отрывки из романа Полёт бабочки
Всё как-то закружилось в вихре подготовки к сдаче экзаменов, в волнениях, в зубрёжке. Все друг за друга ужасно переживали, писали какие-то хитрые шпаргалки, провожали каждого идущего на экзамен, как в бой (особенно на математику), и встречали, как победителя, требуя подробностей и утешающих прогнозов вслед идущим.
Лучше всех сдали экзамены Боча и Машка. « Двойки» не поставили никому и новенькие с кожаной корочкой «Аттестаты» выдали всему 11-му классу.
Потом начались волнения - что надеть на выпускной вечер? Мама подарила мне первые туфли на каблучке. Тетя Энна, как всегда в этом вопросе, выручила. Пошила мне простенькое белое ( почему-то нужно было непременно белое) платье из какой-то ткани, похожей на вафлю. Но, так как «приличного» платья у меня не было вообще, то и это мне показалось прекрасным. Светлые волосы сами вьются на голове, румянец на всю щеку, а в глазах ожидание счастья. Вот я и готова к школьному балу!
А с маминым нарядом все было сложней! Надеть ей было нечего. Она была такая маленькая и хрупкая, что средней комплекции тетя Аня Тарасова и тетя Люба долго и огорченно вздыхали, рассматривая у нас на диване кучу своих платьев , да так ничего и не подобрали для Мамы.
На следующий день в обеденный перерыв тетя Аня привела миниатюрную Катю Роднину из «технического отдела» и Мама, страшно смущаясь, примерила ее крепдешиновое платье, взятое «напрокат».
И был выпускной бал в нашей огромной столовой! Было «Шампанское», много вкусной еды, много гостей, речей, цветов , смеха и шуток. Анатолий Ив. был «в ударе» и помню, как смешно и совсем необидно он сделал характеристики на каждого из нас.
Наш школьный оркестр играл, все что умел и мы приглашали на танец учителей, родителей, и даже мальчики приглашали девочек. Леня П. пригласил меня на вальс и, наступив пару раз мне на ногу, шепнул на ухо: « Булочка, пошли что-то покажу!» Я, еще не остыв от праздничного ажиотажа, не задумываясь ни на минуту, побежала с ним в фотолабораторию в дальнем конце коридора, перед спальным корпусом. Интересно же!
Какое все таки мы были наивное и счастливое поколение! Легко представить, зачем позвал бы современный 18-ти летний мальчик понравившуюся одноклассницу в пустую фотолабораторию, когда все заняты праздником.
Но этот мальчик из моей юности попросил меня «подождать минутку» и очень смущаясь, преподнес мне удивительный подарок - альбом с потрясающими фотографиями. Он, оказывается тайно снимал меня последние 2 года: на уроках, где я еще с толстой косой через плечо где-то на улице, в классе с кем-то спорящую, хохочущую, нахмуренную, удивленную, у цветущей яблони в школьном саду, с подружками, с Сем. Мих. у нашей знаменитой «Колючки»…
А потом уже после школы, видясь в нашей школьной компании , мы с Леней как-то потеряли друг друга. Я уже не помню, почему он рано женился и «потерялся» совсем. Видимо, я не смогла переступить через дружбу…и не ответила на его чувство. Хотя я ведь очень «ведомая» и скорее всего он был недостаточно настойчив, вот и «разбежались» наши судьбы!
флешка
ГЛАВА 6
Первый год после окончания школы был «скомкан» моим провалом в Пединститут и еще одной маминой болячкой с сердечными приступами , с частыми ее лежаниями на обследовании в больницах, с поисками работы для меня…
Работать я устроилась недалеко от дома - в детские ясли няней. Помню я эту свою первую «трудовую школу жизни» очень хорошо.
Тогда в конце 60-ых еще в помине не было этого синтетического чуда - «памперсов» и я проработала 2 года нянькой со всеми стирками, горой загаженных пеленок и ползунков, подмыванием, ежедневными уборками, кормлением, пеленанием, мытьем горшков, окон, полов . и т. д.- работой «на износ», потому что ясли были образцовыми, заведующая строгая, а воспитатели большие аккуратистки и трудяги.
Весь день проходил по строго намеченному распорядку. Первые пол года я работала няней в «грудной» группе ( 15 - 18 малышей от 4-х до 14-и месяцев) . Даже «крохи» по 4-6 месяцев никогда не кричали при расставании с мамами утром. Их тут же распределяли по своим местам.
Самых маленьких - «лежачих» клали в маленькие кровати-манежи , чуть постарше ( 6-10 месяцев) «ползунков» - в огромный на всю комнату манеж, застланный клеенкой, с висящими над ним игрушками-погремушками, где они сидели, ползали, топали, держась за заборчик по краю .
Самых старших-«ходунков» (10-13 месяцев) ставили в небольшой загончик на полу в теплом углу с ковриком на полу, с игрушками и крепкой оградкой.
В 8 часов приступали к кормлению. «Лежачих» сосунков я кормила из бутылочки с соской, уничтожив предварительно с нее всех микробов специальным физраствором. «Ходунки» высаживались на стульчики за маленький стол. На шейку надевался большой « слюнявчик», в ручку давалась ложка, я с ложкой-«помогалкой» садилась рядом и мы учились есть «как большие», спокойным голосом убеждая, уговаривая, похваливая, с песенками и прибаутками. Тарелка и чашка должны быть пусты .
В это же время главная няня вылавливала из большого манежа по очереди малыша- «ползунка», сажала к себе на колени, каким-то быстрым движением фокусника привычно набрасывала на него большую пеленку через руки за спину . Ручки оказывались в крепкой петле, на шейку набрасывался «слюнявчик», а на столе перед ним ставилась тарелка с едой ( для каждого возраста свое меню уже готовое приносилось из кухни).
Совершенно лишенный возможности сопротивляться, малыш, ( если «новенький») громко , но недолго «возмущался.» Но вдоволь накричавшись и поизвиваясь в крепких руках няни , он наконец смирялся с судьбой , открывал рот и начинал есть.
- «Ну в тэбэ и ротяка! Та з таким горлом будешь генералом !» - добродушно приговаривала няня, засовывая ложку с кашей ему в рот. Через пару дней «новичок » спокойно давал себя «усупонить» и с удовольствием, как голодный птенец открывал рот, когда перед ним ставили тарелку с едой.
Я не знаю, возможно это было не педагогично, но в течении часа – полтора все 15-17 малышей были накормлены, вымыты, посажены на горшки ( кроме «лежачих»). В чистом, с легким запахом хлорки туалете их уже подмыли под большим краном с тёплой водой , смазали нежным кремом покраснения на тельце, надели чистые ползунки и пеленки, что лежат аккуратной стопкой в шкафчике возле туалета и , крепко завернув в одеяло , укладывали спать на веранду, где круглый год были открыты окна.
Поднимали их постепенно по мере пробуждения. Перед обедом приходила медсестра и ласково с ними разговаривая, делала на пеленальном столике всем по очереди массаж и гимнастику.
В «грудной» группе всегда пахнет чистыми пеленками, «гулят и агукают», играя с игрушками в манежах малыши.
Спокойная всегда в чистом белом халате старшая няня Женя в свободную минутку берет на руки черноглазого с бархатной оливковой кожей и густым кудрявым чубчиком на макушке «ползунка» и подходит с ним к открытому окну.
Во дворе поливает цветы из шланга дворник Дуся. Она удивленно смотрит на красивого иноземного ребенка: « Ты дывысь, шо це за птаха в нашей Хохляндии ? Звидкы така?» - «Це, Дуся , хлопчик Саади . Папа из Африки чёрный, як ота головешка, а мама Таня - дочка соседки Любы-поварихи. Она ж в институте иностранные языки изучает.»
-«Ага , это у них практика такая получилась!»- догадывается Дуся. И обе женщины смеясь, тискают и целуют Саади.
В те годы такие «интернациональные» дети были очень редки, особенно в нашем Донецке.
Ясли были лучшие в районе. Дети очень редко болели, хорошо набирали вес и не капризничали. На всю жизнь у меня осталась привычка - не копить грязное белье, не откладывать глажку, спокойно, без «сюсюканья» разговаривать с малыми детьми, правильно их кормить, пеленать, приучать к горшку, к режиму, к игре, к порядку ( хотя последнее удавалось не всегда, особенно с родными детьми).
Второй мой непосредственный начальник уже в «средней группе» ( от 1года.4м. до 2лет ) - Нина Макаровна добиралась на работу двумя трамваями, получала в месяц 75 руб. и свою группу и детей содержала в идеальном порядке.
Если я забыла просушить на лестнице тряпку, или плохо протерла под кроватями пол, или не успела в пятницу протереть окна или налить в воду хлор - Нина М. никогда не повышая голоса , грозила : «Света, в следующий раз скажу Тамаре Федоровне (заведующей). Возьми тряпку и переделай.»
И я виновато помалкивая, старалась изо всех сил - не забыть, успеть, постараться, чтобы Макаровна похвалила.
Но из-за моей феноменальной рассеянности со мной периодически происходили ЧП - Чрезвычайные Происшествия.
После каждой еды посуда мылась под горячей водой с мылом. Потом складывалась в большой бак, заливалась водой с добавлением хлора и кипятилась на печке в кухне, чтобы не дай бог на ней не остался какой - нибудь микроб.
Я однажды поставила посуду на печку и забыла залить ее водой. Тарелки и чашки стали лопаться и трещать так, что услышала заведующая Тамара Фёдоровна в своем кабинете.
А однажды после прогулки я, как обычно, протерла в прихожей полы, забыла закрыть на крючок входную дверь и занялась подготовкой к обеду. Пока мы с Макаровной умывали и рассаживали детей за столы, две «малявки» обнаружили, что дверь не заперта, взялись за ручки и отправились прогуляться по посёлку.
Ясли находились в огромном, со всех сторон огороженном домами дворе. Когда они дотопали до дорожки, ведущей на шумный бульвар, их заметила бабуля, торговавшая семечками. Старшая двухлетняя Ирка сообщила, что они идут к маме домой, а младшая улыбалась чужой бабушке, доверчиво взяла ее за руку и та привела их прямо пред ясны очи Тамары Федоровны.
Что было - даже сейчас страшно вспомнить ! Мы как раз усадив детей есть, обнаружили «пропажу». Макаровна с глазами полными ужаса на побелевшем лице прошептала: «Света, закрой дверь, я сейчас.» Но тут в группу вошла Тамара Ф., ведя за руки беглянок и, высоко подняв бровь, грозно спросила: «Что это значит?»
Помню какой кошмар я пережила тогда - как было стыдно , как жалко Макаровну - это был единственный «прокол» в ее безупречной работе за 20 лет! Даже не знаю - почему меня тогда не уволили?
Тамара Федоровна - огромная, полная, шумная, с ярко накрашенным ртом и маникюром командовала своим небольшим ясельным царством уверенно и властно. Ее энергии и организаторских способностей вполне хватило бы на небольшое государство.
При выяснении каких-то внутриясельных конфликтов, она выражений не выбирала, скручивая толстые как сосиски пальцы с красным маникюром в «дулю» или замысловато материлась, совершенно этим обезоруживая тихо оправдывающуюся наказуемую.
И хотя Макаровна мелкие мои промашки ей никогда не доносила, доставалось мне, конечно, чаще всех. Сначала громко и выразительно Тамара Ф. высказывала все, что она обо мне думала. Из глаз ее «сыпались искры», ярко накрашенный рот выкрикивал вперемежку с матами страшные обвинения. Я стою у двери не жива не мертва, даже не пытаясь защищаться.
Наконец, накричавшись, она на минуту замолкает и, подавшись из-за стола ко мне своим грузным телом, шипит: «Света, уйди с моих глаз!»
Как-то, когда я закончила послеобеденную уборку, меня вызвали к ней в кабинет. Сердечко мое испуганно затрепыхалось и я, пока шла по коридору, лихорадочно вспоминала - что же я за последние дни сделала «не так»?
С ней в кабинете сидела наша врач Софья Марковна – полная пожилая еврейка . Они обе с интересом уставились на меня, когда я появилась на пороге. Первая нарушила паузу С.офья М. В упор разглядывая меня, как будто видела впервые, она вдруг спросила: «Света, это правда, что ты - еврейка?» Я обалдело кивнула.
« А как зовут твою маму? - строго спросила Тамара Ф. Я ответила. - Да, действительно правда.» - все еще не веря в мое «еврейство» - удивилась Софья М. - « Но ведь ты совсем не похожа!» В ее голосе еще теплилась надежда, что это какая-то ошибка и эта нищая, бестолковая и наивная «неумеха» - нянька не принадлежит к её гонимому избранному народу.
« Света , а кто твой отец?» - подсказала вопрос Тамара Ф. И они снова выжидательно уставились на меня. И я поведала им , что отца я никогда не видела, но мечтаю съездить в Пущино и отыскать его следы - возможно он нуждается в моей помощи….и пр. «бред».
- «Дура ты !» - прервала мою вдохновенную речь заведующая. - Это ж не отец, а «производитель»! Отец давно бы вас с матерью нашел и помог бы, чем смог.» Я замолкла с открытым ртом, как будто споткнулась на бегу и все никак не могла вздохнуть от обиды и комка в горле.
Слёзы брызнули освобождено и горько и я кричала, что она злая и что я всё равно найду своего отца и ещё что-то в этом роде. Этот мой «крик души» прервал уже спокойный и равнодушный голос врачихи: «Света, хватит. Иди работай!» - она снова потеряла ко мне интерес. Хотя это не мешало ей еще долго меня эксплуатировать, давая подшивать дочкины юбки, брюки внука, взамен одаривая меня какими-то нелепыми и уже ненужными ей (а мне тем более ) вещами - необъятными рейтузами, дочкиными чулками , которые ей лень было заштопать или просто подаренными «жизненными советами» типа - «доверяй, но проверяй» , «хочешь жить- умей вертеться»..и пр.……
А я ведь через несколько лет действительно поехала искать своего «виртуального» отца. Но это было потом.
***
А тогда было снова лето, вступительные экзамены в Педагогический институт. И на этот раз я поступила! Помню , как мы с Мамой торжественно и радостно шли к главному корпусу Пединститута посмотреть мою фамилию в списках принятых на факультет «Учитель начальной школы» ( вечернее отделение). Как просияло счастливой улыбкой её лицо и всю обратную дорогу домой я держала Маму под руку и мы обсуждали, какой купим мне удобный портфель, толстые, солидные общие тетради. Какую лучше купить ручку - «наливайку» с баллончиком чернил внутри или новое канцелярское чудо - с шариковым стержнем? ( чернильницы-«непроливайки и деревянные ручки со стальным перышком исчезли из школы уже лет 7 назад).
Да, и нужно пошить какое-то «приличное» платье!- ведь я теперь студентка! Я думаю, это был один из счастливых дней в ее жизни.
Моя мудрая и деликатная Мама даже предприняла попытку поменять мне отчество в паспорте. Дело в том, что я родилась у женщины, которая не имела мужа и чтобы не иметь в моём свидетельстве о рождении позорный прочерк на строке «отец» ( такие были времена!), бабушка вписала отчество моей Мамы – Абрамовна - в память об погибшем деде.
В этом благородном порыве обе мои родные женщины не подумали, как трудно придётся жить мне - взрослой с этим типично еврейским отчеством в антисемитской стране. А уж для выбранной мной профессии это было особенно актуально - в школе моё отчество резало бы слух окружающим по сто раз в день.
Служащая в бюро регистраций , прочитав мамино заявление, многозначительно взглянула на Маму и вежливо и холодно произнесла: «В советской стране граждане имена и отчества не меняют!»
Конечно, Мама ничего не стала ей доказывать, а молча быстро, чтоб не расплакаться, убежала от этих насмешливых, холодных глаз.
Так и прожила я с двойным отчеством – в паспорте Абрамовна, а на работе в школе Георгиевна ( имя моего биологического отца). Поступая на работу при первом знакомстве с директором я объясняла ситуацию и мои школьные начальники принимали это в общем спокойно и понимающе.
У Мамы в альбоме хранилась единственная фотокарточка этого несостоявшегося «папы». Высокий стройный лейтенант с насмешливыми светлыми глазами. Капризный изгиб тонких губ, светлые волосы. А на обороте написано : «На память Розане от Жоржа Коптуна». И всё! Когда мне было лет 10, я спросила о нём у Мамы и она сухо и коротко объяснила мне, что он умер от ран в госпитале в самом конце войны.
Чуть повзрослев, я всё порывалась выяснить у неё, как он так тяжело раненый умудрился меня зачать, но …не решилась, понимая, что для Мамы это «больная» тема . Больше мы с ней о нём никогда не говорили и я вынашивала тайную мечту – «вырасти и найти его следы».
***
В сентябре мы с девчонками зашли «на минутку» в интернат – вдохнуть родной знакомый запах , повидать учителей… Все меня поздравляли с поступлением в институт, тормошили Свету и Бочу, расспрашивали о всех ребятах нашего класса, В столовой посадили, как гостей за «учительский» стол и вкусно накормили, пригласили на концерт 7 Ноября. Семен Михайлович тоже поздравил, а потом внимательно глядя на меня поверх очков, сказал: «И все - таки жаль, что ты меня не послушала и не пошла на филологический. Ты об этом будешь жалеть!». Ну тут я, конечно, произнесла оправдательную речь, доказывая ему (и себе тоже ) , что нужно браться за посильное дело , что так как преподает Семен Михайлович, я никогда в жизни не смогу …..»
- У тебя, Света , заниженная самооценка и это будет тебе мешать в жизни, но ты все равно молодец! Заходи, не забывай!» И мы расстались …. на 15 лет.
***
На моем « девчачьем» факультете лекции были вечером, а днем все студентки работали в основном в школах и детских садах.
Я сразу обзавелась подругами. Валей Х. и Надей-Леной – двумя неразлучными подружками - соседками - они жили на одной улице. Мы сидели рядом на лекциях, готовились к сессиям, зачетам, сбегали иногда с неинтересной лекции в парикмахерскую делать маникюр или в кино на новый фильм, делились ручками , учебниками и конспектами лекций.
Мама освободила мне полочку в шкафу для моих учебников и главной темой наших с ней вечерних разговоров были теперь мои рассказы о новых подругах, преподавателях, лекциях…Мама тогда уже начала серьезно болеть, но не напрягала меня домашней работой – все стирки и уборка оставлялись на выходные дни.
С 8-ми утра до 3-х часов я продолжала свою трудовую деятельность в яслях под командованием Тамары Ф., а вечером с 6ч. до 9-30 ч. изучала основы педагогического мастерства.
В выходные по вечерам заходили Боча и Света З. и мы шли в кино или прогуливались по главной улице им. Артема. Так мы тогда «тусовались» .
Света Задорожная – крепенькая, стройная, с угрюмым, необщительным характером еще в школе выбрала нас с Бочей в подруги и оказалась на многие годы верной и искренней.
У меня сохранилась фотокарточка тех лет – стоят на площади им. Ленина три «матрешки» в аккуратных одёжках, в платочках на голове , (как у артистки Сёминой в фильме «Коллеги») , наивные и счастливые - Я, Боча и Света З. Никто из нас не пил, не курил, а про наркотики вообще никогда и не слыхали. Все работали, немножко влюблялись, обсуждали фильмы, события на работе, дома, в стране.…….
Мама всё вздыхала, что в нашей компании нет мальчиков и наши гулянья проходят скучно, что это «ненормально». Но мы отшучивались, уверяя ее, что у нас всё замечательно и настоящая любовь еще впереди. Вот отдадим Свету З. замуж за Алексея , а потом и до нас очередь дойдет…В 19 лет всегда кажется, что все самое интересное и прекрасное еще будет обязательно….
С первой лекции я привела домой еще одну новую подругу - Валю Артёмову. Я на эту лекцию едва успела и уселась на свободное место рядом с худой, угловатой девушкой. Она застенчиво мне улыбнулась, с готовностью подвинулась, уступая место , и тихо представилась: «Я Валя, а вы?». Я сразу хихикнула в ответ - «А мы - Света.».
Она всегда занимала мне место и с каждым днем все больше потрясала меня своей эрудицией...
Валя оказалась «книжной» девицей, умницей, знающей наизусть множество стихов и страстно мечтающей о журналистике. При знакомстве с Мамой они были очарованы друг другом . Валюха, сияя глазами восхитилась: «Какая у тебя мама, Свет!» А Мама, когда Валя ушла, задумчиво улыбаясь сказала: «Какая девочка странная. А глаза чудесные!» Вот мы и дружим с ней уже больше сорока лет!
Судьба с Валей обошлась сурово. Нашли ее в голодном 47-ом году на улице в г Сталино, маленькую и полуживую около мертвой матери. В детдоме примерно определили возраст, чуть подкормили и отдали на воспитание в бездетную шахтерскую семью Артёмовых.
Тетя Маруся- маленькая, худенькая, всегда в косынке, вечно озабоченная домом, огородом, печкой и своими обязанностями на шахте по части учёта партийных взносов рассказывала мне, как она нашла Валю. «Ездила я, значит, к тетке на шахту «Кирова» . А иду всегда мимо детского дома. Все дети играют, а одна худышка стоит у забора и смотрит на всех, кто мимо идёт. Остановилась я, значит, и печенье ей припасённое протянула. Стала ее расспрашивать , а она только глазами сияет и молчит. Тётка и муж меня сразу поддержали забрать сироту. Она девка послушная, тихая, работящая, но ндрав у неё сильно упрямый!».
В своей взрослой жизни Валя, несмотря на свою болезненную деликатность и «комплекс неполноценности» , показывала этот свой «ндрав», совершая подчас поступки смелые и решительные.
Она после первого года учебы на нашем отделении перешла на первый курс более сложного , поближе к своей мечте - «филологического» и мы на несколько лет потеряли друг друга из вида.
***
В институте всё было ужасно интересно! На биологии мы, замирая от ужаса и ой-кая, резали несчастных лягушек, чтобы убедиться, что их нервная система идентична нашей.
На математике изучали основы счета у древних греков и китайцев. На Украинской литературе подтянутая, интеллигентного вида украинка лет 50- ти с косой вокруг головы, чем-то похожая на маму тети Любы певучим спокойным голосом рассказывала нам на украинском языке о судьбе Франко, Леси Украинки, Шевченко, удивляя совершенно нам незнакомыми « виршами та оповиданнямы» (Тычину учить не заставляли –слава Богу!) На логопедии научились «ставить» у детей звуки Р , С ,Щ…..
Настоящим открытием была психология. Я была уверена, что психолог – врач, лечащий «психов» и даже не подозревала, что это целая очень интересная наука о мозге человека. На лекциях нам разрешали спорить, устраивали диалоги, диспуты . Мы писали письменные рефераты, творческие отчеты… Помню, как нас взбудоражил Карнеги. Мы читали его «взахлеб» и были уверены, что изучив по книгам детскую психологию, справимся теперь с любыми трудностями воспитания младших школьников. И как все оказалось сложнее и непонятнее на практике в жизни! Сколько детей - столько проблем и только «опыт- сын ошибок трудных» помогал справляться с ними.
Иностранную литературу читал у нас молоденький аспирант. Мы его не воспринимали как преподавателя, кокетничали с ним . Он смущался всегда , но лекции читал интересно, много цитировал наизусть .
Если его лекция была последней, я , Лена и Надя увязывались провожать его до трамвая и он по дороге всё пытался возбудить в нас интерес к его любимому предмету: «Девочки! - говорил он вдохновенно громким шепотом - вот вы перед сном, когда все улягутся, притушите свет, откройте Шекспира и шёпотом начните читать. Это же волшебство!».
Мы тихонько хихикали и согласно кивали. Не знаю, как девчонки , но я последовала его совету и в тот же вечер «открыла» для себе «сонеты Шекспира». Возвращалась к ним еще много раз в жизни , всегда с восхищением и радостью.
***
Однажды я утром поехала на новоселье к Машке на край города и заявилась домой веселая и усталая часов в 11 вечера . Дверь мне Мама открыла сразу, как будто стояла возле неё и ждала . На неё было страшно смотреть: измученное, помятое лицо и в глазах удивление и обида: «Как ты могла забыть, что я жду и волнуюсь? Ведь край города, до трамвая далеко, все выпили …» Она легла на диван и перестала со мной разговаривать. Ну, конечно, я лила слёзы раскаяния и просила прощения - она так и не заговорила и не повернулась ко мне в тот вечер.
В институте мы все были влюблены в Эмму Михайловну Златкину - она читала нам все 5 лет главный предмет - Педагогику. Я думаю, что нам очень повезло, что она была нашей «классной мамой»! Много возилась с нами, особенно, когда начиналась «практика» в школах. Заранее приходила перед лекцией, чтобы что-то растолковать, давала редкие учебники, писала нашим начальницам прошения, чтобы не задерживали нас после работы, советовала, поправляла, составляла с нами планы уроков…Мудрая была женщина! А лекции читала всегда без конспектов и так интересно, что за годы учебы никому и в голову не приходило пропустить «педагогику» .
Еще помню преподавателя истории Владимира Николаевича - высокого, крупного, мрачного человека. На изуродованном шрамами лице за тёмными очками спрятаны слепые глаза. Мы его страшно уважали и побаивались.
Лекции он обычно читал сам , но иногда в аудиторию вместе с ним заходила его сестра, тоже историк и по ходу его рассказа показывала нам слайды или что - то на карте. Она же была с ним рядом на экзаменах.
Историю мы учили особенно старательно, по всеобщему молчаливому согласию никогда не пользовались шпаргалками . Помню единственный случай, когда одна из нашей группы ( я совсем ее не запомнила) на экзамене, когда Вл. Ник. был без ассистентки, прямо перед ним на столе открыла учебник и стала отвечать на вопрос.
Мы все, замирая от стыда, с ужасом ждали развязки. И она наступила!
Уже через пару минут Вл. Ник. как-то неловко, гремя стулом , повернулся к окну и тихо и четко произнес: « Выйдите сейчас же и больше никогда не приходите на мои лекции!»
флешка
1965 ***
Как - то мы с Валюхой Артемовой совершенно неожиданно обнаружили на последнем этаже нашего учебного корпуса в конце коридора небольшую комнату, откуда доносился дружный смех. Интересно же! Мы заглянули в открытую дверь и с удивлением увидели с десяток девушек и ребят , сидящих за мольбертами . На столе возле окна среди стопок бумаг, рулонов ватмана и разбросанных карандашей и тюбиков с красками стоял пузатый самовар и тарелка полная баранок.
Мы застыли на пороге, не в силах оторваться от этого зрелища. – « А вот и гости к чаю!» - раздался из-за мольбертов прокуренный бас. Мы с Валькой испуганно прикрыли дверь, но она тут же открылась и странный хромой человек, в заляпанном краской фартуке взял нас за руки и ввел в комнату.
Это оказалась «Художественная студия» при Пединституте. Там вечерами по средам и пятницам за чаем с баранками в комнате , пропахшей красками и заваленной мольбертами, собирались студенты, пробующие рисовать. Григорий Дмитриевич в прошлом художник учил нас своему ремеслу с удовольствием . Общением с молодежью и популярностью среди студийцев он в какой-то степени утешал свое побитое жизнью самолюбие, творческие амбиции, и несостоявшуюся славу.
Григорий Д., вероятно, выпивал (в свободное время), очень много курил , сильно хромал на одну ногу и был какой-то худой и неухоженный. Он обожал пофилософствовать «про жизнь», про войну , на которой потерял ногу, про великих художников, про перспективу и изображение света на холсте…
Мы учились элементам искусства рисунка . Григорий Дмитриевич расхаживая между мольбертами, никого не ругал за бездарность и горячо хвалил за редкие правильные мазки и «понимание перспективы» или «передачу объемности предмета» .
Моя общительность полностью заменяла мне отсутствия таланта. Я садилась за мольберт, пытаясь правильно изобразить объемность вазы , откусанное яблоко или набросок лица. Тихонько напевая себе под нос, стирала неверные штрихи , слушала замечания и тайно гордилась своим присутствием в этой компании.
Ведь наш вечерний факультет , на котором учились в основном семейные, устававшие в школе «училки», никогда не принимал участие в шумных и веселых студенческих вечерах , «капустниках», КВНах, о которых я тайно мечтала, поступив в институт.
В студии было интересно. После часового сидения за мольбертами, мы вставали с мест и поочередно подходя к рисункам , сообща их обсуждали. Потом отодвигали на край стола все бумаги и краски и пили чай с баранками - ну тут уже споры, смех , вопросы-ответы….Я ходила туда года два, пока студию почему-то не закрыли. А жаль!
***
Сегодня 8мая – 20 лет победы в Великой Отечественной войне и у нас с Мамой личный праздник! В «Донгипрошахте» всем ветеранам будут вручать медали «За победу над Германией». Во время войны моя Мама полтора года работала санитаркой в военном госпитале в тылу (в Самарканде ) и её тоже наградят за Победу!
Утром к нам домой пришли взволнованные мамины подружки Женя и Катя, посадили Маму перед зеркалом и долго колдовали над её причёской (вечером после торжественной части будет большой концерт и банкет).
Мама встала со стула осторожно, как будто у неё на голове стояла хрустальная ваза и удивлённо и испуганно разглядывала себя в зеркале. Голова увеличилась в размерах и напоминала огромный одуванчик. Но Катя, Женя, тётя Аня , Леночка и я так громко ахали и восхищались её «сногсшибательной» причёской, что Мама согласилась не приглаживать стоящие дыбом волосы и даже разрешила побрызгать их чем-то сладким чтоб « всё ЭТО, стояло».
В большом актовом зале института, где проходили все собрания, банкеты и детские новогодние утренники не было ни одного свободного места, но женщины счётного отдела заняли нам с Мамой места у окна. Зал взволнованно тихо гудел голосами, иногда врывался чей-то смех, выкрикивалось чьё-то имя .
Все сидящие в зале хорошо знали друг друга, много лет работали и общались вместе. И было ощущение большой семьи, как в «Ястребке». Только народ был взрослый и солидный и пахло духами и сигаретами. Наконец , звякнул колокольчик и на сцене раздвинулся занавес.
В тот праздничный вечер я запомнила два потрясших меня момента: мамину фамилию назвали почти последней. Она встала со стула с бледным от волнения лицом и под дружные хлопки зала медленно пошла к сцене .
И я вдруг увидела, как невероятно тяжело ей сейчас «держать лицо», как уродует её высокий «начёс» на голове, подчёркивая болезненную худобу небольшой фигурки, как «мешком» сидит на ней мой белый костюмчик. .. И когда она, наконец, вернулась на своё место, держа в руках маленькую красную коробочку с медалью, я взяла Маму за руку и вдруг заплакала.. Пришлось нам с ней выходить в коридор и тихонько поплакать вместе.
А во второй части вечера уже на концерте я была потрясена ещё раз ( уже, правда, без слёз). После исполнения знакомых всем песен и юморесок, в самом финале, вдруг открылся занавес и заиграла какая-то красивая индийская мелодия. Из-за кулис с двух концов на сцену стали «выплывать» ритмично танцуя и сложив перед собой ладони, несказанной красоты индианки – все молоденькие, грациозные, в блестящих, очень коротких, обтянутых на груди блузочках (голый живот – немыслимая вольность в одежде тех лет) и в прозрачных разноцветных шароварах. Все босиком, в браслетах на руках и ногах и с точками на лбу. Зал завороженно смотрел на этот фантастической красоты танец.
Я, как и большинство людей в зале, никогда не видела ничего подобного. Они так слаженно и синхронно двигались, не переставая улыбаться, сходились и расходились под завораживающую индийскую мелодию , садились на пол, складывая ноги, крутили руками, кланялись , двигали шеей и сверкали украшениями, что когда перестала звучать музыка, зрители не хотели верить, что это чудо закончилось и хлопали до тех пор, пока танец не повторили. И снова восхищённые лица зрителей и гром оваций.
Я думаю , что это были приглашённые танцоры из нашего театра «Оперы и балета». Вот ведь сколько лет прошло, а в памяти не стирается этот шок от наслаждения по - настоящему красивым танцем!
А медаль « За Победу» уже 40 лет лежит в маминой старой сумочке – единственной сохранившейся её вещице. Она до сих пор еще (почти неуловимо) пахнет Мамой – духами и табаком.
***
В июне начиналась летняя сессия. Меня на две недели отпускали с работы и я, к маминой большой радости , без «хвостов» и «двоек» перешла на 3-й курс.
Еще зимой у Мамы началось «обострение» и она подолгу лежала в больницах. Ей категорически нельзя было курить –прогрессировала страшная болезнь - «облетерирующий эндоартериит»- высыхали сосуды на ногах и их через несколько лет ампутировали бы. Но Мамочка не дожила до этого кошмара. Параллельно стало «сдавать» сердце - поднималось давление до 200 , все больше болели ноги , она очень похудела и появились боли в животе (как потом выяснилось «метостазы»).
Однажды утром, когда покормив детей, мы с Макаровной выводили их на прогулку, я увидела во дворе Таисию Васильевну- сотрудницу моего дяди Вити, друга их семьи- худенькую ,добрейшую женщину.. Мы испуганно уставились друг на друга и она первая как-то отчаянно шагнув ко мне быстро сказала: «Света, Алика больше нет! Ты подготовь маму» и заплакала. Это было мое первое непостижимое для ума и непосильное для души горе.
Внезапная совершенно бессмысленная и нелепая смерть 18-ти летнего Алика –красивого сильного , доброго мальчика, младшего братишки, всеобщего любимца, такого живого и родного- на какое-то время сшибла нас всех с ног, потушила краски вокруг, притупила чувства…Все время что-то болело и ныло внутри Все ходили ,пряча друг от друга заплаканные глаза, слонялись по квартире, что-то говорили друг другу, что-то делали, как во сне…Приходила большая, добрая Цыля- сестра тети Энны, Евсюковы , Ванечка Чикалов и организовывали похороны. Тете Энне кололи что-то успокоительное и она почти все время лежала и плакала. Витя в невменяемом состоянии лежал на полу в спальне и ни на что не реагировал.. Приехал на 10 дней из Армии Женя Он единственный из нас не плакал прилюдно , как-то все время тяжело молчал , ездил оформлять похороны и без конца курил. В первый вечер мы вышли с ним на балкон, я ,уставясь на огни на берегу Кальмиуса ,тихо рассказывала ему все , что знала про убийство Алика..
У Алика недавно появилась девчонка( наверное первая) его бывшая одноклассница, живущая где-то за городом и ,как говорили -«гулящая». Алик пошел ночью ее провожать и на темной улице из-за кучи угля выскочил ее приятель азейбарджанец и сзади ножом в спину убил Алика. Он так и упал на эту кучу угля, не успев наверное ничего понять и проститься с жизнью.. И все! Алика нет!
Я уговорила Маму не ходить на похороны. Она совершенно беспомощно посмотрела на меня полными слез глазами и согласилась. И на суд мы ее тоже не пустили. Здание суда - двухэтажный обшарпанный дом где-то на задворках города
.Мы приехали немного раньше, но еще долго топтались на грязном, засыпанном окурками и бумажками дворике . Потом зашли в темный коридор и с ужасом увидели в двух шагах от себя тоже томящуюся в ожидании кучку молодежи – 4-5 человек местных блатных, среди которых стояла « та самая» -крепкая деваха с густо накрашенными глазами. Возле нее топталась светленькая годовалая девочка в мокром платье. Она подходила ко мне , доверчиво улыбалась и , не дождавшись ответной улыбки на моем застывшем от напряжения лице, топала обратно. Мое сознание, раздавленное смертью близкого человека искало какого-то облегчения, утешения, объяснения, справедливого возмездия, хоть какого-то выхода для этой тяжести, распирающей душу обидой и отчаяньем. Я долго стояла у окна в коридоре, сжав холодные от волнения пальцы в кулачки и ждала пока приведут «подсудимого». Наконец, в сопровождении двух милиционеров он показался в коридоре. и я с изумлением увидела маленького ,черного, с низким лбом и бегающими глазами азейбарджанца. Я как загипнотизированная, плохо соображая , шла прямо на него изо всех сил стараясь не заплакать и подойдя , плюнула ему в лицо. Плевок был почти сухой, потому что от волнения пересохло в горле. Я даже не помню, как он отреагировал. Помню, что выбежав во двор, я наконец расплакалась громко и отчаянно. И весь суд просидела совершенно обессиленная на какой-то лавке во дворе А этому узколобому дикарю из Азейбарджана присудили 13 лет, из которых он просидел только половину, потому что покаялся и «хорошо себя вел» (!).
После похорон строгий и обычно малоразговорчивый Витя упал на пол в комнате сына и , положив голову на руки, громко заплакал. Сначала он выл , всхлипывал и что-то причитал, потом на недолго замолкал и снова плакал до самой ночи. Слезы кончились и он стал икать и ни на какие вопросы Мамы и тети Энны не отвечал. Все плакал и икал. Мы положили рядом с ним на пол одеяло и подушку, поставили стакан с водой и закрыли дверь Так он лежал, почти не вставая, ничего не ел, ни с кем не разговаривал несколько дней. Потом встал, умылся, побрился, за столом закрывшись от всех газетой, съел булку с чаем и куда-то ушел. Я пошла домой к Маме - ее нужно было везти в больницу на очередное обследование Она совсем «потухла» после смерти Алика. Все курила, курила и прятала от меня заплаканные глаза. Ночью уже не засыпала без сильного снотворного и тихонько ,чтобы меня не разбудить, стонала.
Через пару недель я договорилась с соседями, тетей Любой и с Бочей , чтобы присмотрели за Мамой и уехала на неделю в Крым. Уговорила сама Мама и тетя Энна - Витя только за рулем своего «Москвича» немного оживал , а она боялась ехать с ним одна. Мы все трое были в такой тоске, что я почти ничего не запомнила в этой странной поездке . Витя всю дорогу молча вел машину , напряженно вглядываясь вперед. В Скадовске мы прожили 5 дней в снятой пустой только что побеленной комнатке в недостроенной хате недалеко от моря. Утром шли на море. Витя далеко и надолго уплывал, а мы поплескавшись у берега, шли на базар, готовили что-то поесть. Вечером ели в «Чайной» вкусно пахнущие мясом и луком чебуреки и выходили с тетей Энной на бульвар , посидеть на лавке и поглазеть на гуляющую публику. На 5-й день вечером Витя встретил нас, идущих с бульвара у распахнутой двери хаты и твердо сказал: »Все, женщины, завтра едем домой!»
***
Работать в ясли я больше не пошла. Вечером - занятия в институте, днем с Мамой в поликлиниках у врачей, на анализах, дома стирка ( стиральных машин мы еще не видели) , уборка, хлопоты на кухне, …Мама «таяла» на глазах...
Как-то в одном из «промежутков» между больницами мы с ней медленно возвращались из булочной. На свой 4-ый этаж мы поднимались в три приема. На площадке второго этажа я рассказываю ей припасенную для этого случая смешную историю, потом бодрым голосом говорю:»Мамочка! Один этаж уже не считается и нам осталось всего 2 этажа. Давай руку! На следующей площадке, отдышавшись, она бессильно прислонилась к стенке и устало, закрыв глаза, как-то тихо - тихо спросила саму себя: «Неужели это все?» И я сразу поняв и испугавшись этого страшного «ВСЕ», что-то начинаю лепетать, рассказывать…..Все эти последние месяцы ее жизни с уже привычными больничными буднями, где я надев белый халат, помогала до обеда санитаркам и больным в палате, провожала Маму на продцедуры ,кормила ее, помогала умыться… оставили во мне на всю оставшуюся жизнь острое чувство жалости и любви к ней. И еще - своей беспомощности и неумения облегчить, помочь, спасти…Вот принесла я Маме на обед тюфтельки- сама сделала, как учили. Она кое-как съела одну. Устала, нога ноет, боль в желудке режет и тянет до стона. Ее большой палец нащупывает наконец какую-то точку внизу впалого живота. Она опускает голову мне на колени и так замирает. Я перестаю тарахтеть про подружек и знакомых и честно стараюсь тоже замереть. Не нарушить редкую минуту ее покоя. Но минут через 10 -15 у меня срочно закололо в пятке, зачесалась коленка, я умираю от жажды….. Я изо всех сил терплю еще 5 минут , но…Я наверное была плохой нянькой- нетерпеливой , неумелой, невнимательной, хотя изо всех сил старалась ее развлечь, рассмешить, помочь… .Больная ее нога была почти холодная и болела уже постоянно Она была слабая и худенькая ,как подросток. Я помню свою «навязчивую идею» наших с ней последних месяцев - перед порогом комнаты, перед бордюром или ступенькой я постоянно сдерживалась . чтобы не взять ее на руки, прижать к себе как ребенка и перенести. Она весила 42 кг. Мне почему-то казалось, что это может обидеть Маму, подчеркивая ее беспомощность. Всю эту пожирающую ее боль она переносила молча, пряча измученные глаза –«Ну, что Светленький, нового и удивительного? Рассказывай!» - освещалось улыбкой родное худенькое лицо.
Я постоянно ходила тогда наполненная слезами и они проливались вдруг в самых неожиданных местах: в трамвае, на лекции, за едой, ночью, если не спала ….Очень были мучительны хождения по кабинетам каких-то медицинских начальников, где я ,изо всех сил сдерживая слезы, просила их поставить круглую печать на рецептах, без которой не выдавали в аптеках лекарство с морфием для Мамы.
Помню , какие-то редкие лекарства доставала тетя Миля Заславская. А последний Мамин час на земле я прозевала! Не знаю до сих пор - хорошо это или плохо? Я даже представить себе не могу, как бы я могла видеть, как Мама умирает! Это – выше моих сил! А , если она хотела мне что-то сказать важное , прощальное?!
А тогда был шок. Меня не пустили в ее палату, а привели на ватных ногах в кабинет завотделением. Он задумчиво глядя в мое испуганное лицо сказал: «Ты ведь знала, что твоя мама смертельно больна . она умерла час назад. На выпей!» и налил мне стакан воды. И последняя самая тоненькая ниточка надежды, что еще «не всё» резко оборвалась Все как-то задрожало во мне - запрыгали губы, заледенели руки и горячий ком боли бился где-то в горле. Как будто с разбега пронзило меня что-то огромное, тяжелое и страшное, как «цунами» – оно неотвратимо и беспощадно - и ничего уже нельзя спасти и поправить! Мамы больше никогда не будет на земле.! В памяти остались какие-то отрывки ,как в замедленных кадрах фильма : куда-то я бегу по улице , с мокрым от слез лицом и тихо зову «Мамочка моя, мамочка!», понимая, что ее уже нет, но вдруг она меня слышит «оттуда» и как-то ответит и увидит как мне плохо….
Потухли краски вокруг, какие-то безликие люди что-то мне говорили, куда-то вели и 2 дня до похорон слились в одно бесконечно долгое ожидание страшного момента- когда я увижу Маму мертвой в гробу. Все это время я просидела на раскладушке у Вити в доме, накрывшись с головой одеялом, чтобы чужие взгляды не мешали мне плакать и разговаривать с Мамой. И , когда меня опухшую от слез привели в огромный вестибюль маминого института, где стоял гроб с ее телом- я даже не плакала. Удивленно смотрела на ее белое незнакомое лицо и категорически отказалась прикоснуться к нему губами в прощальном поцелуе. Сотни людей стояли молча и слушали прощальную речь своего строгого директора Чижевского. Помню почему-то только одну его фразу – «Эта маленькая русская женщина……(почему русская ? ) …
И покатилась моя жизнь уже без Мамы……
ГЛАВА 7
На похороны приехала тетя Нина из Киева и тетя Катюша из Львова. Они обе зазывали меня к себе в гости и я съездила cначала к тете Нине в Киев. Тетя Нина много водила меня тогда по Киеву - на Владимирскую горку, к Днепру, в Печерскую лавру, в Бабий Яр, где в войну немцами были расстреляны около 6 тысяч евреев. Она жила в огромном семиэтажном доме возле парка Фрунзе в маленькой чистой квартирке. На шкафу с книгами все та же лошадка везла в тележке старенького знакомого пупсика. За эти годы они здорово поистрепались в дороге . У тележки было приклеено одно колесо, а лошадка и пупс стали инвалидами. Но они были еще в пути . Перед огромным на всю стену окном стоял круглый стол, за которым мы обедали и пили вечерами чай . На стенах висели какие- то этюды и акварели с изображениями лошадей и портреты какого-то кудрявого мальчика. « Это Бобочкины рисунки - моего вечного поклонника»- улыбалась тетя Нина ярким ртом. Он известный художник…Фамилию не скажу - ты все равно забудешь» . За чаем она хохоча рассказывала , как она «летала» от счастья, когда получила наконец (в 45 лет) после бесконечных «коммуналок» эту свою квартиру, как бегала по магазинам, обживала и «уютяла» ее. Забежав как- то в хозяйственный магазин за несколько минут до закрытия она громко спросила : « У вас есть глазок для унитаза?» И заметив ужас в глазах продавцов , сообразила, что перепутала -«глазок» для двери и крышку для унитаза. Мы с ней много смеялись и вспоминали , как мы жили на «Отрадной» в длинном доме- бараке. « А ты сходи туда. Там еще не все снесли.» - посоветовала тетя Нина. И я пошла , и отыскала наш двор , вернее то, что от него осталось. В окружении новеньких многоэтажек низкий, обшарпанный и полуразвалившийся, с проломленной крышей и пустыми без стекол окнами стоял дом моего детства, как ослепший дряхлый инвалид среди молодежи , доживая последние свои деньки. Небольшой ( в детстве он казался мне огромным) пустой двор мела, шустро размахивая метлой молодая девчонка в ватнике и в платке на голове. Я объяснила ей почему здесь стою и рассматриваю эту развалину. Девчонка вдруг заулыбалась своими веснушками на курносом, скуластом лице и поправляя платок как-то застенчиво сказала: «Та я ж Тамарка, Валькина сестра . Мамка уехала к ней на Подол , вот я и мету. А в вашей хате мы инвентарь держим, пишлы покажу». Я с удивлением разглядывала маленькую сырую комнатку с разломанной печкой в углу. Возле двери в большом ящике были свалены лопаты , грабли и метлы, в разбитом окне был вставлен кусок фанеры, а внизу на стенах мохнатился сырой лишайный гриб . « Господи, как же мы прожили здесь столько лет?!»
***
Деньги, собранные для меня «Донгипрошахтом» скоро закончились и на пару месяцев меня взяла на работу в поликлинику тётка моей подружки по институту Нади. Я должна была утром перед приёмом больных протереть везде пыль и полы и прокипятить на электроплите шприцы в железных плоских коробках. Конечно же я однажды, убирая прихожую, забыла про них . До пожара, слава богу, дело не дошло, но медицину я благоразумно оставила , пока не натворила большей беды. Остаться наедине с собой удавалось только ночью. Клала под подушку фотокарточку Мамы и, поплакав немного, засыпала.
Тетка по выходным приглашала на обед . Витя тогда постепенно выходил из стресса после смерти сына и любимой сестры. Целыми днями он пропадал в своем «Институте марксизма», дома стал еще меньше говорить, не шутил и оживлялся только, когда приходил Ванечка или когда показывали по телевизору футбол.
Тетя Энна работала в швейном училище, подрабатывала шитьем на дому , возилась на кухне и ежеминутно вытирала платком красные от слез глаза. Женя еще служил в армии и у них в доме было тихо и грустно.
Верная Боча заходила каждый день ( мы жили почти рядом). Надя, Лена и Валя В. заходили перед лекциями и провожали потом домой, стараясь отвлечь, рассмешить, угостить чем-то «домашним». Тарасовы «подкармливали», предлагая попробовать то борщ, то пирожки. Каждый вечер стучали в стенку, приглашая смотреть телевизор.
По утрам в воскресенье я ездила на кладбище «разговаривать» с Мамой, плакала реже, всегда обходила стороной больницу, где она умерла и ни с кем о ней не говорила.. Так было легче . Дома готовилась к зачетам , что-то шила, слушала музыку, читала и постепенно приходила в себя.
Как – то присела я на лавочку в сквере недалеко от моего дома, чтоб доесть тающее мороженое. Сидит рядом девушка, грустная такая, у ног чемоданчик небольшой.
– «А вы не скажете, где тут недалеко гостиница? - услышала я тихий вежливый голосок. И пока соображала как понятней объяснить дорогу , девушка уже совсем тихо добавила - Только чтоб недорогая, а то у меня деньги закончились, а мама только послезавтра вышлет.» И я поняла, что в нашу шикарную гостиницу «Донбасс» ей идти нет смысла и пригласила её ночевать к себе.
Я думаю, что даже, если бы на её месте оказался парень – вполне вероятно, что я бы в своём безграничном милосердии и наивности, тоже пригласила бы его «пожить» у меня. Так я воспринимала окружающий мир, людей, так была наивна и неопытна, такое мы были поколение!
А девчонка оказалась чудесная! Застенчивая, умненькая, милая. Она коренная ленинградка, студентка института метеорологии. Приехала в наш Донецк на какую - то конференцию, которая почему - то не состоялась.
Тарасовы даже разрешили ей позвонить маме в Ленинград, и та долго нас ( с Тарасовыми) благодарила и горячо приглашала в гости .
Вообще на протяжении всей моей жизни судьба часто сталкивала меня с людьми добрыми и отзывчивыми, терпеливыми и щедрыми, много сделавшими для моего взросления и возмужания. Очень уж я была проста и беззащитна в своей наивности, легкомысленна и нетерпелива. - «Что будет со Светой? Ведь пропадет «такая»!» - тихонько жаловалась тётя Аня Тарасова за моей спиной тете Любочке . – «Шо вы такое говорите?»- громогласно возмущалась та: «Девчонка учится, работает, глупостями не занимается. С чего бы ей пропадать!? Ну- кА, Света, по-быстрому «чепурысь»(причешись, накрасься) та пишлы. Ал. Аф. сегодня флотский борщ сварил. Вкусный - нема сылы!»
Если я долго не звонила, тетя Люба «совершенно случайно забегала на минутку, бо некогда» и с порога спрашивала: «Ну шо , Света, сидим на мели?» (из морского лексикона - быть без денег) и ставила на стол баночку с домашним соленьем. Под ней я потом обнаруживала «три» или «пять» рублей.
Весной вернулся из армии Женя и как-то быстро женился на тихой, скромной Ниночке.
А в июне, сдав сессию, я поехала в родной «Ястребок», впервые в качестве вожатой ( то же, что «монитрис» во французском детском лагере –«колони») . Вот там мне судьба сделала подарок – я нашла свою главную подругу жизни - Лену Сафонову. И пусть кто угодно говорит, что женской дружбы не бывает - это у них не бывает. А у меня она случилась ! Судьба, наверное, возместила мне отсутствие родной сестры - любимой, всёпонимающей, обожаемой.
ГЛАВА 8
……И в тяжкий час бедой прижата
Девчонкой глупой и смешной
Я там работала вожатой -
- командовала малышнёй…….
В «Ястребке» сразу после разговора с директором, я с чемоданом отправилась в «вожатскую» комнату и зайдя, увидела худенькую кудрявую девушку. Она, положив одеяло на столе, гладила синюю блузку: «Ты Света? Заходи, не бойся! Если кто обидит, скажи мне! Вот твоя кровать. А теперь пошли к Купеску, он скажет в каком ты будешь отряде.»
Вот так за ней и иду уже 40 лет. Меня восхитило в ней все: внимательные , серьезные глаза, низкий , мягкий голос, всегда отутюженная пионерская форма на гибкой фигурке, ее решительность, раскованность, смешливость, искренность, обилие подруг и даже начавшийся тем летом ее роман с нашим старшим вожатым Павликом Купеском, к которому я ее тайно ревновала.
Отряд Сафоновой всегда и везде был первым. Самых трудных подростков отдавали ей на перевоспитание.
У нее тогда был хороший муж Витя и двухлетняя дочка Таня - черноглазая, похожая на пупса девочка . Витя привозил ее по воскресеньям в лагерь и, пока взрослые выясняли отношения, дети из всех отрядов тискали и возились с ней.
Определили меня вожатой к опытной, пожилой учительнице Ольге Йосифовне в самый младший отряд «октябрят» - такая существовала в СССР странная организация у самых маленьких школьников.
Они носили на рубашке значок - звёздочку с маленьким портретом Ленина в средине и должны были стараться во всем походить на любимого вождя.
В 9 - 10 лет ребята «вступали» в «пионерскую организацию». Пионеры - это уже на ступеньку выше и солидней . В день приема на торжественной линейке они перед всей школой «давали торжественное обещание : « ... клянёмся жить, учиться и бороться , как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза……» Под барабанный бой лучшие из лучших «комсомольцы» (старшие школьники) завязывали у каждого на шее пионерский галстук - косынку из красного шелка – необходимый элемент одежды в школе и в летних лагерях .
Затем в напряженной тишине старший вожатый громко и торжественно произносил : «Пионеры, в борьбе за дело коммунистической партии, будьте готовы!» И взволнованные «новоиспеченные» пионеры, высоко поднимали перед собой чуть согнутую руку в салюте и охрипшими от волнения голосами отвечали пионерский девиз: «Всегда готовы!».
В этом «пионерском» состоянии дети тоже должны были походить во всем на любимого Ленина , как и «октябрята» - хорошо учиться, помогать старшим, не обижать младших и любить свою Родину – самую лучшую страну в мире и понемногу расширять поле своей деятельности - регулярно собирать макулатуру, помогая стране с бумагой и собирать старый металлический хлам, помогая стране с металлом .
Вот в сущности и всё –никто из взрослых не мог толком объяснить любопытным пионерам - чем же они отличаются от обычных школьников .
И уже в 14 лет пионер с радостью прячет подальше надоевший пионерский галстук, и «вступает в комсомол» ( КОМмунистический СОюз МОЛодежи) , цепляя на рубашку новый элемент одежды - комсомольский значок, продолжая по мере возможностей хорошо учиться, «горячо любить свою родину, не обижать младших….».. Вот такая странная система воспитания подрастающего поколения существовала в СССР почти лет 70 !.
Но мы все к ней привыкли и, делая праздник из каждого приема в «октябрята», в «пионеры», в «комсомол» не задумывались никогда - А зачем все это?
***
В родном лагере я была как рыба в воде, набиралась опыта для выбранной профессии и работалось мне легко и радостно. Там давно привыкли к моей рассеянности и легкомыслию, как привыкают в семье к бестолковой, смешной сестрёнке. Если находили в конце стадиона «ничейную» босоножку - знали, что потеряла её скорей всего вожатая Света с малышового отряда. Если прачка Нюся вдруг обнаруживала в выстиранном только что пододеяльнике чьи – то ручные часики - она знала кому их отдать - ( я уже и не надеялась их найти).
Но если нужно было срочно заменить кого – то в выходные, поиграть с детьми на пляже или на «массовке», обращались тоже ко мне.
Директором лагеря тем летом был Гущин В.Н. Его худющая фигура в простых ( всегда чистых) брюках и рубашке постоянно мелькала в разных концах лагеря и даже иногда в нескольких одновременно – вот только что я была у него в кабинете, где он давал мне рулон ватмана для газеты, а подходя к своему корпусу, уже вижу его, помогающий разгружать хлебный фургон с женщинами из кухни.
Наш удивительный директор всегда следил, как едят дети в столовой , как делают утром зарядку, как купаются в Донце, сидел в жюри на всех конкурсах и соревнованиях и был желанным гостем на вожатских вечеринках (хотя совсем не пил - у него была язва желудка).
Ну, а в конце смены, в последнюю лагерную ночь (святое дело!) - всеобщее измазывание друг друга зубной пастой. Для этого случая сохранялись под матрасами тюбики с остатками пасты. Операция «Паста» продумывалась девчонками и мальчишками до мелочей. Попозже старались лечь спать, назначался дежурный – постовой, который должен разбудить народ в 4 - 5 часов, когда уже весь лагерь наконец засыпал и можно было приступать к операции - абсолютно бесшумно пробраться в спальню «противника» и … Очень важно было кому – то из «противников» успеть первыми. А уж какой стоял ликующий визг во всех отрядах, когда мальчишки утром обнаруживали себя, разрисованными пастой как папуасы, или девчонки, рыдая соскребали слои пасты, щедро намазанной мальчишками на их нежные лица и волосы.
***
- В один из выходных дней приехал в Ястребок мой дядя Витя и повёз меня на своём «Москвиче» домой в Донецк – в понедельник я сдавала последний в летней сессии экзамен в своём институте и во вторник должна была вернуться в лагерь. В машине с нами ехала красивая, хорошо одетая женщина, знакомая Вити – Нина Михайловна. Она проведывала своего сына в одном из п\лагерей. Я всю дорогу с ней мило болтала, что – то рассказывала…На полдороге мы остановились в лесу у какого – то озера. Разложили на коврике еду, с аппетитом поели, и Нина Михайловна стала убеждать меня, что самое время искупаться - на том берегу желтел песочком пляж. Я ещё не понимая, почему от меня хотят избавиться, объяснила, что у меня нет купальника - Нина Михайловна предложила свой. Пришлось мне идти в обход озера. Нину Михайловну и Витю не было видно с берега и, поплескавшись у берега с полчаса, я потопала на другой берег к нашей машине.
В Донецк мы вернулись поздно вечером. Уставшая и довольная поездкой, я поднималась с Витей по лестнице к ним на 5 – ый этаж, представляя, как буду рассказывать сейчас тёте Энне про лагерь, про купание на озере….Вдруг Витя остановился и как - то смущаясь и не глядя мне в глаза, попросил: « Светка, ты про остановку в лесу Энке не рассказывай, ладно?». Ну, до чего же глупая я девица была! Ведь по фантастической своей наивности запросто могла дядю своего «заложить!»
ГЛАВА 9
В сентябре Александр Афанасьевич устроил меня работать воспитателем в среднюю школу, где он учил мальчишек старших классов столярному мастерству.
В августе тетя Люба похлопотала и «выбила» мне 100 рублей от профсоюза медработников в своем Облисполкоме. Тетя Катюша выслала ко дню рождения посылку с подарками. А тетя Энна пошила мне невозможно красивое платье для школы - черный вельвет с белым кружевным воротничком и я, полная грандиозных планов и надежд, пришла работать в школу № 18 в третий класс в «продленку»- ( с 12ч до 17 ч).
Сразу после уроков я получала от учительницы указания, на что нужно обратить внимание во время выполнения домашнего задания . Потом строила ребят парами и вела их в столовую мыть руки и обедать . Затем целых 2 часа играла с ними во дворе , а в 3часа они умывались, успокаивались, рассаживались за парты и с моей помощью выполняли домашнее задание.
Я ещё по инерции, не растеряв вожатского энтузиазма и энергии, стояла на воротах на футболе, горячо обсуждала разные их проблемы, ходила на экскурсии, пела с ними на переменах песни «из пионерской жизни» и совсем мало уделяла внимания дисциплине в классе, когда выполнялись домашние задания.
Строгая завуч с тугим узелком волос на затылке вела со мной беседы в присутствии директрисы, объясняя, что главное в школе - это дисциплина, что я должна мобилизоваться, добиться дисциплины и тишины…
А мне так жалко было своих третьеклассников, которые уже отсидели 5 часов со строгой учительницей в душном классе. Я полюбила их сразу всех вместе с их родителями и с учительницей Валентиной Петровной.
Суховатая, аккуратная, никогда не повышающая спокойного голоса Валентина Пет. терпеливо и настойчиво старалась «делать из меня педагога» - подсказывала, помогала, ругала, хвалила , учила…
-«Света, не играй с ними в футбол. Ты для них не приятель - товарищ. Они должны уважать и побаиваться тебя. Ты - учитель ! Почему они поломали строй и шумно шли из столовой? Верни, заставь построиться. Зачем Киряева посадила с Шевчуком?» Мои оправдания, что это два друга еще из яслей, а по дороге из столовой я рассказывала им про Чапаева, а на футболе я заменяла Славика, который поранил коленку, разбивались о «железные» доводы Валентина Пет.: «Света, если ты не добьешься дисциплины – ты не сможешь работать в школе, хотя у тебя есть для этого всё остальное» .
И она была права! Очень медленно, «набивая себе шишки», с мукой, «самобичеванием» и слезами я одолевала на практике эту труднейшую науку ума и души - педагогику. Ну нет у меня «металла в голосе», который подчиняет и держит в страхе и уважении весь класс. Я так и не смогла его по – настоящему выработать в себе за 30 лет работы в школе.
Если моей коллеге в соседнем классе нужно было только грозно посмотреть на притихший класс и «с металлом в голосе» приказать решать трудную задачку самостоятельно, то мои дети начнут ее решать, если я нарисую, распределю по ролям, вызову кого-то послабее к доске, чтобы сообща ему помогать и ни на секунду не упущу из поля зрения Устинова и Жука с задней парты. Я еще долго играла с детьми в «салки» и «Кокушко» во дворе, но на футболе была только зрителем, научилась добиваться тишины во время выполнения задания, с удовольствием сидела часто с утра у них на уроках - конспектировала, запоминала, «мотала на ус».
Через год мы с Валентиной Петровной выпустили своих детей в 4-ый (старший) класс и я попала тоже в «продленку» в 1 класс к другой , еще более строгой и опытной учительнице Светлане Александровне. Она тоже прощала мне несерьезность, рассеянность, несобранность, ценя очевидно во мне бесхитростный, веселый нрав, наивность, привязанность к детям, безотказность и открытость и тоже продолжала «делать» из меня учителя «с металлом в голосе».
В школьной столовой после обеда мне всегда оставляли полулитровую баночку с супом или борщом ( мой ужин дома) и, если я занятая детьми, забывала её забрать, кто- то из поваров приносил в класс и ставил ее на подоконник, рядом с моим портфелем.
Учителя – коллеги младших классов по-доброму опекали меня, дети радостно галдели, когда я входила в класс после уроков , чтобы вести их на обед, родители приветливо разговаривали, просили быть построже, а некоторые даже пытались познакомить меня со старшими неженатыми сыновьями и племянниками.
Ругали меня и были недовольны только мои главные начальники - директор и завуч. Им не нравился шум в столовой, не идеальная, как в соседнем классе у Ирины Михайловны тишина во время выполнения домашнего задания, «некрасивый строй»….А когда они прочли в моих воспитательных планах про «непедагогическую» игру во время прогулки «Казаки –разбойники» - возмущению их не было конца. Даже на педсовете меня не раз «песочили» за несерьезный характер, за «сжато» написанные ежедневные планы, где не были полно освещены патриотическая , учебная и воспитательная задачи и подробно не разработан план работы с отстающими ( по минутам), за мое неумение управлять дисциплиной и «делать выводы»…….Как-то не вписывалась я в представление о серьезном советском педагоге для этих двух строгих школьных начальниц.
Приученная не спорить с начальством и привыкшая к самоедству, я в полном отчаянии сидела перед ними с поникшей головой, изо всех сил стараясь не зареветь. Теперь, проработав с детьми не один десяток лет, я часто размышляю - может и не стоило мне всю жизнь так себя «бичевать»?! Так страдать от чувства вины, собственной неполноценности, плакать ночами в подушку от безнадеги, унижения, беспомощности… ведь научилась я вести урок в тишине, добиваться полного внимания класса при моем объяснении, быстро строить их парами, писать поурочные планы с «целями и задачами», многочисленные «отчеты» «сводки» и записи в классном журнале , доклады на политзанятиях …и т.д. и т.п……
Но!...Мои доклады на политзанятиях «не освещали важные постановления партии и правительства», а скорее походили на сводку интересных новостей из криминала, путешествий и удивительных происшествий .
В классном журнале и в тетрадях детей находили пропущенные мной ошибки, построенные парами ученики, шли шумно и не радовали глаз начальства, тишина в классе часто нарушалась импровизированным пояснением или спором и запланированное я не всегда успевала сделать на уроке, забывая иногда ( к тихой радости детей) дать им домашнее задание или поставить оценки в журнал..
Но больше всего меня огорчало то, что на итоговых контрольных работах в моем классе было всегда больше «двоек» . В 1-А классе их всего одна - две, в 1-Б их две-четыре, а в моём 1-В их пять-шесть! Ну как тут не заплачешь! Ведь я после уроков занималась, карточки придумала, таблицы делала, «слабых» на первые парты посадила, на уроках их не упускала из виду….
Сейчас перебирая в памяти всю мою «педагогическую деятельность», я прихожу к выводу, что не так уж плохо всё было! Были радостные, влюбленные глаза детей, были маленькие победы и удачи, были интересные уроки , на которых нарушалась тишина горячим спором , обсуждением и нахождением истины, были победы на конкурсах самодеятельности, веселые праздники, долгожданные «тройки» и «четверки» у отстающих, благодарные слова родителей, цветы, счастье…
Просто тип моего характера, с которым я родилась, мешал мне подстроиться под систему советского образования с жёсткой дисциплиной, бесконечным заполнением множества бумаг, строгим соблюдением порядка, контролем, многочисленными правилами и требованиями.
Возможно, больше пользы я принесла бы в детском доме, скрашивая обездоленным детям их сиротство. Я бы их периодически «усыновляла» и чаще бы радовалась удачам в своей работе - кто знает?! Но жизнь не дала мне этого шанса.
Свидетельство о публикации №212042800971