О двухтомнике Светланы Алексиевич

      Опубликовано в журнале:
      «Новый Мир» 1999, №2
      РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


      

    СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ. У войны не женское лицо. Последние свидетели. М.,
    “Остожье”, 1998, 464 стр.
    СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ. Цинковые мальчики. Зачарованные смертью. Чернобыльская
    молитва. М., “Остожье”, 1998, 608 стр.
   
    Мир не только активно сопротивляется человеку, но и не умещается ни в какие
    теоретические схемы. Именно эту скептическую, “постмодернистскую” ситуацию в
    культуре и отражают книги С. Алексиевич. Поэтому “отсутствие” автора так же
    естественно для ее работ, как и ориентация на “конструкцию”, коллаж вместо
    традиционной установки на “произведение”.
    В сущности, то, что делает Алексиевич, можно назвать “роман-газетой”, где
    журналистский коллектив и главный редактор соединены в одном лице. Роднит с
    журналистикой и злободневность затрагиваемых проблем, и постоянный
    “подогрев” фактов, и прием контраста, бьющий по нервам без промаха.
    Но при всей внешней открытости для массового читателя, все же по большому
    счету Алексиевич — писатель для писателей, философов, ученых. Ее тексты дают
    богатейший материал для изучения современного массового сознания.
    С самого начала своей литературной работы Алексиевич уходила от застывших
    идеологических схем — к реальности. Реальностью же у нее, как и у каждой
    женщины, оказывается быт. Сначала это быт Великой Отечественной, потом
    Афганистана, Чернобыля. С полным правом Алексиевич можно назвать
    бытописателем трагедии. Но если в ранних работах быт был мостиком к бытию, к
    пониманию героического, устанавливающим связь между высокой идеей и живым
    человеком, то в случае с Афганистаном быт стал самодовлеющим и, по мнению
    некоторых участников этой войны, не вместил всей правды о ней. Это, в
    сущности, и вызвало тот судебный процесс, материалы которого также вошли в
    книгу. Именно там прозвучал вопрос, который часто сопровождает знакомство с    произведениями Алексиевич: нужна ли нам такая страшная правда?
    Мудрее всех в этом конфликте оказался бывший афганец Павел Шетько: “Здесь одни пострадавшие стороны: любовь, которая не приемлет горькую правду о
    войне; правда, которая должна быть высказана, несмотря ни на какую любовь;
    честь, не приемлющая ни любви, ни правды”.
    В центр общественного внимания
    попал узел проблем, который ни развязать, ни разрубить. У самого Шетько
    только один, но очень существенный упрек: как ему показалось, “в книге
    практически нет любви к юности, брошенной на заклание”.
    Именно через быт Алексиевич обнажает варварство любой войны. И шире —
    жестокость мужского мира. У жизни не женское лицо — для наивного советского сознания это было открытием. Хотя именно об этом твердят и мифы, саги, предания, и факты давней и новой истории. Ничего нового о природе человека книги Алексиевич не добавляют. Достаточно познакомиться с Ветхим Заветом,  чтобы убедиться: человек — величина неизменная и меняться не склонен, во  всяком случае так быстро, как ему самому бы хотелось. И более того: мир сопротивляется, мстит человеку — сила противодействия равна силе
воздействия.
    Чернобыль — именно такая месть, расплата за избыточную рациональность и  волюнтаризм, которые идут всегда рука об руку. “Чернобыльская молитва” —
    лучшее произведение Алексиевич. Здесь она подошла к порогу медленно
    нараставшей в ее “роман-газетах” жестокости мира. Может, поэтому, а может,
    потому, что изменилось время, читателей у последней книги оказалось меньше,
    чем у первой, - "У войны не женское лицо", - сделанной гораздо менее профессионально и искусно. Многие откладывают “Чернобыльскую молитву” — хочется читать о любви. Улавливая  читательские настроения, писатель работает именно над этой темой. Ведь только любовь в состоянии преодолеть ужасы нашего мира, внести пусть  краткую, но обнадеживающую и спасающую гармонию.
    Подозреваю, что основной читатель Алексиевич сегодня на Западе; только
    благополучные люди могут безболезненно выдерживать тот психологический груз,
    который взваливает на них автор. И, видимо, в этом выходе к мировому
    читателю книги Алексиевич получают некий добавочный смысл: из них узнается, что люди, способные выдерживать такой быт, о котором она пишет, неодолимы. Возможно, даже сама того не подозревая, Алексиевич демонстрирует первозданную мощь народа, которого невозможно победить. Думаю, что военным стоит подумать о премии  для писателя, с которым они по недомыслию пытались судиться.
    Можно спорить о том, что представляют собой книги Алексиевич — журналистику?
    литературу? — но бесспорна их содержательность, новизна, смелость, их
    насущность для нашего времени. Не случайно почти все пишущие о ее работах
    невольно вовлекаются в круг затрагиваемых проблем, становятся соавторами и
    героями. К той литературе, когда писатель пописывает, а читатель почитывает,
    книги ее не имеют отношения.
   
Валерий ЛИПНЕВИЧ.


Рецензии
Мне не читается "У войны не женское лицо", остальное не читал и вряд ли стану читать. Проблема не в правдивости - вполне допускаю, что значительная часть правдива, всегда можно набрать из миллионов событий фактов на двести страниц книги - а некоторых других моментах. В однобокости изображения, такое нельзя читать без уже заранее известной общей картины. Иначе получается искажённое восприятие, резко искажённое.
Второе. Автор пересказывает рассказы 40-летней давности, а не сам участвует, получается вторая степень искажения. Малохудожественность у Алексиевич - даже хорошо, коряво порой написано. Чтобы писатель сообщил, что он/она - ухо или некий иной член тела - слишком всё же для литературы, не проходит по критерию, журналистика- публицистика. Ну и так далее. Это первое краткое мнение. У меня мнение основано на личном и долгом общении-рассказах участвовавших и живших 70-80 лет назад родственников, так что моё мнение не изменится.

Вадим Волков   09.10.2015 15:56     Заявить о нарушении
Да, у неё именно те детали, которые претендуют исказить общую картину. Много героев, но автора, в сущности, нет.

Валерий Липневич   09.10.2015 16:06   Заявить о нарушении
Честно говоря, у меня почему-то особой симпатии к получению признания разоблачением-отрицанием-разрушением не присутствует. Чем-то напомнило Валерию Новодворскую в мягкой форме. Впрочем, и массовое одобрение тоже не симпатично. Относительно ужасов войны и пацифизма - другие формы эффективнее. Без полученной Алексиевич Нобелевской Премии вряд ли бы стал комментировать и вряд ли бы обратил внимание. Не более, чем личное мнение, разумеется. Интересно было прочитать Ваше мнение, разумеется. Спасибо.

Вадим Волков   10.10.2015 01:21   Заявить о нарушении
Она из тех птичек, что слетаются на поле боя и добивают раненых. За это и заплатили. Что хорошо видно по её интервью. Что ж, каждый выбирает свой путь.

Валерий Липневич   10.10.2015 11:05   Заявить о нарушении
Прочитал что-то из Вашего дневника. И вот неожиданно нашёл письмо 42 писателей, "совести нации" так сказать, из октября 1993 года. Просто ужасно, кто до этого призывал с трибун СССР и писал произведения во славу страны все предыдущие 1950-ые - 1980-ые годы.
http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HONOUR/LETT42.HTM

Вадим Волков   10.10.2015 12:09   Заявить о нарушении
Да какая это совесть, навоз. Только Астафьев затесался туда по старческому маразму. Адамовича сейчас вообще невозможно читать.

Валерий Липневич   10.10.2015 13:52   Заявить о нарушении
Про Алеся Адамовича не знаю, в смысле он же партизаном был и последующие книги о партизанах его кажутся правдивыми, читаю сейчас "Хатынскую повесть" - вроде неплохо и интересно. Партизаном-то я не буду и вряд ли возможно уже. Вот что заставило его предать читателей фактически, учить студентов и не отказываться от всех призов и наград - не знаю. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%8C
Возможно, особенности в биографии http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00034301184773068336/

Вадим Волков   11.10.2015 13:50   Заявить о нарушении
От него осталась только "Война под крышами".

Валерий Липневич   11.10.2015 16:01   Заявить о нарушении
Спасибо, прочитаю, подумаю.
С уважением.

Вадим Волков   11.10.2015 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.