесь еще совсем мало, поэтому вам сложно это осознать. Рано или поздно вы поймете, что вам чего-то не хватает. Да, у вас есть райское блаженство, здесь есть все, о чем, казалось, можно только мечтать; все, что вы пожелаете, преподносится к вашим ногам. Это напоминает исправный механизм, работающий по одной и той же схеме изо дня в день. Здесь отсутствует элемент случайности, который бы заметно преобразил все вокруг. Непредвиденные обстоятельства? Нет и нет, тут все предусмотрено. Полное отсутствие хаоса.
Ева. Но если в совершенном мире господствует хаос, не губительно ли это?
Змей. Для кого-то, может, и губительно. С другой стороны, вы можете предложить нечто лучшее? Сомневаюсь. Только благодаря наличию двух составляющих - Добра и Зла, только благодаря их единству мир может достигнуть Гармонии. Но и хаос, конечно, не без него.
Ева. И этот мир, мир Гармонии, он действительно существует?
Змей. Да. Гармония отчасти распространяется и за пределы того мира. Если у кого-то в жизни были нескончаемые страдания, если на его долю выпали действительно тяжкие испытания, но если он верил, старался жить в соответствии с заповедями Божьими, душа его после смерти вознесётся в Рай. Этим компенсируется законы Гармонии. (Пауза.) Ну что? Вас еще не убедили познать тайны Добра и Зла?
 
Пауза. Адам и Ева медленно встают, яблоня озаряется более светлым сиянием.

Занавес.




Картина пятая

Другое место райского сада. Косуля одна, медленно прохаживается. Ведет себя так, будто знает, что находится на сцене и говорит для зрителей.
Косуля – очень чувствительное животное, у которого эмоции доминируют над разумом.

Косуля. Как нынче тепло! Да, хорошо здесь вокруг. Бегать и бегать среди всей этой растительности, посреди многообразия… мм…- какое же счастье! Блаженство!
(Пауза.)
Меня назвали Косулей… Подумать только, я – Косуля! Ура! Человек нарек меня таким именем, и я счастлива хотя бы оттого, что у меня оно есть. Имя! Как тепло и хорошо становится, когда тебя называют по имени. Остро, как никогда, ощущаешь свою индивидуальность. Вот назвал тебя кто-то рогатым существом, - и что же? Стало тебе от этого легче? Нет и нет. Более того, обидно ведь становится, что тебя так называют, невольно себя ничтожеством ощутишь. А если по имени – совсем другое дело. Ты чувствуешь себя значимым звеном, возвышенно!
(Пауза.)
Мне здесь хорошо. У меня есть все, что мне нужно. Я ни в чем не нуждаюсь. Здесь весело, действительно весело! Да – какие могут быть сомнения? Нет, я себя обманываю. Нет, все хорошо! О!
(Пауза.)
Люблю просто так.
Ну разве оттого что
солнце… вновь и вновь.
(Пауза.)
Недавно возле реки затонул березовый листик. Не то чтобы именно утонул, конкретно, утопился там и пошел ко дну, - нет. Он просто плавал на берегу реки, когда я туда подошла. (С грустью.) Один такой… плавал. Может, он оторвался где-нибудь неподалеку от дерева, и на ветру его отнесло сюда. Он летел, кружился, и медленно сел на зыбкие волны. Или, быть может (оживляясь), я путаю, и все было совсем не так, все было иначе… (Вновь спокойно.) Возможно, это листик с березы, растущей далеко-далеко отсюда. Он совершил длительное путешествие, промок весь, (растягивая слово) бе-е-едненький. Он чуть было не запутался в кувшинках! Подумать только. Как мне было жалко его! Он мог и дальше так плыть!.. Но я его спасла. Я поймала его в этом потоке. Господи, какой он был хорошенький!.. Его краешки очерчены зигзагообразным узором. И он зеленый. Зеленый! И я поклялась… я поклялась себе… всегда быть с ним… или, лучше сказать… поклялась ему, что мы всегда будем вместе. Всегда. И ничто нас не разлучит. Пока я жива. Пока жив… березовый листик.
(Пауза.)
Ну, что вам еще рассказать? Про улиток! Точно, вне сомнения, это самая интригующая тема. Приходилось ли вам встречать улиток? Скользкие, слизкие, и у них еще рожки торчат… Улитки, одним словом! А… (махает копытом в сторону зрителей) вы этого не понимаете… (Пауза.) Как только начинается дождь, они сразу выползают из своих укрытий. Им нравится дождь! Свежий, холодный дождь моросит, или льет, как из ведра, - не все ли равно, это так чудесно! Улитки выползают на открытое место: залезают на высокую траву, или на камень. И дождик сверху, из под облаков, с высоты, капает и капает, омывая их с головы до ног чистой водой. Порой мимо них пробегает какое-нибудь копытное, - ну, вроде меня. Земля дрожит под копытами, пыль столбом, песок во все стороны разлетается, листва шелестит. А это копытное все бежит, глаза у него в одну точку, и оно лишь изредка поворачивает голову. Оно пробегает, скрывается в кустах, и его ударяет ветвями. Но ему все нипочем, он продолжает бежать дальше. (Пауза.) Но дело не в этом. Я же про улиток рассказываю. А, собственно, почему именно про улиток? Не одни же улитки… В мире столько всего, СТОЛЬКО ВСЕГО!.. Жизни не хватит, чтобы это…
(Пауза.)
Бывают такие моменты, …

Голос Господа Бога издалека: «Адам!».

что…

Слышится шелест листвы.

Сейчас что-то будет… Ладно, я, пожалуй, потом расскажу.

Голос Господа Бога: «Адам, где ты?!».

 Мне пора уходить отсюда. (Уходит.)

Из-за кустов появляются Адам и Ева.

Адам. Говорил же я, что змей – дьявол! Не стоило нам его слушать! Мы вкусили запретных плодов, и теперь должны умереть.
Ева. Да, да. Теперь я понимаю.
Адам. Прятаться бесполезно. Он все равно нас найдет. (Пауза.) Мы сами во всем виноваты.

Голос Господа Бога: «Адам, сын мой!».

Адам (кричит). Я здесь!
Ева. Мы умрем вместе, как муж и жена. И смерть не разлучит нас.
Адам. Именно так.
Ева. Удивительно, сейчас мы есть, но скоро нас совсем не будет.
Адам. И сначала нас не было.

Появляется Господь Бог.

Господь Бог. Почему вы прятались от меня?
Адам. Мы отведали плодов с дерева Добра и Зла.
Господь Бог. Но ведь я запретил вам дотрагиваться до них!
Адам. Мы виноваты. Змей искусил нас. Он сказал нам, что так мы познаем тайны Добра и Зла, говорил о совершенном мире, мире Гармонии… И мы поверили ему! Он сущий дьявол. Я уже давно это чувствовал, но… Не надо было слушать его.
Господь Бог. О совершенном мире? И вы поверили?
Ева. Он говорил так убедительно, твердил про счастье и страдание, веселье и печаль, любовь и ненависть, - это представлялось нам так ярко …
Господь Бог. Что вам захотелось попасть туда.
(Значительная пауза.)
Это было испытание. Два дерева в Эдемском саду – дерево Жизни и дерево Добра и Зла. Про первое я ничего не сказал, на второе наложил запрет. Змей – не дьявол, а мой посланник. Он с самого начала все знал, и плодов с дерева он не кушал. Он должен был рассказать вам обо всех трех мирах, чтобы вы могли сделать выбор. Но на деле он решил выбрать сам, за вас, самостоятельно выбрать для вас мир Гармонии. Потому он вначале просто предлагал вкусить запретных плодов, ничего не рассказывая при этом. Затем, когда он понял, что это бесполезно, что вы не согласитесь, все рассказал. Вы были обязаны сделать выбор. И вы, несмотря на мой запрет, вкусили плодов, выбрав мир Гармонии. Теперь я вижу, это желание было в вас сильнее страха смерти. (Пауза.) Вы не совершали преступления, вы лишь сделали выбор.
Адам. Так значит, совершенный мир существует?!
Господь Бог. Да, мир Гармонии.
Ева (с радостью). И мы будем жить там! Мы познаем настоящую жизнь!
Господь Бог. Познаете. Но это еще не все. Дерево жизни. На нем запрета не было, но вы поступили правильно, что его не трогали. Отчасти в этом и заключается совершенство мира. Помните: вы не бессмертны. Жизнь любого земного существа имеет начало и конец, в этом-то вся и прелесть. Жизнь – словно маленькая жемчужина. Представьте себе, что было бы, если бы вы стали бессмертными. Вы бы перестали замечать все прекрасное, низменное, ужасное; вы бы перестали ценить то, что имеете, саму жизнь, ибо сложно ценить то, что вы точно уверены, никогда не потеряете; вы бы относились ко всему с полным равнодушием. Именно конечность жизни и может заставить жить по-настоящему. Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень . (Из кустов выползает змей.) А вот и змей.
Адам. Прости нас, мы не знали…
Змей. Не стоит просить у меня прощения; я вас понимаю.
Господь Бог. А теперь пойдемте, я покажу вам путь…

Все медленно уходят.

Занавес.




Картина шестая

На окраине райского сада.
Первый вариант. Слева – открытые ворота Эдема. Теперь понятно, что сад расположен на вершине горы – на декорациях показано, что «внизу» - бескрайние леса, реки, озера.
Второй вариант. Открытые ворота Эдема расположены в глубине сцены. Вдали, за ними, райский сад. Рассматривая мир у подножия горы, герои смотрят в сторону зрителей, поверх них.

Подле ворот – Господь Бог, Адам, Ева и змей. Адам и Ева одеты в зеленые мантии и алые платья, на голове у них – белые шляпы, увенчанные оливковыми венками. Кроме того, у Евы еще и белая вуаль.

Господь Бог. Вот он, совершенный мир. Мир, раскинувшийся вокруг, у подножия горы. На первый взгляд он почти не отличается от Рая, но… Взгляните!
Ева (с восхищением). Как красиво!
Адам. А как называется гора?
Господь Бог. Название горы – Чистилище. Впоследствии здесь, прямо на склоне, будет четвертый мир, - для тех, кто совершит грехи, и будет раскаиваться в этом.
Адам. А зачем люди будут совершать грехи?
Господь Бог. Интересный вопрос. Не знаю. Но грехи будут, в этом я уверен.
Ева. Жалко людей.
Адам. А мне не жалко. Наши дети будут жить в совершенном мире, и совершать грехи? Ни капли не жалко.
Ева. Как ты бессердечен!
Адам. Как ты неразумна!

Пауза.

Ева (с воодушевлением). Люди не будут совершать грехи, мы скажем об этом своим детям! Ведь скажем, Адам, правда, скажем? Скажем, что мы живем в мире, который идеален, и другого такого больше нет и быть не может!.. А дети впоследствии передадут это своим детям, и далее!..
Господь Бог. Увы, цепочка прервется, и люди забудут об этом. Начнутся войны, затем прогресс, люди перестанут беречь окружающую их природу, станут уничтожать леса, загрязнять океаны. И все это не задумываясь, что другого такого мира больше нет и никогда не будет. Невежды! Они будут думать, что они знают, каким должен быть мир, что уж они-то навели бы здесь порядок. (Смеется, затем вновь становится серьезным.) А самое главное – люди перестанут быть человечными. Они забудут совесть, доброту, милосердие, все больше становясь эгоистичными. Люди потонут в материальных инстинктах. И скажет безумец в сердце своем: «нет Бога» .
Ева. Но ведь должен же быть какой-то выход, так?
Господь Бог. Должен быть. Мир совершенен, но у него есть возможность совершенствоваться, чтобы достичь истинного Совершенства. Все в ваших руках.
Адам. Ты ведь будешь с нами, не бросишь нас?
Господь Бог. Разумеется, я всегда буду с вами, я бессмертен.
Адам. Мы будем стараться, мы изменим мир к лучшему!
Господь Бог. Я горжусь тобой, сын мой. (Пауза.) Другое дело - каков он будет в сознании людей, каким они его будут воспринимать. (Пауза.) Что-ж, можете спускаться… Нет, стойте, я кое-что забыл. Не вы одни хотели попасть в совершенный мир…
Ева. Змей?!
Господь Бог. Змей тоже пойдет с вами, разумеется… Но есть еще кое-кто. (Кричит в сторону райского сада.) Косуля! (Пауза. Нет ответа.) Косуля!!!

Через некоторое время прибегает косуля.

Ты хотела попасть в лучший мир?

Косуля. Я? Нет… откуда вы знаете?.. А, ну да. Понятно. Не знаю. Ну вообще да. А что, он существует?
Ева. Он перед тобой, открой глаза, косуля!

Косуля выходит вперед и с удивлением оглядывает местность.

Косуля (с восторгом). Да, конечно, я хочу туда! С удовольствием! Ура! Я косуля! (С серьезностью). Только… подождите, я кое-что забыла. Березовый листик! Я должна забрать его с собой! Я сейчас, сгоняю туда и обратно… Только ворота не закрывайте! (Адаму и Еве.) Можете спускаться, я вас догоню! Я быстро!
Адам (медленно уходя вместе с Евой и змеем, кричит вслед убегающей косуле). Конечно, догонишь! Ты бегаешь быстро, мы не сможем далеко уйти!
Ева. Вперед, в мир Гармонии!
Господь Бог. На пути к Совершенству!
Голоса ангелов (тише, под опускающийся занавес). Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте ! Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина !

Занавес.


Рецензии