Акакий Хорава

Грани и кадры

29 апреля 1895 - 23 июня 1972
Народный артист СССР (1936). Лауреат 6 Сталинских премий СССР. В 1936-1955 годах - художественный руководитель и директор Академического театра имени Шота Руставели, в 1939-1949 годах - директор Тбилисского театрального института имени Шота Руставели. Профессор (1947).

Акакий Алексеевич Хорава – уникум и рекордсмен.
Во-первых, совершенно харизматичная личность для грузинского театра. Для советского тоже, и даже – для мирового. Чистокровный шекспировский трагик!

Во-вторых, редкостный случай: в течение одного года (1946) он получил две Сталинских премии, всего же их у него полдюжины!

Третье: для грузинской кино-мифологии Хорава не меньшая величина, чем для советской – Николай Черкасов с Борисом Бабочкиным вкупе. А для албанской… и сравнения-то не подберешь. И это уже феномен почти без аналогов: символом великой славы, воинской доблести и вековой гордости албанского народа становится иностранный актер! В роли великого и непобедимого Скандербега грузин Акакий Хорава. Такой акцентированный выбор из богатейшего советского ассортимента объясним не только мощным фактурным своеобразием Хоравы, но и, возможно, наличием в древности государства… Албания – южного соседа античной Иберии (Иверии), то бишь Грузии.

В принципе, на выбор могло повлиять и то, с каким героическим пафосом, патриотическим накалом и внутренней силой Хорава в самый разгар Великой Отечественной войны (1943) перевоплотился в Георгия Саакадзе, не менее хрестоматийного персонажа кавказской истории, прославленного национального лидера позднего средневековья (16 век). В конечном счете, образ собирателя грузинских земель и племен Саакадзе не мог не импонировать Великому кремлевскому горцу.

Так или иначе, воитель Георгий Грузинский десять лет спустя становится Георгием Албанским.

И надлежит заметить, раскаиваться в выборе не пришлось. Великий трагик Акакий Хорава сумел-таки «воскресить и зажечь по новой» образ уникального албанского вождя Скандербега (равного Искандеру - Александру Македонскому, так его прозвали сами турки).

Как известно, история - дама капризная и несправедливая даже по отношению к гениям. Редко кому повезет родиться и вовремя, и к месту. Ввиду чего, какой-нибудь папуасский Рафаэль или Коперник наглухо обречены на роль либо людоеда, либо его завтрака. Политические гении маленьких народов еще реже способны реализовать всю меру своего потенциала. Лишь исключительно масштабному герою удается стать не только мировым авторитетом, но и свою маленькую страну подтянуть к державной планке. Хотя бы на время своего правления. Фидель Кастро и его Куба, остающаяся непотопляемым авианосцем социализма даже после измены бывшего СССР, классический пример из нашего времени. Примерно то же выпало на долю Георгия Кастриота - Скандербега (1405 – 1468). Командующий отборными частями султанских янычар вдруг железною рукой лепит на своей родине лигу из горских князей, поднимая их на мятеж против самого могучего владыки мира, и (беспрецедентный факт!) наносит ему, одно за другим, серию поражений. Причем, не только Мураду, но и знаменитому Мехмеду II - султану, окончательно сокрушившему в 1456 году Византию.

И вот уже перед победоносным Скандербегом заигрывают князья, короли и дожи. Кабы не ранняя смерть (якобы от малярии), как знать, куда бы вывезла кривая европейской политики и как бы могла сложиться судьба крошечной Албании, 25 лет бывшей форпостом европейской военной мощи!
То, что реальный Скандербег навряд ли был таким идеальным, как его изобразил Хорава, доказуемо многими зигзагами его бурной биографии (от победоносного военачальника и фаворита султана, присоединявшего к империи земли и народы, до сокрушителя армий того же великого падишаха).

Да, замечательный грузинский трагик выполнял социальный заказ, как и Бабочкин (Чапаев) с Мордвиновым (Хмельницкий), Черкасов (Александр Невский и Иван Грозный) с Симоновым (Петр Великий), Щукин (Ленин) с Геловани (Сталин). Но бесспорно и другое: лишь при наличии огромного природного дара безликому «заказу» суждено воссиять Мифом. А экзальтированность исполнительской манеры диктовалась историческими условиями, которое артисту отменить не дано, - можно лишь максимально нивелировать и очеловечить силой своего таланта и обаяния. Что А.А. Хораве, по мнению современников, блестяще удавалось на сцене.

С кино хуже. Ролей, адекватных масштабу личности, практически не было. И вдруг Саакадзе, Скандербег! Пушка палила раз в десять лет. Но как?! Два теперь уже канонических образца мгновенного создания культа национального героя и вождя масс средствами искусства (даже не верится, что в случае со Скандербегом чужого, и даже хочется верить, что албанцы гордятся таким воплощением-попаданием).

Месяц назад все мы могли бы отметить 115-летие великого артиста. Но даже не заметили. Так лучше поздно...


Среди других ролей: Али-Бей Египетский («Мамлюк», 1958), Вице-адмирал («Малахов курган», 1944). Всего 16 ролей в кино (9 – «немые»).

Май 2010 г.

Воспроизведен кадр из к\ф "Мамлюк" (1958).


Рецензии
Очень интересны дневники Хорава, в переводе на русский не нашёл. Опубликованы были спустя 30 после смерти.

Теймураз Твалтвадзе   15.08.2018 13:49     Заявить о нарушении
Гномы (нынешние) титана (прошлого) вряд ли прочитают: они перед собой видят лишь его подошву. :)
Спасибо за неравнодушие.

Владимир Плотников-Самарский   20.09.2018 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.