Фильм А. Митты Сказка странствий

Марта – главная героиня. Сразу делает морально-нравственный выбор. Брату плохо от золота и она не позволяет ему использовать его талант. Они живут в нищете, но для Марты жизнь человека и любовь дороже всего на свете! Она почему-то знает, что они выживут и так, без золота. А вот, если она позволит брату золото искать, то он может умереть. Вот он – морально-нравственный выбор: жизнь и душа человеческая дороже любых богатств. Она верит в это и отстаивает свою веру.

Орландо – добрый и мудрый. Он – врач и изобретатель. Он – творец.
Он находит Марту, но он ещё не понял, что нашел свою музу.

ОРЛАНДО. «Жизнь – большая река, и мудрец никогда не станет бороться с волнами, он плывет по течению потому, что знает: течение само вынесет туда, куда надо».

Первый выбор:
Марта и Орландо, чтобы продолжить поиски Мая должны пройти по спине дракона.
МАРТА. «Я же не могу не пойти, я же не могу его бросить».
Орландо идти не хочет. Не хочет погибнуть в пасти дракона. Ему трудно сделать этот выбор. Но он не может бросить Марту.
Для Марты выбор сделать легко. В ней живет морально-нравственный закон. Для Орландо – сложно. Но он – творец. А Марта – его муза. Кроме того, что они – друзья. В этой сцене Марта пробуждает в душе Орландо морально-нравственный закон. Что муза, обычно, и делает.:)))))))

Второй выбор:
Искушение благополучием. На спине дракона.
ОРЛАНДО. «человек должен был сыт, особенно философ»
МАРТА. «пошли отсюда, они все противные».

Как все люди с морально-нравственным законом, она все интуитивно поняла. Довольство не приводит к духовному совершенствованию. Для того, чтобы совершенствоваться, надо куда-то стремиться. Это делает и муза – побуждает искать. Она возбуждает неутихающий духовный голод. Ничем материальным не заменишь. Если творец успокаивается сытостью материальной и отвергает свою музу, он деградирует.
Он понимает это иногда слишком поздно. И Орландо понял, но муза ещё не ушла. Она была рядом, и они спаслись, чтобы пойти по пути творчества дальше!:))))))))

 Третий выбор:
Иногда и музе бывает плохо. Она тоже – живая душа.
МАРТА: «Я убью их». Фактически, это отказ от морально нравственного закона. Но для музы – существа призванного вдохновлять, это – смерть. Не важно, что она не убивает в реальности. Важны мысли, желания, чувства.
Но тут творец сам приходит на помощь к своей музе.
ОРЛАНДО: «Не говори так! Кто убивает человека, убивает дважды – его и себя»

Да, не каждый творец это может – не только пользоваться, но ещё и отдавать. Творец, который это смог, остается творцом. Творец, который этого не смог, умирает, как творец. Орландо смог.

Четвертый выбор:
Искушение. Муза Орландо, Марта, сосредоточена на своей цели. Она серьезна и даже грустна. Она не разменивается на веселье и не отвлекается на бессмысленный для достижения её цели досуг. Здесь два смысла. Марта ищет брата, это понятно. Но ещё Марта готовит своего творца к ОЗАРЕНИЮ. А подготовка эта заключается в том, чтобы не допустить в душе своего творца нарушения морально-нравственного закона.
Но для того, чтобы достичь своих целей, Марте-музе необходимо слишком много сил. В ней идет внутренняя работа, поэтому на внешность она внимания не обращает.

Но творцу иногда хочется веселья и праздности и удовольствий. Бывает, что ему надоедает идти по пути соблюдения морально-нравственного закона всегда и во всем. Он не понимает, что любое нарушение этого закона оттягивает момент ОЗАРЕНИЯ.

Сцена в таверне показывает все это.
В таверне Орландо хочет отказаться от своей музы, соблазнившись внешней красотой.

Тут же, он получает по заслугам. Его бьют. Вот, очень символично. Отказавшись от СВОЕЙ музы, то есть, начав творить в не соответствии со своим творческим даром, творец наказывается. И наказывается он очень жестоко. Наказание заключается в том, что его творения получаются никуда негодными – не талантливыми проще говоря. В них, как бы искра Божья не содержится. Людям такое творчество не нужно и поэтому они такого творца «бьют» невниманием к его творениям и критикой.

Но муза творца не бросает. Она остается с ним. Не так просто её прогнать. Ведь, она посылается творцу Богом.

ОРЛАНДО. «Мы все – существа, живущие в одном организме, имя которому – Земля! Реки это жилы, по которым течет её голубая кровь, Европа, Азия, Африка – это её  сердце, её легкие! Облака – это пар, от её дыхания! И вот, к какому выводу я пришел: раз уж государства являются частями единого живого организма, они должны жить в мире! Люди узнают о моем открытии и на Земле прекратятся воины, и наступит Золотой Век Благоденствия!»

Очень примечательная сцена. В ней показана суть настоящего творца. Она заключается в том, всегда, что творец творит не ради себя, своей славы или благополучия. Она заключается в том, что настоящий творец творит ради счастья всего человечества! И только в этом случае к такому творцу приходит его Муза – искра истинного творчества!

Но истинный творец несчастен тем, что он всегда несколько опережает свое время и современники не могут понять его творений. Истинный творец творит для потомков. В этом трагедия всех творцов - их творения не находят, ни признания, ни понимания при их жизни.
Некоторые не выдерживают и умирают творчески. В сказке это показано. Когда Орландо замуровывают в башню, обрекая на медленную смерть от голода и жажды.
Вот, символично очень. Творец так часто остается без средств к существованию!
Но Марта, истинный друг и Муза Орландо не покидает его. Хотя он гонит её, желая сохранить ей жизнь. Но она не уходит. Их замуровывают вместе.

И вот, творец – в одиночестве. Его ждет смерть. Не только физическая. Его ждет смерть творческая. Потому, что он отчаялся… Он больше и не хочет творить!

Очень это все сквозит в момент, когда Марта лезет в последнее пристанище Орландо и её замуровывают вместе с ним. Даже тогда, когда творец смиряется со смертью и, отчаявшись, отказывается творить, муза его не покидает. Она теребит и требует, она «стучится в голову», она кричит, что не хочет умирать! Потому, что если творец, отказавшись от творчества, умирает, вместе с ним умирает и его Муза. Она понимает, что не справилась, не выполнила миссию… и умирает. Осознание этого убивает её. Но муза Орландо – Марта не хочет умирать.
Она говорит: «Придумай что-то! Спаси нас!»

Очень символично. Когда творец прошел через все искушения, выдержал все испытания и подумал, что никогда уже не сможет творить, именно тогда он услышал НАСТОЯЩИЙ голос своей музы! Так всегда с творцами и бывает;))))))

А, ведь, к этому моменту Орландо был именно готов к ОЗАРЕНИЮ!
Высшая готовность – он не ожесточился! Умение прощать и искренне сочувствовать печали и горю другого человека – вот, что такое полная готовность к ОЗАРЕНИЮ у творца. А ещё, он не ожесточился. Печаль была, но не было ненависти. Да, он духовно уже полностью готов на этот момент к озарению!
Орландо говорит: «не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, зачем их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими».
Морально-нравственный закон достигает в нем в этот момент наивысшей силы и глубины: он пытается избавить от смерти Марту, не думая о себе, он называет тюремщиков негодяями и зверями. Он понял все зло и несправедливость мира, но он не ожесточился. Он готов.

Но он не знает о том, что готов к ОЗАРЕНИЮ. Он отчаялся. В этот момент его Муза и начинает действовать в полную силу!
Марта просит его, требует что-то придумать, чтобы они спаслись. Но Орландо не верит в свои силы. А когда Марта видит, что выхода действительно нет, отчаивается и она. Но тут она вспоминает о своей цели: ей надо спасти брата! Она его видит в руках мучителей и в ней просыпается такое мощное желание жить, чтобы спасти брата, что это желание жизни и творчества заражает Орландо своей силой и глубиной! МОМЕНТ ОЗАРЕНИЯ НАСТУПАЕТ – ОРЛАНДО ТВОРИТ КРЫЛЬЯ!

Этот момент восторга творения – он всегда неповторим.

Но этот момент проходит. То, что сотворено – прекрасно. Оно не умрет никогда. Но творцу надо жить дальше – вновь проходить тот же путь к ОЗАРЕНИЮ. Но, как бы, на новом уровне. Теперь душа Орландо уже не та, что раньше. Она взошла на такую высоту, что морально-нравственному закону музе кажется в первый момент, что его уже не надо учить.

НОВОЕ ИСПЫТАНИЕ:
Когда творец идет к новому, более высокому озарению, он уже сознает, что никакое творчество, никакое открытие не важнее живой боли человеческой души! И он спасает, рискуя собственной жизнью, детей и Марту от Старухи Чумы. Если бы он выжил, его следующее творение было бы намного прекрасней крыльев. Но он погиб.

Но, не зря путь музы и творца – один. Не зря муза пришла именно к этому творцу. Он умер. Но весь его опыт и его творческое начало и готовность и самопожертвование, и талант – все это не умерло. Все это осталось в Марте, его музе.
Да, сама она этого не сотворит. Но она может передать это другому творцу!

Удивительно, но эта «передача» происходит, когда Орландо делает Марте искусственное дыхание! Смысл этой сцены в том, что в этот момент Орландо передает Марте свою творческую и духовную суть. Марта не понимает, чем она наполнилась, но она хранит это в себе.

Для следующего творца.

Но пока Орландо ещё был жив, Марта не сидела «сложа рукаи». Она готовила его к следующему ОЗАРЕНИЮ.
И на вопрос Орландо: «ты что бросишься спасать утопающего, если не умеешь плавать»? она отвечает: «Я руку протяну, я ветку нагну, я палку брошу! Всегда можно чем нибудь помочь,  всегда!». Так Марта готовила Орландо к следующему ОЗАРЕНИЮ, заставляя работать его душу, всегда и во всем соблюдая морально-нравственный закон.

Но Орландо погибает. Но перед этим он обретает ВЗГЛЯД НАСТОЯЩЕГО ТВОРЦА. Этот взгляд проникает в самую суть вещей. Орландо узнает Чуму в нищенке. Да,теперь и ему есть чему поучить свою музу – Марту. ;)))))))
Орландо достигает уже такой духовной высоты, что даже когда Марта разрушает его творение – крылья, он принимает это. Так как теперь понимает до самой последней глубины, что облегчить чьи-то страдания важнее, чем сотворить любое, самое прекрасное произведение искусства.

Он опять готов к ОЗАРЕНИЮ. Теперь актом его творчества становится избавление города от Чумы. Ведь, он – лекарь. Он погибает после. Но погибает он на пике творческой высоты! И его творчество навсегда остается в памяти потомков!

Когда творец музы умирает, что ей делать? Кого вдохновлять на творчество? Ведь, муза не может не вдохновлять. В этом смысл её жизни.
Марта продолжает свое дело – ищет Мая. Муза ищет своего творца.

Она его находит. Марта находит своего брата Мая. Но он – не тот, что был. У Марты – горе. Она не может быть музой такого творца. Сначала ей надо научить его морально-нравственному закону. Любовь помогает ей и она берется за дело.

«Отец» Мая – хочет, чтобы в Мае жила его душа и все для этого делает. Но Марта не собирается этого позволять. Это – столкновение двух «я» в начинающем творце, выбор направления  в творчестве, выбор музы.

Ему помогает любовь.Он любит свою сестру. На самом деле для творца очень важно, чтобы в сердце жила любовь. Она будит сострадание. А сострадание – первый шаг на пути к ОЗАРЕНИЮ.
У Мая был талант – он чувствовал золото. Это то, что было ему дано от рождения. Он страдал, но он не трудился душой. Он получил довольство и богатство и считал, что заработал все это своим талантом. Но он стал злым. Муза-Марта не может с этим смириться. Ей нужен истинный творец!
Она не смиряется!
МАРТА: «Май, ты же мог сделать счастливыми стольких людей, а помогаешь негодяям»!
Так Марта заставляет душу Мая работать, так она пробуждает в ней морально-нравственный закон. И она не щадит его, она говорит ему всю правду: « ты – ничто, ни какой ты не талант! Ты просто – свинья, которая откапывает для них трюфели»! И это действительно так. Так бывает с каждым творцом, который отказывается от своей творческой сути ради приобретения материальных благ!
Но Май не хочет этого признать.
Тогда муза его умирает. Он это видит. Любовь и пробудившееся сострадание помогают ему в эту минуту: он осознает, что без  музы он творить не сможет. Он осознает, что такое – настоящее творчество.
И – БУНТУЕТ против своей неправильной творческой сути!

Этот бунт разрушает его мир. И почти его убивает. Да, так тяжел путь к истинному творчеству. Но муза видит, что теперь он = на верном пути и не покидает его!

Она передает ему творческую суть Орландо и – свою, делая ему искусственное дыхание соединяется с новым творцом!

Когда Май приходит в себя, он понимает, что его прежний талант пропал. Произошла замена творческой сути. Марта уже ни на что не надеется. И – уходит.
Но тут происходит чудо: Для Мая наступает момент ОЗАРЕНИЯ!
Он, неожиданно для себя самого и для Марты-музы, только путем отказа от неправильной творческой сути, пришел к моменту настоящего творения! И он пришел не потому, что отказался от прежней творческой сути, а потому, что не пожалел о потерянном даре!

Потрясающий момент. Катарсис. Муза понимает, что нашла своего творца и они творят вместе!

Удивительный фильм. Он ясно говорит о сверхличной природе вдохновения и о том, что творец, для того, чтобы творить истинное и прекрасное, всегда и во всем должен соблюдать в жизни морально-нравственный закон. Только тогда он сможет услышать свою музу!

Удивительно, что сказка была снята ещё во времена СССР!







 


   



 


Рецензии