Цыганское счастье

     Поликарп был чистокровным цыганом. Кочевал с табором. А вскоре после отмены крепостного права остепенился и поселился в деревне Большие Сушки Перемышльского уезда Калужской губернии, завел крепкое хозяйство, завоевал уважение односельчан. Сын Поликарпа Василий стал знатным кузнецом, построил собственную кузню и даже во время очередной переписи населения записал свою семью под новой фамилией – Кузнецовы.
     Сыграла с ним эта фамилия впоследствии злую шутку: в годы коллективизации Василий с женой, не имевшие ни одного наемного рабочего, ни одной лошади и коровы, были высланы в Сибирь только за то, что владели собственной кузницей. В Сибири цыган-кузнец и его жена умерли от голода, оставив семерых детей. На фронтах Отечественной войны сыновья Василия защищали Родину, которая так немилостиво отнеслась к их родителям, а двое, Михаил и Кузьма, погибли в боях.

     Родион, один из братьев Кузнецовых, ушел на фронт из Калуги на второй день войны, оставив жену и троих маленьких детей. В качестве заряжающего противотанкового орудия участвовал в освобождении родной Калужской области. В 1942 году цыган Родион Кузнецов, закончив краткосрочные офицерские курсы, был направлен в артиллерийский полк в составе 1-го Белорусского фронта. А ведь в артиллерии тогда главной тягловой силой были лошади, конечно не резвые красавцы-скакуны, а скромные и послушные труженики, но и эти работяги радовали цыганское сердце. На переходах  Родион- словно Чапаев: верхом на коне, впереди упряжек с артиллерийскими орудиями.
     Да вот только как-то зимой попали его пушки под бешеный артобстрел, погибли расчеты, разбиты орудия, под Родионом убило лошадь, и она, падая, придавила его. Замерзающего офицера ночью нашли наши разведчики. Спасли…

Семья Родиона, жена и трое детей, находилась в эвакуации в глухой деревушке Калининской области. Старший сын Володька в 1946 году учился уже во втором классе. И вот в зимнюю пору шел в школе урок. Вдруг ученики увидели в окна, как мимо на лыжах пробежал офицер с вещмешком за плечами. Необычное зрелище: про лыжи в деревне никто и не слыхивал. Тут Володька уверенно заявил:
- Это же мой папка! Он приехал забрать нас в Калугу!
     Ну кто же еще мог добраться до заснеженной глухой деревни таким невиданным способом?!
     По лыжному следу прибежал Володька к себе домой. Вот он, отец, веселый, с белозубой улыбкой на смуглом цыганском лице, на гимнастерке – медали и ордена, среди них – две медали «За отвагу» и орден Красной Звезды. На коленях отца – младшие дети, рядом – счастливая заплаканная мама. Тут и слезы, и радостный смех…
- А подарки привез? – спросила маленькая дочка Родиона.
- А как же без подарков!
     Тогда фронтовики привозили с войны разные трофеи: аккордеоны, фарфоровые сервизы, кожаные пальто, часы, фотоаппараты. А что же привез цыган из далекой неметчины? Открыл Родион вещмешок – а там целое богатство! И тетрадки, и линейки, и пеналы, и цветные карандаши, и ручки с блестящими перьями…

     Мой хороший товарищ Владимир Родионович Кузнецов, ветеран МВД, писатель и поэт, недавно издал книжку «Из рода-племени цыганского». В ней и родословная автора, и истории о калужских цыганах, веселые и поучительные. Маленькая страничка в большой истории нашей Калуги.


Рисунок автора


Рецензии
Милый Антоныч... Наш Антоныч! Всегда - о людях и для людей. Щедрое сердце. Чуткая душа.
Вот и здесь - интереснейшая история о цыганской семье. Как тепло, с какой заботой, с каким трогательным отношением рассказывает нам Евгений Антонович о своих героях. С его легкой руки сразу располагаешься к ним - и вот они уже родные тебе, свои.
Какое спасение - эта страница. Спасение от наружной и внутренней суеты, постоянной загнанности, сердечной и душевной окаменелости. Как я люблю Вас, мой хороший Евгений Антонович...
Анечка, храни Вас Бог! От моих Сережи и Мариши - горячие приветы. Крепко-крепко Вас обнимаем! И еще - целуем. И еще - любим.

Ольга Суздальская   30.04.2015 16:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.