Тамара Михайловна

-Здравствуйте, бабушка! Мы Вас с праздником наступающим поздравить пришли! Здоровья Вам и спасибо за то, что для нас сделали! – говорю от души, но чувствую какую-то нелепость ситуации, словно не верю в свою искренность. Слишком высокопарные слова, может быть?
- Да какое там здоровье, дитятко? Мне уж  87 скоро, так, доживаю уж. Война всё здоровье забрала. Нас же вместе с заводом эвакуировали с Москвы…  22 июня война началась, 21 июля нас бомбили в Москве. Потом немец близко подошёл, некоторые заводы керосином облили, у меня там две тетки работали, приказ был – если что, сразу сжечь, чтоб фашистам не досталось. Старшие все на фронт ушли, а я на заводе оставалась. Эвакуировали нас в Казань.
- А сколько Вам было тогда?
- Шестнадцать  лет. Смены на заводе были по двенадцать часов по документам, а на самом деле мы должны были за смену двенадцать машин сделать. Вот пока норму не выполним, нас с завода не выпускали. Сестренка у меня в 12 лет пошла на завод, вместе со мной работала. Бывало, и по двадцать часов у станка стояли…
А кушать-то как хотелось! Мы лебеду кушали. А по осени мерзлую картошку с полей собирали, что оставалась. Мелкая такая картошка. Блины из неё делали. Кушаешь такую лепешку, а на зубах песочек хрустит. Но уж очень кушать хотелось.
А это, - обводит рукой маленькую кухоньку в хрущовке, - нам уж после дали, мы же тут на заводе все до самой пенсии работали. Целый дом был тех, кто в войну трудился. Семьями целыми жили, в каждой квартире ветеран или труженик тыла. Теперь вот на весь подъезд я да ещё одна бабушка живых осталось.
Нам все обещают приравнять тружеников тыла к фронтовикам, но уж сколько лет прошло. Путин два раза был президент, Медведев вот… Ладно, хоть вы не забываете, приходите.
- Бабушка, я про Вас детям рассказывать буду. Поклон Вам низкий до земли, спасибо Вам за Победу.
Ком в горле. Я ещё зайду в гости. Обязательно.


Рецензии
На 9 - мая бы зайти? Так жалко их!

Влади Востокова   29.04.2012 18:49     Заявить о нарушении
Так и хочу сделать.Зайду уже по собственному почину, не от организации.С гостинчиком.
Мне их не жаль.Мне жаль нас-слишком часто забываем о том,что за наше настоящее заплачено ИХ жизнью, ИХ здоровьем.
Они знали, ради чего живут.А мы?
У нас не хватает даже времени и желания выслушать стариков.

Женька Гоблин   29.04.2012 18:57   Заявить о нарушении